«Кожаные ризы»: Тело-Плоть и Дух-Душа в последнем романе Алексея Федотова

Эссе-рецензия

0
729
Время на чтение 10 минут

Это не совсем рецензия и даже совсем не рецензия. Сейчас дотошное исследование текста не интересует даже профессионала в той мере, как это могло бы быть совсем недавно. А рядового читателя, того, что  без претензий на популярность  книги и на котируемость ее в кругах  записных библиоманов, разбор словесного поля просто утомляет. Слишком многое принято было вытягивать из любого произведения, но вытяжки эти оказывались чаще всего не квинтэссенцией, а своего рода антирекламой, потому что критики  в силу профессии не были заинтересованы в полном и адекватном понимании общего герменевтического смысла литературного раритета. Их более занимало открытие возможности поставить под сомнение любое концептуальное или человековедческое  открытие писателя или показать его неумение выразить жгучие для него и для читателей проблемы так, как он этого хотел бы. Время бежит, даже скачет, а дипломированные любители литературы до сих пор не оставляют возможности  применить принцип мидраша  при оценке текста: чем интерпретационнее его интерпретация, тем милее она сердцу « разрушителя иллюзий».

Любое литературное творчество имеет недостатки во всех своих параметрах, независимо от таланта и опыта писателя. Если быть честным хотя бы по минимуму, то придется признать, что самые яркие классики золотого века  русской литературы  сейчас  зачастую читаются очень тяжело, и это не только от отсутствия культуры чтения у современного  книголюба, но и от обостренного ощущения у него  катастрофической нехватки текстов с  невыдуманной реальностью, где независимо от обыденности или фантастичности происходящего на страницах присутствует высшая правда Бытия, которая может не вписываться в систему стандартной  системы ценностей или общепринятых принципов видения правды мира в литературе.

В последний десяток лет  у меня нет времени на просто чтение: количество подготовок к лекциям давно перекрыло многократно все разумные пределы. О том, что  читать  -  не только полезно, но что это еще и огромное удовольствие, забыто давно и прочно. И вот я получаю в семь утра на остановке подарок от автора: книгу «Кожаные ризы». Еду сорок минут до Кохмы - читаю, приезжаю в храм - еще час есть - читаю, не отрываясь. После службы читаю на морозе, ожидая маршрутку, и в маршрутке тоже. К вечеру книга залпом прочитана. От корки до корки. При полной преподавательской и храмовой нагрузке. С наслаждением.  Взахлеб. С неоднократным  перечитыванием  нужных  строк. С неудержимым смехом во многих местах.  Настроение,  которое до чтения было никаким, стало человеческим. Появились желание и  силы жить, работать (вкалывать!!!), опять, слава Богу, с радостью помогать детям. Подобного чтения в своей жизни я не помню, хотя точно было нечто очень похожее. Чтобы быть правильно понятым, разъясню некоторые моменты. Я когда-то очень много читал - все, что доступно и недоступно, разрешено и запрещено. Художественную, научную, даже детективы и фантастику (иногда!). С  приходом в храм изменил отношение к  большинству  созданий  культуры, прошел через почти полное отрицание пользы  светского творчества и с боем вернулся на круги своя с острым критическим взглядом на многие  явления во всех видах искусства. К литературе у меня было особое отношение: она повлияла на мою судьбу  изнутри и снаружи в такой степени,  что оставить ее в покое, как нечто безобидное и даже полезное,  я не мог.

