Икона Божией Матери
«Невская Скоропослушница»
Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» – особо почитаемый список чудотворного афонского образа. Это уникальный тип иконы, он не встречается нигде на православном Востоке. По своей иконографии «Невская Скоропослушница» существенно отличается от известного афонского образа Богородицы «Скоропослушница». На невском образе Божия Матерь изображена без Младенца, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, символизирующей Божественную помощь. Трудно сказать, что определило эти иконографические перемены. Однако существует предание, что образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы».
Этот образ вместе с некоторыми другими святынями с Афона (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 году двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора пожертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции – месте первоначального пребывания мощей святителя Николая Чудотворца. Монахи остановились в Александро-Невской лавре. Однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, построенная на средства купцов Калашниковых в память о спасении императора Александра II в Париже во время покушения на него революционера-террориста в 1867 году. Находящиеся в часовне святыни привлекали молящихся, и это помогало собирать средства на возрождение Мирликийского храма.
Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война 1877–1878 годов. Монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления.
Вскоре часовня сгорела, и на пепелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом образ Богоматери «Скоропослушница». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и подняло невиданную волну народной любви и почитания. «К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев, и пред нею непрерывно совершались молебны. Явная милость Божия, сопутствовавшая усердию молитвы и твердости в вере с надеждою прибегавших к заступничеству и скорой помощи Владычицы, усилила в значительной степени прилив богомольцев в часовню. Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов».
В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с иконой Божией Матери «Скоропослушница» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества. Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После мученической кончины великого князя в память о нем часовня была расширена и преобразована в храм во имя святителя Николая и благоверного князя Александра Невского. Великой княгиней Елизаветой Федоровной было высказано пожелание, чтобы в молитвах о почившем супруге была объединена и память «о всех верных слугах Царя и Отечества, крамолою убиенных».
Николо-Барградская церковь
В дальнейшем на месте небольшой часовни была построена церковь, так называемая Николо-Барградская (полное наименование – Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских и Святого благоверного князя Александра Невского при подворье Императорского Палестинского Общества), созданная по образцу древних русских храмов и освященная в 1915 году.
Почитаемый образ Богородицы «Скоропослушница» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.
Николо-Барградский храм стал своего рода символом Святой Руси в центре европейского Петербурга. Свои впечатления от храма замечательно выразил известный духовный писатель Е. Н. Поселянин: «В толчее столичной жизни, у бойкого рынка, на тесной площадке, в скрещении нескольких улиц, поднялась нежданно-негаданно высокая маленькая церковка… Необходима грань между божественным и человеческим, между житейскою суетою и священною задумчивостью храма. Сени с коленчатою узковатою лесенкою, полуосвещенные, со своими расписанными стенами: какой прекрасный переход от жизни к религиозной мечте... Вошли в них – и уже забылся мир».
Храм и находящаяся в нем икона «Скоропослушница» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности вдовы великого князя Сергея Александровича преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.
