Могут показаться неуместными суждения о каких-то деталях устройства Общины, поскольку далек путь до их реализации. Однако же это необходимо сделать для того, чтобы достаточно хорошо понимать масштабы проблемы, чтобы понимать где утопия, а где очертания перспективного проекта вполне реального будущего.
Община должна состоять из ~150 семей, и в сумме иметь приблизительно 700-1000 сочленов. Это число получено из размеров минимального коллектива, который соразмерен человеку, и который необходим и достаточен для восприятия одним человеком и, значит, пригодный для формирования адекватной личности?
Считается, что такой коллектив равен произведению 7х7х7. Округлим это число до 350, и, приняв за аксиому, что все социальные конструкции обязательно должны быть парными, сочтем, что первичный коллектив Общины, будет равен 700 сочленам. А поскольку в нем могут быть и малолетние, и престарелые иждивенцы, то получаем, что оптимальный вариант Общины - это 700-1000 человек.
Именно такое количество сочленов Общины могло бы иметь некую автономную границу, внутри которой были бы сформированы, относительно самодостаточные функциональные структуры ее жизнеобеспечения. Они поддерживались бы в состоянии согласия благодаря процессам самоорганизации всего коллектива Общины. В ней будут находиться структуры, способные выполнять функции адаптации ко внешней среде и функции развития личности и социума. Община, как и любой живой организм, должна быть погружена в адекватную ей внешнюю среду и, соответственно, иметь границу и, конечно же, иметь добротные каналы связи с внешним миром. Это значит, что сей социальный организм будет обладать способностью сохранять себя как единая система и находиться в ней под влиянием императива ситуации «мы - не мы».
В такой обстановке у Общины появится достаточный уровень консерватизма, для того чтобы сохранять устойчивый потенциал формирования полноценной психики детей. При этом каждый ее представитель хорошо знает, что их союз встроен в иерархически больший социум, который расположен к Общине предельно дружески, то есть «не мы» - это не значит угроза...
Духовный центр Общины станет обладателем статуса наивысшего социального авторитета. В упрощенном варианте его структуру можно представить следующим образом. Это два первичных коллектива по 12 человек. Каждый из них обладает качествами Круга согласия (об этом читайте в нашем очерке № 5, опубликованном в РНЛ [1]) и они подчиняются двум лидерам - мужчине и женщине.
Эти два коллектива создают целостную, зеркально симметричную структуру, состоящую из 28 человек, которая, в свою очередь, для завершенности должна быть возглавлена еще двумя лидерами - мужчиной и женщиной. Итого, в сумме, минимальный педагогический коллектив Общины и он же ее духовный центр должен состоять из 30 человек.
Почему предлагается столь необычная конструкция «ядерно-генетического» аппарата Первичной социальной клетки?
Чтобы ответить на этот вопрос для начала вспомним, что в любой живой системе, в ее глубинно-ответственном управленческом участке всегда находятся зеркально-симметричные, парно-гомологичные системы. Например в ядре каждой соматической клетки человека, обязательно находиться минимум двойной набор хромосом...
А головной мозг человека содержит зеркально-симметричные правое и левое полушария. При этом правое полушарие обладает как бы преимущественно интуитивным разумом, то есть разумом, который прямо связан с духовным миром человека, а левое - обладает характерной доминантой рационально-логического разума. Оно связано с потребностью человека в адекватно обоснованной реакции на события внешнего мира.
(То, что совершенство управления-власти лежит через согласие двух его ветвей отражено даже на совершенно необычном гербе России, поскольку на нем изображен двуглавый орел.)
Есть основание предполагать, что сходным образом должен работать и центральный аппарат управления Общиной.
Наши знания об организации мира горнего делают естественным предположения о том, что структура духовного центра Общины - это проекция структуры «небесной иерархии», в основе которой находится Круг согласия, коллектив состоящий из 12 человек и одного лидера.
Напомним рассказ о кратных двенадцати символах в «Откровения святого Иоанна Богослова»:
«и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смирагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; и на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» [Откр. 4. 3-4].
«И двадцать четыре старца, сидящие перед Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержатель, который еси и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился» [Откр. 11. 16-17].
Представляется очевидным, что 24 святых мужа из текстов Священного Писания, склонившиеся перед Господом Богом - это и есть основная духовная часть, которая должна проецироваться на живые организмы мира материального, поскольку именно материальный аналог духовного мира способен установить надежную связь миром горним.
Материальная проекция духовного мира на Общину - это организация соответствующей структуры управления, а именно - 24 священнослужителя Общины - это два коллектива по 12 человек и каждый из них выполняет некую функцию, которая делает Общину живой. Условно эти два, органично единые союзы священнослужителей, можно подразделить на «Правую» и «Левую» составляющие. Функция «Правого» коллектива, состоящего из 12 человек, - это как бы «коллектив-интуиция», который работает благодаря чрезвычайно совершенной связи со своим духовным двойником.
Функция условно «Левого» коллектива, также состоящего из 12 человек - это поддержание неразрывной связи с «Правым» коллективом и поддержание связи со светской властью Общины.
