1. Имперский пацифизм христианства Знаменитое пророчество Исаии о временах мира, когда «перекуют свои мечи на орала, и копья свои - на серпы» свершилось с торжеством императорской единоличной власти и Рождеством Христовым. Мир для Церкви - это Римская империя.
2.Христос творец империи Для христиан империя была в прямом смысле слова священна, благодаря своему божественному происхождению. Христианский империализм берет свое начало с Рождества Христова, Который является подлинным творцом империи
3. Империализм первенствующей Церкви Сакральное значение для Церкви Римского царства делало ранних христиан убежденными империалистами. Исповедуя, что царская власть – Божие установление, они предъявляли права собственности на Римскую империю.
4. Империя против антихриста Священная роль Римской империи в глазах христиан простиралась в будущее до скончания века и имела для Церкви и мира поистине эсхатологическое предназначение – «удерживать» до времени наступление власти антихриста.
5. Вместо эпилога: Третий Рим и Советский Союз Из доктрины Церкви об «удерживающем» происходит учение о "Москве - Третьем Риме". Это учение имеет каноническое значение для существования Московского Патриархата. С падением Российской империи в сознании Церкви миссия Третьего Рима перешла на СССР, а затем на современную Россию."
Империализм первенствующей Церкви
Сакральное значение для Церкви Римского царства делало ранних христиан убежденными империалистами. Исповедуя, что императорская власть - Божие установление, они предъявляли права собственности на Римскую империю. Так, Тертуллиан дерзал от лица христиан заявлять перед языческим миром: «Я по справедливости могу сказать: император больше наш, чем ваш, так как он поставлен нашим Богом» [37].
Причину такого отношения к царям мы можем увидеть в Священном Писании Нового Завета. Устами Спасителя царская (имперская) власть благословлена в заповеди «воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу...» (Мф. 22: 21) («кесарь» (или «цезарь») -одно из титульных наименований римского императора, из которого в дальнейшем произошло наименование «царь»). По толкованию Святых Отцов, [38] в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Богу, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание царской власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов): ««Воздадите Кесарева Кесареви»... Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса, и непосредственно присовокупил другую заповедь: «и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней... Для чего Слово Божие представляет нам мысль о Царе в непосредственной близости с мыслию о Боге? Без сомнения, для того, чтобы сии мысли были дружны и неразлучны в нашем сердце и в нашей деятельности, и чтобы мысль небесная была опорою земной...И церковь «да воздает Кесарева Kecapeви», вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие. И Государство «да воздает Божия Богови» вместе с своим Самодержцем, благоговея пред Вседержителем, соглашая свои законы с Его заповедями, споспешествуя Церкви охранением, подобно как и она государству споспешествует учением и молитвою...» [39].
Поэтому учение святых апостолов не знает никакой иной земной верховной власти, кроме царской, и требует от христиан ее почитание, как богоустановленной: «Всякая душа да будет покорна высшим властям (т.е. царской власти - А.Ч.) [40], ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим. 13: 1-2, 4). Причем первоверховные апостолы требовали от христиан чтить царей и повиноваться им по совести (Рим. 13: 5) и со страхом Божиим: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 13, 14, 17). Отсюда вытекает и требование молиться за царей: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2: 1-2). При этом добавляется еще одна причина необходимости такой молитвы - чтобы цари стали христианами и обрели Спасение во Христе: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 3-4).
Итак, указанные тексты Священного Писания прямо утверждают сакральность царской (имперской) власти и попытки их истолковать иначе - не что иное, как насилие над текстом и здравым смыслом [41]. Как свидетельствуют многочисленные творения раннехристианских апологетов и Святых Отцов, первенствующая Церковь именно в таком имперском духе воспринимала апостольское учение.
О том, что со времен апостолов почитание в Церкви царской власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) царю и его князьям. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило: «За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан»[42].
Уже в «Постановлениях апостольских» священномученика Климента Римского (†~101г.) находим учение о страхе царском, как продолжение страха Божьего: «Царя бойся, зная, что избрание - Божие. Начальников его чти, как служителей Божиих, ибо они - отмстители всякой неправды. Оброк, пошлину и всякий взнос уплачивайте им благомысленно» [43]. А в его «Втором послании к Коринфянам» до нас дошла древнейшая молитва о царской власти, где проводится мысль о единстве почитания земной царской власти и Царства Небесного: «Ты, Владыко, дал еси власть царства им (князьям - А.Ч.) великолепия и неизреченныя Твоея державы ради, во еже познати нам данную Тобою им славу и честь покорятися им, ничимже противлятися воле Твоей; подаждь сим, Господи, здравие, мир, единомыслие, благостояние, во еже исполняти им Тобою данное им водительство неблазненно» [44].
Однако наиболее ярко из ранних христианских авторов изложил учение о царской власти и императоре знаменитый Тертуллиан (155/60г.-220/40г.): «Но что мне более сказать об уважении и почтении христиан к императору, на которого мы должны смотреть, как на лицо, избранное нашим Богом? Да, я по справедливости могу сказать: император больше наш, чем ваш, так как он поставлен нашим Богом. Вот почему я о благоденствии императора, как своего, забочусь более, чем кто-либо другой, не тем только, что прошу его у Того, Который может даровать, и не тем только, что прошу я, такой, который заслуживает исполнения просьбы, но и тем, что, поставляя величие царя ниже величия Бога, я вверяю его Богу, Которому одному только и подчиняю его» [45]. «Основатель империи вашей, Август, не терпел, чтоб его называли владыкой. Имя сие принадлежит собственно Богу. Я однако ж согласен давать Императору имя владыки, но только не в том смысле, в каком даю его Богу» [46]. «Мы (христиане - А.Ч.) почитаем Императора столько, сколько нам дозволено почитать его, и сколько сам он должен хотеть быть почитаем. Мы признаем его за человека, который хранит данный ему от Бога удел власти, который Богом поставлен, который ниже одного только Бога. Император конечно одобрит подобных чтителей, потому что мы, поставляя его ниже только Бога, признаем его выше всех людей, и даже выше всех богов ваших, которые состоят в его власти». Поэтому «христианин... зная, что он (царь - А.Ч.) поставлен Императором от Бога, и что должно его любить, уважать, оказывать ему почести, молиться о здравии его и о спасении государства, доколе мир стоит» [47]. Однако и сами императоры должны стать христианами: «Император велик, поколику признает в Боге неба и земли своего владыку... Чрез Него он Император, и прежде, нежели сделался Императором, он был и есть человек. Он приял царский венец от того же Бога, от которого получил и жизнь» [48].
