itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Несгибаемая воля Донбасса

Рецензия на альманах

Генассамблея ООН по Украине  Новости Украины  Новости Новороссии 
0
471
Время на чтение 12 минут

Выпуск альманаха "Воля Донбасса" приурочен к своего рода юбилею: пять лет назад, 7 апреля 2014-го года, была образована Донецкая Народная Республика. Через двадцать дней, 27 апреля, состоялось учреждение Луганской Народной Республики. На референдуме 11 мая 2014-го года народ обеих республик единодушно проголосовал за свою независимость. Что изменилось за эти годы? По-прежнему, Донбасс - самая "горячая точка" и самая кровоточащая рана на бывшем постсоветском пространстве. По-прежнему, не прекращаются обстрелы и рвутся снаряды на линии соприкосновения с профашистской Украиной, унося жизни мирных жителей и защитников республик, для которых, кажется, повторилась Великая Отечественная война. По словам первого народного губернатора Павла Губарева, путь Донбасса оказался долгим, тернистым и кровавым.

Но, как и в те роковые сороковые, стойко сражается с врагом героический Донбасс, ни на миг не капитулируя перед противником, повторяя подвиги отцов и дедов, давая всей России наглядные уроки мужества. Вновь в полную мощь заявила о себе воля непокорённых. За пять лет осознанного выбора и борьбы создана новая, подлинно народная литература - глубокая, правдивая и талантливая.

Новый альманах стал органичным продолжением двух предыдущих - "Время Донбасса" и "Выбор Донбасса", где сами названия - красноречивое свидетельство волеизъявления борющегося народа. Представленные в сборнике поэзия, проза и драматургия позволяют прочувствовать всё пережитое жителями республик за эти пять лет. Понять весь накал борьбы за собственные духовно-нравственные ценности, за русский язык, за свою многовековую историю и культуру. Примечательно, что некоторые из авторов сборника неоднократно побывали в Донбассе за эти годы: таковы поэтесса Юнна Мориц, прозаик Николай Иванов, председатель правления СП России, ряд других писателей, оказавших жителям республик неоценимую гуманитарную помощь и духовную поддержку.

Большинство произведений переносят читателей в трагическое лето 2914-го года, когда враг вплотную подступил к Луганску и Донецку, бои шли в городской черте. Все стихи в обширном поэтическом разделе поражают своей экспрессией и драматическим накалом: многие из них - маленькие поэмы о пережитом. Такова "Последняя обойма" Елены Заславской:

Последняя обойма разрывных...

Кто выживет, тем долго будут сниться

Война, однополчане-пацаны,

И скифских баб обветренные лица.

В подборке стихов москвички Натальи Макеевой донбасская Голгофа воплотилась в православной символике: "На блокпостах - сиянье горних крыл..." и в драматических женских судьбах. Поэзии сборника присущ глубинный историзм - от времён завоёвания русскими казаками земель Дикого поля до обороны их в дни Великой Отечественной войны и в наши дни. Красноречивы строки в стихотворениях Александра Сигида "Братская могила": "На Донбасс вернулся 41-й год..." и "На рассвете 4-30": "Воют собаки да бабы и догорают хлеба...".

Разумеется, не все стихи равнозначны в художественном отношении, но все они пронизаны болью от пережитого и состраданием к безвременно погибшим. Своеобразной поэтической находкой раздела стало стихотворение Алины Баевой (Донецк) "Потанцуем, малыш?" - сатанинская "игра" врага, обращение украинского снайпера к ребёнку, загнанному во дворе дома в круг, что очерчен вражескими пулями:

Мне же скучно порой, снайпер - для терпеливых работа,

Поиграю с тобой - серой зоны невинный жилец...

Стихи Юрия Беридзе, постоянного автора альманахов, - это неизбывная горечь от потерь и твёрдая вера в победу: "Нас проста так не взять", "Господняя причуда", "Нужен сорок пятый":

Только в этот самый сорок пятый

Через сорок первый нам идти.

В поэзии Ирины Горбань (Макеевка) возникает образ антимира, порождённого войной, ощутимы традиции "рубленых" четверостиший Марины Цветаевой, где частое употребление тире - это устремлённость поэтической мысли на главный объект внимания:

В зоне видимости - АТО,

В зоне страха - моя землица.

