itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский Север невозможно не полюбить!

Часть 2. Романов-Борисоглебск - жемчужина на Волге

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1245
Время на чтение 18 минут

Часть 1

Первая остановка по пути в Устюг была в древнем русском городке Тутаеве. Он является двенадцатым из 12-ти городов, входящих в Золотое кольцо России.

В 1238 году на правом берегу Волги возникло маленькое поселение. Основным занятием жителей был лов рыбы, в т.ч. и для княжеского стола. Они настолько умело это делали, что славились по всей округе и заработали статус Слободы. Слободу именуют по монастырю - Борисоглебской. Согласно Сухоневской летописи, Борисоглебская Слобода принадлежала угличскому князю Роману.

Князь отличался особым радением о своих жителях. Часто объезжая владения, он обратил внимание на противоположный левый берег - очень холмистый и очень удобный для образования там города-крепости. Здесь он заложил соборную церковь во имя Воздвижения Креста Господня, распорядился работами и уехал в Углич. Вскоре получает сообщение, что все построено. Удивился этому изрядно. Город назвал в честь своего небесного покровителя св. Романа Сладкопевца. Таким образом, с 1283 года на левом берегу возникает город Романов. Город подвергался набегам ордынцев, нападениям новгородских ушкуйников (пиратов), неоднократно был полностью разрушен. Территория с остатками города отошла к Ярославскому княжеству. После смерти князя Василия Грозные Очи (1345 г.) его сын Роман заново отстроил город и сделал центром Романовского княжества. В центре города стояла деревянная Соборная Крестовоздвиженская церковь, построенная еще угличским князем Романом, и терем. Но уже в 15 веке при Иване Грозном княжество вошло в состав Великого княжества Московского. В 1563 году Иван Грозный, возвращаясь с богомолья из Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, заехал в Романов. Краеведы говорят, что бричка перевернулась, Иван Грозный осерчал и отдал город татарским мурзам. Другая версия более прозаична: побывав в Романове, он обратил внимание, что город находится и не близко и не далеко от Москвы: как раз идеально для того, чтобы татары были под приглядом. По воле царя состоялось массовое переселение татар на ярославскую землю - государство стало вести политику их христианизации. Татары расселились, в результате чего город Романов стал расширяться вширь и вглубь. Татары творили всякие бесчинства. Романовцы часто жаловались и воеводе, и выше, но никто простых людей не слушал. В летописи можно найти, что татарские дети кидались каменьями в попов. Город приобрел мусульманский вид, было построено несколько мечетей. Через 200 лет, в 1760 году, тех татар, которые не приняли Православие, решили выселить под Кострому (в т.н. Черную деревню), все мечети были разобраны. Но многие татары пустили здесь корни, обрусели, сочетались браком с местным населением, приняли Православие. Была в городе старая Спасская церковь, построенная в честь спасения от морового поветрия, разобрали ее в 1936 году. Старостой этой церкви был татарский потомок господин Апахов. С переселением татар также связывают развитие здесь овцеводства, давшего известную породу «романовская овца».

В Смутное время Романов был разграблен и сожжён, но вновь возродился. В нём развивалось корабельное дело, строились суда - «романовки», которые отличались быстроходностью и манёвренностью. Процветала торговля.

В 1660 году на месте деревянной Соборной церкви ярославскими каменорезами строится каменный Крестовоздвиженский собор, расписали его ярославцы и костромичи.

В 1777 году Романов стал центром уезда Ярославской губернии. В этом же году Борисоглебская слобода была преобразована в город Борисоглебск и также стала центром уезда. До 1822 года это два самостоятельных города - Романов и Борисоглебск. В память об этом левобережная сторона до сих пор носит название Романовской, а правобережная - Борисоглебская. По указу Александра I в 1822 году их объединили в один город - Романов-Борисоглебск - «для удобства в обращении».