Учение о божественном происхождении царской власти мы находим у святителя Феофила Антиохийского (†183/5г.), при этом в самодержавии царя он видит образ единодержавия Бога, а почитание царя возводит в Закон Божий: «Скорее буду почитать царя, нежели богов ваших, почитать, не поклоняясь ему, но молясь за него. Поклоняюсь же Богу, Который по истине есть Бог истинный, зная, что царь от Него сотворен. Ты скажешь мне: почему не поклоняешься царю? - Потому, что он сотворен не для того, чтоб ему поклонялись, но чтобы воздавалась законная честь. Он не Бог, но человек, от Бога поставленный, не для того, чтоб ему поклонялись, но чтоб он судил праведно. Ибо ему некоторым образом вверено от Бога управление; и как он никому из поставленных ниже его не позволяет называться царями - ибо ему принадлежит имя царя и другому непозволительно называться этим именем, - так и поклонение никому не принадлежит, кроме единого Бога... Царя же почитай благорасположением к нему, повиновением ему, молитвою за него. Поступая так, исполнишь волю Божию. Ибо закон Божий говорит: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?» (Притч. 24: 21-22)» [49].
Так же подробно учение о царской власти, как Божественном установлении изложил священномученик Ириней Лионский († кон. II в.), причем, он прямо обличает ложность мнения, что могут быть власти от дьявола, но злые и добрые цари поставляются Богом в зависимости от нравственного состояния народа: «Как (Диавол) вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: «все это предано мне и кому хочу даю». Ибо не он определил царства века сего, но Бог: «ибо сердце царя в руке Божией». И чрез Соломона Слово говорит: «Мною цари царствуют и вельможи отправляют правосудие. Мною князи возвышаются и Мною владыки царствуют над землею»... Ибо по чьему велению рождаются люди, по повелению Того же и поставляются цари, годные для тех, которые в то время управляются ими. Некоторые из них даются для улучшения и пользы подданных и для сохранения правды, некоторые же для устрашения, наказания и укорения; иные для обольщения, поношения и высокомерия, как того достойны (подданные), потому что праведный суд Божий... простирается на всех равно». «Итак, для пользы народов установлено Богом земное правительство, - а не Диаволом..., чтобы, боясь человеческой власти, люди не поедали друг друга подобно рыбам, но посредством законодательства подавляли разнообразную неправду народов. И потому берущие с нас подати (правители) суть «Божии слуги, для этого самого несущие свою службу» [50]. Особо священномученик оговаривает, что за те насилия, которые творят цари, исполняя свои обязанности как слуги Божии, они не понесут наказание: «И поэтому сами правители, имеющие законы, как одежду правды, за свои справедливые и законные действия не подвергнутся взысканию и не понесут наказания» [51]. Т.е. сама по себе царская власть не служила препятствием для праведности. Более того, для святого Иринея Лионского само понятие законности носителя царской власти определялась его исповеданием христианской веры, о чем можно судить из описания им антихриста: «Он (антихрист - А.Ч.), получив всю силу Диавола, придет не как царь праведный и законный, состоящий в покорности Богу, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник...» [52].
Другой раннехристианский апологет Афинагор Афинский (~133г.-~190г.) тоже видит в Римском царстве и монархии икону Царства Небесного, о чем пишет в своем «Прошении о христианах» адресованном императорам Марку Аврелию Антонину и его сыну Люцию Аврелию Коммоду: «Сравните вашу державу с Небесным Царством. Подобно тому, как у вас отцу и сыну все покорны, ибо царская власть дана вам свыше («Душа царя в руке Божией», - говорит Дух пророческий), точно так же единственному Богу и Слову Его, нераздельно мыслимому Сыну все подчинено» [53].
В другом месте Афинагор Афинский свидетельствует, что христиане являются самыми ревностными подданными Римской империи и горячо молятся о росте её могущества: «Какие люди более заслуживают получить просимое, как не мы, которые молимся за вашу власть, чтобы сын, как требует справедливость, наследовал от отца царство, и чтобы ваша власть более и более утверждалась и распространялась и все вам покорствовало? Это полезно и для нас, чтобы нам вести жизнь тихую и безмятежную (1 Тим 2: 2) и охотно исполнять ваши повеления» [54]. Об этом же пишет мученик Иустин Философ (кон. I/нач. II в. - 165): «Мы везде стараемся прежде всего платить подати и повинности поставленным от вас чиновникам, ибо такова Его заповедь... Поэтому хотя покланяемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей, и молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены и здравым суждением» [55].
До каких пределов готов повиноваться царям христианин говорит Татиан (~120г.-~175г.): «Велит ли царь платить подати? я готов. Велит ли господин служить и повиноваться? я признаю себя рабом. Ибо человека нужно почитать по-человечески; но бояться должно только Бога» [56].
О любви христиан к царю, как божьему ставленнику, признается мученик Аполлоний Римский (†~183-185гг.): «Мы любим также и императора и возносим молитвы за его величество... Согласно с учением Божиим, мы молимся Тому, Кто обитает на небе, и есть единый истинный Бог, чтобы (власти) право правили на этой земле, потому что мы с несомненностью знаем, что он (царь Коммод - А.Ч.) поставлен императором никем другим, как только тем единым Царем - Богом, который все содержит в Своей руке» [57].
О том, что вполне прилично для христиан «воздавать почтение царям и владыкам, как великим и избранным людям» пишет апологет Минуций Феликс (†~250) [58].
