Получилось так, что в один день - 14 декабря с.г. на Балканах произошли два события, касающиеся безопасности в регионе. Их совпадение было только по датам, поскольку по содержанию они были прямо противоположные.
Первое из них имело гораздо больший общественный резонанс. Речь идет о решении т.н. парламента Косово о преобразовании Сил безопасности в полноценную армию. По оценке МИД РФ, «этот шаг стал грубым нарушением резолюции СБ ООН 1244, направленным на серьезное обострение обстановки на Балканах, чреватым рецидивом вооруженного конфликта в регионе». Естественно, что реакция Белграда на указанное решение крайне негативная. Сербия и Россия потребовали срочного созыва заседания Совбеза ООН.
В принципе, указанное решение не является чем-то неожиданным, поскольку о создании на Косово собственных вооруженных сил говорилось давно. Тем не менее, сербское руководство, пытавшееся маневрировать между собственным народом (не желающим признавать независимость Косово) и Брюсселем (требующим этого признания) надеялось, что это произойдет в отдаленной перспективе. То есть после окончания диалога Белград-Приштина, навязанного европейскими чиновниками сербам, который якобы способен удовлетворить интересы обеих сторон. Разумеется, конечный результат такого диалога (признание независимости Косово) не подлежал сомнению. Тем не менее, в Брюсселе рассчитывали за счёт затяжки времени и мелких уступок снизить накал страстей и помочь сербскому руководству удержаться на властных позициях.
Своим решением косовские парламентарии нанесли удар не только по руководителям Сербии, но и по престижу европейских чиновников. Последние накануне (в частности, генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг) буквально умоляли косовских албанцев не принимать скоропалительного решения по созданию армии и грозили сложностями в их отношениях с Евросоюзом и Североатлантическим альянсом. Ответ албанцев, например, председателя парламента Кадри Весели прозвучал довольно смело: «мы будем голосовать исходя из собственных интересов независимо от позиции НАТО». Однако эта смелость напускная, показывающая лишь, что косовары понимают цену европейским чиновникам. Для них ясно, что все в альянсе решают американцы, согласием которых они предварительно заручились. Не случайно, накануне голосования в парламенте по всей Приштине были развешаны флаги США.
То, что теперь на диалоге Белград-Приштина, который так продвигали представители евроатлантических структур, можно поставить крест, косовские албанцы сказали напрямую. После решения парламента об образовании армии был принят документ о переговорах с Белградом. В нём утверждается, что диалог с сербской стороной можно вести только в том случае, если его целью будет признание независимости Косово, принятие косовской республики в ООН и НАТО. По существу, речь идёт об ультиматуме, не имеющим ничего общего с диалогом.
Кстати, руководство косовских албанцев и до этого выказывало пренебрежение к попыткам европейцев как-то удовлетворить обе стороны в косовском конфликте. Так появившаяся довольно спорная идея об обмене территориями (северную часть Косово, населенную сербами, на Прешевскую долину в Сербии) была сразу же отвергнута косоварами. Они исходят из того, что Косово полностью их территория, а проживание на ней сербов их не беспокоит (видимо, для них это вопрос времени). Одновременно, они дали понять, что негативное отношение к обмену территориями не означает отказ от заботы о судьбе албанцев, проживающих в Сербии. Видимо, претензии косоваров не будут ограничиваться только территорией Косово.
Интересно, что создание своей армии руководство косовских албанцев объясняет также и стремлением помочь военным операциям США и НАТО в Ираке и Афганистане. Трудно оценить, насколько важна их поддержка в военном смысле, но то, что она будет иметь двойное дно вполне очевидно. Во-первых, Косово известно как основной наркотрафик из Афганистана в Европу. И албанская мафия заинтересована иметь в Афганистане своих представителей, тем более под прикрытием НАТО. Есть и вопросы по поводу пребывания косовских албанцев в Ираке, поскольку исламистские террористические организации активно налаживают связи с Косово, рассматривая республику как свою главную опорную базу в Европе.
В целом, складывается впечатление, руководство Косово активно использует НАТО для осуществления своих сомнительных целей, которые грозят дестабилизацией всему балканскому региону.
Второе событие, о котором хотелось бы рассказать, произошло в главном городе Республике Сербской - Баня-Луке. Здесь состоялось расширенное заседание руководства республики, а также представителей ведущих политических партий и общественных организаций. Обсуждался вопрос о вступлении Боснии и Герцеговины в НАТО. Необходимость такого разговора вызвана повышенной активностью руководства Североатлантического альянса придать большую динамику процессу подготовки БиГ к вступлению в эту организацию. Участники заседания единогласно поддержали итоговый документ, в котором подчеркивается, что Республика Сербская выступает против вхождения БиГ в какой-либо военный союз, за отзыв своих представителей из всех структур, занимающихся вопросами вступления в НАТО, а также утверждения нейтрального статуса боснийского государства.
Заседание в Баня-Луке было созвано по инициативе нового Председательствующего Президиума БиГ М.Додика. На сегодня он пока единственный из руководителей балканских государств, открыто выступающий против вступления в НАТО и считающий, что только нейтральный статус может гарантировать стране безопасность и нормальное развитие.
Александр Шинкарев, советник МИД России первого класса, кандидат исторических наук