Этот материал возник благодаря очередному обличителю Патриарха Кирилла из западно-украинского города Ровно. В многочисленном хоре либерального воя его голос отличался тем, что, начав с критики советского периода, он плавно перешел к поношению всей исторической России и священноначалия РПЦ, будучи при этом воцерковленным православным христианином и выпускником Киевской Духовной Семинарии. Но по мере разбора длинного и весьма неупорядоченного потока обвинений в адрес Святейшего в статье «На рудниках Третьего Рима, или убить в себе Сталина» появились некоторые тревожные предположения, разрешить которые представилось возможным только путем изучения личных страниц «обвинителя» в соцсетях.
Тот самый Леонтий
Все началось с этого места в статье Дениса Таргонского (далее - ДТ): «Мне посчастливилось прочитать сотни писем из разных лагерей наших местных подвижников христианской веры». Слова эти, несмотря на внешнюю обыденность, почему-то сильно резанули слух. Ведь Западная Украина была присоединена к УССР в результате пакта Молотова-Рибентропа только в 1939 году. А основная часть новомучеников пострадала до этого года. При этом автор не употребляет слова «новомученики» или «исповедники», а нарочито говорит «подвижники христианской веры». А слово «местный» для человека, считающего Россию и СССР чужой страной, может означать только «ровенский» или «волынский», а никак не «украинский».
Оказалось, что нет в Ровенской епархии ни кандидатов на прославление в лике «новомучеников», ни известных церковных деятелей, которые подверглись бы гонениям до 1939 года.
Дальше поиск продолжался уже на странице ДТ вконтакте, которая таила в себе много интересных историй и фотографий. Одна из них была подписана: «Онишковские знаменоносцы». Поисковик и тут помог расшифровать слово «Онишковцы»: в селе Онишковцы неподалеку от Почаевской Лавры расположен известный на Волыни источник праведной Анны и одноименный женский монастырь. Неожиданно в нескольких ссылках всплыла информация о том, что «почаевские монахи не благословляют посещать источник» потому, что тот якобы «захвачен леонтиевцами». Леонтиевцы - это такая секта или движение, которая действовала и, очевидно продолжает действовать в основном на территории Западной Украины. Детальные выводы о них были подготовлены богословской комиссией УПЦ, собиравшейся по данному вопросу в далеком 2001 году.
Дальше начался поиск информации про Леонтия. В его биографии говорится следующее: « В 1954 г. Леонтий Грицан был арестован повторно. На этот раз Ровенский областной суд опять-таки за антисоветскую деятельность вынес приговор - десть лет заключения в поселении Явас Зубополянского района Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики». Единственный биограф Леонтия В. Покровский сообщает, что наставничество «старец» осуществлял на расстоянии, а именно письмами укреплял в вере своих последователей и сторонников.
Тема леонтиевцев оказалась настолько увлекательной, что пришлось раздобыть основной труд на эту тему «Из мертвых идолов на землю падал тлен. Леонтий и леонтиевцы«. В интернете эта книга доступна по одной единственной ссылке торрента в pdf -формате и только в украинской варианте. Книга написана анонимным автором или группой авторов, а вместо благословения стоит: «Работа написана на основании выводов Синодальной богословской комиссии Украинской Православной Церкви». Тем не менее, в книге собраны десятки свидетельств о «Леонтии и леонтиевцах», показывающие их совершенно не в благоприятном свете. На последних страницах этой книги фигурирует имя протоиерея Василия Остапчука, автора статьи «Жизнь и деятельность старца Леонтия», и одного из самых яростных его апологетов, судя по описанию автора книги.
Прибегнув к помощи поисковика, я обнаружил признание самого Дениса Таргонского в том, что прот. Василий Остапчук является основоположником «ровенской молодежки«.
Казалось, все элементы мозаики соединены и можно с уверенностью говорить о том, что «местные подвижники христианской веры» упомянутые Таргонским в статье, - это путешествующий «старец Леонтий и его апостолы».
В какой-то момент создалось впечатление, что открывается некий коварный заговор.
Вот мы вас победили, Почаев!