Первые христиане верили, что божественное предназначение царской власти творить мир и справедливость на земле в полной мере может быть исполнено только с обращением царя в христианство. Святитель Мелитон Сардийский (†~180) так писал об этом: «Я полагаю, что царство тогда только может управляться мирно, когда царь знает Бога истины, и боится неправедно поступить с своими подданными, и когда он во всем поступает справедливо, как человек, понимающий, что предстоит отдать отчет пред Богом; когда и подданные боятся пред Богом поступать неправедно в отношении к своему царю, и также боятся поступать неправедно друг с другом. Чрез это познание Бога и чрез этот страх пред Ним, может быть удалено из царства всякое зло. Ибо когда царь не делает несправедливости с подданными, а подданные не поступают неправедно в отношении к царю и друг к другу, тогда очевидное дело, вся страна наслаждается миром. И там совершается много добра, потому что между ними всеми славится имя Божие. И какое добро предпочтительнее того, если царь освобождает подвластный ему народ от заблуждения и этим добрым делом благоугождает Богу? Ибо из заблуждения проистекают всякие бедствия» [59].
Даже перед лицом имперских палачей христианские мученики не хулили царскую власть, а говорили о несовместимости её с идолопоклонством. Так, святой мученик Феодор Тирон (†ок. 306г.), согласно святителю Григорию Нисскому (331/5г. - ~394г.), следующим образом отвечал своему мучителю: «Я и о царях сих, беззаконный закон которых постоянно читаете нам, сожалею, потому, что имея достаточно великое между людьми достоинство, - власть царскую, присвоили себе еще и звание первосвященника; они надевают эту плачевную и темную порфиру, подражая первосвященникам злых демонов, и унижают светлое достоинство мрачною одеждою; а бывает и то, что приближаясь к скверному жертвеннику, вместо царей становятся поварами, закалая птиц и исследуя внутренности несчастных животных и как бы какие мясники марая одежду нечистотами крови» [60].
После всего вышесказанного не должно вызывать удивление, что, когда святой император Константин Великий, приняв христианство, начал христианизировать Римскую империю, Церковь с распростертыми объятиями приняла свою бывшую гонительницу, как долгожданную блудную дочь, и цари заняли почетное место в алтаре одесную священства. Так исполнилось пророчество пророка Исаии: «И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся» (Ис. 49: 23).
Как высоко Церковь ценила обратившуюся ко Христу царскую власть, видно из поучения к царям вселенского учителя Церкви Григория Богослова: «Цари! Уважьте свою порфиру (ибо наше слово дает законы и законодателям), познайте, сколь важно вверенное вам и сколь великое в рассуждении вас совершается таинство. Целый мир под вашей рукой, сдерживаемый небольшим венцом и короткой мантией. Горнее принадлежит Единому Богу, а дольнее и вам, будьте (скажу смелое слово) богами для своих подданных. Сказано (и мы веруем), что сердце царя - в руке Господа. В этом должна состоять сила ваша, а не в золоте и не в полчищах» [61].
Как свидетельствует авторитетный специалист церковного права святитель Никодим (Милош), благочестивые «христианские государи могли - и церковь не находила в том ничего предосудительного - называть себя «божественными», законы свои также «божественными», «божественными» свои постановления и т.д. И они делали это не в смысле своих языческих предшественников, и не потому, что желали присвоить себе власть над церковью, но потому, что верили в установление государственной власти Богом и желали своим подданным показать, как божественное установление их власти, так и то, что они владеют государством «Божией милостью». Церковь всегда считала и считает их таковыми, и посвящая их посредством особого своего чина и миропомазуя их на царство, она причисляет их к разряду священных лиц, на которых излита благодать Божия» [62].
Таким образом, пресловутая «Симфония властей» [63] святого царя Юстиниана Великого - это не нечто навязанное Церкви извне государством, а доктрина, вытекающая из самых недр христианского вероучения.
«Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и твердыня священства» [64], - таким определением Святые Отцы VII Вселенского Собора наложили «каноническую печать на учение об отношениях между двумя властями... и закрепили древнее учение Церкви об отношении к царской власти» [65].
Империя против антихриста
Священная роль Римской империи в глазах христиан не ограничивалась только прошлым и настоящим. Она простиралась в будущее до скончания века и имела для Церкви и мира поистине эсхатологическое предназначение - «удерживать» до времени наступление власти антихриста. Об этом «удерживающем» (греч. «катехон»), не допускающим совершиться «тайне беззакония», прикровенно говорит Священное Писание устами апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, чтó не допускает [по ц.-сл. «удержавáющее вѣ́сте»], открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь [ по ц.-сл.: «держя́й ны́нѣ» ]. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 3-8).
Отождествление «удерживающего» с Римской империей в данном месте апостольского послания сегодня принято представлять как одно из частных богословских мнений некоторых Святых Отцов. Однако, если обратиться к святоотеческому наследию, то окажется, что это самое что ни есть основное толкование у христианских авторов и Святых Отцов Церкви со времен гонителей.
Именно к такому выводу приходит профессор Московской Духовной Академии А.Д. Беляев (†1919), всесторонне изучив учение Святых Отцов по данному вопросу [66]: «Большинство отцов и учителей Церкви и церковных писателей под «удерживающим» разумели Римскую империю, a под взятием держащего от среды - раздробление и разрушение ее, имеющее произойти при антихристе, или перед антихристом... Это мнение об «удерживающем» и «держай» в древности было самым распространенным и казалось если не несомненным, то наиболее вероятным из всех мнений», так как основывалось на вере, что Римское империя является последним царством на земле и будет существовать до скончания века [67].
Эта вера «находила подтверждение в пророчествах книги Даниила, в содержащихся в этой книге объяснениях значения четырехсоставного истукана, виденного во сне Навуходоносором (Дан. 2: 31-45), и четырех зверей, виденных Даниилом (Дан. 7: 1-27). Отцы и учители Церкви, которые изъясняли эти видения, были убеждены, что железно-глиняные ноги истукана и четвертый безымянный зверь означают Римское царство. А так как четвертое царство, означаемое четвертым или безымянным зверем в книге Даниила представляется последним царством, за которым последует кратковременное царствование антихриста и затем вечное царство святых, царство Божие, то отцы и учители Церкви были убеждены, что Римское царство не будет разрушено, будет существовать до конца мира, точнее - до явления антихриста... Твердое убеждение в существовании ее [Римской империи] до последних времен мира, до царствования антихриста, основанное частью на мнении о неразрушимости Рима, частью на близком к этому мнению изъяснении пророчеств книги Даниила, сами собою и почти неизбежно подсказывали богословам, когда они с недоумением спрашивали: что означают «удерживающее» и «держай» антихриста? тот ответ, что явление антихриста задерживается Римскою империею, что он не может явиться, пока она существует, и явится, как только существование ее прекратится» [68].