Как и в предыдущих сборниках, основным художественным приёмом становится контраст, переходящий в антитезу, резкое противопоставление. В стихотворении Марка Некрасовского противопоставлена любовь как наивысшее человеческое чувство и смерть на войне. У Марины Орловой антитеза развёрнута в сравнение улиц Москвы, на которых всё чаще звучит иноязычная речь, со школой в Донбассе с исконным русским языком:

Там все слышнее английский, немецкий, турецкий,

Тут говорят на исконном в простуженных классах...

Только столица сейчас прорастает в Донецке,

Как и Великая Русь - прорастает в Донбассе.

Под пером поэтессы воюющий Донбасс становится центром Русского мира, что глубоко символично. В поэзии Светланы Сеничкиной контрастна цветовая гамма: чёрный цвет зимы и земли, обожжённой войной, и белый цвет любви и молитвы.

Стихи разнообразны по поэтическим размерам, ритмам, особенностям рифм и даже по своему пафосу, - лирическому, драматическому, героическому, порой ностальгическому, - что придаёт им неповторимое своеобразие. Поэзия Юнны Мориц насквозь публицистична, громка, набатна, она призывает читателей к борьбе:

Фашистов я люблю, когда они в гробу,

Зарыты глубоко - и зарастают травкой.

У Владимира Скобцова каждая мысль многослойна, ассоциативна, развёрнута в образах и сравнениях, как и в стихах Людмилы Гонтарёвой, Михаила Афонина, Сергея Тесла, Григория Егоркина, Виктории Шатохиной, Андрея Соболева да и других поэтов.

Проза альманаха, без преувеличения, представлена на сей раз самыми яркими и значимыми произведениями о войне в Донбассе, созданными за последнее время. Отрывок из романа Алексея Ивакина "Чернухино. ИК-23" потрясает читателей мощью повествования, динамикой развертывания сюжета, перипетиями судеб героев. Главная проблема - глубокое исследование всех форм и способов чудовищной лжи и преступлений карателей. Неординарно её художественное решение - сквозь призму судеб двух заключённых по "погонялам" "Боцман" и "Хохол", чудом выживших после обстрела исправительной колонии, учиненного, якобы, по приказу Москвы. Обещанная заключённым амнистия на деле превратилась в сафари, в охоту нелюдей-снайперов на идущих к "сепаратистам" людей. Предсмертный вой, головы, что разлетались кровавыми облаками, облитые бензином и заживо сгорающие раненые - всё это создаёт в повествовании зримую картину ада на земле.

А.Ивакин - признанный мастер психологического портрета: Потапова-Боцмана, сидевшего за нетяжкие провинности, и Хохлова-Хохла, хладнокровно убившего нескольких предателей и доносчиков, сблизили посещения библиотеки да неубитая в глубине их душ жажда справедливости. Герои, претерпевшие духовную эволюцию, спасённые разведгруппой, делают единственно правильный выбор, встав на сторону защитников Донбасса. Разведчик, бывший артиллерист, и бывший зэк гибнут, прикрывая отход группы: "Российский пиксель Белоснежки и черная униформа Боцмана потом дала повод в очередной раз украинским СМИ заявить, что на Донбассе воюют только зеки и российские войска"

Повесть Дмитрия Митрофанова "Луганск. Жаркое лето 14-го" создана в жанре мемуарной прозы, герой-повествователь которой, будучи водителем на станции скорой помощи, даёт объективную картину событий трагического лета 2014-го года. Каждый эпизод этой картины - испытание людей на прочность, мужество, на преодоление очередной опасности: такова поездка в чужой, оккупированный Киев за ранеными на майдане луганскими "беркутовцами", таковы выезды скорой по вызовам. Хроника тех страшных дней - минные обстрелы, разрушенные дома, поваленные линии ЛЭП, чёрные от сажи развалины. "Героизм медиков, которые работали в тех условиях, невозможно переоценить", - утверждает автор. Впечатляющи натуралистические детали от посещения морга: "Запах просто валил с ног. В связи с отсутствием электроэнергии холодильники морга не работали, да и при всем желании такое количество трупов поместить в них не представлялось возможным. Несколько тел лежали прямо на улице. Заносить их было некуда. По асфальту кругом ползали опарыши, их было столько, что ходить приходилось, наступая прямо на них. Мне казалось, я слышал, как они хрустят под ногами. На одном дыхании мы погрузились и уехали. Как это часто бывало, ехали молча".

