«Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле...»

Светлой памяти Юрия Сухова, руководителя военно-патриотического клуба «Русичи» при храме свт. Тихона Задонского в Сокольниках

Александр Сергеевич Пушкин  Семья 
0
681
Время на чтение 14 минут

Прошу всех помолиться об упокоении светлой души Юрия (Георгия) Васильевича Сухова, 4 октября 2018 г., были сороковины со дня его кончины.

Сразу скажу, что виделись мы с Юрием Васильевичем очень редко (и лишь по делам), но свет от этих встреч оставался такой сильный, что я написала о его трудах на поприще воспитания детей небольшую повесть для подростков «Гори, гори ясно».

Узнавала я Юрия Васильевича, в основном, глядя на людей, с ним соприкоснувшихся. Сначала мне невероятно понравилось то, что сообщила знакомая, побывавшая с внуками в детском православном лагере, которым руководил Юрий Васильевич. Все рассказанное ею, дало творческий импульс и захотелось это описать.

Сейчас у нас, наверное, маловато хороших жизненных примеров, а точнее будет сказать, что их достаточно вокруг, но зачастую пишущие люди это в упор не видят, а выискивают разные патологии, которые могут водиться в любом месте планете, и пытаются повесить эти исключительные из правил случаи на весь наш народ. А мне хочется описывать все то хорошее, что вижу вокруг себя.

Поэтому встретилась с Юрием Васильевичем в клубе «Русичи», который находится при храме свт. Тихона Задонского в парке Сокольники, что бы понять, как так у него получается, что детки здесь все такие радостные, добродушные, дружелюбные, улыбчивые в наше довольно жесткое время. Но, к сожалению, это так и осталось для меня тайной: педагогический метод Юрия Васильевича мне не открылся. У детей шла своя самостоятельная жизнь, Юрий Васильевич не читал им никаких нравоучений, а просто ходил, смотрел, общался со взрослыми, посещавшими клуб «Русичи», а если кто-то из малышей прибегал к нему с вопросом, то разговор шел по-взрослому серьезно и обстоятельно. (Конечно, сути я за два-три раза увидеть не могла). Мне нравилось, что здесь отношения строились как в семье, и дети разных возрастов общаются друг с другом без разграниченья. (Потом у них была общая трапеза, что тоже объединяет людей, готовили обед мамы). Скажу, что в моем детстве в школе или лагере детей разделяли по возрасту. У Юрия Васильевича такого не было. Наверное, из-за этого старшие начинали заботиться о младших. В этом клубе принято заботиться друг о друге, а так как у меня шел творческий процесс, и я нуждалась в помощи написания повести, то забота была проявлена и обо мне. А пока я что-то для себя открывала в клубе, мы с Юрием Васильевичем сделали интервью, которое помещаю ниже, где он, отвечая на мои вопросы, сам о себе поведает.

А я, как уже говорила, знала Юрия Васильевича больше по рассказам людей, соприкоснувшихся с делом его жизни - воспитанием нашего нового поколения.

Знакомая из Голландии, которая не один раз была в лагере «Русичи», рассказала, что однажды попала со своими внуками в смену, где слились в одном потоке детдомовские и «домашние» дети. С самого начала возникло сильнейшее напряжение: детдомовские ребятишки сразу же стали отвоевывать себе место под солнцем, а домашние все время бегали и жаловались старшим. Но произошло чудо, под конец смены дети сдружились, можно сказать, стали одной семьей. Они уже выручали друг друга, стояли один за всех и все за одного. Тогда я задала вопрос знакомой, как же Юрию Васильевичу удалось это сделать? Она не смогла дать на него ответ. Произошло это неуловимо для ума и зрения. Сам же Юрий Васильевич говорил, что ему больше всего в деле объединения и общего взаимопонимания детей помогает исконно русская игра Лапта. Надо сказать, что многие годы замечательный педагог ратовал за то, чтобы наши дети возвращались к своим истокам: танцам, песням, народным играм, - и лапта была у него всегда на первом месте.