Однозначное толкование пророчества книги Даниила, что Римское царство пребудет до пришествия антихриста мы находим у священномученика Ипполита Римского (~170г. - ~235г.): «...после настоящего, Римского, царства не возникнет еще никакого другого царства...» [69]; священномученика Иринея Лионского (~130г. - 202г.): «...о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне (Римское - А.Ч.) царство, показал ученик Господа Иоанн в Откровении...» [70]; святителя Кирилла Иерусалимского (315г.-386г.): «...придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приближится скончание мира...» [71], блаженного Феодорита Кирского (386/93 - ~457): «Римскому царству не будет преемствовать другое царство, потому что под четвертым зверем и божественный Даниил дал разуметь Римское царство» [72].
Первым из древнехристианских писателей, кто озвучил предание, что «удерживающий» - это Римская империя, был Тертуллиан (155/60г. - 220/40г.): «Впрочем мы имеем еще и особенную причину молиться за Императоров и за Римскую империю. Нам известно, что конец мира со всеми ужасами, имеющими сопровождать его, отлагается по причине существования Римской империи. Следовательно, молясь об удалении сего страшного переворота, мы молимся и о продолжении империи Римской» [73].
В том же духе рассуждал Лактанций (~250г. - ~325г.). Хотя он и не касается напрямую толкования «удерживающего» в послании апостола Павла, но говорит, что именно Римская империя удерживает мир от войн и хаоса, с наступлением которых, по разрушении Римского царства, должен воцариться антихрист: «Вся земля наполнится мятежами, все государства будут оглушены звуком оружия, все народы станут воевать друг против друга... Опустошение обойдет всю землю и погубит всё без исключения. Причиной такого опустошения будет то, что Римская империя, господствующая ныне над всей землёй, столь сильная и могущественная (страшно сказать, но я скажу, потому что это должно случиться), эта империя истребится... Одно только нас успокаивает: это то, что город Рим ещё существует и находится в цветущем состоянии. Но когда эта столица всей вселенной падёт и обратится в развалины и Рим прейдет, как предсказывают Сивиллы, не останется уже никакого сомнения, что наступила кончина мира. Один этот город поддерживает и охраняет все.А потому, если суды и определения Божии могут быть отложены, мы должны молить Бога, чтобы не так скоро явился тот жестокий тиран, который должен произвести столь много злодеяний и погасить свет мира; а отсутствие света сего повлечет разрушение вселенной» [74].
Среди других раннехристианских авторов отождествление «удерживающего» с Римской царством или императором мы находим у священномученика Викторина Петавийского (†303/4г.) [75], блаженного Иеронима Стридонского (~347г. - 419/20г.) («пусть только уничтожится, взята будет от среды римская империя, которая держит теперь все народы, и тогда придет антихрист» [76]), блаженного Аврелия Августина (354г. - 430г.) («Что же касается слов апостола: «Только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», то в них не без основания видят речь о самой римской власти...» [77]), Амвросиаста (IVв.) («...И ныне знаете, что удерживает, чтобы открылся в своё время»... Следует разуметь, что речь идет об ослаблении Римского царства...: когда оно пойдёт на убыль и когда появится Антихрист, тогда, надо верить, [скоро] наступит пришествие Господне» [78]).
Особо хочется выделить «Откровение Мефодия Патарского». Хотя современные ученые склонны видеть в этом памятнике сочинение VII в., но Церковь православная испокон веков приписывала это творение священномученику Мефодию Олимпийскому, епископу Патарскому (~260 - 312), и не только не подвергало это произведение сомнению, но, напротив, считало его священным [79]: «Слышали [вы] же, что Павел боголюбивый пророчествовал о последних днях и о царстве Римском, говоря Солунянам:... пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник. Что это такое, как не Римское царство? Всякое начало и власть мира разрушится, кроме него. Ибо оно терпит войны, но не побеждено, и все народы сражаются с ним, но оно побеждает их и господствует над ними, пока не придёт последний час, когда оно прострёт руки свои к Богу, по слову апостола, говорящего: когда упразднит всякое начальство и всякую власть, тогда и Сам Сын предаст царство Богу и Отцу. Какое же это царство, как не христианское [80]? Нет ведь другого царства, подобного ему по могуществу!» [81].
Однако самым известным и авторитетным церковным толкованием этого места, считается изъяснение святителя Иоанна Златоуста (сер.IV в. - 407), который подчеркивает, что именно страх перед могущественностью Римской державы удерживает приход антихриста: «Когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, - потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую, и Божескую - власть. Подобно тому, как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское - вавилонянами, вавилонское - персами, персидское - македонянами, македонское - римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большою ясностью передает нам Даниил. «И тогда, - говорит, - явится беззаконник» [82].
О том, что святитель Иоанн Златоуст выразил древнее церковное Предание, свидетельствует тот факт, что оно стало общепринятым в православном богословии Средневековья, и византийские толкователи Священного Писания в данном вопросе безоговорочно следовали авторитету этого вселенского учителя Церкви.
Святой блаженный Феофилакт Болгарский (2-я пол. XI в. - нач. XII в.): «То есть когда будет взято от среды римское государство, тогда он (антихрист) придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть... (В понимании выражения) «удерживающий»(κατέχων)... ты следуй толкованию святого Иоанна (Златоуста), как более истинному» [83].
В этом же духе толкует святитель Икумений (Экумений) Триккский (†ок. 945): ««Удерживающее» - это то, что препятствует явиться антихристу, задерживает его. Что же оно такое? Римская империя... «Держай» - трон и цари Римские, которые ныне препятствуют явиться антихристу; а когда они придут к концу, и римское владычество падет, тогда явится антихрист, произведет возмущение и покусится захватить власть не только человеческую, но и Божескую; он совершенно разрушит Римскую империю» [84].
