Отзыв на роман А. А. Федотова «Наследники Ост-Индской компании»

0
335
Время на чтение 4 минуты

Отзыв арт-теоретика Ю. И. Ермилова на роман А. А. Федотова "Наследники Ост-Индской компании"Источник

«Наследники Ост-индской компании» — сатира=утопия=антиутопия. Мысли и чувства, навеянные романом А.А. Федотова

Алексей Александрович Федотов как автор угадывается с первых строк романа, недвусмысленно вводя читателя в свое специфическое мироощущение и в свой, онтологически стройный, но бытийно-сложный космос реальности, где определяющую роль играют не действия персонажей, а их контекстная оценка читателем, исходящая из сложнейшей массы литературных и филологических переплетений, культурологических опор, исторических вывертов и казусов. Ни одно положение в романе не оголено и не представлено как истина в последней инстанции, не подлежащая осмыслению и критической оценке. Все сложно, как бывает только в жизни.

Сюжет романа прост и ясен. Силы Добра и Зла сталкиваются в борьбе за приоритетное место в этом мире, предлагая свою систему развития человеческого духа, устанавливая свои понятия о смыслах долгой и короткой жизни. Место развития событий – Лузервиль, городок России конца 1990-х со всеми атрибутами той динамичной и парадоксальной эпохи. Элементы безудержного абсурда во всех ареалах того мозаичного бытия не придуманы, а взяты прямо из действительности в чистом виде, без стилизации и моделирования их странной логики. Смысловая основа того времени держится в основном на литературных формулировках, которые в ту пору рождались, быстро расцветали и с разной скоростью погибали под гнетом собственных абсурда и придуманности.

Два противоположных персонажа, ключевые фигуры романа — это сэр Джон, бывший священник, принесший в жертву двух лучших друзей, которым был обязан жизнью, на алтаре богини зла Кали в начале английской колонизации Индии в шестнадцатом столетии, не стареющий и деятельный, вмешивающийся в дела государств, людей и их сообществ; и архимандрит Аристарх, пациент местной психиатрички, человек святой жизни, подвижник действительного добра и носитель сверхсолнечного света в душе. Эта пара антиподов включает в круг своих интересов огромное число судеб самых разных людей. Еще один персонаж является веществом, это алкоголь и его разнообразные потребители, что очень важно для выяснения ментальных нюансов многих героев романа.

Схема «ДОБРО – ЗЛО» в тексте поначалу кажется слишком простой и даже примитивной, но это лишь на первый взгляд. Осевая линия «добро – зло» на которой раскачивается маятник людских душ с амплитудой Свет – Тьма, пронизывает повествование не горизонтально по восходящей, а извилистыми путями, рывками и толчками, то приближаясь к цели, то удаляясь от нее, то обнуляясь и полностью исчезая. Поэтому дидактико-педагогическая линия романа построена не на декларации «правильных» формул бытия, а на выборе самим читателем из вороха личных ассоциаций из арсенала автобиографии нужных и наименее спорных аналогов. Некоторые пункты повествования, требующие разъяснения или расшифровки, опущены или максимально сокращены, так как автор считает, что какие-то моменты реальности, даже выраженные намеком, вполне достаточны для вразумительного понимания основной авторской мысли: ходить в храм лучше, чем не ходить.

Все самые яркие и картинные персонажи повествования выявляются не через описание их привычек, жизненных плюсов или ляпов, а через их рассуждения о предметах, казалось, посторонних, имеющих мало отношения к сердцевине сюжета. Читатель через великое изобилие цитат самого разного толка и смысла узнает о героях и их жизни нечто такое, что иначе невозможно объяснить и втиснуть в читательское сознание. Реальная начитанность некоторых индивидов ими самими очень своеобразно интерпретируется, представляя собой странную смесь философии и культа удовольствий переходящую в социальную ситуацию в стране и городе.

Автор – профессиональный ученый, прекрасно знает историю Великобритании и ее религиозные движения последних столетий, он легко ориентируется в культовых практиках индуизма, объясняя их с позиций Живого Православия, не подчиняясь неуместному бреду политкорректности там, где это совсем некстати. Соединяя инфернальное зло мира с духом богини Кали, автор прекрасно понимает, что множество древнего и современного зла лежит за ее пределами и в совершенно иной плоскости. Но уже одно то, что Кали и ее культ воспринимаются большинством как культурный феномен, интересный и загадочный, и не более того, должно, как минимум, настораживать. И здесь очень кстати цитата из современного индийского гуманиста Свами Вивекананды о поклонении Кали именно как воплощению реального, не метафорического зла. Сам адепт индуизма не скрывает подлинного смысла этого культа.

При чтении романа у читателя возникает такой колоссальный объем исторических, культурных и личностных ассоциаций, что все смысловое богатство произведения многократно увеличивается и конкретизируется, причем, это происходит не просто как рефлекторный процесс, а через активное мировоззренческое сотворчество.

Светлый финал романа не читается как сюрприз, он закономерно ожидаем и ясен: воплощение темных сил – сэр Джон — возвращается в лоно Церкви с именем Иоанн, крестившись в Православие с формулой «аще не крещен». Город переименован в «Большой», в нем постепенно исчезают остатки поклонников Тьмы и последний оплот сатанизма – алтарь богини Кали в местном музее. Добро побеждает. Но не это главное. В романе много рассуждений о разных ситуациях жизни, болезни, нищете, пьянстве, обездоленности, и ни одно из них не имеет привычных, всем известных общих слов, от которых любая чистая душа рефлекторно отворачивается как от пустого многословия. В диалогах и монологах героев проходят и рождаются прямо на глазах умные, часто мудрейшие мысли, кстати, более чем полезные для священников, врачей наркологов и психиатров: в них звучат очень серьезные и безотлагательные вопросы, связанные с мировоззренческой концепцией лечащего специалиста. В этих мыслях больше христианского оптимизма и надежды и нет намека на дилетантизм.

Роман написан легко и ясно, с подлинным юмором и полным пониманием проблем бытия в реальном времени. Читается с интересом и явной пользой для ума и сердца. Христианская литература высокого класса.

Ермилов Ю.И. иконописец, арт-теоретик, художник, преподаватель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Иннокентьевич Ермилов
«…Орден цвета человеческой крови»
По поводу повести А.А. Федотова «Победитель» и одноименной книги
13.07.2021
«Исторически точный портрет околоцерковного быта конца советской эпохи»
По поводу публикации «Света во тьме» Алексея Федотова
31.07.2020
Кардиограмма эпох в судьбе человеческой
О книге А.А Федотова «Хроники Зверландии»
19.09.2018
Все статьи Юрий Иннокентьевич Ермилов
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 06:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00