Уполномоченный: «Впервые за 30 лет устроил массовое моление под открытым небом...»

Памяти епископа Арсения (Крылова; 1879 - 1962)

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
363
Время на чтение 8 минут

Есть ли Бог, или нет? - извечный вопрос у человечества. Но, на мой взгляд, не это главное - главное во всём нашем бытие - это ВЕРА. Это мне внушала в детстве моя мудрая бабушка, очень верующая и строгая в жизни. Она говорила мне: «Внук, имей Бога в душе! Он наша вера!». Следуя её мудрым советам, я не потерял себя и, пройдя в жизни нелёгкий путь, понял эту истину и то, что в религии служители веры, как и в военной службе, генералами, не рождаются. Ими становятся, причём, в служении вере по зову души и сердца.

Православная вера на Руси всегда была основой бытия народа, крепостью государства. Мы часто вспоминаем сподвижников веры дореволюционной России (октябрь 1917 года). И забываем о том, что в годы царствования атеизма в СССР, когда он составлял часть коммунистического воспитания трудящихся (парадокс в том, что коммунизм и христианство имеют одни и те же корни - В.К.) поддерживать светильник православной веры было гораздо труднее, чем тогда, когда интересы Веры и государства совпадали.

Сегодня не секрет, что в первые годы Советской власти было подлинное гонение на священнослужителей, разор церквей и храмов. Только суровые годы испытаний в Великой Отечественной войне заставили государство ослабить гонение на веру, но не выпустить управления церковью из своих рук. Так же известно, что КГБ старалось привлечь священнослужителей к сотрудничеству, нарушить тайну исповеди прихожан. Трудно было в такой обстановке сохранить стойкость в служении Вере. И всё-таки многие священнослужители остались верны своему долгу.

Одним из них был преосвященный епископ Арсений (в миру, Алексей Васильевич Крылов), родившийся 25(12) марта 1879 года в селе Петровском Верейского уезда (ныне Нарофоминский район) Московской области. Он был с августа 1945 по март 1950 года Управляющим Калининской и Великолукской епархиями. Коротко о его житие, я и хочу поведать ниже.

Отец Крылова, Василий Фёдорович был псаломщиком при церкви села Петровского. В семье, кроме Алексея, были его брат Виссарион, впоследствии служащий в Московской Патриархии, и три сестры. Алексей Васильевич своё первоначальное образование получил в Москве, в Донском духовном училище. После его окончания в 1895 году, Крылова перевели в Московскую духовную семинарию. После её окончания он становится учителем при Покровской монастырской церковно-приходской школе в Москве. Одновременно с 1903 года становится и псаломщиком одного из московских храмов

Не довольствуясь духовным образованием, А.В. Крылов в 1908 году поступает на экономическое отделение Московского коммерческого института, который успешно оканчивает и затем экстерном держит экзамен на юрфаке Московского университета и получает диплом кандидата прав. Все это пригодится в дальнейшем ему на поприще служения Вере.

В 1914 г. А. Крылова зачисляют помощником присяжного поверенного Окружной судебной палаты. А с 1918 по 1944 год он занимает ряд весьма высоких должностей в различных государственных учреждениях. Во время войны работает юрисконсультом на копировальной фабрике «Мосфильм», в тресте местной промышленности Ленинградского района Москвы и на оборонном заводе №58 во Всехсвятском.

16 января 1944 года он был «призван» на духовную службу. Алексей Васильевич всегда был глубоко верующим человеком, часто посещал храмы, особенно Богоявленский Патриарший собор, здесь же он начинает службу диаконом, а затем его переводят в храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

В 1945 году овдовевший к тому времени отец Алексей Крылов принимает монашество под именем Арсений, в честь святителя Арсения - епископа Тверского (1409).

В августе того же года он был рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 1, архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским Николаем и епископом Тульским Виталием в епископы с назначением Управляющим Калининской (Тверской) и Великолукской епархиями.

В Калинине (Твери) владыка Арсений часто сам проводит службы в храме, даже по небольшим праздникам. На всенощном бдении постоянно читает акафисты. В Троицком соборе, именуемом Белой Троицей, устанавливает совершать литию на всеношных под воскресные дни. После каждого богослужения благословляет весь народ, находящийся в храме. Ездит по епархиям, служит во многих храмах, старается найти священников туда, где их нет. Тогда это была проблема.

