12 тезисов христианской социологии

Бывший СССР  Православный социализм 
0
986
Время на чтение 6 минут

Целью данной работы является желание наметить основные положения нарождающейся богословской науки - христианской социологии. Эти положения даны в виде кратких тезисов, охватывающих наиболее принципиальные стороны христианской социологии.

I.

Задача христианской социологии - осмысление феномена общества с христианской точки зрения. Христианская социология - необходимая часть богословия. Ибо человеку по замыслу Божьему, предписано жить в обществе, в общении между собой, и вне общества человек как личность не может состояться. Поэтому христианская социология, как составная часть, необходима во всех богословских дисциплинах, связанных с человеком, а именно: в христианской антропологии, сотериологии и нравственном богословии.

II.

Жизнь общества обусловлена синергией Бога и человека. Промысел Божий управляет не только отдельными людьми, но и обществами. Однако в промысле Божьем учитывается не только воля Бога, но и воли других сил (как светлых, так и темных), а также влияние человеческого общества. Так, несмотря на то, что судьба каждого человека находится в руках Божьих, хорошо известен факт, что в странах с высокоразвитой медициной и здравоохранением продолжительность жизни больше, по сравнению со странами, где медицина не развита. Этот факт, зафиксированный бесстрастной статистикой, говорит о том, что человеческая воля, зачастую опосредованная обществом, например, выраженная в виде усилий такого социального института как здравоохранение, участвует в формировании судьбы каждого человека.

III.

Уже давно между обществом и организмом замечена аналогия. Можно даже сказать, что общество - особый мета-организм. Как и живой организм, общество имеет части, подчиненные целому (впрочем, как и любая система). Как и человек, общество производит ценности, которые потребляются либо внутри общества, либо другими обществами.

Поскольку общество строится из людей, обладающих личностью (ипостасью), душей и телом, в нем формируется три уровня:

духовный (религия, церковь)

душевный (культура, наука) и

телесный (социальные институты).

Поэтому аналогию с индивидуальным человеком можно продолжить и на трехчастную структуру дух-душа-тело.

Однако, указанная аналогия имеет свои ограниченные пределы, и злоупотребление ей может привести к неверным выводам. Например, «душа общества» вовсе не попадает в загробный мир - это лишь строимый людьми идеально-материальный мир, вбирающий в себя материальные, духовные и культурные ценности и передающий их последующим поколениям.

IV.

Социум существенно и многообразно влияет на спасение человека в вечности. Ибо греховна не только душа падшего человека; все три уровня социума впитывают в себя человеческие грехи, а затем являются их распространителями, нравственно уродуя следующие поколения.

Поэтому усилий одной Церкви для спасения недостаточно - она не может воздействовать на социальные институты, а также ее воздействие на культуру весьма ограниченно. Кроме того, Церковь работает только со своими прихожанами, а большая часть членов общества остается не охваченной ее влиянием. Поэтому нужно взаимодействие Церкви с обществом, симфония.

V.

Еще одна аналогия между человеком и обществом - в обществе, как и в личной жизни человека, присутствуют любовь и справедливость. Общество может любить (например, государственная благотворительность). И наоборот, общество можно любить, жертвовать собой, отдавая за него жизнь (например, на войне).

Справедливость - социальная добродетель по преимуществу. Уровень справедливости - главная характеристика общества. Общество без справедливости - больное, подверженное нестроениям и распаду.

Степень консолидации общества называют светской соборностью. Соборное общество - сплоченное общество, умеющее противостоять внешним и внутренним неурядицам. Поэтому справедливость - необходимое условие соборности. Соборное общество в наибольшей степени отвечает аналогии с организмом.

VI.

Какое общество можно считать «высоким» с точки зрения христианской социологии? Предлагается два критерия.

1) Основной (сотериологический) критерий:

Общество тем лучше, чем больше оно помогает спасению его членов в вечности, т.е. чем более эффективно оно противостоит распространению грехов и чем лучше оно воспитывает добродетели.