Но, как впоследствии оказалось, ДТ не делает из этого особого секрета. Все ответы таились во все тех же записях «ровенской молодежки«. В одной из них от 18.01.14 он говорит буквально следующее: «Вы все видели, что книжечка вышла наша. Очень много времени прошло, конечно, пока мы смирились и Господь даровал. Если бы раньше смирились, может быть, раньше даровал. А так: амбиции всякие, страсти. Хочется ощутить такой победный дух: «Вот мы вас победили, Почаев!». И Господь тогда дарует, когда все это дело утихомирится. Как чайник: закипает, а когда вода остывает, пузырей нет, тогда можно и пить его. Точно так же и тут: кипятилось это, кипятилась эта тема «Леонтий и леонтиевцы» и тут, наконец-то, утихомирилась, думаю. Ну, во всяком случае, на теоретическом уровне точно».
И дальше уже совершенно прямо делает следующее признание: «Знаете, я на Кураева попал благодаря отцу Василию. Смотрите, какое дивное сочетание: «Дух Божий витает идеже хощет». Вот как дивно! Когда познакомился с отцом Василием, первую книжку, которую он мне вручает, это книга Кураева «Наследие Христа». Как-то оно странно получается: Это человек, который знал Леонтия, знал Херувиму, знал Михаила, да? Получается, люди в одном духе! Разные люди. Я имею ввиду - Херувима (я сейчас ставлю в один ряд этих людей), Леонтий. Вот внешний вид: Поставьте рядом Леонтия и Кураева. Что общего? Ничего! Но дух-то один! Один у них дух. Дух Божий идеже хощет, там и витает! И у нас нет этого рассуждения о Духе. Ну, вот, в одном Духе. Для меня это было внешне формально странным. Но, как это ни странно, то, что я во время работы над книгой про Леонтия, про Херувиму, про Михаила читал в архивных материалах, оно не только по духу, по формулировке фраз - одинаковое. Как формулировал какой-то старенький дедушка неграмотный, как он формулировал фразы какими он выражался, и как формулирует Кураев - это в одном духе. Даже одинаковые словосочетания можно найти. Тот имеет академии и профессорские звания, а этот - простак, нигде не учился и писать даже не умел. И вот, вроде бы, ничего общего, а дух один».
Тут следует сделать маленькое отступление и сказать несколько слов о тесных отношениях между Таргонским и Кураевым. Насколько Кураев дорожит этими отношениями сказать трудно, а вот ДТ регулярно звонит и даже утешает протодиакона. Кроме этого, на записи «ровенской молодежки» от 15.11.2015 он рассказывает, как решил приколоться «над нашим священноначалием» когда учился в семинарии и буквально затянул протодиакона в кабинет ректора, чтобы посмотреть, какой у последнего будет «столбняк» от внезапной встречи с известным «модернистом». Все это преподается слушателям с раскатами смеха и восклицаниями «Се жених грядет в полунощи»...
Буквально по стопам...
Но вернемся к другому авторитету Таргонского - к Леонтию. Поскольку тот был известным бродячим путешественником, водившим людей из Ровно в Почаев и Киев, фотоотчеты о пешем паломничестве на странице ДТ уже не воспринимаются как обычная православная активность. Судя по тем же аудиозаписям, Таргонский «курирует» и делает «разбор полетов» этих ежегодных паломничеств из Ровно в Почаев. Отчет в виде итоговой беседы он выкладывает на своей странице вконтакте в открытом доступе. Странно, что нигде имя Леонтия в этих отчетах и фотографиях не фигурирует. Но, в то же время, послушайте его беседу после очередного паломничества с одной из «местных ветеранов православия» в записи от 10.06.2012: «Это было как раз когда батюшка вышел с Чашей. Она меня дернула и со слезами на глазах спрашивает:
- Вы уже пришли?
- Да - говорю.
- Я когда-то тоже ходила - а слезы так и текут - Сейчас уже сил нет. А как вы ходили? Правильно ходили? - и она мне не дает завершить - потому что отец Михаил поучал, что нужно разделить девушек от мужчин, чтобы никаких смешков не было, чтобы была одна молитва.» («Отец Михаил» - он же «архангел» Михаил, и «апостол» Леонтия).