Продираясь сквозь ранее  прочитанное   и когда-то принятое и понятое с новым критическим энтузиазмом, я начал понимать такое, о чем ни у кого никогда не прочитал бы и не узнал. Потеряв почти весь бывший хрестоматийный авторитет, литература во многих случаях  открылась для меня совсем другими своими гранями. И тот, почти нигилистический критицизм  полного неприятия литературной выдумки, обернулся умением видеть реальность не в имитационно-точных описаниях сюжетных коллизий, а в истинности и правдивости самих состояний, где полностью отсутствовал какой-либо алгоритм соответствия правде или неправде. Отношение к таланту писателя приобрело совершенно новые черты.  Талант Человека стал почти всегда мерилом таланта писателя (не литератора или сочинителя!!!), потому что понимание человеческого в человеке всегда превышает концептуальные претензии автора, как бы ни были они интересны, остры, злободневны  и  оригинальны. Читая начинающих, совсем  не известных  авторов, я увидел, сколько поистине талантливых людей скрыто в национальном сундуке литературы, писателей, которые не догадываются о своем таланте, привыкнув исчислять его уровень по школьной схеме. Они умеют писать так, как научить нельзя, как можно только с помощью остро зрячей совести и чистого сердца раскрыться бесхитростно и нараспашку, не боясь показаться примитивным или умственно недалеким. Это совсем не значит, что все такие писатели лишены  внешних знаков образования и работают интуитивно, по наитию и наощупь. Часто чувство правды, о котором если и говорилось когда-то, то лишь в смысле опосредованной  придуманности  в русле злобы дня, позволяет молодым и «неопытным »авторам творить чудеса откровения в структуре текста, создавая неоспоримые  узлы  реальности «малой кровью». Стилистика таких произведений зачастую переполнена банальностями непрофессионализма в привычном понимании этого термина, как он сложился в годы подпольной литературы, где диссиденты всех фасонов и расцветок правили бал гениев - заслуженно или нет. Но сейчас я уверен: многое из того, что совсем недавно считалось признаком  дилетантства и недоработки, теперь исчисляется  совсем другой мерой, потому что  звучание истины, как оказалось на практике, зачастую требует серьезных стилистических жертв, для которых необходимо мужество, не мыслимое как именно мужество в еще совсем недалекие от нас времена.

Прочитанные в последнее время книги оцениваются мной чаще всего по тому ощущению, которое они оставляют в душе, уме, сердце, а иногда и во всем существе, подобно явлению нерасшифрованного человека, которого почему-то прекрасно понимаешь даже тогда, когда не согласен с ним по самым наболевшим вопросам, но принимаешь без боли его противоположную правду, почти не удивляясь, что он тебе совсем не враг. Так Бог посещает нас, открываясь нам и понимая, что далеко не каждый свидетель чуда  распознает  это чудо,  доверяя нашей нравственной интуиции видеть не юридический раритет , а Высшую реальность в Его следах. В этих текстах могут быть неровности и шероховатости стиля и смысла, композиционные и сюжетные потери, лингвистические несуразицы и многое другое, к чему обычно придираются специалисты. Но если в такой книге есть  Состояние ума и духа, определенное и безусловное, она уже Книга, а не книжка. И она состоялась. Она не может быть не нужна людям. Ее НАДО читать. Или хотя бы прочитать. Роман  «Кожаные ризы» Алексея  Федотова  создает яркий, однозначно читаемый образ  духовного пространства, скомканного и искореженного безвременьем новейшего времени , в котором приходится компоновать свою жизнь и судьбу близких, вопреки устроенности в нем антагонистической сети Врага и его слуг. Книга не просто оставляет яркий след в душе, но дает совсем не литературную надежду на реальность значительно лучшего бытия для наших детей, чем то, что имеется у нас и для нас.