2) Вспомогательный критерий (критерий выживания):

Общество должно быть «выживаемым», т.е. существовать и сохранять свою стабильность в сегодняшних реальных условиях падшего мира.

Сотериологический критерий поставлен на первое место и именуется основным. Он определяет смысл существования общества как Божьего творения. Общество существует ради спасения человека в вечности. Спасения через воспитание в человеке Христовой заповеди «люби ближнего своего» в среде подобных ему. Критерий выживания рассматривается как вспомогательный - он не определяет цель бытия общества. Но он указывает на условия реализуемости этой цели в нашем падшем мире.

Однако оба критерия необходимы. Если один из них игнорируется, то общество не будет существовать как высокое.

VII.

«Высоту» общества определяет характер социальных связей, которые пронизывают все три уровня. Совокупность социальных связей составляют социальный строй. Каждое общество имеет, строго говоря, свой социальный строй. Но замечено, что общества кластеризуются в группы, которые принято называть «капитализм», «социализм» и пр. Эти кластеры определяют естественную классификацию обществ, которая является наиболее важной.

Другая важная классификация связана с размером обществ. Прежде всего, следует отличать большие общества (государство, империя, цивилизация и пр.) от малых обществ (производственный коллектив, община и пр.) Ибо то, что возможно в малом обществе (например, преобладание христианской любви между членами общества) невозможно в большом обществе.

VIII.

Социальный строй имеет две основные составляющие: мировоззрение (веру) и экономический уклад. Рассматривая социальный строй в этих координатах, мы можем выделить:

- сотериологическое (т.е. способствующее спасению) общество: мировоззрение христианство, экономический уклад - частная собственность;

- христианский социализм: христианство-общественная собственность на средства производства;

- коллективистское общество (как в СССР): светский гуманизм - общественная собственность;

- общество мамоны (капитализм): светский гуманизм - частная собственность.

Кроме того, необходимо добавить и два крайних случая обществ, описанных в Библии:

- общество любви (Иерусалимская община) и общество зверя (Апокалипсис). Последнее будет характеризоваться расчеловечиванием человека, когда люди в массе своей будут терять человеческую природу.

IX.

Более подробно охарактеризуем одно указанных обществ - христианский социализм.

Его мировоззрение основано на православных ценностях, а экономика ­ построена на социалистических принципах. Иначе говоря, идеология православного социализма имеет две компоненты: 1) мировоззренческую - православие и 2) социально-экономическую - социалистический уклад хозяйствования.

Такое сочетание для России наиболее желательно. Ибо с одной стороны, православие явилось духовной основой построения всей русской цивилизации. А с другой стороны, только общественная собственность на средства производства позволяет добиться социальной справедливости. Частная собственность на средства производства не позволяет достичь высокого уровня социальной справедливости.

Христианский социализм - это максимум того, чего может добиться человечество в рамках большого общества. Но его наступление отнюдь не предопределено историческим процессом. Возможет и другой сценарий для России - скатывание от общества мамоны (в котором она сейчас существует) к обществу зверя.

X.

Общество - дом Церкви. Этот дом необходим, поскольку Церковь не является автономно функционирующим обществом - она не имеет своей экономики, обеспечивающей ее нужды; у нее нет милиции, нет своей армии. Поэтому для своего успешного функционирования Церковь нуждается в защите общества. Это еще раз говорит о том, что в нормальном обществе общество (государство) и Церковь находятся в симфонии, помогающей существованию обеим сторонам.

XI.

Социальный строй первичен, в то время как политический строй вторичен. Главное - характер социальных связей, именно они помогают или препятствуют спасению. Задача же власти - воспроизводить и поддерживать жизнь общества, способствующего спасению.

Однако тезис о первичности социального перед политическим нельзя абсолютизировать, ибо сама задача поддержания социального строя является очень непростой - общество подвержено большому числу вызовов, адекватно отвечать на которые способна далеко не всякая власть.