"Те, кто не сбежал, это особенные люди!" - таков героический пафос повести, и с этим невозможно не согласиться.

Рассказ Василия Бокаева (Киев) "Цена коррекции" поражает своеобразием детективного сюжета и художественной условностью. Киевские сыщики ломают головы над серией загадочных убийств в разных городах: смерть шоколадного магната и тогда ещё не известных никому Тягнибока, Парубия и Турчинова. В угрозыске не могут найти объяснения дате выпуска патронов луганского завода и мотивам убийств. Герой рассказа, командир разведгруппы, у которого в Горловке погибли под обстрелом жена и дочь, переносится в прошлое время, в 1993-й год, чтобы обезвредить будущих главарей майдана и всего преступного режима. Сделанная вовремя коррекция спасла бы тысячи жизней в Донбассе.

В прозе альманаха читатель найдёт все грани и аспекты войны. Рассказ Богдана Штыбенко "В двух шагах от мира" повествует о тяжелейших буднях обитателей палаточного лагеря для беженцев на пропускном пункте рядом с Гуково и не менее тяжёлой службе пограничников. Июль 2014-го года, разгар боёв в Донбассе. Центральные СМИ требуют от журналиста видеорепортажа с места событий, и репортёр, честно выполняя свои обязанности, снимает осколки от снарядов и мин, рассказывает о людях, привозящих воду и продукты для беженцев, о работе психолога и священника, пытающихся помочь тем, кто в одночасье утратил всё нажитое. Не забыты и раненые украинские военные, что попросили о помощи в России, и ополченцы, оставившие на пропускном пункте бумажную иконку с ликом Евгения Родионова, мученика, воина-пограничника, канонизированного после его героической смерти. "Иконка эта нас с самого Донецка берегла и много раз в бою спасала!" - в словах ополченцев звучит тема преемственности подвига защитников Родины.

Новелла Николая Иванова "Северный ветер" воспроизводит мир, пребывающий в состоянии войны. Вместе с главным героем-повествователем, русским ополченцем с позывным "Метелица" писатель-баталист берёт с собой читателя на передовую, создаёт ощущение присутствия в окружающих событиях, в пространстве и во времени. Действие можно уподобить драме под открытым зимним небом или замедленной киносъемке. Такова сцена похорон подорвавшейся на мине Ольги Сергеевны, к могиле которой рвётся её безутешный щенок по кличке Затвор: осмыслить внезапную смерть трудно и людям, и преданной человеку собаке. Приём ретроспекции помогает понять осознанность выбора "Метелицы", воевавшего в Чечне и не нашедшего места для себя в столичной жизни. Сцена наступления карателей на блиндаж ополченцев мастерски прописана и кинематографична: в ночной темноте при густом снегопаде на героя стремительно надвигаются нацики, а тревожно тявкающий Затвор взывает к действию: "Мне оставалась лишь самая малость - нажать на гашетку. С усилием, но нажал. И, почувствовав отдачу в пальцах, очнулся.

И косил врага непрерывной очередью так долго, что задымился, как в бане от жара, заиндевевший ствол "Утёса". В ходе тяжелейшего боя тяжело ранены разведчик "Арбалет" и командир группы "Небо", ранен в плечо "Метелица", пропал на вражеской стороне "Белка", но бой был выигран благодаря мощному порыву "северного ветра":

Откуда я родом, вы не спросили.

Я - северный ветер. Я - из России.

"Не поверите, в войну даже голуби стали другими. Ну а как же? Наравне с людьми хлебнули страха - быть убитыми, страха - не найти крох для пропитания... Сердце сжалось от сострадания, когда обратила внимание на пустые, ввалившиеся вовнутрь, зоба Божиих птах, заглянувших в моё окно".

Так начинается рассказ Светланы Тишкиной "Форточник", героем которого стал вожак голубиной стаи, спасённый писательницей от голодной смерти вместе с подругой голубкой. В тексте - ряд утепляющих художественных деталей: женщина поделилась с голубями крохами от буханки хлеба, остатками перловой крупы, последним пакетом риса. Приём градации, усиления бесстрашия голубя-вожака положен в основу сюжета. Вскоре "форточник" заглатывал угощение прямо из рук хозяйки, а однажды, залетев в форточку, сдвинул крышку со сковороды, чтобы полакомиться остатками гречневой каши. Проявляя чудеса изобретательности, голубь бился о стекло, и форточка поддавалась, а на полу оставались следы его пребывания на кухне. Этот замечательный рассказ насквозь пронизан юмором, лиризмом и лёгкой иронией. Финал вселяет надежду: с наступлением мирных времён голуби не только выжили, но, судя по всему, намерены обзавестись потомством.