Благодаря такой конструкции духовного центра Общины и вся система ее управления обретает должную гармонию, поскольку светский властно-управленческий аппарат Общины обретает прочную связь с духовным миром.
Соответственно, светская и духовные власти Общины надежно обеспечивают работу системы развития личности и социума, а также выводят на оптимальный уровень ее адаптационные механизмы.
Совершенство системы развития Общины прежде всего определяется совершенством ее системы воспитания, а ее духовный центр - это и есть основная педагогическая структура.
Как она должна работать?
Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вникнуть в понятие «идентификация». Идентификация - это ключ к правильно организованному педагогическому процессу. Специалисты правильно говорят - идентификация правит миром. Это обязательно нужно знать и помнить. Великое таинство Евхаристии - это начало идентификации людей с Господом Богом. Бог пришел к людям, чтобы люди стали подобны Богу...
Идентификация детей не только со своими родителями, но и с лидерами педагогического коллектива позволит довести до должного совершенства необходимые качества целостной личности. Если коллектив педагогов не будет целостным и гармоничным, то не будет включен процесс полноценного собирания личности.
Нет этого коллектива - включаются мощные механизмы губительной депривации. И беды начинают терзать страны и народы.
Нет этого коллектива - нарастают процессы социального старения, за которыми наступает неизбежная гибель общества. В каждом надежно-устойчивом и, значит, здоровым социуме обязательно должна быть как бы Цивилизационно-культурная матрица развития или, другими словами, в ней и должен храниться Культурный код цивилизации. А где он хранится? Он хранится в особым образом обустроенной социальной клетке, в социальном зерне, в Общине развития, в ее духовном центре.
В общих чертах, но все же вполне определенно мы стараемся рассказать о его устройстве.
Строительство самой Общины, ее педагогического ядра, а также той особой Среды, в которую она встроена - это и есть перевод человечества на принципиально новый этап развития, т.е. это и есть начало той новой эры, которая ознаменует естественную социальную эволюцию. Появление Общин развития, по своей сути, станет достижением, которое аналогично-эквивалентно появлению на юной Земле клеток, которые имеют внутриядерную структуру. Клеток, которые положили начало эволюции многоклеточных организмов.
Почему именно коллектив из 12 человек должен стать базовой структурой новой педагогической системы? Почему автор полагает, что именно он должен стать хранителем Культурного кода нации?
Любая деятельность человека тяготеет к одному из 12 Первостихий-стилей, которые существуют в природе. Именно сумма этих первозданных стилей-стихий, в их полноценно-гармоничном взаимодействии, и должна стать базовым коллективом педагогического Круга согласия Общины. Предполагается, что каждый из его представителей может быть соотнесен с одной из 12 Первостихий невидимого мира. Обратим внимание на то, что 12 мастеров первичного педагогического коллектива должны составить гармоничный ряд межличностных отношений максимального согласия. Т. е. они образуют неупустительный союз мастеров, способных действовать в условиях предельно совершенных отношений.
Напомним - в социальной жизни все достаточно развитое тяготеет к согласию, а все недоразвитое тяготеет к антагонистическому конфликту. Если мы желаем будущего без тех трагических сценариев, которые порождаются губительному антагонизмом, то необходимо позаботиться, чтобы во внешнем окружении детей обязательно существовал коллектив максимально возможного согласия.
Легко представить, что каждый из его сочленов реализует себя в том вполне конкретном стиле, который ему дан от рождения. А поскольку существующих стилей работ - двенадцать, то коллектив специалистов Круга согласия будут полным для выполнения любых из самых сложных действий, мыслимых для людей.
Следовательно, первичный педагогический коллектив Общины, собранный по принципу работы Круга согласия, позволит охватить полный набор событий разнокачественного бытия и неизменно на каждую из сложных кризисных ситуаций, он сможет дать вполне адекватный ответ. Он-то и выведет Общину из зоны спада-депрессии. Правильно собранный «коллектив двенадцати» - это и есть то самое ядро минимального социума, конструкция которого являет собой зародышевый кристалл совершенной, предельно устойчивой социальной организации. Он, в своем потенциале, может стать началом строительства системы совершенного социального развития. Особо отметим, что создание такого рода структур даст образцы, способные обучить людей формированию союзов высокого межличностного согласия.
Сказанное означает, что детям с любыми природными наклонностями всегда будет с кого брать пример. Поэтому любой ребенок Общины будет иметь потенциальную возможность идентифицировать себя с одним из 12-и мастеров Круга согласия. Эта идентификация позволит ему быстро пройти путь личного развития. Но и это не все - на каком-то этапе своего становления ребенок может идентифицировать себя с одним из лидеров педагогического коллектива.
Что из этого получится, можно оценить лишь после того, как станет понятен важнейший принцип работы Круга согласия. Дадим соответствующие пояснения с неизбежным повтором.
Итак, если 12-звенный коллектив Круга согласия встречается с какой-то в высшей степени сложной проблемой, то она обязательно будет решена именно из-за того, что над ней работают специалисты разного стиля действий, и все они специалисты наивысшей квалификации, и что крайне важно - они действуют в органичном согласии друг с другом.