Другой виднейший экзегет Византии Евфимий Зигабен († в 1118 г.) также во всем следует святителю Иоанну Златоусту. Под «удерживающим» и «держай» он понимает Римское царство,«поясняя, что это царство названо удерживающим или препятствующим потому, что сила его препятствует явиться антихристу теперь же, а когда оно будет сокрушено, тогда откроется антихрист, и это будет в предназначенное ему время» [85].
Конечно, может возникнуть вопрос: как в сознании раннехристианских писателей соотносилось мнение о Римской империи, как «удерживающей» приход антихриста, с антихристанской политикой римских властей? Дело в том, что в глазах христиан источником гонений на Церковь в первые века после Рождества Христова была не сама по себе Империя, а нечестивые императоры-язычники. Однако даже тот факт, что власть над Римом долгое время находилась у императоров-гонителей, для христиан служил лишь подтверждением слов апостола Павла, что «тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2: 7) [86], и эти цари уже творят дела антихриста, но их беззакония не могут совершиться до конца «пока не будет взят от среды удерживающий» (2 Фес. 2: 7), т.е. сама Римская империя.
Итак, Церковь никогда не рассматривала Римскую империю как зло [87], но, напротив, как Божественное установление, которая силой и страхом («железом») установила и удерживала международный мир (мир земной) и тем самым способствовала распространению по вселенной Божественного мира (мира небесного) в лице Церкви Христовой. Империя возникла вместе с Церковью [88] и для Церкви и пребудет вместе с Ней до скончания века, хотя в отличие от Церкви будет разрушена перед самым пришествием антихриста.
Вместо эпилога: Третий Рим и Советский Союз
Доктрина священного непреходящего Римского царства жива в недрах православного сознания до сих пор, несмотря на наступившую эпоху светского государства. Пал Ветхий Рим, пал и Новый Рим - Константинополь, но Римская империя, как и было предсказано, будет существовать до скончания века в ... России, где Москва - это Третий Рим. Впервые об этом ясно написал старец Филофей (ок. 1465 - 1542), монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря: «Вся християнская царства преидоша в конец и снидошася воедино царство Росийского государства, по пророческим книгам то и есть Ромейское царство..., два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Многажды апостол Павел поминает Рима в посланиих, в толкованиих же глаголет: Рим - весь мир» [89]. И это не какая-то полузабытая средневековая политическая концепция. Для Православной Церкви - это каноническое, а значит до сих пор актуальное, определение. Не многие знают, что официальной причиной учреждения Патриаршества в России, озвученной патриархом Константинопольским Иеремией в «Уложенной грамоте об учреждении в России Патриаршего Престола» (1589 года), была именно эта доктрина: «Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы - от безбожных турок - обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех» [90].
С падением Царской России и образованием СССР Римская империя не прекратила своего существования, а лишь видоизменилась. Теперь большевистские вожди олицетворяли римских императоров-гонителей. Но и Церковь, следуя примеру первенствующих христиан, осталась верной себе. В Её глазах СССР был не отменой России и «удерживающего» царства, а их продолжением в безбожном формате, подобно первым векам христианства. Об этом более, чем красноречиво, свидетельствует Декларация Патриарха Сергия (Страгородского) 1927 г., в которой он, будучи еще заместителем патриаршего местоблюстителя, от лица временного Патриаршего Священного Синода Российской Церкви призвал верующих к верности Советскому Союзу и лояльности к Советской власти: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха наказания, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5)... Забывали люди, что случайности для христианина нет, и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели» [91]. Нельзя считать этот документ, легший в основу взаимоотношений Церкви и государства в СССР, лишь только некоей уступкой безбожным гонителям [92]. В своей основе он выражал правильно воспринятую духовную традицию отношения Церкви к непреходящему на земле Римскому царству.
Начало такого церковного отношения к России в новой советской ипостаси духовно прозрел и заложил еще Патриарх Московский святитель Тихон (Белавин), который в 1923 г. в своем Послании заявил, что он «советской власти не враг» и решительно осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». Причем, в послании святитель отметил: «Со временем многое у нас стало изменяться, и теперь, например, приходится просить советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают православные церкви» [93]. Эта же позиция святителя была отражена и в другом документе того же года: «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти» [94]. А в своем так называемом «Предсмертном завещании» 1925 г. патриарх Тихон вновь повторил свой завет: «Призывая на архипастырей, пастырей и верных Нам чад благословение Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой веры, подчиняться Советской власти не за страх, а за совесть» [95]. Сколько бы ни обвиняли святителя враги Церкви в «отступничестве» и как бы ни пытались его защитники представить эти заявления как «вынужденную меру», есть все основания верить, что в этих словах Святейшего Патриарха не было никакого лицемерия, но напротив, ясное прозрение Промысла Божия о Советском Союзе, как продолжении Третьего Рима.
Особенно явно отождествление СССР с исторической Россией прозвучало с началом Великой Отечественной войны в Послании Митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 г., где патриарший местоблюститель благословил верующих встать на защиту Отечества: «...Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания с Божией помощью... наши предки не пали духом... Не посрамим же их славного имени и мы - православные... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь... Положим же души своя вместе с нашей паствой... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу» [96].
Как известно, именно в Великую Отечественную войну Советская власть повернулась лицом к Церкви и впоследствии вынуждена была защищать интересы Православия на международной арене в своих геополитических интересах. Об этом повествует документальный фильм «Сталин и Третий Рим» (производство теле-кинокомпании «Православная энциклопедия») [97], который собрал уникальные кадры и факты «о том, как Иосиф Сталин начал возрождение Русской Церкви с целью осуществления амбициозной идеи - сделать Москву Третьим Римом...» [98].