Известно, что окончательное решение принять православие сформировалось у Елизаветы Федоровны после паломнической поездки с Сергеем Александровичем в Святую Землю, где они присутствовали на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, а также посетили многие священные места, связанные с земной жизнью Спасителя. Морской путь из России в Святую Землю лежал мимо Константинополя. Паломники прибыли в Константинополь 13/26 сентября 1888 года, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Утром следующего дня они присутствовали на Божественной литургии в русской посольской церкви. Перед началом службы настоятель храма архимандрит Арсений приветствовал гостей и преподнес каждому из них икону. Великой княгине он вручил список иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», написанный на Афоне греческими иконописцами. Вручая икону, архимандрит Арсений сказал знаменательные слова: «Приими икону Пресвятыя Богородицы в знамение скорого заступления и непрестающаго Покрова Ея». После этого началась Литургия, во время которой настоятелю сослужили два иеромонаха русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Промыслительно, что вручение этих икон и сама поездка в Святую Землю совпали по времени с последовавшим 21 сентября/4 октября 1888 года решением Священного Синода об утверждении великого князя Сергея Александровича ктитором Александро-Николаевской часовни в Петербурге, где была явлена чудотворная икона «Скоропослушница». Сказанные архимандритом Арсением слова исполнились в дальнейшей жизни великой княгини. Через три года, в 1891 году, она перешла в православие, и вся последующая жизнь великой княгини проходила под незримым Покровом Божией Матери и Ее образа «Скоропослушница». 14 августа 1902 года великая княгиня Елизавета Федоровна вместе с супругом, бывшим в ту пору генерал-губернатором Москвы, участвовали в освящении единственного в Москве храма в честь образа «Скоропослушница» на Ходынском поле (ныне восстановлен). В 1905 году, после гибели великого князя Сергея Александровича от руки террориста Каляева, Елизавета Федоровна стала почетным ктитором Александро-Николаевской часовни. Ее стараниями эта часовня превратилась в храм, на месте которого впоследствии построили Барградский храм, главной святыней которого являлась чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Под покровительством этого образа прошли и последние перед мученической кончиной месяцы жизни великой княгини Елизаветы Федоровны, которые она провела в Алапаевске. Неподалеку от этого города в Бобровском женском монастыре находился чтимый список образа Божией Матери «Скоропослушница», также написанный на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре и привезенный в Россию в 1904 году. Ныне этот образ находится в Свято-Екатерининском храме Алапаевска. Последнее упокоение преподобномученица Елизавета Федоровна нашла в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого она присутствовала с мужем во время их паломничества в Святую Землю в 1888 году и где она еще тогда изъявила желание быть погребенной. В храме святой равноапостольной Марии Магдалины находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница Елеонская», XVI в.
В годы Первой мировой войны перед петербургским образом Божией Матери «Скоропослушница» молилась государыня императрица Александра Федоровна, о чем писала государю Николаю Александровичу в Ставку.
«Царское Село. 1 апреля 1916 г.
Мой родной и милый!
Теперь ты снова в ставке и, боюсь, чувствуешь себя ужасно одиноким. Стоять одному в церкви, во время этих чудных служб, будет грустно… Ольга написала тебе все, что мы делали в городе; я только добавлю, где мы с Татьяной были, пока Ольга была в Зимнем дворце. Мы ездили в новую маленькую церковь Бари во имя Скоропослушницы (т. е. Барградский Николо-Александровский храм - прим. составителей) и видели там дивную икону – такой чудный, кроткий лик, и во время молитвы перед ней охватывает такое хорошее чувство. Я там поставила за тебя свечку, у Казанской Божией Матери, куда мы ездили, также. Посылаю тебе маленький образок, привезенный мною оттуда, – у тебя их уже много, но, когда ты прочтешь надпись на обратной стороне, она, может быть, поможет тебе в твоей трудной работе».
15 декабря 1917 года императрица писала из тобольской ссылки А. А. Вырубовой: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у "Скоропослушницы"; ужасно люблю Ея чудный лик».
После расстрела царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослушницы».
В начале 1920-х годов, когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона Божией Матери «Скоропослушница».
Отец Владимир Шамонин
В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин. Он служил пред иконой Божией Матери «Скоропослушница» в самые тяжкие и скорбные годы истории Санкт-Петербурга, когда название этой иконы стало великим утешением, когда люди ждали скорой помощи в гонениях, скорбях, и храм был переполнен. О почитании петербургской святыни рассказывают живые воспоминания дочери отца Владимира Зои Владимировны Шамониной: «Кроме ежедневных служб, заказывались молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой... Приходить и прикладываться к чудотворному образу Божией Матери разрешалось в любое время (за исключением моментов Литургии верных), иначе не все успевали бы приложиться».
