Кардиограмма эпох в судьбе человеческой

О книге А.А Федотова «Хроники Зверландии»

Новости Москвы 
0
555
Время на чтение 5 минут
 

В издательстве «Синтгама» в Москве вышла книга автора РНЛ, доктора исторических наук, члена Союза писателей России Алексея Федотова - повесть-сказка «Хроники Зверландии».

***

 

 Прочитав эту книгу в третий раз,  невольно ловишь  себя на мысли, что каждый раз впечатление от нее усиливается, кристаллизуется и становится совершенно другим. Не то чтобы книга стала восприниматься  уж совсем по-новому, просто начинают доминировать совсем другие  размышления, которые принципиально отличаются и  от первого впечатления, и от второго, которое казалось как бы окончательным и не подлежащим развитию. Так думалось из-за предположения совершенно законного: книга эта - вещь независимая во всех смыслах - от всего и от всех, и, конечно же, от конъюнктуры момента. Ан нет! Жизнь уже в который раз подтверждает парадоксальный факт: литература, имеющая своим адресатом строго определенную читательскую аудиторию, со специфическим образом внутренней и внешней культуры, с обязательной  - хотя бы ликбезовской грамотностью в области христианства и с текстом Священного Писания, вдруг становится, и не в первый раз, самой адекватной и точной картиной современного мира с его реальной и мифологической историей, с  взлетом и крушением идеалов и «идеалов». 

 Счастлив тот, кто взял в руки эту книгу, требующую к себе человечного внимания и непридуманного  соучастия, и прочитал ее,  не торопясь и не отвлекаясь ни на какие позывы к важному и неотложному делу. Для тех, кто привык задумываться всерьез и надолго о происходящем вокруг, здесь есть все, чего просит сердце и требует совесть. «Хроники Зверландии»  определены автором как сказка. Если  честно: и от  первого, и от  последующих чтений ни разу не пришло в голову, что это то, что мы привыкли называть сказкой. В ней есть все признаки именно такого жанра, но не они  определяют суть книги. Да стоит ли называть точно и терминологически отчетливо специфику такого  произведения, автор которого меньше всего думает о соблюдении однолинейной литературной стройности и о канонических рамках написанного. Думается, что в основе книги лежит, прежде всего,  мировоззренческое духовное состояние, прожитое неоднократно,  и дошедшее до некричащего , но стойкого и неистребимого мироощущения. Оно,  которое, как внутренняя молитва, не заслоняет ничего, что приходится делать самому или слышать от других.  Прозрение писателя-человека, которое сложилось не из интеллектуально-логических интерпретаций и даже не из индивидуального осмысления истории, а из цельного человеческого опыта, в своей основе сугубо личностного и скрытого от всех других.  В нем работают не принципы писательского профессионализма, а самые глубокие и загадочные, еще не названные  человеческие возможности постижения мира во всей его неоднозначности,  иррациональности и полноте.

Традиционный критик найдет в этой книге все, что тешит душу литературоведа, достойное и дифирамбов, и порицания. Но думается, что «Хроники», как и другие  произведения этого автора, не укладываются в схему привычного литературного анализа, потому что написаны автором другого творческого поколения, которое не выдумывает и не сочиняет ничего, даже если и именует свое детище сказкой. Строго говоря, произведения А.А. Федотова в какой-то мере укладываются в понятие  «нелитературная литература».  Она, номинально оставаясь в рамках словесности, работает по более сложным и адекватным бытию творческим законам, подчиненным безусловному нравственному императиву, который  зависит не от законнических  предписаний, но  целиком от сердечного разума и свободной воли автора.

 Книга в целом и в деталях вызывает массу псевдотождественых иллюзий, аллюзий и аналогий из самых разных уголков исторического и культурного пространства  человечества и нашей родной-преродной родины. Почти назойливо напрашиваются параллели с прошедшим и настоящим   великой и несчастной страны, с которыми не всегда соглашаешься, а иногда внутренне резко споришь. Но всегда обнаруживаешь в коллизиях, кажущихся наивными и упрощенными,  нечто несравненно более емкое, чем их первый внешний броский фабульный контур.  Но это не мешает еще раз воочию проживать историю, которую по совести всякому неравнодушному читателю и не читателю положено неоднократно пропустить через свою душу.  Чтобы судьба  страны и всего  активного человечества предстала  перед сознанием уже не как текст, который  можно убрать на полку, забыв о том, что в нем, а как сама реальность, сконцентрированная в притчах, фантастических  и казусных ситуациях. Поэтому  книга представляется скорее кодексом чести неравнодушной человеческой души, чем занимательным чтением.

     Читая в третий раз,  больше думаешь не о Спасителе и его трагической человеческой  биографии, а о народе и его судьбе. Точнее, о том, кого принято называть народом в самых разных ситуациях. О том, что понятия  «толпа»,  «масса»,  «быдло» и «народ» почти всегда намеренно и искусственно смешиваются в разных пропорциях, не давая кристаллизироваться ни одному из составляющих и занять свое надлежащее место в иерархии человеческих ценностей и уже творить нечто или как народ, или как не отвечающий ни за что охлос. Книга исключительно точно и широко показывает все прошлые и будущие срывы всех и вся, опирающихся на грех в своей сиюминутной и долгожизненной практике. Или на том, что маскируется под добродетель совсем непростыми и нерасшифрованными методами. Книга дидактична и в лучшем смысле педагогически выверена, но совершенно лишена и малейшей тени морализаторства. Такое взаимосочетание как бы противоположных свойств является одним из художественных парадоксов  Алексея Александровича Федотова, способного объединить интеллект ученого с глубочайшей духовной культурой через личный жизненный опыт. И оставаясь,  безусловно,  именно писателем, он поднимает планку этого звания до высоких  философско-мировоззренческих человеческих требований к самому себе. И к достойному читателю. Вынуждая переживших  бездну горя и привыкших переносить любую боль, плакать, читая «Хроники Зверландии», и не стыдиться своих слез. И надеяться на реальное добро и счастье в судьбе своих потомков.

 Книга такова, что ее не хочется обсуждать со  случайным «единомышленником» или с тем, кто абстрактно и активно интересуется литературой вообще, независимо от ее герменевтического стержня. Ее можно от души и всерьез дать прочитать любимому человеку, которого знаешь не хуже себя, и  которому желаешь только добра. Добра не в переносном или временном смысле. Добра навсегда. Дать неназойливо, так, что ему станет понятным то молчание  или спартанское немногословие, которое необходимо сопровождает  характеристику этого ясного и мужественного  печатного раритета. Раритета  как  самого необычного честностью и глубиной текста,  который навевает все, что есть в человеке, способном к сопереживанию выше бытового уровня: грусть,  радость, надежду, гнев, слезы, смех и глубокую печаль сердечного покоя.

   Счастливого и умного чтения всем! Автора - храни Господь! И дальнейшего ему творчества.

 

Ермилов Юрий Иннокентьевич, преподаватель Ивановского художественного училища им. М. И. Малютина и Ивановского православного боголовского института им.  св. ап. Иоанна Богослова, изограф, арт-теоретик, лингвист

      

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Иннокентьевич Ермилов
Все статьи Юрий Иннокентьевич Ермилов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 06:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00