Объединённый город развивался медленно, сказывалась близость крупного Ярославля. В течение 19 века не было создано ни одного выдающегося каменного здания. Известность же город обрел благодаря известной на всю Россию романовской породе овец. О романовской овчине говорят, что она тепла, как пух зайца, превосходна, как шкура песца, и прочна, как шкура волка. Порода шубная, обычно такие не потребляются на мясо, так как оно жесткое, но у романовской овцы и мясо мягкое. Кроме того она многоплодная, может принести от 5 до 7 ягнят. Овчина не скатывается, имеет очень красивый завиток. Но для этого нужно овец содержать правильно - романовская овечка не любит влагу и холод. В советское время из деревянных крестьянских кошар овцу поставили в бетонные помещения. Начались болезни и к 90 годам романовское овцеводство практически развалилось.

В 1918 году решено было Романов-Борисоглебск переименовать, т.к. название созвучно царской фамилии. Вариантов различных было много: Луначарск, Ленинск, Разин, Коммунар-Спартак, Володарск. В 1918 году в Ярославле вспыхивает белогвардейский мятеж, и туда на помощь отправляются тутаевские красноармейцы. Они опоздали, пришли к шапошному разбору, поэтому, когда отправились в обратный путь, решили провести ревизию на Лопатинских дачах. Завязалась перестрелка с хозяевами, в которой погиб молодой красноармеец Илья Тутаев. Тутаевы были родом из Тверской губернии, простые, очень набожные люди. И когда было решено город, носящий имена святых угодников Божиих, переименовать в честь их сына, отец пришел в ужас. Он ходил в горсовет и слезно просил этого не делать. Его вытолкали взашей, и дали городу новое название - Тутаев. В 1941 году опять решили переименовать, теперь уже в Менделеевск: в нескольких километрах от города в 1856 году был запущен завод минеральных масел, Менделеев туда приезжал, очень высоко оценил его оснащение, остался доволен. Благодарные жители и завод, и ближайший поселок назвали в честь Менделеева, и теперь подумывали уже и о переименовании Тутаева. В марте 41-го подготовили документы, а в июне началась война, и стало не до этого. Двадцать две тысячи тутаевцев ушли на фронт, шесть тысяч не вернулись.

Несколько раз (впервые в начале перестройки, последний раз в 2017 году) поднимался вопрос об обратном возвращении городу исторического названия, проводили референдум, но по итогам перевесили голоса за Тутаев. Почему так произошло? А коренного населения в Тутаеве менее 40 процентов. Городок небольшой - 41 тыс. население, из них всего 7 тысяч живут на романовской стороне. Верующих из них единицы. Коренное население в основном живет на левом берегу, на правой - приезжие. Они приехали в шестидесятые годы прошлого века, когда город уже более 40 лет носил имя Тутаев. Это была большая комсомольская стройка, которая приехала строить Тутаевский моторный завод. Потом комсомольцы строили жильё, больницы, клубы, школы, детские сады и... оставались здесь жить. Я их хорошо понимаю, в русские старинные города невозможно не влюбиться, раз приехав, они остаются в сердце, и не хочется уезжать оттуда. Долгое время после лихих девяностых Ярославская область была открыта для переселенцев из Средней Азии, Узбекистана, Таджикистана, когда русских гнали оттуда. Тутаев многие выбирали как стартовую площадку, но многие здесь и оседали. Поэтому коренное население в итоге оказалось в меньшинстве, а для приезжих переименование города из Тутаева в Романов-Борисоглебск совсем неактуально и безразлично.

Наша экскурсия началась с левого берега, куда мы переправились на пароме. Волга в данное время достаточно широкая. До строительства Рыбинского водохранилища река периодически подтапливала город, например, Казанская церковь дважды затапливалась на метр и выше. Сейчас уровень воды всегда контролируют и в половодье воду пропускают постепенно. До революции Волга мелела настолько, что в некоторых местах, по воспоминаниям местных жителей, ее можно было переехать на подводе. В советские годы в Тутаеве была своя переправа - и грузовая, и пассажирская. Было 5 пристаней: одна для «Метеоров», одна для «Ракет», которые курсировали вверх и вниз по Волге, одна для грузового транспорта и своя для пассажиров. А в девяностые годы все пристани были проданы и на сегодняшний день в городе единственная переправа и то не своя, а Ярославского речного порта - как открывается навигация, так из Ярославля присылают паром. Как память о 90-х остался недостроенный причал с торчащими у берега из воды ржавыми сваями, портящими вид.