Дальше ДТ делает выводы, что понятие «правильного» или «неправильного» - относительно, и что как раз неправильно во время Причастия разговаривать. Но сам факт общения с «ветераном» свидетельствует о непрерывной связи старого и нового поколения почитателей Леонтия. Так, почему тогда эта связь в случаях с паломничеством не афишируется, в то время как сам ДТ как минимум несколько лет не покладая рук готовит книгу о Леонтии?
Важно отметить, что Леонтий особое внимание уделял работе с молодежью, и прот. Василий Остапчук в свою очередь благословляет на ведение «ровенской молодежки» не священника, а мирянина - Дениса Таргонского. И это, наверное, так же можно списать на очередное стечение обстоятельств...
Однако, в эпоху интернета, когда любой желающий может слушать лучших православных проповедников на практически любую тему, слушатели «ровенской молодежки», судя по приведенным цитатам, получают всю внешнюю информацию под «правильном углом» и с «верно расставленными акцентами».
Соединяем точки линиями
Вырисовывается весьма интересная картина. Получив светское и духовное образование, ДТ не принимает сан, а начинает кропотливую работу по подготовке книги о «Леонтии, Херувиме и Михаиле». Он сам говорит о «толстой книге» и о «работе в архиве» помимо остальных занятий. Невозможно представить, чтобы православный христианин мог решиться на такой труд без благословения. Такое благословение он мог получить, как у протоиерея Василия Остапчука («лично знавшего Леонтия»), так и у «матушек», о которых он неоднократно вспоминает в своих выступлениях. Кроме этого, своих симпатий к Леонтию не скрывает митрополит Днепропетровский Ириней. А бывший до избрания Блаженнейшего Онуфрия самым влиятельным митрополитом - Александр (Драбинко) свой церковный путь начинал в городе Корце, где проживал и проповедовал тот самый архидиакон Михаил - «архангел» и «апостол» Леонтия. В ряду уроженцев Ровенщины и почитателей «старца» Леонтия» называют и открытого апологета украинской автокефалии митрополита Черкасского и Каневского Софрония, а также других архиереев ранее составлявших окружение митрополита Александра (Драбинко). Ну и, естественно, издание такой книги в Ровенской Епархии не могло осуществиться без согласия правящего архиерея.
Давайте теперь вместе сопоставим факты: ДТ занимался сбором и редактированием архивных материалов и письменным наследием «простака», «старого неграмотного дедушки», который «нигде не учился и писать даже не умел», как он сам изволил выразиться о Леонтии. Это полная противоположность не только Кураеву, но и самому ДТ.
Представьте себе, что рукописи Порфирия Иванова отдают на редактирование человеку с духовным образованием с целью предания им благообразности и церковности. Конечно, я утрирую, но почему было не опубликовать письма Леонтия, его соратников и воспоминания о них такими, какими они есть, без изъятий и правок. Готов взять свои слова обратно, если составители книги поступили именно таким образом.
Странности с Леонтием
Следует отметить и некоторые странности, связанные с темой Леонтия. Пожалуй, главная из них - это то, что выводы Синодальной богословской комиссии УПЦ про отношение к личности странствующего проповедника Леонтия от 18 мая 2001 года сохранились только на сайте Почаевской Лавры. С официального сайта УПЦ и Львовской Епархии УПЦ документ за последние несколько лет куда-то бесследно исчез. Не удалось обнаружить в интернете и текст последней «антилеонтиевской» книги «Две стороны одной медали», вышедшей по благословению митрополита Агафангела Одесского, митрополита Онуфрия (тода еще Черновицкого) и архиепископа Почаевского Владимира. Как выводы комиссии так и книга о Леонтии «Из мертвых идолов на землю падал тлен. Леонтий и леонтиевцы« до сих пор недоступны в интернете в русскоязычной версии.
Справедливости ради следует сказать несколько слов об этой книге: конечно, свидетельства очевидцев зафиксированы в ней далеко не безупречным образом. Многие не пожелали называть свои имена по понятным причинам. Но даже если 10% от сказанного в книге о Леонтии - правда, этого вполне достаточно для того, чтобы вопрос его прославления исчез из православного пространства навсегда.