Название этой иконы стало великим утешением, когда люди ждали скорой помощи в гонениях, скорбях
И, более того, именно в 1920-е годы возникла новая традиция – возить икону по Петербургу. Ее приглашали в дома на молебствия, и «Скоропослушница» в то время объехала весь Петроград. Этими поездками Матерь Божия зримо являла Свой Покров городу на Неве. «Эту чудесную икону возили и носили извозчиком по домам, где тогда служились молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона "Скоропослушница". Встречный народ становился на колени и кланялся. Если к кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных».
«Лик Божией Матери часто менялся. Становился то печальнее, то радостнее, то бледнее, то розовее, то серьезнее, то ласковее. Это знали все. Приходилось слышать: сегодня Божия Матерь на нас сурово посмотрела, или Матерь Божия улыбается нам. Во время Литургии, когда служил о. Владимир, лик сиял. Кто пришел не к началу службы, сразу определял, взглянув на икону, кто служит: отец настоятель или нет».
Иконостас Николо-Барградской церкви
Отец Владимир был свидетелем многих чудес, бывших от образа Скоропослушницы. В храме велся особый журнал чудес и исцелений от иконы. К счастью, некоторые выписки из него сохранились в воспоминаниях дочери отца Владимира:
«У отца сохранились выписки из журнала об исцелениях.
1. Заброшенная больная женщина в своей квартире – общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась.
2. Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180 градусов и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна.
3. Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням.
4. Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
5. Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».
Икону так часто возили, что с нее была написана копия, которую оставляли вместо нее в храме. В связи с этим произошла знаменательная история, о которой рассказала одна из жительниц Петербурга Вера Ананьевна Викторова. Ее бабушка и мать в первые годы после революции пригласили к себе домой священника послужить молебен с иконой «Скоропослушница» из Николо-Барградского храма.
«Икону привезли на конке на лошадях. Совершал молебен отец Алексий Верзин, который служил тогда с отцом Владимиром. После молебна сели за стол, батюшка говорит: "Надо потушить свечи". А мама, тогда еще ребенок, попросила: "Батюшка, а пускай погорят свечечки?" Батюшка разрешил: "Ну, пускай…" Одна свечечка свалилась и прикоснулась к иконе. Когда все схватились, было уже поздно. Заметка на руке Божией Матери так и осталась. Батюшка расстроился, что ему придется перед настоятелем отвечать. Потом икону отдавали в реставрацию. Однако сколько раз ни реставрировали ее, никак не удавалось полностью избавиться от следа. Старцы потом сказали, что это Господь так попустил, потому что священники другой раз развозили копию иконы Божией Матери. И чтобы так больше не делали, Сама Божия Матерь отметила Свой образ. Этот след и доныне заметен на деснице Пречистой».
Богоборческие власти не могли простить иконе стольких явных чудес и всенародного почитания. Несмотря на то, что Николо-Александровский храм считался достопримечательностью Петербурга, его архитектурной ценностью, 7 марта 1932 года он был закрыт. Икону Божией Матери «Скоропослушница» собирались передать в музейный фонд.
Все обращения отца Владимира Шамонина к ленинградским властям оказались безрезультатными. Чтобы спасти икону Божией Матери, он поехал в Москву и каким-то образом смог обратиться за помощью к М. И. Калинину. К его удивлению, «всероссийский староста» помог. Об этой невероятной истории рассказал сам отец Владимир Шамонин в стихах (не лишенных доброго юмора):
Как Чацкий, я кричал: «Карету!»
И есть на свете уголок,
Где «рясофорному поэту»
Калинин, коммунист, помог.
(Из целой поэмы сохранилось только это четверостишье в письме епископа Романа Таллиннского к отцу Владимиру Шамонину 1955 года).
Чтимую икону отцу Владимиру удалось перевезти в храм святых князей Бориса и Глеба, что был на Синопской набережной, куда его назначили служить.
Это было гонение безбожной власти на Саму Пречистую Матерь, утешавшую верных христиан
Через два месяца после закрытия Николо-Александровский храм был безжалостно взорван. А икону Богородицы «Скоропослушница» несколько раз переносили из одного храма в другой, подчас едва успевая ее спасти. Это было гонение безбожной власти на Саму Пречистую Матерь, утешавшую верных христиан.