Народ тянется к нему. Своим простым словом владыка призывает паству на путь спасения. В то непростое для Церкви время он приглашает на служение в алтарь местных молодых людей и москвичей, даже подростков, несмотря на то, что существует запрещение властей вводить в алтарь ранее 18 лет. Владыка уделяет много внимания хору, выписывает ноты, приглашает певчих из Москвы. Привлекая молодёжь в храм, он принимает всех у себя и сам не гнушается зайти к прихожанам и разделить с ними скудную послевоенную трапезу. В то время при храме и в епархии не было служебных домов. Владыка жил на частной квартире, куда после вечерних служб его провожали прихожане. Владыка всегда ходил пешком, неторопливо, по пути интересуясь нуждами и жизнью верующих, утешая скорбящих. Когда одна его прихожанка уезжала на Урал, владыка благословил её своим личным Евангелием, в котором были подчёркнуты наиболее важные события. И на большом расстоянии чувствовалась его духовная поддержка и забота.

Во время и после войны стали открываться церкви. Часто в беседах и проповедях Арсений рассказывал об открытии храма в Осташкове. До войны в этом бывшем соборе женского монастыря находился атеистический музей, где хранились святые мощи преподобного Нила Столобенского. Музей со всеми экспонатами перевели в другое место. А когда открывали храм, то среди мусора, оставшегося от музея, обнаружили святые мощи Нила. Так их обрели вновь и оставили в действующем храме. Владыка всё подчёркивал, что это божий промысел.

На служение в Осташков владыка пригласил архимандрита Стефана (Светозарова) - эмигранта, прибывшего из Франции. Стефан сделал для мощей Нила раку, подобно раке преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время святые мощи находятся во вновь открытой Ниловой пустыни на острове озера Селигер.

Народ всё больше и больше идёт в храмы, но не дремлют и власти, недружелюбно настроенные против Церкви. Особенно рьяно вредит уполномоченный по делам религии Хевронов, придумывая различные способы, чтобы помешать спасительной жизни епархии. Он часто вызывает к себе владыку Арсения, советуя ему, например, чаще приглашать к себе архимандрита Стефана. Чтобы выяснить его отношение к советской действительности, попросту говоря, владыку склоняли к доносительству. Владыка наотрез отказывается от такого предложения. Местные власти начинают усиленную борьбу с ним. Распускаются разные сплетни, пишутся «жалобы» выше, обкладывают священников и особенно владыку неподъёмными налогами. Его обвиняют во взимании платы за каждую службу в соборе, особенно в приходах епархии. Как юрист он старается доказать всю нелепость обвинений, обращаясь к местным властям в Калинине и в центральные органы в Москве. Его приписка о том, что законы в СССР хороши, как в древнем Риме, но исполнители их не те, что должны быть, расценивается как дерзость, и от Патриархии требуют его перевода. В марте 1950 года епископа Арсения переводят в Башкирию, где он становится епископом Уфимским и Башкирским.

В Башкирии владыка не изменяет своим принципам. После смерти архиепископа Куйбышевского (Самара) Алексия владыке Арсению поручают временно надзирать и за Куйбышевской епархией. Он справляется со всеми делами, но в ноябре 1953 года его назначают в древний русский город Чернигов, где он пробыл всего год, не найдя понимания со стороны митрополита Киевского Иоанна.

Летом 1954 г. в связи с ухудшением здоровья владыке предоставляется отпуск, а уже в ноябре этого же года его определяют быть епископом Костромским и Галическим. С новой энергией взялся он за служение Богу и людям.

В Государственном архиве Костромской области хранится фонд уполномоченного по делам религии, переданный на хранение в конце 90-х годов прошлого столетия. Немалый интерес для исследователей положения Церкви в советское время представляют информационные отчёты, докладные Костромского уполномоченного в вышестоящие инстанции под грифом «секретно». Там часто встречается имя владыки Арсения. То, что не запрещалось законом, запрещалось уполномоченным. Однако во время епископства Арсения благодаря его смелости, а также юридическому образованию, удавалось весьма успешно противодействовать противозаконным актам властей Костромы. Событие, произошедшее 15 мая 1956 года, заставило уполномоченного обратиться со специальным сообщением к Председателю совета по делам РПЦ Г.Г. Карпову:

«Настоящим сообщаю Совету, что Костромской епископ Арсений во время моей болезни организовал 15 мая 1956 г. массовое моление под открытым небом в г. Костроме на городском кладбище. Более 30 лет в г. Костроме под открытым небом на городском кладбище не проводилось массовое моление, т.е. так называемая «общая панихида». Но в этом году епископ Арсений, пользуясь тем обстоятельством, что я лежал в больнице, решил устроить общую панихиду под открытым небом.... Проводил службу на городском кладбище под открытым небом сам епископ Арсений в сопровождении 6-ти священников из церквей г. Костромы и 3-х диаконов. Эта служба под открытым небом епископа Арсения вызвала сильное возбуждение как в городских, партийных и советских организациях, так и в областных организациях. Областной комитет партии и облисполком настойчиво требуют от меня о том, чтобы я просил Вас, товарищ Карпов, о немедленном удалении епископа Арсения с поста управляющего Костромской епархией за то, что он делает массовое возбуждение религиозных суеверий.

Управляющий Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Костромской области, М. Галкин». (ГАКО, фонд № 2102, опись 5, ед. хр. 24, стр.6).

О том, как владыка защищал интересы Церкви, говорит следующее донесение уполномоченного: «... когда к нему обращаются верующие, он им устно и письменно обещает поддержать их ходатайство об открытии церкви. Учит их, как надо оформить.... В результате этой деятельности епископа Арсения в 1-м полугодии 1956 года по нашей области было подано 18 заявлений об открытии 11 церквей и все в центральные партийные и советские организации, тогда как за весь 1953 год было подано 4 заявления об открытии 4 церквей...».

Грубое вмешательство в дела Церкви в те времена было обычным делом. По просьбе, скорее по требованию, Уполномоченного при Совете Министров СССР, по благословлению Святейшего Патриарха Алексия владыка Арсений в 1956 году получает двухмесячный отпуск для лечения и отдыха. А затем Патриархом и Священным Синодом принимается постановление «...уволить владыку Арсения, а после выздоровления иметь суждение о назначении Преосвященного епископа Арсения на ту или иную кафедру». Но суждения в течение восьми лет, до самой смерти, так и не появилось.

Владыка Арсений после отправления на покой, просил разрешения у его Святейшества, Патриарха Алексия, служить в одном из московских храмов. Патриарх благословил служить в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще. Часто владыка бывал и в Богоявленском Патриаршем соборе в числе иерархов, сослужащих Святейшему Патриарху в большие праздники. Он участвовал в хиротонии епископа Касиана Костромского и Галического, шедшего на его место. Жил владыка в своей квартире у Белорусского вокзала, а летом на даче в Сходне. У себя на квартире и в храме, когда служил, он принимал и утешал всех, кто приходил к нему, хотя в то время ему было 79 лет и здоровье его уже было подорвано. Но он неизменно был бодр и жизнерадостен. Его часто навещали не только москвичи, но приезжали и из Твери, Уфы, Костромы, где его знали с лучшей стороны. Он всегда с большой любовью принимал всех посетителей, утешая, вразумляя, молясь за всех. Духовенству владыка преподносил различные богослужебные вещи и книги, делая дарственные надписи. Сохранилось несколько таких вещей и книг. Например, книга Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на четырёх языках. Надпись на книге гласит: «На молитвенную и добрую память моему иподиакону Александру Сергеевичу Куликову за честное и весьма добросовестное служение и отношение ко мне смиренному епископу Арсению - во время служения и после оного. Да благословит Всемилостивый Господь Бог его раба Божия Александра на служение Божие истинным пастырем, к чему он и готовится.

Смиренный Епископ Арсений

Г. Москва 27 апреля 1958 г.»

26 мая 1962 года епископ Арсений, придя домой из храма, внезапно скончался от инфаркта миокарда на 84-м году жизни. Отпевали владыку в Елоховском Богоявленском соборе. По благословению Патриарха Алексия в отпевании участвовали епископ Дмитровский Киприан, епископ Можайский настоятель собора Леонид и епископ Донат. Похоронен владыка Арсений на Ваганьковском кладбище Москвы.

Отличавшийся смирением и добротой к своей пастве, Арсений всегда защищал интересы Церкви от беззакония властей, отчего претерпел немало в жизни неприятностей, но не поступился принципам. Память о таких святителях навсегда остаётся в сердцах верующих.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Кулинченко
Бостоновый отрез
Рассказ
21.02.2023
О советской атомной бомбе
К 80-летию начала работ по использованию атомной энергии в военных целях
10.02.2023
Эх, тельняшка!
Крик души моряка-ветерана
28.01.2023
Юбилейная медаль
О медали «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии», учреждённой Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 января 1938 года
14.01.2023
Слово о старшем товарище
Николай Григорьевич Флёров (1913-1999)
10.01.2023
Все статьи Вадим Кулинченко
Бывший СССР
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
День памяти блаженной Матроны Московской
Сегодня мы также вспоминаем историка М.Т.Каченовского, адмирала А.С.Меншикова, историка Церкви П.В.Знаменского, слависта Т.Д.Флоринского, ученых С.В.Лебедева и Г.П.Свищёва
02.05.2024
Responsible Statecraft: новый сценарий «победы» Украины – крах режима в России
Крах Путина? Не обольщайтесь, это опасно
02.05.2024
«Главное – лишить Украину возможности и желания сопротивляться»
У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья
01.05.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28