Нас предупредили, что на паром придется «запячиваться», что оказалось въезжать задним ходом. Была опасность, что нашу машину «Газель» вообще могут на паром не взять - это зависит от воды: «какая вода сегодня». Вода оказалась такая, какая надо и мы благополучно поплыли. Переправлялись около 5 минут и все это время любовались прекрасным видом на Романовскую сторону с множеством живописно разбросанных по холмистому берегу старинных церквей. Каждая имеет своё, неповторимое лицо: Крестовоздвиженский собор, Казанская церковь, Покровская, Троицкая, где почивают мощи Михаила Белороссова (он был зверски убит красноармейцами).

Спасо-Архангельская церковь с шатровой колокольней очень напомнила старообрядческую. И действительно, оказалось, что при ней раньше была большая единоверческая община, в основном состоявшая из купеческого, очень состоятельного населения. В 19 веке община посылала прошение за прошением в Ростовскую, затем в Ярославскую епархии, чтобы выделили храм для совершения богослужений. Наконец, им передали Архангельскую церковь. Церковь очень красивая, особенно это открывается с воды. Это был один из лучших храмов города. Старообрядцы перенесли сюда из Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря замечательный старинный образ Всемилостивого Спаса, по размеру даже бо́льший, чем почитаемая городская святыня - образ Спасителя, что в Воскресенском соборе. По преданию, перенесли еще в 17 веке, и до появления своей церкви икона хранилась на дому. Огромную икону поместили в особый иконостас, она стала храмовой и почиталась как чудотворная. Главный придел освятили в честь Спасителя, и остался придел в честь Михаила Архангела, поэтому с 1855 года церковь стала называться Спасо-Архангельской единоверческой. Спасо-Архангельская церковь являлась второй после Воскресенского собора церковью по количеству прихожан и по богатству, имела свою школу, богадельню для престарелых, при ней же в начале XX века было создано единственное в городе общество трезвости. У каждого храма была своя богадельня, но самой хорошей считалась богадельня Архангельской единоверческой церкви - двухэтажный особняк, который подарила для этой цели купчиха Демидова.

В советский период этот храм закрыли одним из первых, все прихожане были либо посажены, либо были сосланы, либо скрывались. Храм отдали под типографию, но долго она там не проработала. Чудотворная икона была утеряна в начале 30-х годов. До сих пор её судьба неизвестна. Старожилы говорят, что на одной из городских пристаней был мосток, который оказался большой иконой, когда это стало известно, руководство велело икону сжечь или разрубить. Что с ней стало - неизвестно, так как на следующий же день появились новые мостки. Но большинство икон и утвари старообрядцы успели укрыть по домам. Внутри Спасо-Архангельская церковь никак не пострадала. Фресок, росписи особенно не было, было только небо в звездах, это всё сохранилось. Когда проходит традиционный ежегодный большой крестный ход с иконой Спаса, то здесь делается остановка на трапезу - мы видели уже приготовленные для этого мощные основательные деревянные столы и лавки. Здесь всегда могут остановиться паломники, разрешается останавливаться и тем, кто путешествует с палаткой. В настоящее время все церкви в Тутаеве переданы епархии, все действующие, но службы не везде идут регулярно, например, в Спасо-Архангельской церкви только по праздникам, в престольные дни.

Мы расспрашивали о старообрядцах города. Информацию получили крайне скудную, и это странно, ведь город с самого начала выступил противником никоновской реформы и оказался одним из центров раскола. Здесь проповедовал «древнецерковное благочестие и изобличал Никонова новшества» романовский поп Лазарь - единомышленник и сподвижник протопопа Аввакума, разделивший с ним все гонения, преследования, пытки и смерть на костре. Лазарь подвергся страшным мучениям, его ссылали в цепях, ему дважды отрезали язык, отсекли правую руку. Но это не сломило его, он много горячо молился, строго соблюдал посты (в 1671 году вместе с Аввакумом во время Великого поста провели 40 дней в полном воздержании от пищи, а 10 дней «и воды не хлебали»). В ссылке написал «Щит православия» и «Духовное дело святейшего патриарха». Сочинения говорят о его немалой эрудиции. В 1682 году по указу царя Федора Алексеевича узники Пустозерска были заживо сожжены.