А далее - фокусировка смысла новой педагогики. Речь идет о двух лидерах, о мужчине и женщине, необычного коллектива учителей. Они оба будут обладать набором неких особых качеств, которые позволяют им идентифицировать себя с каждым из 12 специалистов Круга согласия. И это значит, что они обладают уникальными свойствами - они способны сконструировать в своей психике некое новое состояние органической интеграции разнокачественных действий множества людей. В результате каждый из лидеров имеет возможность получить совокупную творческую мощь всего первичного коллектива Круга согласия.
Это, в свою очередь, означает полномасштабное включение механизма совершенной «социальной кристаллизации» для нового поколения. Мальчики, которые идентифицируют себя с лидером-мужчиной, получают полный набор равноценных врожденным, достаточно совершенных нравственных и творческих качеств не только лидера, но всего коллектива Круга согласия. И все это значит, что общество, наконец, получит возможность давать всем детям Общины качества столь глубокие, что они становятся на уровень врожденных инстинктов. Соответственно, для девочек в такой же роли выступает лидер-женщина.
Если хотя бы один из двух 12-звенных коллективов Общины развития, которые составляют ее внутриядерную структуру, будет настроен на освоение основных творческих достижений поколения G-1 во всей стране, то через них и через их лидеров эти достижения будут глубинно усваиваться поколением G-2. Именно так и будет строиться в стране полнокровная связь времен и именно так произойдет глубинное объединение всего народа нашего.
Между тем возникает совершенно уместный вопрос: а как это могут 12 человек Круга согласия воспринимать бесконечное разнообразие достижений поколения G-1, если им нет числа?
Конечно, речь может идти только о неких принципиально новых событиях и открытиях, которых всегда немного, но которые позволяют подрастающему поколению в большей степени реализовать свой творческий потенциал в неком универсально-обобщенном виде.
Все то главное, что было создано каждым поколением людей, должно превратиться в некую интегративную матрицу, которая обязательно будет обладать внутренним органичным единством. Именно в таком виде каждое новое достижение человечества будет восприниматься коллективом учителей Общины и от них передаваться детям.
Так, по мнению автора, должна работать педагогика будущего, педагогика развивающей Общины. Уместно отметить еще одну особенность ее «ядерно-генетической» структуры. Обратим внимание, что конструкция Круга согласия является самой совершенной из всех возможных сетевых структур организации общества. Плюс к этому она являет собой и самую совершенная конструкцию достаточно жесткой вертикали власти, основанной на высшем авторитете из всех возможных.
Такая система настройки власти в Общине позволит воспроизводить ее на всех ступенях социальной иерархии, вплоть до Верховной власти в стране...
- - -
А далее цитата из книги «Сердце сокрушенно» В.И.Щербинина [2]. Речь идет о его беседе с «обыкновенным гением» Б.В.Раушенбахом. «...Скажу только, что Борис Викторович математически доказал троичность Бога. Правда, потом смеялся и говорил, что это полная ерунда, потому что Бог познается не рассудком и формулами, а неким внутренним органом, который есть внутри каждого человека, правда, он не у всех развит. Почему?
"Завяжите младенцу один глаз, и пусть он живет так до взрослого состояния. Когда снимете повязку, он будет плохо видеть либо не видеть этим глазом ничего. Или загипсуйте ему одну руку, и пусть живет так. После того как дадите ему свободу, рука будет висеть бесполезной плетью. Это очень грубые примеры, но мы точно так поступаем и с духовным зрением маленького человека.
Если с ранних лет ребенку под страхом наказания внушить, что духа и души нет, есть только тело, которое разрушается и умирает, - то он рано или поздно в это поверит и останется духовно слепым навсегда. Тогда ему бесполезно говорить о красоте и нетленности иного мира, потому что он его не почувствует и не увидит. И наоборот: если человек каждую минуту тренирует свой дух, борется с тьмой, которая обитает внутри всякого человека, то достигает святости и прозорливости. Он подтверждает своим житием, что человек, сам по себе - вселенная и возможности его безграничны. Это доказали те святые, которые прошли свой путь до конца"».
Депривация - это скудость внешней среды, которая лишает возможности развития тех или иных функциональных систем организма. Бог познается, неким духовным органом человека, но если он не развит, то человек как человек в принципе не может состоятся.
Духовный разум может быть полноценно развит у каждого из людей! Однако же это может произойти только тогда, когда их детство прошло в животворящем пространстве Общины развития.
Мир социальный станет иным, совсем иным тогда и только тогда, когда эти простые мысли станут достоянием общественного сознания...
Дмитрий Александрович Лебедев, кандидат биологических наук
[1] Д.А.Лебедев http://ruskline.ru/special_opinion/2016/aprel/zhizn_eto/
[2] В.И.Щербинин, «Сердце сокрушенно», М. «Сретенский монастырь», 2016.
4. Re: Устройство живой Общины
3. о возрождении станиц.
2. Re: Устройство живой Общины
1. Круг Согласия