Что это такое, наверное, знает каждый. Вышивки, упрощённые вышитые картинки, мы встречаем на одеждах, а кое-у-кого ещё от бабушек и прабабушек остались целые картины или портреты предков. В долгие зимние вечера вышивкой увлекались не только женщины, но и мужчины, и даже королевские особы. Вспомните фильм «Посол Советского Союза», где король Швеции вышивал крестиком, но вышиванием увлекался и монарх Франции. История этого искусства богата и интересна. В одной статье о нём трудно рассказать. Говорят, оно уходит в прошлое. Но! Одни вяжут, другие вышивают и ни одна машина не может создать такие шедевры, как человеческие руки... Многие думают, что в наш машинно-компьютерный век ручная вышивка умирает, и нет смысла корпеть над каждым стежком. Но кто может понять душу и талант человеческой мысли и рук?
Вспомнить о своём материале на тему вышитой картины меня заставила подборка вышитых картин моей сестры Бондарь Екатерины Тимофеевны и небольшое объявление в Интернете о том, что с 5 апреля по 11 мая 2007 г. прошла 5-я Всероссийская выставка «Вышитая картина» в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Позже ничего не обнаружил. Эту тему почему-то мало, или совсем, не жалуют СМИ. А без рекламы сегодня, сами понимаете, трудно нести искусство в массы. А вышивка это настоящее народное искусство, которое достойно любого музея.
Итак, мой материал 1999 года. Это было 20 лет назад, но особых продвижений в пропаганде этого искусства мало.
- Осенью прошлого года в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходила вторая Российская выставка - конкурс «Вышитая картина - 98», которая, к сожалению, она не стала ежегодной. Тогда она вызвала большой интерес москвичей и гостей столицы. Это было действительно эстетическое зрелище, заставляющее забыть невзгоды наших дней. Тепло рук мастеров, их талант и фантазия приводили многих посетителей в явный восторг. Я сам несколько раз посещал эту выставку, пытался тогда написать статью о ней, но, видимо, к сожалению, наши СМИ больше уделяют внимания и восхищения всему зарубежному, но не к своему. Хотя за рубежом наши вышивки пользуются повышенным спросом и не только у коллекционеров, а просто туристов, как память о России, где всё для них удивительно.
На выставке один иностранец-турист сказал мне: «Это ценнее традиционной вашей матрёшки. То серии, а это индивидуальное произведение искусства. Через некоторое время этим картинам цены не будет. В них душа уходящей России». С последним я с ним не согласился. Я верю в Россию и мастерство своего народа, простого народа, а не дельцов от искусства. Не умирает народное мастерство, оно живо энергией и талантом снизу и, если найдутся молодые энтузиасты, способные организовать эту энергию, то будут ещё созданы даже не картины, а вышитые шедевры. И подтверждение этому я нашёл осенью того года (1999), побывав в Санкт-Петербурге.
Ещё на московской выставке меня заинтересовали две вышитые картины представительницы Санкт-Петербурга Тамары Георгиевны Васильевой - «Троица» и «Чаша моления», последняя выполнена в стиле удивительной живописи художника Куинджи, но только нитками, что придаёт ей большую теплоту. Всё-таки краски холоднее живых нитей. Картины не получили призовых мест, но мастер была удостоена диплома. Мне удалось встретиться с ней в северной столице, побывать дома и познакомиться с её коллекцией работ. Конечно, это не все её работы, Многие она продала, в том числе и за границу. Кушать-то хочется, а на пенсию трудно прожить.
Посмотреть, понравившуюся мне картину «Чаша моления» не удалось. Тамара Георгиевна подарила её Российскому Этнографическому музею в знак благодарности за организованную в апреле выставку «Вышитая картина». Она с гордостью показывала благодарственное письмо музея.
Сейчас она работает над другой подобной картиной, которая не только нужна для выставок, но и для преподавательской работы, - ученикам нужен наглядный экспонат, а не только показ, «как класть стежок к стежку...». Васильева не только мастер ручной вышивки, но и преподаватель этого замечательного искусства. С 45-ти лет увлёкшись вышиванием, до этого она работала на стеклодувном производстве и не лишена была художественного вкуса, она нашла своё признание в вышивке. Сейчас, зная историю этого ремесла и его секреты, она уверена, что умение старшего поколения мастеров не должно уйти вместе с ними, его нужно сохранить, развить и умножить. А это можно сделать, объединив усилия многих мастеров, ведь вышивка не только индивидуальный дар, но, и коллективный труд, в отличие от деревянных промыслов.