На спуске к Волге была часовенка в память свт. Николы. Здесь останавливались баржи, место бойкое. Тут-то и выступал со своими проповедями поп Лазарь, защищая старую веру. И, надо сказать, вполне успешно, т.к. и сам Романов и весь уезд вплоть до начала 20 века в Ярославской губернии занимал одно из первых мест по количеству «раскольников»: в 1889 году из 6425 человек населения города - 2404 - это старообрядцы.

И. С. Аксаков писал в 1849 году: «В Романове был вчера праздник в Борисоглебском соборе и потом крестный ход вокруг Борисоглебска с ношением икон - Спасителя, почитаемой чудотворною, и Казанской Божией Матери, принесенной из Ярославля. Народу было страшное множество... Две трети бывшего тут народа, даже больше, - раскольники... Все они поповщинцы».

Раскольниками, как известно, после реформы Никона стали называть тех, кто эту реформу не принял и продолжал верить так, как верили предки от Крещения Руси. Екатериной II слово «раскольник» было запрещено, как «обидное и не соответствующее действительности», а Николай II в своем Манифесте «Об укреплении начал веротерпимости» повелел: «Присвоить наименование старообрядцев взамен ныне употребляемого названия раскольников всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные Догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам». Вологодский генерал-губернатор считал, что старообрядцы - народ полезный для государства, и что «тревожить их совесть не подобает без довольных резонов», поэтому, в 1780-е годы, когда по доносу романовского попа посадили в тюрьму купцов и мещан - старообрядцев - «за нехождение в церковь» (а они за неимением своей церкви молились в домашних моленных, пристроенных к купеческим домам), он велел немедленно прекратить дело, освободить их и впредь не трогать (Трефолев Л. Н. «Исторические произведения»).

Почти все романовские купеческие роды были из старообрядцев, например, Солениковы. По Волге ходили баржи, на борту которых были надписи: «С нами Бог и крестная сила! Солеников Акила». Некоторые не только владели домами и заводиками, баржами, вели торг, но играли заметную роль в жизни города: И. А. Трутнев, к примеру, долгое время был в Романове городским головой. Молельня Трутневых по богатству и древности икон была одной из первых, в ней только книг печатных и рукописных было около тысячи. Поэт-самоучка, из крепостных крестьян, родом из Романовского уезда, Федор Слепушкин, чьим талантом восхищался А. С. Пушкин, тоже был из старообрядцев.

Помимо Спасо-Архангельской церкви есть упоминания еще об одной единоверческой церкви города - в честь мученика Никифора. Возможно, она была открыта в 1854 году и упразднена в 1872 году «за ветхостью и неудобством местоположения». Местонахождение ее пока установить не удалось.

После Указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» и официальном прекращении преследования старообрядцев, романовские староверы стали собирать деньги на сооружение своей церкви. Сделали проект и план каменного храма под железной крышей. Было много трудностей с разрешением и оформлением места под его строительство. Наконец, место нашлось и в 1911 году началось возведение старообрядческого храма в честь св. Тихона Амафунтского на улице Уклеинской (ныне Толбухина). На этой улице проживали только старообрядцы, главным образом, большущая семья зажиточных крестьян Уклеиных, они-то и занимали всю улицу. Прихожанами Архангельской церкви были, в основном, купечество и зажиточные мещане, а Тихоновская община была крестьянская, на строительство церкви жертвовали, в основном, зажиточные крестьяне. У некоторых были даже свои заводики. К примеру, поэт Слепушкин, который был изначально крепостным, зарабатывал на своих стихах, да так неплохо, что его семья построила кирпичный завод со своим клеймом. Революция и красное движение в городе не поддерживалось даже крестьянами. Из воспоминаний старожилов: когда в 1918 году красноармейцы хотели отобрать у крестьян сено для нужд Красной армии, то чуть восстание не вспыхнуло - все сено вернули обратно.

