Ниже мы помещаем статью выдающегося русского православного мыслителя, литературного и театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1852-1896).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (первое издание: О «святках» и о детях // Южный край. 1888. 25 декабря) подготовил профессор А. Д. Каплин.
+ + +
...Давно уже сказано, что «поэзия уходит из мира» - уходит и поэзия «святок»... Мы всё успели обезцветить - обезцветили и этот поэтический праздник, сделали его каким-то вульгарным и заурядным. Не знаю, там, в народе, быть может, ещё и сохранилась его поэзия, а у нас, среди «образованного общества», давно променявшего на оперетку, «детские» и иные вечера, на винт, на газетный листок и порнографический роман и проч. и проч. - давно променявшего на всё это:
И нравы, и язык, и старину святую... - у нас, среди «образованного общества», поэзия Рождественских праздников давно утрачена...
А ведь была она когда-то и среди «образованного общества», эта поэзия. У Пушкина, у Гоголя, у А. Толстого есть прекрасные страницы, посвящённые описанию Рождественских праздников - и перечитывая эти страницы, каждый помянет добром наших художников, потому что на каждого пахнёт от них той поэзией давно прошедшего, поэзией детства и юности, пахнёт тем временем, которое так отрадно вспомнить...
Каждый вспомнит
...........................
Золотые грёзы счастья,
Золотые сны свободы...
Была, значит, когда-то эта поэзия и среди образованного общества... а теперь? Не знаю. Может быть, где-нибудь в захолустьях, а на житейской авансцене что-то незаметно. Тут и Рождественские праздники проходят так же вяло, как и весь год. Будут, как дохлые мухи, делать визиты, будут рыскать по балам, где всё одно и то же, с разными, «сообразными званию» вариациями - всё та же скука, всё те же наряды, всё те же разговоры... Всё одно и то же: всё тот же театр, с разными «праздничными» пошлостями, всё те же маскарады, всё те же «тройки», всё тот же полупьяный, до одурения скучный разгул... Причём же тут Рождество? Совершенно ни при чём... Что им Гекуба, что они Гекубе?..
Жаль вот кого: бедных детишек. Сохнет детская душа без поэзии, особенно без поэзии праздников. Особенно жаль гимназистиков. Многих из них, может быть, не возьмут домой, потому что, говорят, дорога в поле ещё не установилась. А ведь это ужасно трудно перенести. Ведь праздники им мерещатся с самого сентября месяца - мерещатся среди гиероглифов латинской грамматики, среди классов, звонков, рекреаций, - утешают во всех бедствиях и несчастиях, связанных с прохождением курса «одобренных и рекомендованных» учебников. Ведь бедный гимназистик, он, долбя Корнелия Непота или Юлия Цезаря, читая с лексиконом о подвигах Мильтиада или о геройстве Брута, только и делал, что представлял себе в воображении маму, няню. Жучку, которая встретит его весёлым, знакомым лаем на занесённом снегом дворе. И вдруг, ни занесённого снегом двора, ни мамы, ни няни, ни Жучки, а гимназический пансион, или «гимназическая квартира», с чужими людьми, скучно и однообразно тянущимися днями праздников... Положим, быть может, его повезут куда-нибудь на елку или на «детский вечер», повезут в театр на представление «Ермака, покорителя Сибири», - но разве всё это может заменить маму, няню, занесённый снегом деревенский двор, бегающую с весёлым лаем по этому двору Жучку?..
Про городских детей я не говорю. Для тех Рождество, кажется, уже с малолетства лишено поэзии. Их водят на Ермака, покупают им в виде праздничных подарков печатную бумагу в роскошных переплётах, а во всём прочем дело идёт так же, как и в будни, кроме Корнелия Непота и Юлия Цезаря... Но деревенские дети, те, которых с трепетом и безпокойством привозят отцы и матери, размещают по пансионам и «гимназическим квартирам», с трепетом же и безпокойством уезжают, предварительно сбивши все пороги, слёзно моля и причастных, и непричастных к делу лиц «поберечь ребёнка», - вот этих-то деревенских детей ужасно жалко. Сколько маленьких сердец все эти предпраздничные дни трепетало в ожидании «погоды»; сколько маленьких глазок каждое утро безпокойно выглядывает в окна пансионов и «гимназических квартир», сколько матерей и отцов, сидя в деревне и поджидая праздника, поджидая вместе с тем Ваню или Мишу, тоже с безпокойством ждут «погоды» и уже загодя совещаются с кучером Иваном, как доставить барчука, если погода не поправится... Но вот приехал уже «батюшка» с молитвой и жалуется, что «проезда нет» и что «так крутит в поле, что хоть ложись да умирай». И хорошо, если кучер Иван решит, что можно доставить барчука, а если нет? А если кучер Иван, осторожно ступая по устилающему половицы полотну, станет у притолоки и скажет: «Воля ваша, сударыня, а ехать никак не возможно, только лошадей зарежешь»...