Вот почему мастера вышивки ручной работы по Санкт-Петербургу объединились в марте 1998 года в коллектив с целью развития и пропаганды угасающего декоративно-прикладного и народного творчества, такого как вышитая картина и разнообразная вышивка. Коллектив состоит пока из 15 мастеров, людей старшего поколения, но им повезло с руководителем - Голубевой Лией Владимировной, которая несколько моложе их, полна энергии и планов. По профессии инженер, она прошла обучение на менеджера. А самое главное, сама мастер ручной вышивки, участник многих выставок, дипломат второй Всероссийской выставки «Вышитая картина-98», она отлично понимает суть этой работы, чаяния мастеров, их нужды и запросы. Она отрицает эксплуатацию мастеров - только выставки это хорошо, но плодами их творчества пользуются другие. «Не единым хлебом жив человек...» - гласит народная мудрость, но и без хлеба ни руки не будут работать, ни голова думать.
Тамара Георгиевна больше рассказывала мне об этой замечательной женщине, руководителе ТО «Лилия», чем о себе. Жаль, что мне не удалось познакомиться лично, но и из телефонного разговора с нею, я понял её стремления:
- Всё больше людей увлекаются этим извечным мастерством, о чём свидетельствует возрастающее количество людей, желающих научиться вышивке. В счёт того, что наши мастера учат бесплатно людей из коллективов некоторых предприятий, в частности, Института целлюлозно-бумажной промышленности у Нарвских ворот, они дают нам крышу над головой. Но нам хочется своего, чтобы мастера имели и свою копейку, которая не лишняя в наши дни, когда всё за плату, а материалы для вышивки нужны немалые, возьмите то же мулине (К слову, сегодня мастера пользуются импортными цветными нитками, которые очень дорогие для них, да и качество не очень. Но уже вновь набирает силу комбинат им. С.М. Кирова, который единственный был в Союзке, а ныне в России, выпускающий мулине ... В.К.). Хочется стать юридически независимым коллективом. Возможно, возникнет Петербургская школа ручного вышивания. Стиль картин, вышитых в Петербурге (Я это заметил и на 2-й выставке «Вышивка - 98» в Москве - В.К.)) уже отличает их от картин других регионов.
Но пока особого интереса, а следовательно, и поддержки, со стороны официальных властей, занимающихся культурой и народными промыслами в городе, а это не только культурное наследие прошлого, но и будущее эстетическое развитие страны, не чувствуется. Хотя бы чуточку внимания и помощи, а там бы мы встали на ноги и отдали всё старицей....
Я понимаю энтузиазм и желание этой увлечённой женщины. Ею руководит не только коммерческая сторона этого дела, кстати, бесплатное искусство меньше ценится, чем платное (все великие мастера просили большие деньги за свои работы - В.К.), но и желание возродить искусство вышитой картины, прославить русскую ручную вышивку, превратив её из русской экзотики в русское искусство. Почему мы до сих пор зачинателями чего-то и мастерами считаем людей прошлого? Неужели таковыми не могут быть наши современники?
Я возвращался из Питера с теплотой в груди - Пока не исчезли мастера вышивания, пока есть у них ученики, организаторы энтузиасты - искусство вышивки будет жить. К слову, в Москве пока мастера этого дела, а в Московском регионе есть прямо замечательные мастера вышивки, работают в одиночку и, возможно, Санкт-Петербург даст толчок к организации коллективов этого искусства по всей России.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, лауреат Всероссийского конкурса журналистов
г. Санкт-Петербург - Московская область, посёлок Купавна
Ноябрь 1999 г.
Р.S. Статья была написана в ноябре, но так и не увидела света, пока я о ней не вспомнил сегодня. Мы ценим меньше работы своих мастеров, чем заграничный ширпотреб. Вот это и огорчает больше всего. А люди все смертны, уже нет Тамары Георгиевны Васильевой и других.... За это время дело ручной вышивки не очень продвинулось вперёд. Последняя выставка картин, если верить Интернету, в России прошла с 5 апреля по 11 мая 2007 г.- это 5-я Всероссийская выставка «Вышитая картина» в музее декоративно - прикладного и народного творчества.
Вышитая картина и икона - особый вид творчества наших современников, жанр, вобравший в себя черты различных видов искусства живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и обычного рукоделия. Сегодня картины в России вышивают вовсе не для продажи, а для собственного удовольствия, для радости родных и близких. Вышивание икон становится невидимым духовным подвигом, современным подвижничеством.
Сегодня уже 2019 год, прошло 12 лет со дня последней Всероссийской выставки, хочется задать вопрос - Что делает Министерство культуры в этом направлении?
Иллюстрации: картины из коллекции сестры автора Бондарь Екатерины Тимофеевны, проживающей в Нововоронеже
2. Re: Вышитая картина
1. Вышитая картина