Тихоновский храм был возведен в 1914 году. Кирпичная церковь, невысокая, с одной главкой - она оказалась последней, которую построили в городе. Старообрядческая Тихоновская община насчитывала в 20-30 годы от 84 до 89 человек, у общины был свой Устав. В нем есть интересная приписка: «Примечание: обязательных членских взносов для членов общества быть не может». В 30-е годы со священнослужителями было сложно - они были неграмотны, без образования, часто менялись. Быть священником, тем более старообрядческим, было рискованно. Один за другим в городе закрыли 6 православных храмов, и 1936 год - это последняя страничка в истории Тихоновской старообрядческой общины. Старообрядцы вновь стали молиться у себя дома, перед своими иконами. Сейчас Свято-Тихоновская церковь приписана к приходу Крестовоздвиженского собора, службы в ней идут только в праздники. Ни старообрядческой, ни единоверческой общины в городе нет.

С воды видны купола Крестовоздвиженского собора - первого каменного храма города - жемчужины старого Романова. Построен он в 15 веке на месте деревянной церкви 1283 года, после ее обветшания. Царь Алексей Михайлович подарил 100 рублей на его строительство. Вспышка холеры была в то время. Собор строился долго, сначала четверик построили и только потом обнесли его галереей. Имел шатровую колокольню. Освящен храм был в 1668 году. Он расположен за земляными крепостными валами, протяженностью почти километр. В храме прохладно, легко дышится. Три предела - в честь Воздвижения, Смоленской Божией Матери и тёплый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ахнули, завороженные, увидев древние росписи!

Собор богато расписан костромичами, соблюдены все каноны. Единственное различие - на западной стене, как правило, изображаются сцены Страшного суда, а здесь изображены сцены Апокалипсиса. Иконостас видно, что не родной. Был обычный тябловый, а в 19 веке решили его заменить на более, как казалось, изящный. Можно сказать, что Крестовоздвиженскому собору повезло больше всех - храм был законсервирован в советские годы (с 1930 г.), эта территория охранялась, здесь никто не безчинствовал. А в девяностые храм открыли, он стал просушиваться и... началось разрушение замечательной фресковой росписи 17 века. Настоятель, игумен Антоний (он возглавляет фонд «Русские традиции»), выписал специальный состав, которым покрыли фрески, собираются документы на газификацию собора. О. Антоний планирует установить климат контроль, чтобы максимально сохранить уникальную роспись.

Богослужения в зимней части храма проходят только в праздничные дни, на Воздвижение. В тёплом приделе службы совершаются регулярно. Здесь роспись минимальная - обычно расписывали только летнюю, холодную часть, так как в ней естественные перепады температуры и меньше разрушений. В этом храме хранятся мощи Романа Угличского. Определенной платы за свечи нет, всё на пожертвования. В правом крыле галереи выставлен длинный стол - после служб, видимо, бывают общие трапезы. Нам предложили чай. Уходить из этого собора совсем не хотелось.

Храмам Романово-Борисоглебска относительно повезло. Здесь не было излишней активности советской власти при повсеместном разрушении церквей. Три страдалицы, тем не менее, оказались. Это Спасская церковь в центре города, Воскресенская - неподалёку от неё, ближе к Волге и «Всех скорбящих Радости» в здании тюрьмы, которое переделали под жильё. Остальные храмы переданы епархии в 90-е годы в плачевном состоянии, более-менее сохранились постоянно действующие Воскресенский собор и Покровская церковь.

Воскресенская церковь была закрыта и разрушена первой в 30-е годы. Сейчас на этом месте два жилых дома. Трагична судьба ее последнего настоятеля о. Михаила Белороссова. После закрытия храма отец Михаил отправил семью в Ярославль, а сам остался закончить дела. Уладив их, отправился вслед. Друзья советовали ему снять рясу, одеть мирскую одежду. Он этого не сделал. По пути в Ярославль партийные активисты жестоко убили его, надругались над телом. Супруга потом ходила по деревням, расспрашивала. Тело нашли, похоронили на старом Троицком кладбище. О. Михаила причислили к лику святых как священномученика. Мощи его почивают в Троицкой церкви.