Сюжет рассказа Андрея Кузнецова "Автобиография" перекликается с "Повестью о настоящем человеке" Бориса Полевого. Композиция искусно выстроена на приёмах повтора. Трижды ополченец Загоруйко получал чистый бланк и выводил на нём первую строку: "Я, Загоруйко Роман Геннадьевич", но все три автобиографии воспроизводили не похожие одна на другую вехи его жизни. Крестный путь тяжело раненого бойца к своим - это ярчайшие страницы военной прозы, где разговор с собой и погибшими товарищами, воспоминание о первой автобиографии, написанной по приказу штаба, помогли ему выжить: "Шаг правой. Перенос палки. Подтягиваем левую. Шаг правой. Перенос палки. Подтягиваем левую... Возле дерева остановился передохнуть. Садиться рядом на поваленный ствол побоялся - вдруг не встанет. Привалился к дереву спиной. Стоял, дышал".

Несомненная удача автора - памятные образы людей, кто помогли Роману преодолеть собственную слабость и отчаяние, начиная от медсестры в больнице, доктора в Петербурге и командира подразделения, снова позвавшего бойца в свою часть - обучать молодых. Характерно, что третья автобиография была написана перед торжественным награждением Романа медалью за проявленную отвагу и мужество.

В жанре антиутопии, предостережения создан рассказ Кирилла Часовских "Оперетка. Эпизод". Вниманию читателей представлен жуткий гротеск, когда российско-украинскую границу в момент разгара боёв в Донбассе стали охранять украинские силовики, ООН и ОБСЕ. На бывшем пункте пропуска ЛНР стояли албанцы из Косово, уругвайцы, иорданские подразделения, солдаты из Южного Судана. Под пером автора нарастал весь ужас происходящего: бегущие в Россию оказались расстрелянными в ангарах и зарытыми в землю, а позже лживая служба новостей сообщала, что миротворцы снизили количество преступлений "сепаратистов" в Луганске, и было обнаружено массовое захоронение убитых украинцев. Авторская сатира, гневная ирония и гротеск обрушились и на Россию, власти которой возвращали защитников Донбасса на профашистскую Украину. Бывший ополченец Аким осознаёт Родину как исковерканную, чужую, неприятную, но, поменяв внешность и имя, решает преподавать историю в школе, доносить до молодёжи правду о пережитом.

В альманахе представлены не только все роды и жанры литературы, но и различные творческие методы. Две пьесы в разделе "Драматургия" - яркие образцы литературы постмодернизма, что отнюдь не умаляет их художественной значимости. "OPUS 23" Олега Ивашева - противостояние абсурда войны, где по разбитым дорогам и разрушенным посёлкам Донбасса скитается украинский КРАЗ, и завораживающей силы и красоты искусства. Убожество мыслей и поступков украинских вояк передано в их потоках сознания и действиях. И для водителя КРАЗа Вуйко, и для генерала Ваховского война - лишь возможность наживы, оба мечтают о жизни "как в Париже". Одичание украинцев на войне противостоит классическая музыка - от Шопена до Рахманинова, - которую непрерывно, одержимо исполняет музыкант по кличке "Моцарт". Будучи не в силах расстаться с найденным в Новосветловке роялем, отдать его мародёрам Ваховскому и его Адъютанту, "Моцарт стягивает с плеча АКМ, передергивает затвор и стреляет очередью, выпуская весь рожок - в рояль. Идеальный внешний вид холеного инструмента премиум-класса в несколько секунд превращается в безобразное месиво". Бунт случайно попавшего на войну музыканта, воплощённый автором в стиле постмодерна, глубоко впечатляет читателя.