Профессор Алексей Александрович Федотов - очень разносторонне образованный, начитанный, яркий  и одаренный  человек, талантливый писатель, но кроме высшей грамотности и культуры у него - колоссальный опыт общения с интереснейшими в разных отношениях людьми. Это общение не только предельно продуктивно именно как общение, но и результативно как способ незаменимого ничем познания абсолютно объективной реальности, рождающей особый авторский иронизм.  Юмор этот  охватывает все сферы высшего и низшего бытия на всех  этажах и закоулках, поэтому, читая его, быстро привыкаешь к парадоксам панибратства с потусторонними силами и духовными сущностями, перетекающими в супертелесность и колеблющимися между присутствием  в слове текста и реальной материальностью. Вообще, чтобы правильно читать  и понимать произведения А. Федотова, надо категорически отказаться от привычной схемы восприятия литературного  каркаса, раскрепостившись максимально и забыв все то, чему когда-то учили в школе или вузе на эту многострадальную тему. Все животрепещущие вопросы бытия, возникающие сегодня в любую секунду перед совестью или выбором человека вопреки логике нормальной жизни, представлены в романе А. Федотова  в виде  сменяющихся картинок-действий  как бы фантастического характера, где заведомая несерьезность положений вызвана их равноправным присутствием в нерасчлененной реальности рядом с прозаическими до тошноты событиями. В книге этой злободневным проблемам, о которых надоело, но стоит кричать, уделено очень много места. Но это место, точнее, места, так встроены в текст, что читатель, лишенный  в  личной судьбе понятия об этих проблемах, не замечает  данной проблематики, почти ничего не теряя. Злободневность наличествует не как сиюминутная  забота, а как общая для всех времен  система неустройства жизни в ее  беззаконных и безбожных линиях. Эти линии пересекают друг друга и каждого, кто оказывается на пути у судьбы, и автор лишь корректирует сюжетную тропу не для ее удобочитаемого изменения в пользу слабого читателя, а для того,  чтобы читающий знал и помнил: в реальности, что рядом, фантастики несравненно больше.

Скажу откровенно: мне крайне импонирует в текстах этого автора бескомпромиссное наличие очень нужных  и мудрых мыслей о Родине, Церкви, Вере , религиозности и Безверии, мыслей, которые  давным-давно приходят в голову верующим,  не способным стать равнодушными к судьбе Отчизны и ее детей в наше нестандартно-оригинальное время, когда забота или помощь страждущим воспринимается большой частью людей  как проявление недоумия и наивности. Это и думы, и размышления на ,казалось бы, непрактические и умозрительные темы. Уровень мышления здесь так уместно высок, что не ощущается каким-то сверхъестественным  процессом ,не стоит над миром суеты и праздности, а вписывается в систему нормального повседневного  умозрения через рассуждение человека, не способного миновать всего того, что вопиет к совести и способности осмысливать через высшее проявление Веры  - через духовный интеллект внерассудочной  совести. Таким образом, сложные  научные построения обретают форму, свободно льющуюся в необходимое по ситуации русло в виде раздумий, притчей, реплик или шуток. Стиль этих мыслей может быть и принципиально книжным, и заведомо «кухонным», никогда не теряя уровня внутренней серьезности и подлинной значимости. В этих мыслях появляются цитаты  и пересказы, открываются  собственные, четко сформулированные,  догадки и гипотезы. Видно, что у автора подобных мыслей - море, но он вынужден экономить силы всех, кто будет читать его книгу, а это иногда могут быть люди, не признающие ценность мысли самой по себе, или наоборот, не принимающие ее без связи с необходимостью момента.

Писатель не  занимается доказательством истины или ее защитой. У него для себя и для потенциальных единомышленников есть  точка отсчета, позволяющая в любой ситуации говорить с позиции силы и правды. Это Любовь, от которой все и происходит  в меняющемся мире, к которой все возвращается, иногда с большим опозданием, иногда  неожиданно вовремя. Каким бы умным, логичным и правдивым ни было бы суждение о предмете или явлении, результат   этого суждения определяется знанием исходного  источника. Не исчерпывающей информацией о нем, а именно знанием в древнейшем смысле этого слова.  Автор «Кожаных риз» прекрасно знает саму Любовь, а не что-то очень важное о любви или про любовь, поэтому  не позволяет никому усомниться в ее подлинности в пределах романа и  не дает возможности читателю экспериментировать с этим  священным понятием  по моде нашего расхристанного и бесстыдного  времени. Сила и правда, о которых  уже сказано, ощущаются в постановке  в романе проблем любой степени сложности: они не подвергаются неуместным сомнениям в  надежности  нравственных истоков  любого доброго действия, которое может дать сиюминутный  проигрыш, но в итоге  все равно выиграет. Или даже победит. И не из-за того, что наша правда всегда должна победить, а из-за того, что она  -  единственное мерило необходимости, не несущей никакого зла.