На Троицкую церковь были самые серьезные гонения. Последний настоятель храма никак не находил с новой властью общего языка, был ее противником. Он практически не выходил из лагерей: только выпустят его, проведет одну-две службы, и его снова сажали. А люди его очень любили и уважали; по воспоминаниям местных жителей, к нему ночью тайно приходили, чтобы крестить детей. Последний раз его отправили в Гулаг. Троицкую церковь закрыли, в ней устроили птицефабрику. Храм очень обезобразили. На месте кладбища решили устроить Парк культуры и отдыха имени комсомола. Бульдозером всё разровняли, сбросили к Волге надгробья. Никакого Парка культуры там не прижилось, т.к. никто в здравом уме гулять и отдыхать туда не шел. Когда-то Троицкая церковь была расписана фресками и имела немало богатых икон. Некоторые росписи реставрированы. Особо почитаема была икона святого великомученика Дмитрия Солунского, она мироточила.

Показались зеленые маковки строгой и одновременно легкой Леонтьевской церкви. Вообще, сейчас эта церковь Вознесенская: дело в том, что ранее чуть ниже к Волге были два храма в честь Леонтия Ростовского и всю эту местность долгие годы называли Леонтьевкой. Когда Леонтьевские храмы обветшали, их разобрали, и решили построить новый каменный храм. Главный придел освятили в честь Вознесения Господня, сохранились приделы в честь Леонтия Ростовского и Параскевы Пятницы. Но по-старинке церковь всё равно называют до сих пор Леонтьевской. Даже когда в 1961 году храм закрыли (на удивление поздно), а площадь, на которой он стоит, переименовали в Комсомольскую, то горожане ее так не называли никогда, предпочитая старое название - Леонтьевская. В этом храме, ещё старом деревянном, была удивительная икона Параскевы Пятницы, очень почитаемая молодежью. Во время польско-литовской интервенции икона полякам в руки не далась, «ослепив их чернотою темной». Куда исчезла эта икона неизвестно. Она была богато украшена драгоценностями, камнями, вставками из золота и серебра. Видимо, в хрущевские времена, когда была кампания по закрытию церквей, ее разворовали. А может быть, икона находится в архивах Покровской церкви. Архивы очень большие и их разбирают понемногу. Кстати, именно в Леонтьевской и Покровской церквах самые большие приходы в городе.

Некоторое время прихожанином Леонтьевской церкви был архимандрит Павел (Груздев), особенно почитаемый и любимый тутаевцами старец. Он и на клиросе там пел, и службу служил, но последние свои дни доживал при Воскресенском соборе. О. Павел похоронен на Леонтьевском кладбище, за могилой приглядывает о. Михаил, настоятель Леонтьевской церкви, там же хранится скуфейка о. Павла.

О. Павел родом из Мологского края, который был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища. Семья крестьянская. До революции жили богато, имели крепкий дом, скотину, много земли. С детства Павел постиг все сельские премудрости. Пришла революция, разрушился привычный быт. Многие разорились. Маленького Павлушу отправили к тётке в монастырь. 18 лет провел в лагерях как враг народа. Как рассказывал впоследствии о. Павел, целая епархия набралась в лагере - два епископа, монахи, игуменьи монастырей, священники и огромное количество простых верующих. Все они мечтали о Литургии, но на зоне это было невозможно. Но выход нашелся - жена начальника пропусков упросила мужа позволить заключённым выйти в лес и провести службу. Ответственным за возвращение обратно в зону назначили Павла Груздева. По дороге насобирали ягод, отжали из них сок, из консервной банки сделали чашу для причастия. Алтарём послужил пень срубленного дерева. Вернулись в лагерь все - никто не хотел подвести Павла. А когда заключённых стали по этапу переводить в другой лагерь, начался дождь, и на глазах у всех молния ударила в тот пень. Он сгорел, дабы не осквернили впоследствии освящённое место.