С 1938 по 1958 год икона «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. Само название «Скоропослушница», то есть «внимающая молитве скоро», было утешительно для просящего помощи человека, у которого уже не оставалось сил на продолжительные молитвы. Именно в день празднования в честь иконы «Скоропослушница», 22 ноября, начала действовать «Дорога жизни», которую Матерь Божия сохраняла от разрушения во все время блокады.
В память о заступничестве Божией Матери 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы «Скоропослушница». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Божественная литургия.
12 сентября 1957 года митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий торжественно освятил возвращенный верующим Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. По благословению митрополита, бывшего особым почитателем иконы Божией Матери «Скоропослушница», чтимый образ в 1958 году был перенесен во вновь освященный собор.
С того времени местом пребывания иконы «Невская Скоропослушница» стала Александро-Невская лавра, где она является одной из самых почитаемых святынь. Каждую неделю по понедельникам в Троицком соборе перед этой иконой Божией Матери читается акафист, ежедневно совершаются молебны. Пред ней, как и прежде, множество богомольцев с сердечными воздыханиями о своих нуждах. И ныне Скоропослушница также утешает, помогает и укрепляет.
Икона Божией Матери
«Невская Скоропослушница»
Не без помощи Скоропослушницы в последующие годы продолжилось возрождение лавры. 3 июня 1989 года было совершено перенесение честных мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя монастыря и града святого Петра, из Казанского собора в Александро-Невскую лавру. А летом 1995 года началось благодатное возрождение самого монастыря. Уже в следующем году состоялась передача монастырю первых корпусов из лаврского комплекса.
В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено именовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Невская Скоропослушница».
Как и прежде, «Скоропослушница» оказывает помощь русской земле, утешает и укрепляет всех, с верою притекающих к ней. Много богомольцев едет со всех концов России в северную столицу, чтобы помолиться у чудотворного образа.
«Матерь Божия не оставляет никого, кто с верою притекает к этой великой чудотворной святыне»
Иеромонах Прокопий (Павлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, рассказывает: «За 17 лет, что я в лавре, я видел большое число случаев помощи Божией Матери. Люди попадали в разные ситуации – кто-то тяжело заболевал, кто-то оказывался перед жизненной проблемой, которую невозможно было решить без помощи свыше. Знаю приходивших со своими родителями детей, которые получали особое откровение у этой иконы – это касалось и здоровья, и учебы. «Скоропослушница» – значит скоро спешит на помощь, скоро слышит наши просьбы, наши стенания, молитвы, которые мы возносим ко Пресвятой Богородице. Матерь Божия не оставляет никого, кто с верою притекает к этой великой чудотворной святыне…
У женщины была 4-я стадия рака. В течение сорока дней она неустанно молилась перед образом «Невская Скоропослушница», и когда пришла на назначенную операцию, то опухоли не обнаружили. Врачи оказались верующие, православные, они сказали, что это чудо. Некоторые из них сюда приходили, молились у иконы. Каждый день, я это точно знаю, происходит чудо. Иногда это бывает тайно. Люди иной раз не хотят рассказывать о том, что им Господь помогает. Но мы всегда на проповеди говорим: надо радоваться тому, что Бог действует через те или иные ситуации, которые испытывают человека. Мы постоянно видим образ Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница» – и монашествующие, и те, кто здесь трудится, – и испытываем великую радость от того, что Матерь Божия является нашей Защитницей, Покровительницей. Мы приходим к Ней, как к любящей Матери, которая покроет нас от всех наших грехов, и спасет, и сохранит, чтобы нам дальше нести свое послушание в этой святой обители.
Многие люди приходят и перед образом Божией Матери дают обеты. Кто-то прекращает курить, кто-то пить. Алкоголики, наркоманы – к этой иконе приходят все. И у Царицы Небесной любви хватает на всех».
Для Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей города наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери, как Казанская, Царскосельская, «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».