Книга очень смешная и грустная. Точнее, умеющая  насмешить, рассмешить и тут же, пока смех еще не прошел, окунуть  в кипящую вражду любых форм сатанизма, коих в нашей нынешней космологии прибавляется не по дням, а по часам .  Алкоголь, как один из персонажей  повествований  А.А. Федотова, спутник и пособник лукавого, работает  в тексте как бы походя, не обнаруживая особого персонифицированного образа и тем самым показывая свою реальную сосредоточенную работу по изменению личности. Будучи совсем незаметным на фоне говорящих и действующих персонажей, он напоминает внимательному читателю без лишних уточнений и намеков, что его скромная и в то же время великая миссия - всегда быть наготове рядом с горем и радостью, чтобы в итоге превратить все и вся в одно и то же - в телесно-духовный студень.

Писатель не заявляет о проблемах так, как это сделал бы на его месте журналист: громко, четко сформулировав задачу дня. Он делает это смелее и умнее. Потому что за каждой проблемой стоит пять спереди и десять сзади, и, ухватившись цепко за одну, потеряешь все другие и эту тоже. Автор романа не исследует проблематику  так, как это делает публицистическая наука: трогая ум и сердце железной логикой причин и следствий явления,  задевая личностные струны души, щекоча сердце полной иллюзией взаимного соответствия мыслей и возможных действий  вещающего и слушающего. Писатель, имея жесткую и незыблемую точку зрения на  краеугольные явления Бытия, тем  не  менее, дает читателю полное право  не соглашаться с его мировоззрением и противостоять ему вместе с  веселыми  персонажами романа, представляющими обобщенный портрет успешных  по жизни современников, успешных только в смысле материальном.

И последнее, о чем обязательно надо сказать. Автор  «Кожаных риз» - верующий человек. Не ищущий Бога, как говорят о ком угодно, а имеющий Его в своем сердце. Знающий Его. Поэтому особо ценно наличие у этого автора искрометного нестандартного юмора, живого и блестящего ума, умения увидеть в явлении бездну непридуманного содержания, а его любовь к русскому языку достойна  более чем  уважения. Через эти качества неброские на первый взгляд мысли приобретают философскую и лингвистическую значимость, становясь осознанной вехой на пути к правде...и к счастью. К счастью, которое не из этой книги, а из самой глубины жизни... А книга помогает его увидеть в реальности... И начать сначала...

Юрий Ермилов, преподаватель Ивановского Богословского института им.Св. Ап. Иоанна Богослова и Ивановского художественного училища им. М.И.Малютина, теолог, арт-теоретик, лингвист, изограф
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Кожаные ризы»: Тело-Плоть и Дух-Душа в последнем романе Алексея Федотова

Предположу, что высказать хоть-что нибудь дельное о книге можно только ПОСЛЕ её прочтения. Однако тема интересная, хотя, опасаюсь, не найду в ней даже намёка на вопросы о различии духа и души, сарки и сомы, плоти и тела и о том, каково было тело у ещё не изгнанного из Рая Адама....Но вот что ещё более тревожить - намёк на некоторое смехачество и панибратство автора при отношении к некоторым реалиям. «Сущности» обычно чрезвычайно мстительны..
Лебядкин / 14.01.2015, 12:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Иннокентьевич Ермилов
«…Орден цвета человеческой крови»
По поводу повести А.А. Федотова «Победитель» и одноименной книги
13.07.2021
«Исторически точный портрет околоцерковного быта конца советской эпохи»
По поводу публикации «Света во тьме» Алексея Федотова
31.07.2020
Кардиограмма эпох в судьбе человеческой
О книге А.А Федотова «Хроники Зверландии»
19.09.2018
Все статьи Юрий Иннокентьевич Ермилов
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 06:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00