Авторы приводят свидетельства о якобы имевшем место свальном грехе в среде леонтиевцев во время их странствований. Детально описывается случай умерщвления двух младенцев, якобы рожденных от одного из «апостолов». Весьма скрупулезно разбираются все заблуждения и лжеучения Леонтия, его «апостолов», Херувимы, «архистратига» Михаила и остальных активистов движения. Утверждается, что в среде почитателей Леонтия были и такие, которые считали его Богом-Саваофом.
В частности, описывая заседания Богословской комиссии в Почаевской Лавре, автор приводит такое свидетельство (с.88): «Потом владыка Августин попросил игуменью Михаилу привести благочинную и сестер, которые были с ней в Почаевской Лавре. Когда они пришли, владыка попросил их сказать, что Леонтий не Бог. Сестры молчали. А все присутствовавшие были удивлены. Владыка вторично повторил свой вопрос, и только одна сестра ответила, что Леонтий не является Богом. Дальше владыка Августин попросил их стать посредине зала перед комиссией и повторил свой вопрос. Но благочинная и сестры молчали [...] И вновь владыка попросил их перекреститься и сказать, что Леонтий не Бог. После короткой паузы, переглянувшись между собой, благочинная и другие сестры проговорили: «Леонтий - не Бог».
В той же книге описывается случай, произошедший на следующий день после богословской конференции приуроченной теме «леонтиевцев», состоявшейся 19 мая 2001 года в Городецком монастыре. В Почаевскую Лавру к владыке Августину как к председателю конференции приехали «обеспокоенные жители Ровенщины». Их разговор, если верить автору, состоялся в присутствии «Архиепископа Сергия, схиархимандрита Димитрия, архимандрита Нафанаила, ректора Почаевской Духовной Семинарии Олега Плаксия, инспектора семинарии иеромонаха Платона и иеромонаха Иосифа». Дальше автор приводит имена и фамилии приехавших свидетелей и сообщение К.И. Степанюк о том, как Леонтий после благословения людей пришел к ним в дом на обед. Владыка Августин, прерывая рассказ, якобы спросил: «Говорят, что кто-то с кем-то ложился спать?». Вот что ответила на это Катерина: «Было. Но то девушка была так себе. А он был старенький загнанный, может, он хотел ей ума прибавить. Мыли ему ноги. Потом он сказал постелить ему чистую постель. Я постелила и Леонтий лег спать с девушкой, которую звали Надежда Полищук. Но, я не знаю, что там между ними могло быть, потому что он такой старенький, а она девушка молодая, грубиянка, - может, у нее ума не было, так он хотел ей ум вставить».
Владыка Августин в ответ на это спросил: «Тут все серьезные люди, вот и иконы. Не могло ли Вам это показаться?»
Ответ Катерины: «Зачем? Показаться не могло.»
- Кто может подтвердить сказанное? Вы тоже видели? - обратился владыка к М.И. Власюку.
- Это было в моей хате. Мне тогда было лет 12. Какой это год был? Наверно 1944, потому что я с 1932 го.
- Вы все хорошо помните? - спросил владыка.
- Все хорошо помню. Это было в моей хате, где я и сейчас живу. Катерина, моя родная сестра. Ей в то время было 18 лет. Вечером, когда люди разошлись, Леонтий остался с девушками, сел на кровать. Миска была большая, мыли ноги ему, потом этой водой поумывались все девушки. Сестра моя Катерина по просьбе Леонтия постелила новую постель, на которой он лег спать с Надеждой Полищук. Спали до утра. С утра позавтракали и разошлись.
- Хотя и трудно в это поверить, но это уже серьезные факты, серьезный разговор - заметил владыка Августин и обратился к протоиерею Олегу Плаксию: «Прошу Вас это все записать, только ничего лишнего не добавляйте - как рассказывали, так и запишите. Фамилии людей, село, адрес, время и когда записано. Пусть они прочитают и распишутся - это важные факты против Леонтия, особенно когда леонтиевцы захотят подать документы на его канонизацию».
Сохранились ли материалы богословской комиссии, судить трудно. Очень хотелось бы верить, что сохранились. Но если их уже нет, по крайней мере, есть еще возможность опросить свидетелей, якобы присутствовавших при этом разговоре. Ведь материалы к канонизации, судя по приведенным беседам «ровенской молодежки», или уже готовы, или активно готовятся, несмотря на то, что в выводах все той же Синодальной богословской комиссии сказано однозначно: «Те же, кто почитает Леонтия как святого без церковного его прославления, действуют САМОЧИННО, чем вносят возмущение в среду православного народа, подрывая в нем доверие к авторитету Священноначалия и церковных соборов, что в результате ведет к разделению в народе Божьем».