После уничтожения гитлеровской Германии стало ясно, что подобно Древней Римской империи, «Советская империя» в сер. XX в. восприняла на себя главную роль в защите «мира во всем мире». Эту миссию она исполняла вплоть до ликвидации советского строя. Символично, что Советские власти в пропаганде своего миротворчества активно сотрудничали с Русской Православной Церковью. Например, Русская Православная Церковь была одним из главных участников Советского Фонда Мира и Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Родина», куда ежегодно делала весомые финансовые вклады. Историки отмечают, что «между советским государством и Церковью существовала негласная договоренность о том, что Церковь делает регулярные крупные взносы в общественные фонды, а государство выступает гарантом сохранения влияния РПЦ на территории всего Советского Союза» [99]. Как со злорадством писали внешнеполитические противники СССР: «Русская Православная церковь является частью советского внешнеполитического пропагандистского аппарата как в финансовом, так и в структурном отношении» [100]. Но как ни странно, эта «пропаганда» заключалась лишь в активном участии Церкви в советской программе «борьбы за мир».
Итак, в советский период Русская Православная Церковь не ограничилась пассивной лояльностью Советской власти, но, несмотря на жесточайшие гонения на христиан внутри государства, заявила о себе, как активном стороннике внешнеполитического курса СССР, направленного на поддержание мира. Такое отношение к «Советской империи» Русского Православия полностью соответствовало отношению ранних христиан к Римской империи.
Конечно, взаимоотношения Церкви и Советской власти ни в коем случае нельзя считать нормальным положением вещей. Февральско-октябрьский переворот 1917 г. был откатом на полторы тысячи лет назад: от христианского царства после святого Константина Великого к империи времен гонителей Нерона и Диоклетиана. Творцы катаклизмов конечно желали бы видеть не откат, а закат империи. Но они просчитались. Для уничтожения «удерживающего» недостаточно было истребления царской династии. Конец Римского железного царства наступит только тогда, когда «исполнятся времена и сроки», которые во власти только Бога. А пока Господь руками самих же безбожников реанимировал Третий Рим в Советском государстве. СССР, как и Российская империя, «удерживал» мир от скатывания к войнам и хаосу. Поэтому творцы «управляемого хаоса» так много усилий приложили, чтобы разрушить Советский Союз. Однако «Вечный Рим», словно феникс, вновь и вновь восстает из пепла. И теперь уже в новой, современной России озвучивается доктрина «Москвы, как Третьего Рима», в её исконном, православном значении.
К сожалению, в головах многих «православных» патриотов и монархистов не укладывается единство Советского Союза, современной Российской Федерации и Российской империи, как непреходящего Римского царства. Они мечтают возродить Российскую империю без советского исторического наследия. Но это совершенно неприемлемо для православного мировоззрения, исповедующего в «удерживающем» приход антихриста «Римскую империю». Если «Третий Рим» уже 100 лет, как пал после свержения монархии, то где антихрист? А если империя - это не «удерживающий», то какой смысл вообще в империи?
Царство без царя, каковым была советская империя, конечно же является уродством, но оно все же оставалось царством. Разве святыми древности не признавалось царствование гонителей и еретиков таким же уродством и беззаконием? Но, тем не менее, они продолжали чтить саму царскую власть. Чаяние возрождения монархии жило в Русской Православной Церкви в течение всего советского периода и живет до сих пор. Это чаяние проявилось в канонизации святых царственных мучеников сразу, как это стало возможным. И сегодняшнее всенародное церковное почитание святого царя-мученика Николая II свидетельствует, что как и прежде настоящий православный не может не быть монархистом. Но наша вера в восстановление Самодержавия в России может основываться только на вере в непреходящее от Кесаря Августа и до скончания века Римское царство.
Примечания
1. Тертуллиан. Против Маркиона. Кн.3 // https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/protiv-markiona-v-pjati-knigakh/3
2. Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский. Пир десяти дев или о девстве. Речь X. Глава I // https://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpijskij/pir-desjati-dev-ili-o-devstve/10_1
3. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 110 // https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/#1_110
4. Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.1905. С. 41
5. http://bible.optina.ru/old:is:02:04#svt_afanasij_velikij
6. http://bible.optina.ru/old:is:02:04#svt_vasilij_velikij
7. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю. Гл.2 // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-proroka-isajju/2
8. Святитель Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/protiv_iudeev_i_jazychnikov/
9. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Кн.4.Гл.XXX //https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/4_30
10. Киприан Карфагенский, свщмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству/ Творение св. Священномученика Киприана епископа Карфагенского. Кн. 2 Киев 1879. С. 318-319
11. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 2// http://dishupravoslaviem.ru/kliment-rimskij-postanovleniya-apostolskie/#07
12. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Кн.5. Гл.XXIV. // https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5_24
13. Иустин Филисоф. Апология первая // https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#1_2
14. Афинагор Афинский. Прошение о христианах // https://azbyka.ru/otechnik/Afinagor_Afinskij/proshhenie-o-khristianakh/
15. Тертуллиан в «Апологии» (гл. XLII), обращаясь от лица христиан, говорит: «Мы вместе с вами плаваем по морям и сражаемся". А немного выше (гл. XXXVII) у него сказано: «Мы чужды вам и тем не менее мы наполняем все ваше государство, ваши города, острова, укрепления, городские советы, селения, даже самые военные лагери» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/
16. Климент Александрийский. Строматы. XXIV. Моисей в роли полководца // http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/1_24
17. «Пчел господь поставил в пример, чтобы люди вели войны справедливые, соблюдая известный порядок и лишь когда к этому вынуждает необходимость» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/4
18. Лебедев Н. Сочинение Оригена «Против Цельса» // http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochinenie-origena-protiv-tselsa/#0_13
19. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 16 // https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/s_trifonom/#1_16
20. Мученик Аристид, философ Афинский. Апология. О почитании Бога Всемогущего. Гл. XIII // https://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinskij/apologiya_o_pochitanii_Boga_Vsemoguschego/#0_13 Гл. XVII // https://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinskij/apologiya_o_pochitanii_Boga_Vsemoguschego/#0_17
21. Мученик Иустин Философ. Апология первая // https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#1_1
22. Афинагор Афинянин. Предстательство за христиан Афинагора Афинянина, христианского философа // https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rannehristianskie-apologety-2-4-vekov/#0_8
23. Святитель Мелитон Сардийский. Прошение к Антонину // https://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardijskij/proshenie-k-antoninu/
24. Святитель Мелитон Сардийский. О познании Бога // https://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardijskij/o-poznanii-boga/
25. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 6 https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofeju/6
26. Тертуллиан. Апологетик. Гл. 31 // https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/#0_31
27. Тертуллиан. Апология, или Защищение христиан против язычников. Гл. XXXI // http://www.odinblago.ru/tertulian_1/2
28. В оригинале: «Августу единоначальствующу на земле, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразнися, под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе» (Стихира на «Господи воззвах» на Велицей Вечерне службы Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа // https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/rh06.shtml)
29. Евсевий Кесарийский (Памфил). Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования. Пролог похвального слова Константину. Гл. 16 // https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/slovo-vasilevsu-konstantinu/#0_16
30. Святитель Мелитон Сардийский. Прошение к Антонину // https://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardijskij/proshenie-k-antoninu/
31. Ориген. Против Цельса. Книга вторая. Гл. ХХХ // http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/2
32. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2003. С. 33
33. Беседа на слова: «вышло повеление от кесаря Августа» и на «внесение в перепись» святой Богородицы // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/beseda_na_slova/#sel=12:124,12:137. Данное произведение в издании Миня относится к разряду Spuria, т. е. неосновательно приписываемая св. И. Златоусту, но для православных мнение этого издания не может быть авторитетно хотя бы потому, что к тому же разряду «сомнительных» Минь отнес и знаменитое Огласительное слово святителя на Святую Пасху.