Конечно, власть - от Бога. И лучшая власть - теократия, то есть власть Бога. Это означает, что власть должна быть благословлена и окормляться Церковью, но в то же время стоять над ней. Этому отвечает власть царская, которую надо понимать как служение епископа внешних дел Церкви.

XII.

Один из важнейших законов жизни общества в падшем состоянии состоит в том, что общество может с огромными трудами подниматься по духовно-нравственной шкале, и в то же время падение происходит очень легко. Это объясняется тем, что даже малый процент эгоистов может разложить большое и высокое общество. «Малая закваска квасит все тесто». Единственный способ этого избежать - отделить «овец» от «козлищ», «плохих» от «хороших». Но этого-то и не позволяет Евангелие (притча о пшенице и плевелах). Кардинальное разделение произойдет, но только в конце мира. Поэтому человечеству надо устраивать жизнь в обществе, где такое разделение не сделано.

Православный социализм представляет собой один из способов жизни в таком неразделенном обществе.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 15., Кирилл Д.:

Здесь весь "Символ веры" Сомина: "Верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, усилий которой для спасения недостаточно". Справедливости ради - с Вашей верой в спасительность пиночетовского переворота не Вашей корове тут мычать.

Это не вера, а обыкновенное знание, тов. зоотехник.
Лебедевъ / 26.01.2018, 07:12

16. Замечание по двенадцатому тезису

Николай Владимирович, Вы пишите: "Единственный способ этого избежать - отделить «овец» от «козлищ», «плохих» от «хороших». Но этого-то и не позволяет Евангелие (притча о пшенице и плевелах)". В притче запрещается "выдергивать плевелы", то есть лишать жизни, ибо очень многое в жизни переплетено так, что не поймешь, кто есть кто. Но "обособление от зла и злых" (по Неплюеву) Св. Писание не запрещает: "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас" (2Кор. 6:17).

15. Ответ на 13., Лебедевъ:

Здесь весь "Символ веры" Сомина: "Верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, усилий которой для спасения недостаточно".

Справедливости ради - с Вашей верой в спасительность пиночетовского переворота не Вашей корове тут мычать.
Кирилл Д. / 25.01.2018, 00:26

14. Re: 12 тезисов христианской социологии

положения нарождающейся богословской науки - христианской социологии.

И какой же "христианский Огюст Конт" её нарождает?
Лебедевъ / 24.01.2018, 19:26

13. Re: 12 тезисов христианской социологии

усилий одной Церкви для спасения недостаточно - она не может воздействовать на социальные институты

Здесь весь "Символ веры" Сомина: "Верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, усилий которой для спасения недостаточно".
Лебедевъ / 24.01.2018, 19:23

12. Ответ на 5., Lucia:

Снава рай на земле строим?! Ну-ну. Никак им не удается замаскировать свой материализм.

Материализм и атеизм.
М.Яблоков / 24.01.2018, 19:07

11. Ответ на 5., Lucia:

Снава рай на земле строим?! Ну-ну. Никак им не удается замаскировать свой материализм.

Ещё одно гнилое Яблуко.

10. Ответ на 4., Полтораки:

а теперь они в каждом храме...

После подобных всеобщих суждений не дай Бог умереть: мытарства не преодолеешь. Вовсе не в каждом храме (даже если Вы имеете в виду свечной ящик).
Андрей Карпов / 24.01.2018, 17:43

9. Ответ на 4., Полтораки:

"Второй закон термодинамики, пресловутый возрастания энтропии, ага... Но видимо, существуют нам пока малоизвестные законы, умножающие сложность и синергию?" Вы хоть свою безграмотность не показывайте.
М.Яблоков / 24.01.2018, 16:42

8. Ответ на 1., М.Яблоков:

Снава рай на земле строим?! Ну-ну.

Яблоков, понимаешь, ни пяди адской земли не уступит.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Бывший СССР
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Православный социализм
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49