Кураев: «церковный лифт» vs мельничный жернов
Следует сказать и о «единстве духа». Безотносительно к тому, имели ли место десятки вопиющих случаев, описанных в книге, или это поклепы на «старца» и его сподвижников, факт остается фактом - движение «леонтиевцев» в советское время вызывало неприятие у священноначалия и священнослужителей. И сам Леонтий не очень-то пытался «воцерковить» своих почитателей и отпустить их от себя в свободное церковное плавание. А поставление своих собственных «апостолов» вообще напоминает создание какой-то параллельной структуры. Если это имело место быть, то совсем не странно, что «бродячего проповедника» выгоняли из Почаевской Лавры и из местных приходов. К тому же, власть использовала леонтиевцев, как жупел для доказательства необразованности, дремучести и мракобесия всего Православия.
На расстоянии трудно судить, есть ли в Ровно другие деятели такого же уровня и активности, как Таргонский, но раз ему доверили материалы о Леонтии, то вероятнее всего именно он взялся за тяжелейший труд преобразования всего этого фейерверка запятнанной околоцерковной самодеятельности в православный «мейнстрим». И если это действительно так, ему можно только посочувствовать.
За Кураева он хватается в какой-то момент как за спасительный круг. Держась одной рукой за свои «духовные корни», он пытается буквально приклеить их к стволу кураевского богословия. С согласия своего духовника и очевидно каких-то других авторитетов движения он («образованный, подкованный, умный») вероятнее всего становится камертоном этого преобразования. В этом смысле нельзя не приветствовать его титанический труд вывода полутеневого разношерстного подуставшего и стареющего движения на магистральную дорогу Православия. Именно этим объясняется его сарказм в ответ на комментарий «ветеранки движения» о том, «как правильно совершать паломничество». В свете кураевского богословия, эта «правильность» уже не имеет никакого значения. Главное наполнение, а не внешняя оболочка. И, быть может, в таком виде это преобразованное и переформативнное по кураевским лекалам движение принесло бы много хороших плодов. Но...
Но происходит непредвиденный сбой: протодиакон Андрей оказывается на грани «изгнания» из Церкви в силу всем известных обстоятельств и событий. И раз РПЦ не нужен такой Кураев, то Денису Таргонскому не нужна такая РПЦ (в одной из своих аудиозаписей он почти прямо так и говорит). ДТ, вслед за своим московским наставником, начинает борьбу с «системой, клерикализмом, церковной бюрократией» и все дальше отдаляется от той магистральной дороги, на которую все это время он вел «леонтиевский народ».
Это совпадает во времени с политическим конфликтом небывалой напряженности между новым руководством Украины и Россией. И единственный способ попасть обратно на магистральный путь (после виража протодиакона Андрея) - это приблизить по мере сил и возможности полное отделение Украинской Церкви от РПЦ. В отдельной юрисдикции будет легче не только продолжать дело подтягивания к «кураевскому формату», но и окончательно прославить настоящего «украинского» святого из народа. А главный эпицентр сопротивления - Почаев - просто не посмеет в таких обстоятельствах возвысить голос протеста.
Для приближения к этой цели лучше всего очернить Патриарха, существующую церковную структуру, неподходящие церковные традиции и церковную иерархию. Все это можно будет воссоздать со временем уже в новой юрисдикции и усилить новым административным авторитетом.
Посещают ли Дениса Таргонского такие мысли? Наверняка. После многочасового прослушивания его «молодежки» создается именно такое впечатление. Принимает ли он эти помыслы? Трудно сказать. Факты говорят о том, что он публикует все новые и новые статьи с осуждением Патриарха, Русского Мира, с оправданием захватов храмов. И тем самым подключается к тому старому леонтиевскому предубеждению, полагавшему, что Церковь не всегда может дать людям то, что им нужно, что устоявшуюся Церковную жизнь нужно обязательно чем-то восполнить (отдельными собраниями, складыванием рук, «апостолами - мирянами» и тд.). Все возвращается на круги своя. И протодиакон Кураев, сам того не зная, сыграл в этой эволюции роковую роль.