34. Святитель Григорий Богослов Слово 4 Первое обличительное на царя Юлиана // https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/4. Другой перевод: «государство христиан и римское государство выросли одновременно и Римское превосходство зародилось с призванием Христа на земле, а до этого никогда не достигало монархического совершенства»
35. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2003. С. 37
36. Творения блаженного Иеронима Стридонскаго. Ч. 7. Киев, 1882. С. 37-38
37. Тертуллиан. Апологетик. Гл.33 // https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/#0_33
38. Мученик Иустин Философ: «Мы везде стараемся прежде всего платить подати и повинности поставленным от вас чиновникам, ибо такова Его заповедь: «отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу». Поэтому хотя покланяемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей, и, молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены и здравым суждением». Святитель Иоанн Златоуст: «Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: и Божия Богови»; Блаж. Феофилакт Болгарский: «Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных - Богу».
39. Святитель Филарет Московский (Дроздов). Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича // https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/222#sel=26:24,26:42
40. О том, что под «высшими властями» апостолы имели ввидуцарскую власть, свидетельствует послание апостола Петра: «царю ли, как верховной власти» (1 Пет. 2: 13)
41. «Если под словами "установление Божие" понимать лишь нечто такое, чему Бог не желает только препятствовать, как Он действует в отношении поступков порочных, то отсюда тогда не вытекает никаких обязанностей воздавать почести или оказывать повиновение, в особенности же - по совести; и в этом случае в словах апостола, столь превозносящих и восхваляющих царскую власть, не заключалось бы ничего, что не подошло бы для разбойников и воров» (Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. - С.93)
42. Священноисповедник Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями // https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/84#note333
43. Климент Римский. Постановления апостольские изреченные в восьми книгах. Кн. 7 гл. 16 // dishupravoslaviem.ru/kliment-rimskij-postanovleniya-apostolskie/#07
44. Климент Римский, священномученик. Послания к коринфянам. Глава 61 // https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_61
45. Тертуллиан. Апологетик. Гл.33 // https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/#0_33
46. Тертуллиан. Апология, или Защищение христиан против язычников. Гл. XXXIV// http://www.odinblago.ru/tertulian_1/2
47. Тертуллиан Послание к Скапуле, африканскому проконсулу // http://www.odinblago.ru/tertulian_1/3
48. Тертуллиан. Апология, или Защищение христиан против язычников. Гл. XXX // http://www.odinblago.ru/tertulian_1/2
49. Святитель Феофил Антиохийский. Послание к Автолику. Книга 1 // https://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohijskij/poslanie_k_avtoliku/#0_1
50. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Книга 5. гл.24 // https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5_24
51. Там же.
52. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Книга 5. гл.25 // https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5_25
53. Афинагор Афинский. Прошение о христианах Марку Аврелию Антонину, и Люцию Аврелию Коммоду, самодержцам армянским, сарматским, и, что всего выше, философам // https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rannehristianskie-apologety-2-4-vekov/#0_8
54. Афинагор Афинский. Прошение о христианах Марку Аврелию Антонину, и Люцию Аврелию Коммоду, самодержцам армянским, сарматским, и, что всего выше, философам // https://azbyka.ru/otechnik/Afinagor_Afinskij/proshhenie-o-khristianakh/
55. Мученик Иустин Философ. Апология первая.гл.17 // https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#1_1
56. Татиан. Речь против эллинов// https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/
57. Мученик Аполлоний Римский. Апология//https://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Rimskij/apologija/
58. Минуций Феликс. Октавий // https://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Feliks/oktavij/#1_29
59. Святитель МелитонСардийский. О познании Бога. Речь Мелитона Философа, которую держал он пред Императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины // https://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardijskij/o-poznanii-boga/
60. Святитель Григорий Нисский. Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону) // http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/pohvalnoe_slovo_Feodoru/#sel=
61. Святитель Григорий Богослов. Слово 36. О себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола// https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/36
62. Священноисповедник Никодим (Милаш). Православное церковное право. Отдел 5. § 183. Основное отношение между церковью и государством// https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravoslavnoe-tserkovnoe-pravo/5_1_3
63. Симфония властей - православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Царством. Хотя фактически подобные отношения между Империей и Церковью восходят к императору Константину Великому, автором концепции обычно считают императора Юстиниана I, который первым её сформулировал в 6-й Новелле для Патриарха Епифания (535): «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни... И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие (симфония) между ними во всём, что служит на пользу и благо человеческого рода»
64. Деяния Вселенских Соборов. Том 7. СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ. ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ // https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_11
65. Священноисповедник Никодим (Милаш). Православное церковное право.Отдел 5. § 183. Основное отношение между церковью и государством// https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravoslavnoe-tserkovnoe-pravo/5_1_3
66. Следует отметить, что сам А.Д. Беляев считал традицию отождествляющую «удерживающего» с Римской империей исторически не состоятельной.