Еще вспоминается, как одна мама рассказала, что не могла сладить с дочерью из-за ее грубости и капризов, но после проведенного время в лагере, или как говорил Юрий Васильевич, на летних сборах, у «Русичей» она стала проще и добрее, можно сказать, другим человеком. Еще одна знакомая поделилась радостью, что отправляла летом крестника к Юрию Васильевичу, и теперь его мама не нарадуется. Ребенок стал сам заправлять за собой постель, мыть посуду, и вообще подтянулся, сделался сосредоточеннее и ответственнее. Другая мама, которой я сама порекомендовала отправить туда ребенка, тоже сказала, что он вернулся из лагеря очень довольным. Таких историй можно привести множество.

Известие о смерти Юрия Васильевича пришло, когда я отдыхала в Крыму. Он ушел в вечность как солдат, на боевом посту. Ведь борьба за души наших детей невидима, но безмерна тяжела. Как мне рассказали, накануне последней смены у Юрия Васильевича стало сильно болеть сердце. Видимо, не желая огорчать детей, он поехал на сборы, отработал смену, привез детей домой, а потом умер. Это случилось в престольный праздник храма, при котором много лет существовал их клуб «Русичи», - 26 августа, день святителя Тихона Задонского. Верующие люди знают, что у Бога случайностей не бывает. Думается, святитель Тихон увел праведного человека Юрия, в крещении Георгия, за собой в Царствие Небесное, где он теперь молится за своих воспитанников.

Очень верится, что у дела Юрия Сухова будет продолжение. Ведь осталось, выросшее в его клубе, молодое поколение воспитателей, и кто-то должен принять знамя своего наставника и пойти с ним вперед. Вечный покой Юрия Васильевичу, а его воспитанникам помощи Божией.

Рыбакова Светлана Николаевна

***

ОСОЗНАТЬ СЕБЯ В РЯДУ ПОКОЛЕНИЙ И СТАТЬ В СТРОЙ

Позади кровопролитный ХХ век, красноречиво свидетельствующий о беспросветности жизни без Бога. А что впереди? Прервана преемственность, и мы стали забывать свой неповторимый «национальный код».
Сегодня перед истинными отечественными педагогами и воспитателями стоит сверхзадача - задать новому поколению здоровый вектор развития в многосложных реалиях современности. Не многим это под силу.

Мы беседуем с Юрием СУХОВЫМ - одним из таких мудрых наставников юношества, руководителем православного военно-патриотического клуба «Русичи».

НИКАКОГО ПЛЮРАЛИЗМА, ПОЛНЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Юрий Васильевич, Вы делаете упор именно на военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Почему? Вы считаете, что Россия много потеряла в развитии именно этого направления педагогики?

Юрий Васильевич: Россия потеряла во всех направлениях педагогики, начиная от дошкольного воспитания и заканчивая образованием вузовским. Наши заклятые, забугорные «друзья» поставили задачу сформировать у русского народа другое мировоззрение, которое подтачивает основы его родной духовной матрицы. И, к сожалению, во многом наши люди на эту удочку клюнули и уверовали в собственную никчёмность, тем более что у этих «друзей» есть и добровольные помощники из числа наших «грантоедов» и просто людей, которые почему-то совершенно искренне не любят свою Родину. Почему - я объяснить не берусь, но хотел бы им напомнить слова гениального русского поэта, которого называют «наше всё», хотя, наверное, их и это не проймёт. Пушкин по этому поводу сказал, что «гордиться славою предков не только можно, но и дóлжно. Не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности». Точка. Никакого плюрализма - полный категорический императив. Вот так - и всё! С этим убеждением большинство из нас и живёт. Что касается военно-патриотического воспитания, то оно является мощным средством, препятствующим духовному разложению детей и молодёжи. Это оружие, пусть не единственное, против клеветников России, искажающих историческую правду, глумящихся над отечественными наукой, литературой, живописью, музыкой. По-разному действуют современные представители смердяковщины: то со спокойным нахальством, то с истеричной злобой. Но масштаб бедствия заставил дать ответ. И не случайно сейчас многие родители мечтают отдать своих чад в суворовское, нахимовское, кадетское училище либо подыскать военно-патриотический клуб, то есть люди интуитивно чувствуют, что в этом - нравственное спасение для их ребёнка.

А с чего всё начиналось именно для Вас? Вы осознанно пришли в педагогику?

Юрий Васильевич: Всё началось с детства. Меня воспитывали в духе любви к Родине. Назвали в честь моего дяди Юрия Андреевича. В семнадцать лет он ушёл на фронт, прибавив в военкомате себе год, и героически погиб. Вообще, весь наш род по отцовской и по материнской линии заплатил за Победу в Великой Отечественной войне страшную и высокую цену. Семейные предания, интерес к отечественным истории и литературе сами по себе создали для меня ту природную среду, в которой никакой космополитизм не может произрастать по определению. Вот с этого всё и началось. Что касается моей педагогической деятельности, то она не началась, а продолжилась. Дед мой был учителем, отец и мать стали учителями. Сам я окончил МГУ и по своему диплому преподаватель общественных наук, тоже преподавал в школе. Не минула чаша сия и моих детей. Объяснить рационально причину этого феномена я не смогу. Отделаюсь абстрактным объяснением: это судьба.

ОПЫТ ПРЕДКОВ ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ

А как Вы считаете, из чего произрастает конфликт «отцов и детей»? Ведь, по сути, это нарушение пятой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12).

Юрий Васильевич: В прежние времена в основу своего бытия люди полагали принципы старших. Противоречия, конечно, тоже всегда были, но они не перерастали или редко перерастали в открытое противостояние. Зарубежная и русская литература имеют такие сюжеты, когда два поколения полны антагонизма друг к другу. Яркий тому пример - роман Тургенева «Отцы и дети». Но кто там олицетворяет детей? Говорю по слогам: ни-ги-лист Евгений Базаров. Он отрицает все устои прежнего мироустройства. При этом он любит работать, его высказывания стали афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» или «Друг Аркадий, не говори красиво», и в глазах читателя он выглядит довольно привлекательно. Что происходит с Базаровым в итоге? Он остаётся в полном одиночестве. Его покидают самые близкие друзья, в том числе и Аркадий. Его жизненная философия оказывается недееспособна. Всё, на что оказывается способен этот незаурядный человек, - это умереть достойно. В переломные моменты истории проблема «отцов и детей» всегда обостряется. Так было в революцию 1917 года, то же происходит и сейчас. Сколько раз я слышал от молодых: «Мы никогда жить хорошо не будем, пока эти совки не помрут». Вместо того чтобы уважать тех, кто построил ДнепроГЭС и Магнитку, поднимал целину, они так уничижительно отзываются о старшем поколении. Грустно думать, что ждёт таких иванов, родства не помнящих. Как донести до них смысл и значение пятой заповеди? И если в силу своего эгоизма они не могут думать о других, то пусть хоть о себе подумают.
Кроме того, можно затронуть ещё один аспект, связанный с понятием отцовства, мужественности. Сейчас наблюдается полное отчуждение мужчин от процесса воспитания детей. При моём деде-учителе в послереволюционные времена (не говоря уже о дореволюционных) в школе работали в основном мужчины. Когда мой отец был директором школы, тогда мужчин и женщин было пополам. Сейчас же в основном везде одни женщины. Что получается? Мало того, что зачастую женщина одна поднимает на ноги детей, но и в детском саду воспитательницы - женщины, в школе учителя - женщины, и ребёнок вырастает с однобоким воспитанием. Справедливо, видимо, говорят, что женщины в ребёнке видят маленького, мужчины - взрослого. Так почему нас удивляет, что откуда-то берутся великовозрастные инфанты?

Новации в современной педагогике Западной Европы и США, как мы видим, сильно деформируют здоровое развитие личности ребёнка. Как мы в России можем противодействовать этому?

Юрий Васильевич: Как можем, так и противодействуем. За примерами далеко ходить не надо. Одно время чиновники от образования ввели в школах так называемый праздник Хэллоуин. В школе бесовщина расцвела пышным цветом. Для противостояния потребовались значительные усилия общественности. Но какая дальнобойная артиллерия была задействована! Против выступали и академики педагогических наук, и учёные-психологи, и простые люди. В результате проводить в школах Хэллоуин было запрещено. А от ЕГЭ, например, отбиться не удалось. Поэтому впервые в истории нашей педагогики воспитателям приходится иметь дело с «егэнератами». Так что сегодня сфера образования - главное поле битвы. Здесь есть успехи и поражения, но главное - есть люди, которые сдаваться не собираются!

Значит, и в наше время злу всё же возможно противостоять?

Юрий Васильевич: Иначе просто быть не может. Это не первый крестовый поход против нашей страны. Опыт предков всегда подскажет, что надо делать. Надо осознать себя в ряду поколений и стать в строй.

МЕТОД «ПОГРУЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОСТЬ»

Ваша методика воспитания детей даёт хорошие результаты. За небольшой период времени трудные воспитанники лагеря становятся буквально другими людьми: спокойными, послушными, добрыми и отзывчивыми. Как Вам это удаётся? Есть ли какие-то особые приёмы?

Юрий Васильевич: Давайте уберём от детей компьютер, телевизор и другие электронные средства, которые заставляют их жить в виртуальной реальности, а вместо банального «кнопкодавства» наполним их жизнь интересными и полезными делами. Тогда ребёнок сам по себе станет и добрее, и чище, и лучше. Все наши приёмы, в общем-то, заимствованные. Я был в Свято-Алексеевской пустыни, видел, как там воспитывают детей. Отец Пётр (Василенко), который руководит этим делом, добился блестящих результатов. Он говорит: «Большое благо, что у нас регламентирован просмотр телевизора, нет мобильных телефонов, и дети не играют на компьютерах в интерактивные игры, которые наносят вред их душе».
Это введено и у нас. Когда мы приезжаем на сборы, то изымаем у детей все средства электроники: планшетки, телефоны, всяческие гаджеты; телевизора у нас нет вообще. Погружаем ребёнка в окружающую реальность. Предельно насыщаем его жизнь мероприятиями. Заботимся о разнообразии. Последнее легко достигается с помощью нашей школы народных игр. Лапта, городки, свайка, бабки, чиж и ещё пара десятков забав никого не оставляют равнодушными. Предки были мудры, и поэтому все народные игры построены так, что дети развиваются и физически, и нравственно. Изучая традиции, мы обучаем других. Выступаем на различных площадках с мастер- классами по народным играм. Это, в свою очередь, повышает самооценку наших воспитанников, способствует развитию чувства ответственности. Не случайно Ушинский подчёркивал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

Народные игры, танцы и песни, которым обучаются Ваши воспитанники, - это попытка возвращения основных смыслов нашей жизни?

Юрий Васильевич: Прямая постановка такой задачи, на мой взгляд, претенциозна. Хотя, если будет угодно Богу, пусть, конечно, способствует и этому. Человек играет в игры, которые были популярны на протяжении тысячи лет. Связь времён очевидна. Тут не надо ничего доказывать. Как говорили древние, доказательства только умаляют очевидность. Игра вообще дело очень серьёзное. Занимаясь тем или иным делом, можно получить три вещи: пользу, вред или ничего не получить. Играя в народные игры, дети получают несомненную пользу для души и тела. То же относится к возрождению забытых песен и танцев. Современная электронная музыка заставляет человека совершать неестественные движения: дёргаться, мотать головой, дрыгать ногами и руками. Народные танцы - это совершенно естественное проявление положительных эмоций, человеческой радости.