После пыток о. Павел почти ослеп, а духовное зрение с годами только обострялось. Свою духовную высоту он скрывал, юродствовал. Был прост, очень скромно одевался, часто ходил босиком. Все, что ему привозили - раздавал. В 41-м его не мобилизовали, написали диагноз «умственное слабоумие». Несмотря на то, что о. Павел окончил два класса церковно-приходской школы, он мог поддержать разговор на любую тему с самым ученым человеком. У него была огромнейшая библиотека, он был очень начитан. Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений - поучительна сама его жизнь. К отцу Павлу народ ехал со всей страны. У него просили совета, благословения, исцеления от болезней. Он помогал всем. Любимым его обращением было «Родные мои». Память людей сохранила его наставления, приведу некоторые из них:

«Будь праведен в предприятиях твоих и будешь иметь Бога помощником»;

«Родные мои... У совести нет зубов, а она загрызет до смерти... Не теряйте совесть! Совесть потерять - самое страшное»;

«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником»;

«Добро делай - верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику... Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!" И Господь сказал: "Сегодня же будешь со Мной в раю!" И ты - делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует»;

«Лучший ответ на оскорбленье - сдержанность и терпенье»;

Монахам и священству: «Пост и молитва - доктора монахов»; «Если верующие в церковь не пришли, служить надо ангелам»;

«Постись духом, а не только брюхом!»; «Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей»; «Есть не грешно, а человека есть грешно!»;

«Поживши на веку, повертишься и на спине, и на боку»;

«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать. А кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

Старец почил в воскресенье, на Отдание Рождества Христова. Перед смертью его дважды причастили - до и после полуночи. Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса. Когда он умирал, рассказывали медсестры, осветилась и сама палата, и реанимация, и коридор.

Тихо идем по Леонтьевскому кладбищу к о. Павлу. Далеко разносится благоухание ладана, слышна молитва - под сенью у могилы служит панихиду архиепископ Евстафий. В конце 90-х он был епископом Читинским и Забайкальским, построил в Чите собор; затем архиепископом Александровским и Юрьев-Польским. Владыка Евстафий известен своей прямотой и безкомпромиссностью, говорят, что он не сделал ни одного рукоположения - «достойных нет». Андрей Кураев в своем ЖЖ как-то назвал его «Сталиным в рясе» - владыка запретил в служении одного священника, который признал Ходорковского политзаключенным. В мае 2018 года владыку отправили на покой, а 16 августа - ровно через месяц после нашей встречи и общей молитвы у могилки старца - его назначили настоятелем подворья Сергиевой Лавры при храме в честь Корсунской иконы Божией Матери в селе Глинково.

Архимандрит Павел Груздев, последний старец, человек огромной души. Он помогал духовно не только при жизни, но и сейчас, приходя на его могилку с какой-нибудь тяжестью на душе, люди уходят окрылённые. Отче Павле, аще имаши дерзновение, помолися о нас ко Господу Богу!

Анна Андреева, руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Благодарю!

Давно не был в Тутаеве, как вновь там побывал! Огромное спасибо за хорошее описание, яркое и интересное. Многое узнал впервые, например, о том, что город был оплотом староверов и именно там проповедовал поп Лазарь. Красивейшие места! особенно с Волги вид потрясающий. Еще раз, огромное спасибо! ждем продолжение.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Андреева
В самом сердце столицы
Под покровом Господня Крестителя и святых подвижниц
24.03.2023
Преподобный Феодосий объединял всех любовью
О престольном празднике в церкви свт. Николы на Берсеневке
27.01.2023
Не стать Иванами, не помнящими родства…
Прошёл вечер памяти Ю.А.Карякина «Память о прошлом – ради будущего»
05.10.2022
Расслабляться нам никак нельзя!
В Неделю о расслабленном в храме свт. Николы на Берсеневке прошло отчетно-перевыборное Приходское собрание
17.05.2022
«Я звонила в колокола и радовалась, что Бог воскрес!»
На Светлой Седмице в храме свт. Николы на Берсеневке
05.05.2022
Все статьи Анна Андреева
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30