67. Мы не можем согласиться с А.Д. Беляевым, что Церковь оказалась под влиянием языческой идеи вечности Римского Царства, поэтому в цитировании эту мысль автора проигнорировали.
68. Беляев А.Д. О безбожии и антихристе // https://azbyka.ru/o-bezbozhii-i-antixriste#1_3
69. Священномученик Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях// https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/tolkovanija-na-knigu-proroka-daniila/#0_12
70. Священномученик Ириней Лионский.Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Глава XXVI. Иоанн и Даниил предсказали разрушение римской империи, предшествующее концу мира и вечному Царству Христа // http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5_26
71. Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные (15-е Огласит. Поуч. § 12)// https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/15
72. Блаженный Феодорит Кирский. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам. Гл.2. // https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_vtoroe_poslanie_k_Fessalonikiycam/2 (Хотя блаж. Феодорит Кирский не соглашается с толкованием, что апостол видит в «удерживающем» Римскую империю, попав под влияние Феодора Мопсуестского)
73. Тертуллиан. Апология, или Защищение христиан против язычников. Гл.32 // http://www.odinblago.ru/tertulian_1/2
74. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье. СПб. Алетейя, 2000. С.272-273, 282-283
75. Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// https://azbyka.ru/o-bezbozhii-i-antixriste#1_3
76. Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 97. К Алгазии. Гл.XI // https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma-87-117/#0_11
77. Аврелий Августин, блж. О граде Божьем. Кн. 20, гл. 19. // http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem=20_19
78. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье. СПб. Алетейя, 2000. С.426-427)
79. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследования и тексты. М., 1897. С. 6-7
80. Б.Г. Деревенский отмечает, что в источниках «царство римское» могло быть заменяемо на «царство христианское». Возможно, в этом месте изначально стояло «царство римское».
81. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье.- СПб. Алетейя, 2000.- С.441-442
82. святитель Иоанн Златоуст.Толкование на второе послание к Фессалоникийцам. Беседа 4// https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-fessalonikijtsam/#note1_return
83. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла// https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-fessalonikijtsam/2
84. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// https://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5
85. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// https://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5
86. Отождествление «тайны беззакония» с Нероном и императорами-гонителями мы находим в упоминаемых толкованиях у св. Викторина Петавийского, Амвросиаста, блаж. Аврелия Августина, блаж. Иеронима Стридонского, святителя Иоанна Златоуста, блаж. Феофилкта Болгорского и др.
87. Единственный, у кого мы нашли противопоставление Римского царства Царству Христову это священномученик Ипполит Римский: «Мне пришла на сердце некоторая мысль, могущая оказать пользу душе, посему я и не оставлю ее нераскрытой. После того, как в сорок втором году при Кесаре Августе родился Господь, со времени которого стало процветать Римское царство, после того, как и Господь чрез своих апостолов призвал все племена и языки и (таким образом) создал общество верующих христиан, носящих в сердце своем Господа и имя ново, - с тех пор, в подражание этому и тем же самым образом стало действовать и то царство, которое «по действу сатанину» господствует теперь, и оно подобным же образом, собирая наиболее сродных себе из всех племен и называя их римлянами, само начало готовиться к борьбе. Вот почему, собственно, когда Господь родился в Вифлееме, и была произведена первая перепись при Августе, дабы люди мира сего, записавшиеся у земного царя, получили имя римлян, а верующие в Царя Небесного получили имя христиан, которые носят на челе победный трофей над смертью». Однако и это противопоставление у автора не так однозначно: ведь Сам Господь был записан в переписи и значит тоже получил имя римлянина. Скорее всего, священномученик имел в виду действие все той же «тайны беззакония». (Священномученик Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях// https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/tolkovanija-na-knigu-proroka-daniila/#0_12)
88. Имеется в виду Церковь, как Тело Христово (Еф. 1:22-23)
89. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М. 1998. С.355
90. Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года // http://www.sedmitza.ru/text/443574.html
91. Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» Митрополита Сергия) // http://drevo-info.ru/articles/2463.html
92. Хотя конечно вынужденной уступкой является фраза о возможности православному порвать с монархией, но и она произнесена не в прямой, а условной форме.
93. Лавров В.М. Октябрьская революция в восприятии патриарха Тихона. - С.551 // http://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/ad202b0604c04d862626cd8bdd17356d7c2f84ff.pdf
94. Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции (08.1923.) // http://krotov.info/acts/20/1920/19230800.html
95. Послание Святейшего Патриарха ТИХОНА об отношении к существующей государственной власти («Предсмертное завещание»). 14 апреля 1925 г. // http://krotov.info/acts/20/1920/19250414.html
96. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим 22 июня 1941 г.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/439892
97. https://www.youtube.com/watch?v=R3qASzHIwr0
98. Состоялась премьера документального фильма из цикла «Православная энциклопедия» «Сталин и Третий Рим» // http://www.sedmitza.ru/text/354949.html
99. Дьяконов А. Служение делу мира // http://nne.ru/sluzhenie-delu-mira-chast-i/
100. Доклад об активных мероприятиях и пропаганде, 1986-87. Впервые издано Государственным департаментом США. Август 1987. Советская церковь как выразитель внешней политики // http://www.svoboda.ural.ru/okpz/mashkov/activities/part1_2.html#03
18. Re: Церкви нет без Царства
17. Ответ на 15., Ник Ликашин:
16. Ответ на 15., Ник Ликашин:
15. Ответ на 12., Ксения Балакина:
14. Ответ на 13., Сергей Швецов:
13. Ответ на 11., Русский Сталинист:
12. Re: Церкви нет без Царства
11. Ответ на 6., Сергей Швецов:
10. Re: Церкви нет без Царства
9. Ответ на 6., Сергей Швецов: