В предыдущей, 2-й части сей публикации было описано то искушение современного христианина, особенно неофита, которое не позволяет ему полноценно пользоваться изобильным святоотеческим наследием. Был поставлен своего рода диагноз сей болезни. Но любой врач ведь не ради самого по себе диагноза диагностирует всякую болезнь, а для того, чтобы успешно лечить ее. Какое же лечение нашей, вышеописанной духовной болезни?
Ответ на этот вопрос по сути является и ответом на второй вопрос, поставленный в 1-й части сей статьи, цитирую: «В чем же мы, православные христиане сего последнего времени выше, по словам великого Аввы Исхириона, древних подвижников - «выше их и отцов их»? В чем наше перед ними духовное превосходство, компенсирующее вышеозначенную нашу перед ними духовно-аскетическую умаленность, а, лучше сказать, ничтожность»?
Напомню, чтобы не быть голословным, что сказал по этому же поводу сам Авва Исхирион: «Некогда святые отцы рассуждали о последнем роде. «Что мы сделали?» - говорили они. Один из них, великий АвваИсхирион, отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «А что сделают те, которые будут после нас?». «Они, - сказал Ава, - сделают вполовину против нас». Еще спросили его: «А что будут делать те, которые после них будут?». АвваИсхирион отвечал: «Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, - будут выше нас и отцев наших!».
Так в чем же это наше, современных христиан, православных последнего времени преимущество?! Во-первых, как говорят об этом сами святые, из-за крайнего оскудения добродетели и чрезмерного умножения в наше время зла (когда примеров первой - крайне мало, а примеров второго - множество) даже малые подвиги тех аскетов, которые несмотря на это искушение пойдут путем добродетели (или, как сказал Авва Исхирион - «окажутся добрыми») будут приравнены к великим подвигам древних святых.
Во-вторых, как следует отсюда, эта милость Божия к нам, христианам последнего времени дает и особую силу нашему покаянию. Последнее всегда обладало необычайной силой, способной за несколько покаянных слов или каплю слезы сделать блудницу целомудренной, мытаря - бессребреником, гонителя - апостолом. В наше же время эта сила становится сугубой, поскольку, согласно вышесказанному, ныне и малое наше покаяние (лишь бы оно было искренним и без всяких спекуляций) приравнивается к великому покаянному подвигу древних святых.
К тому же следует отметить, что сейчас покаяние (наряду с терпением; особенно скорбей) - это основная добродетель современного православного, позволяющая ему не только вести христианскую жизнь, но и попросту выжить. Чтобы глубже понять это, обратим внимание на то, что говорит о покаянном подвиге древних святых сам Авва Исхирион. Так он замечает, что они «исполнили заповеди Божии». Обычно святые понимали под исполнением заповедей Божиих достижение бесстрастия, т.е. искоренение гнездящихся в сердце падшего человека греховных страстей. Ведь заповедь Христа, к примеру, запрещающую смотреть на женщину с вожделением, поскольку сие значит прелюбодействовать с нею в сердце своем (ср.Мф.5: 28), очевидно, можно исполнить лишь искоренив из своего сердца блудную страсть. Это же относится и к другим заповедям Божиим - их истинное исполнение невозможно без искоренения из своего сердца страстей.
Когда же Авва Исхирион пророчествует, что живущие после них подвижники сделают вполовину, то, думаю, что он имеет в виду следующее. Святые отцы говорили, что можно иметь страсти, но не жить по ним - и это также достаточно высокая степень совершенства подвижника, хотя она и уступает тому, кто достиг бесстрастия. Но что же старец имеет в виду, когда пророчествует о нашем последнем времени: «Люди века того ничего не сделают»? Очевидно то, что ныне ощущает каждый православный христианин, пытающийся подвизаться: он не только страсти в себе не может победить, но не может и не жить по ним - страсти его, как правило, побеждают!
Что же остается таковому, т.е. всем нам, нынешним православным христианам в качестве основного аскетического оружия против врага нашего спасения?! Только покаяние; лишь бы оно было, как я уже сказал, искренним и без всяких лицемерных спекуляций, типа «сейчас я согрешу, а завтра покаюсь». Лучше сегодня покаяться, а завтра и послезавтра СТАРАТЬСЯ не грешить!
С этим все. Теперь несколько слов о третьем существенном, в некоем смысле, преимуществе современного христианина. Поскольку он, духовно «путешествуя» из точки С в точку А, переходит из противоестественного состояния в естественное, т.е. возвращается в свое собственное человеческое естество (природу), то он, согласно вышесказанному, знает этот путь и может его описать, причем, туда и обратно.
Чего не знали и не могли описать святые, поскольку они получили свое человеческое естество даром: родились в нем и были в нем воспитаны. А не так, как большинство из нас: родились в атеизме и во всей той мерзости, которая ему сопутствует, и в этом же были воспитаны. Поэтому мы, в отличие от святых, можем описать путь из атеизма к вере и обратно. Небольшое, правда, достижение, но, как говорится, - мелочь, а приятно!
Думаю, что в этом и заключается мистический, таинственный смысл евангельской притчи о неверном домоправителе (Лк.16: 1-13), расточавшем имение своего господина.Последний потребовал у него отчет с тем, чтобы отрешить его от управления домом. Думаю, это про нас, современных православных русских патриотов, обладающих способностями и навыками к управлению в том или иной области: политической, экономической, научной, в области искусства и т.д., - и все, как правило, не у дел, по крайней мере, не в том масштабе, как хотелось бы; таковых и на РНЛ много. Зато кругом, во всех сих областях полным полно понятно кого. Так кто же нас отрешил от управления Русским Домом?! Думаю, не закулиса, не масоны и не евреи, а Господин Дома - Господь Бог. И, вероятно, отрешил потому, что мы что-то из Его имения расточаем.
Но идем дальше по содержанию евангельской притчи. Испуганный угрозой оказаться не у дел, неверный управитель честно говорит о себе: «Что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь» (Лк.16: 3). Думаю, последние слова означают два основных вида аскетического делания, особенно свойственных монахам: «просить» - это молитва - умное делание; «копать» - телесный труд. Как видим, ничего этого неверный управитель делать не может, что вполне соответствует словам Аввы Исхириона о людях последнего времени, т.е. о нас, что они, т.е. мы: «ничего не сделают».
Что же делает этот догадливый управитель, или что остается делать нам?! Он переделывает долговые расписки должников своего господина: одному вместо сто мер масла предлагает написать пятьдесят; другому вместо сто мер пшеницы - написать восемьдесят. Если мы теперь воспользуемся своим знанием арифметики и посчитаем, какая доля долга была списана каждому, то получим: одну пятую и одну вторую. Обратим внимание на знаменатели сих дробей, они соответственно равны 5 и 2, что полностью совпадает с количеством преумноженных талантов в евангельской притче о талантах (Мф.25: 14-30).
Но как известно из толкования сей притчи, данные таланты означают богатые природные дарования святых, которые они преумножили своей добродетельной, аскетической жизнью ради Христа. Обратим внимание на то, что у святых эти первоначальные природные таланты являются именно дарованиями, т.е. у них все природное - это дар Божий, включая и веру в Него. А нам, неверным управителям, пришедшим из атеизма, этого надо еще достичь, двигаясь из С в А. Поэтому у нас число сих талантов не в числителе, а в знаменателе «дроби», т.е. представляет собой обратную величину тому, что по природе имели святые, ибо нам надо еще достичь той природы и ее соответственных талантов своей добродетельной жизнью.
И если мы действительно сумеем этого достичь, т.е. более или менее перейдем из С в А, перейдем из противоестественного состояния атеизма (и всего того плохого, что ему сопутствует) в естественное состояние веры, то сможем и описать этот путь. Другими словами говоря, хотя бы отчасти сможем переписать «расписки» святых, поскольку отчасти получим эту природу не в качестве дара, а своим трудом. Конечно, невелико достижение! Но зато, как видим из притчи о неверном управителе, - такое дело угодно Богу: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16: 8).
Именно это, на полезном примере я, с Божией помощью, как раз и попытаюсь проделать в следующей статье сего цикла, попытаюсь переписать одну из таких «расписок». Может быть и меня Господин Дома - Господь похвалит, как неверного управителя?!
1. Re: Путь не святых