Имеет ли ДТ право на такие действия? Безусловно. Господь нас создал свободными. Но даже если бы у него и были какие-то сомнения, Денис Таргонский прикрыт со всех сторон. Он иногда даже проповедует с амвона в монастыре (судя по его признаниям на записях), много пишет, издает книги про Леонтия, и никоим образом не стеснен во всех этих действиях местным правящим архиереем. Ввиду всего вышесказанного логично предположить, что Таргонский действует не только от своего имени, но и от имени какой-то общности людей близких к нему по взглядам, среди которых должны быть и те, кто обладает определенной властью в Церкви.
«Молодежка» Сан-Франциско vs «ровенской молодежки»
Основным раздражителем для публицистики Таргонского (как и для всего «автокефального крыла» УПЦ) последние несколько лет служит «Русский Мир». Хуже всего то, что он, прекрасно понимая связь и преемственность Русского Мира и Византии, тем не менее, ни минуты не колеблется поднять руку на «золотой век» Православной Церкви. Вслушайтесь в то, какими нарочито уродскими красками он рисует эти два понятия в умах благодарных слушателей (11.15.2015): «Я перечитывал Златоустого и на просторах истории увидел эту нашу хворь. Златоуст в свою молодость, когда он был диаконом, говорил свои первые проповеди. Я их читал. В первом томе они есть. Например, «Против иудеев» в Антиохии. Знаете, когда император Феодосий великий издал эдикт в 380 году в феврале месяце (я запомнил эту дату) о том, что единственная правильная религия - это Христианство, Златоуст воспользовался этим моментом и сказал восемь слов против иудеев, в которых он сравнивал людей, которые общаются с иудеями, с бесопоклонниками. Он сказал «кто дружит с иудеями - тот враг Христов», грубо говоря. Это, в принципе, его мысль. Я вам честно говорю, если сравнивать эти ранние творения Злотоустого с более поздними, где он пишет уже про любовь к язычникам и тд: есть ранний Златоуст, и есть поздний Златоуст. Но чем это закончилось? Это закончилось сумасшедшей бойней с изгнанием иудеев вообще. Закончилось одним из первых гетто в истории мира. Ну, когда иудеев, грубо говоря, побили очень конкретно. Христиане изгнали их из центральной синагоги. И это является мечтой современного Русского Мира!»
Странно-то как! Человек по сути причастный к формированию двух Леонтиев (раннего - в изложении Михаила «архангела», и позднего - « а ля Кураев»), считает возможным, применять такую же классификацию к столпу Церкви - святителю Иоанну Златоусту. Посетители «ровенской молодежки» межу прочим узнают, что «поздний» Златоуст, оказывается, даже каялся впоследствии за себя же «раннего», а упертая и непонимающая сути Православия Россия, никак не хочет нормально и окончательно покаяться.
Ничтоже сумяшеся, ровенский проповедник скрещивает «раннего Златоустого» с гонениями на евреев и объявляет это «мечтой Русского Мира». Но почему тогда святые совершенно другими словами и в ином тоне говорили о роли России в мире (т.е. о Русском мире)? Православный американец - иеромонах Серафим (Роуз) заканчивает свой доклад перед Съездом православной молодежи в Сан-Франциско (1981) словами святителя Иоанна Шанхайского, сказанными им еще в 1938 году (в разгар «Сталинских репрессий») на Архиерейском Соборе Зарубежья: «Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его. Воспряни, воспряни, восстани, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящие Христа во веки!»
Позволим и святителю Николаю Сербскому, мысли которого о России Таргонский умудрился сократить в своей статье до фразы о «двуликом Янусе», самому возразить манипулятору по поводу «Русского Мира»: «Ни одна революция не завершилась тем, с чего началась. Этому учит нас прошлое. Часто то, что революция низвергает и разрушает, впоследствии торжествует как истина. Это произошло и с верой Христовой, гонимой, но неизгнанной, поругаемой, но непоруганной, избиваемой, но неубитой. И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции...». Или в другом месте: «Во всяком случае сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом.»