«КАК МЫ ПАШЕМ НА ОТДЫХЕ»

В каких летних лагерях вы отдыхаете?

Юрий Васильевич: Слово «отдых» и слово «лагерь» мы стараемся не употреблять. Мы не отдыхаем - мы работаем над собой на военно-патриотических сборах. У меня даже была публикация «Как мы пашем на отдыхе». Мы ориентируем детей на то, чтобы они стали крепче, выносливее, закаляли свой характер, выручали друга в трудную минуту, не позорили свою фамилию ни при каких обстоятельствах. Что касается мест дислокации, то эта география охватывает шесть областей Центральной России и Витебскую область Республики Беларусь. Последнее время собираемся в живописнейших местах на рязанской земле - на базе, которая принадлежит Московской Патриархии. На территории есть храм. Православные священнослужители - наши частые гости. Особенно ценно для нас духовное окормление протоиерея Артемия Владимирова.

А все ли дети сразу принимают условия лагерной жизни, или, как Вы говорите, сборов? Вы же берёте в лагерь всех желающих детей, независимо от их воцерковлённости... Поэтому некоторым детям они, наверное, кажутся диковинными?

Юрий Васильевич: К нам едут не все. Лагерь у нас называется православным военно-патриотическим. Одно это уже заставляет родителей задуматься о том, отправлять ли сюда детей. Кроме того, мы проводим собеседование и рассказываем, что ждёт их ребёнка. Согласны ли они на такие правила? Мы объясняем им, что у нас нет разговора с ребёнком на равных, как этого требуют современные либеральные ценности; что у нас существует организация, иерархия; что слова старшего надо воспринимать как руководство к действию. Таким образом, знакомим и родителей, и ребёнка с законами военно-патриотических сборов. Второе, 80% детей, которые приезжают к нам, уже знакомы с этими правилами. Они были в лагере не однажды, не дважды, не трижды, а некоторые и по десять-двенадцать раз. Поэтому новички, влившись в коллектив, просто ассимилируются с ним, а при попытке удивиться завсегдатаи им объясняют: «А в чём дело? У нас так всегда, всё нормально».

А если ребёнок-новичок пытается установить свои правила: дерётся, курит или скверно выражается? Как в этом случае поступают воспитатели?

Юрий Васильевич: В каждом случае по-разному. Вообще, сквернословие идёт из семьи или с улицы, потому что сегодняшнее поколение родителей формировалось в лихие 1990-е и мат процветает в семьях. Зачастую ребёнок и не виноват. Но, естественно, при взрослых наставниках они не ругаются. Они сквернословят, когда существует зона безопасности, если нет старших. Конечно, мы об этих случаях знаем и работаем с каждым ребёнком индивидуально. Если он воцерковлённый, то ему довольно просто объяснить, как это вредно. Если не церковный - мы можем с ним говорить о бескультурье. В случае же, если все усилия оказываются тщетными, отправляем его домой. Как правило, возвращаться с позором никто не желает, поэтому потери в личном составе очень редки. Кроме того, правонарушения пресекаются старшими ребятами, нашими «ветеранами».

САМАЯ ЛЮБИМАЯ ПОТЕХА НА РУСИ

Пребывая в лагере, дети излечиваются от эгоизма, они начинают стоять друг за друга, помогать окружающим. Читала, что русская народная игра в лапту особенно развивает чувство коллективизма. В Вашем клубе эта игра на самом почётном месте. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Юрий Васильевич: Вот цитата из Куприна: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру, в которой вырабатывается товарищеская спайка "своего выручай"».

Вслед за классиком и я настоятельно рекомендую эту замечательную старинную игру своим соотечественникам абсолютно всех возрастов, если только у вас нет медицинских противопоказаний к активному движению. Те же, кто занимается с детьми и молодёжью спортивными играми по долгу и по призванию, знайте: наши пращуры оставили нам потрясающую по силе воздействия народную забаву. Отмечу сразу, что под словом «забава» раньше понималась более польза, чем просто удовольствие. Лапта - самая распространённая и массовая потеха на Руси, затем в Российской империи, а потом, в первые десятилетия Советской власти, и в Советском Союзе.