Притча Алексея Куралех "Перемирие" средствами художественной условности возвращает всех к библейским временам сотворения мира в течение семи дней и к ситуации спасения в Ноевом ковчеге. Сюжет её необычен, насквозь пронизан библейской и античной символикой. Ковчегом становится дом на холме, где потерявшая на войне мужа и ожидающая ребёнка Мария, даёт приют четырём мужчинам, двое из которых воюют с "сепарами", а двое других защищают Донбасс. Четвёрка заключает временное перемирие. Истосковавшиеся по мирной жизни мужики чинят разрушенную крышу дома, пытаются осмыслить кровавую бойню на майдане и продолжение её в Донбассе, понять суть трагических событий. Символично, что в ковчеге всякой твари по паре: две собаки, две кошки, две коровы, а западенец Шумахер помогает появиться на свет телёнку. Историк Че Гевара, воевавший на украинской стороне, в спорах с Ахиллом и Ноем приходит к пониманию, что цель жизни - не достаток, а борьба за справедливость, как учил тому знаменитый латиноамериканец. В драматической коллизии пьесы импровизированное празднование дня рождения Ноя чуть было не переходит в схватку бывших противников. Символичен финал, воспроизводящий новый всемирный потоп: в момент ухода мужчин из дома гром от налетевшей грозы подобен артиллерийским залпам, а вода начинает стремительно подниматься, побуждая героев пьесы вернуться, чтобы спастись в ковчеге. Грозным предостережением полон смысл последней фразы: "А дождь всё идет и идёт...".

Пророческими являются слова Владимира Олейник в предисловии к сборнику: "Эти стихи, проза, драма не только о Донбассе и про Донбасс. Это о нас всех, думающих и дышащих русским языком и культурой... Поэтому Донбасс сегодня центр притяжения всех людей Русского мира. Его форпост и надежда. Духовный маяк и несгибаемая воля. И голос Донбасса звучит "вечевым колоколом" поверх пошлости и вопреки лжи. И никто его не заставит замолчать. Потому что это голос народа. Так победим!".

Выпуск альманаха "Воля Донбасса", несомненно, стал знаковым событием в литературной жизни всей России, вновь поведал миру о борьбе и воле непокорённых жителей двух республик, о их праведном стремлении к победе.

Галина Чудинова, член Пермской краевой общественной организации Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Несгибаемая воля Донбасса

Огромное спасибо издателям нового альманаха. Этот колокол звонит по всем нам. Господи ! Спаси и Сохрани Святую Русь !
зиф / 19.04.2019, 16:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Чудинова
Испытатель
О талантливой пермском музыканте-старовере Виталии Мутом
29.01.2024
Свободу Игорю Стрелкову!
Героя Донбасса и Русской весны хотят упечь за решетку те, кто готовит гибель России
22.01.2024
По чьей злой воле русская литература отброшена на обочину культуры
Без национальной духовности и нравственности невозможен позитивный образ будущего для нашего народа
23.12.2023
Особенности восемнадцатых Аввакумовских чтений в Перми
На состоявшейся конференции делались постоянные временные сопоставления, звучала перекличка исторических эпох
19.12.2023
Русская трагедия и мерцающая идея спасения
По мере углубления наших бедствий будет нарастать прозрение народа
04.12.2023
Все статьи Галина Чудинова
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Украины
«Запад уже несколько десятилетий деградирует»
Либо Запад должен быть поглощён Русским миром, либо кто-то из нас должен исчезнуть
29.02.2024
Они уже очень давно перешли красную черту
York Times признала, что на протяжении последних десяти лет ЦРУ США использовало Украину как плацдарм для шпионской, диверсионной, подрывной деятельности против России
29.02.2024
Победа или смерть Русской Церкви и России
О церковно-политической ситуации в бУССР
27.02.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии
27.02.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
Корень зла – в украинстве и автономии УПЦ
В Институте стран СНГ прошёл Круглый стол, посвящённый 80-летию ликвидации автономии УПЦ
10.02.2024
«Седой гетман» жаждет реванша
Вероятный публичный конфликт Зеленского с Залужным Порошенко собирается использовать для дискредитации обоих в глазах американцев, с тем, чтобы выпросить у администрации Байдена решение о замене Зеленского на самого себя
01.02.2024
«Интеграция воссоединённых регионов набрала хороший темп»
По словам Владимира Путина, и в экономике, и в социальной сфере наших исторических регионов важно не только восстановить существующие предприятия, инфраструктуру, школы и больницы – нужно создавать новые производства
01.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такие действия не каноничны»
Новый комментарий от Человек
29.02.2024 23:21
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
29.02.2024 23:17
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
29.02.2024 23:10
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.02.2024 21:18
Антивакцинщица
Новый комментарий от В.Р.
29.02.2024 20:17
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Валерий
29.02.2024 19:13