Как бы отвечая Таргонскому на все обвинения в том, что якобы деяния самых Романовых на протяжении веков стали причиной революции (29.09.2013) святитель говорит: «Разве Россия грешнее всех других стран, что несет тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. Все остальное - тайна Промысла Божия. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим.» (Святитель Николай Сербский «Миссионерские письма». Краматорск, Издательство «Тираж-51», 2009 г., с.119-121).
«Долой симфонию!»
Но по мнению Таргонского в настоящем Православии даже и речи не может идти о каких-то победах. Просто потому, что так, в понимании ДТ, сказал Кураев:
«Например, его книга: «О нашем поражении». Что он там говорит? Он говорит, что христиане всегда проигрывали и проигрывать будут. Ну, как это совместимо с нашим самолюбием. «С нами Христос! Мы победителями должны быть». А книгу эту он ведь давно написал. Потому что: «Сила Божия в немощи совершается». А все наши победы - это, на самом деле, уход от традиции! Уход от Православия - все наши победы. Потому что это мы строим что? - Антихристово царство земное, думая, что строим его Христовым. И отец Андрей это написал. Кому это нравится?» («ровенская молодежка» от 15.11.15).
Во-первых, зачем тогда добиваться «победы на Почаевом» в виде канонизации Леонтия, если любая победа - это уход от Православия?
Во-вторых, это чистой воды непротивленчество и пацифизм. «Господь, - говорит святитель Филарет, - нарицаемый Богом мира, нарицает Себя также «Господом воинств». Бог «научает руки» верных Своих «на ополчение, персты их на брань» (Пс. 143, 1). Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей? Не войной ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю Обетованную? Не Ангел ли Божий сделал гумно Гедеона военно-учебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над мадианитянами? Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его, не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя и не из лука стрелою, а камнем из пращи? Равноапостольный Царь Константин для чего первее всего употребил крест Христов, только что им познанный? Для брани и победы. Итак: Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как на земле есть немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частию надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы самый победитель не позволял заржаветь своему оружию».
Ну, а следующие слова святителя должны выглядеть в глазах Таргонского как явная проповедь «антихристового царства земного»: «Наипаче не забывайте, что добрый воин Царя Благочестивейшего должен быть равномерно «добр воин Иисус Христов» (2 Тим. 2,3). Надобно ли в подтверждение сего вновь напоминать вам о древних победоносцах и уверять вас апостольским словом, что они «верою победиша царствия» (Евр. 11,33)? Вы это ближе и простее знаете из деяний наших предков, наших Царей, наших избранных вождей. Тот воин истинно непобедим, которому венец мученичества за веру, Царя и Отечество так же любезен, как и венец победы. Тот лучший слуга Царев и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества небесного»
Святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди о любви к врагам и желая предотвратить ситуацию, когда православный христианин станет гнушаться борьбой с врагами Веры, Царя и Отечества, оправдывая это заповедью «стяжания духа смиренна», пишет: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры... Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».
Не хватило бы и книги чтобы ответить на многочисленные манипуляции и ложные интерпретации озвучиваемые руководителем «ровенской молодежки» всякий раз, когда речь заходит об исторической роли России и русского Православия. О многом говорит и то, что он без всяких стеснений проповедует внутри канонической украинской Церкви. Ему лично хотелось бы пожелать одного: прежде чем восставать на Патриарха, на церковные устои, на весь Русский Мир, прежде чем повторять за протодиаконом, что «Дары Волхвов - средневековая подделка», следовало бы все-таки хорошенько проверить свой собственный - «местный» - фундамент духовной жизни на предмет подделок. Потому что, если кроме надписи «Христос - Сын Бога Живаго» там стоит еще слово «Леонтий», он может в какой-то момент просто не выдержать испытания на церковность.
От редакции РНЛ. После публикации этого материала в адрес нашей редакции поступил читательский отклик. См. продолжение темы: «Украинские автокефалисты создают свой пантеон?» О Кураеве и сектантах - «леонтиевцах»
3. Прошу прощения и беру свои слова обратно
2. Ссылка на сайт Днепропетровской Епархии
1. Re: От ровенского Леонтия к протодиакону А.Кураеву