В «Сказаниях о народных играх» Иван Петрович Сахаров, живший в XIX веке, писал: «Игру лапту мы должны отличать от всех других: это особый род какой-то войны, где проворство, ловкость, быстрота почитаются отличными качествами игрока. Молва народная признаёт эту игру за старинную, давность которой незапамятна нашим дедам и прадедам». В других странах к играм, похожим на лапту, относятся как к национальному достоянию. Узнаёшь вдруг, что Ян Ботэм, один из величайших игроков в крикет, был удостоен рыцарского титула по случаю дня рождения королевы Великобритании. Или попадётся невзначай такое заключение американского писателя Ж. Барзена: «Каждому, кто хочет понять душу и сердце Америки, лучше всего начать с бейсбола». Неужели наше исконное и родное хуже, чем чужое, заморское? Вопрос, разумеется, риторический. К счастью, идея возрождения народных традиций постепенно оживает. Вот и лапта для многих регионов перестаёт быть экзотикой или чем-то вроде рудимента сермяжного быта. Проводятся чемпионаты России, множество турниров; игра становится украшением фестивалей и праздников народного творчества. Учебные заведения, детские клубы и лагеря берут лапту на своё воспитательное вооружение. Народная забава приобрела статус национального вида спорта. Надо ли удивляться почётному месту лапты в нашей системе мероприятий?

А у Вас есть сподвижники, продолжатели дела? Или Вы заботитесь лишь о том, что можете сделать сегодня?

Юрий Васильевич: В жизни очень много простых, но в то же время ярких примеров помощи Божией. Святитель Григорий Богослов говорил: «Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд». Поэтому за удавшиеся дела мы благодарим Господа, а неудачи, понятно, относим к нашим собственным немощам.
Что же касается сподвижников, то это практически весь приход храма святителя Тихона Задонского в Сокольниках. Очень важную роль играет выросшая в клубе молодёжь, пропитанная духом и смыслом клубных традиций. Вообще, на разных этапах истории «Русичей» у меня было очень много соратников и помощников. Я их всех помню и, конечно, всем им очень благодарен.

Юрий Васильевич, желаем Вашему делу крепнуть и развиваться. Божьей помощи во всех делах.

Журнал "Православная беседа", № 3, 2016 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Рыбакова
Невская Скоропослушница
Память 9/22 ноября
21.11.2023
«Россия меня примет...»
К 150-летию со дня рождения И.С.Шмелёва
25.10.2023
«Увидеть и полюбить землю предков…»
К выходу книги «Гори, гори ясно». 1 глава
29.10.2019
Столетие подвига Царской семьи
В Царские дни в столице Урала
07.08.2018
Все статьи Светлана Рыбакова
Александр Сергеевич Пушкин
Тайна жизни Пушкина
К 225-летию со дня рождения русского гения
18.05.2024
День памяти преподобного Пафнутия Боровского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова
14.05.2024
Пушкин и Пасха
О светлых пасхальных днях в жизни великого русского поэта рассказывает фонд Президентской библиотеки
05.05.2024
Все статьи темы
Семья
Можно ли наказывать детей физически?
Ребёнок должен понимать, что за любыми наказаниями есть справедливый мотив
20.05.2024
Как быстро поднять рождаемость
Несмотря на всё, люди хотят иметь детей, и есть два верных способа им помочь
17.05.2024
Иначе мы вымрем
Надо сделать так, чтобы в ближайшие пять лет количество семей с тремя-четырьмя детьми выросло до 50%
13.05.2024
О новых майских указах Президента
Владимир Путин дал около сотни поручений по развитию России
08.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.05.2024 09:06
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Туляк
20.05.2024 07:28
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от Людмила
19.05.2024 22:21
Чем брать оплату?
Новый комментарий от учитель
19.05.2024 16:35
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47