Но, кажется, страхи и спасенья, слава Богу, на этот раз, оказались напрасными. Санная дорога установилась; ехать можно. Кучер Иван облаживает сани и до свету пускается в путь на паре деревенских, малорослых, но крепких лошадок. Перед отправлением он выслушивает множество просьб и приказаний хорошенько укутать «барчука» да смотреть, чтобы не раскрывался, чтобы надел косынку и т.д., и т.д. Кучер Иван снисходительно выслушивает все эти привычные ему причитания и, добродушно ухмыляясь в свою огромную бороду, только приговаривает: «Будьте покойны, сударыня, - разве в первый раз?» И, получивши из рук: самой барыни стакан водки, усаживается на облучок... Но страхи и опасения ещё не кончены. В продолжение путешествия Ивана идут непрерывные разговоры и соображения - да где он теперь, да выехали ли из города, да где будут ночевать, да не захватила бы метель... Наконец, на второй день к вечеру, оставляя широкий след по заметённому двору, к крыльцу бойко подкатывают сани, а в них благополучно явившийся Миша или Вася, весь закутанный в огромный воротник огромной шубы...
...Весело горят огни в комнатах, весело шумит самовар, весело пылает печка, весело бурчит приютившийся около неё кот Васыса, весело визжит на дворе Жучка - и маленький гимназистик забывает и Корнелия Непота, и Юлия Цезаря, и пансион, и «гимназическую квартиру», и весь отдаётся этому радостному и тихому веселью. Он уже успел везде побывать: и на дворе, где с оглушительным лаем встретила Жучка, и на чердаке у голубей, и в кухне, где тот же кучер Иван показывает ему сидки и западни, которыми они будут ловить щеглят и чижей, и в саду, с занесёнными куртинами, где он знает и любит каждый кустик, каждую дорожку, и на водяной мельнице, которая будто застыла в своём ледяном уборе, с остановившимся, оледенелым колесом, и на накатанной уже мальчишками крутой горе, с которой он завтра помчится на салазках... И кажется вырвавшемуся на волю гимназистику, что так будет вечно, что никогда уже снова не наступят ни Корнелий Непот, ни Юлий Цезарь... Но две праздничные недели промчатся быстро, и сколько горючих детских слез будет пролито, пока кучер Иван снова обладит сани и приготовится в дорогу...
Бедные дети!.. Как мало у них именно тех впечатлений, которые больше всего нужны детям, как редки эти впечатления, как они случайны и отрывочны, - непосредственные впечатления природы, простой, живой, невыдуманной жизни, наконец, впечатления религиозные, тоже простые и невыдуманные, не забитые в тесные рамки какой-нибудь «программы»... Забылись как-то слова Спасителя мира, Рождество которого сегодня мы празднуем, сказанные им о детях: «Не возбраняйте им приходить ко Мне»...
А мы «возбраняем»... Всеми мерами возбраняем: всем складом нашей жизни, словом, примером, всею системою воспитания, возбраняем «ведением и неведением», сознательно и бессознательно, «возбраняем», вводя детей наших в ту искусственную, угарную атмосферу, среди которой живём сами. Мы пичкаем наших детей всем: латинской грамматикой и Корнелием Непотом - ради диплома, печатной бумагой в роскошных переплётах и «детскими вечерами» - ради удовольствия, но не даём им того, что есть «единое на потребу». Хорошо об этом сказал архиепископ Амвросий в одной из своих проповедей: «Нам кажется, - говорил проповедник, - что хотя бы жалость к детям могла побуждать посещать храм и детей водить с собою, так как они видимо гибнут без влияния церковных богослужений. Их дух замирает и вянет, чувственность прежде времени возбуждается, духовный вкус тупеет, эгоизм растёт, жажда наслаждений распаляется, совесть теряет чистоту и бдительность, ум изощряется в искусстве обходить нравственный труд и уклоняться от духовных упражнений. Но замечательно, что здесь, как и в других случаях нравственной жизни, наше общество для оправдания своего имеет наготове чужие религиозные мысли. Говорят: «наши дети ещё малы; что они понимают в церкви? Надобно, чтобы они сперва выслушали уроки закона Божия». Вот на что мы больше всего надеемся: уроки и уроки! Но уроками ли совершается самоё развитие детей? Через ум ли детский проходят все образы и картины жизни, и в виде ли логических понятий укладываются в их душах все впечатления, получаемые ими в природе и общежитии? Нет, жизнь теснится в их душе помимо их сознания; она проникает во все поры их нравственного существа прежде всякого научного наследования. Переставьте указанное нами возражение из религиозной области в область природы и вы увидите всю его неосновательность. Все мы знаем, как возбудительно действуют на детские души жизнь и картины природы - и солнечный свет, и небесные светила, и леса, и луга, и воды, и цветы, и птицы, и животные. Всё это вы спешите показать детям для их созерцания, наблюдений и удовольствий, а прежде всего признаёте для них необходимым чистый воздух и движения. Теперь спросим: почему вы держите их в классных комнатах, вдали от природы, пока они не узнают научным образом - астрономию, чтобы наслаждаться видом звёздного неба; минералогию - чтобы с удовольствием собирать камешки на берегу реки; ботанику - чтобы полюбить цветы; орнитологию и зоологию - чтобы любоваться птицами и животными и пр.? Вы знаете, что дети отупеют прежде, нежели путём науки доберутся до созерцания природы, что они умрут без чистого воздуха и движения. Предоставьте же их и в религии, как и в природе, прежде всего созерцанию и силе впечатлений, показывайте им храмы и богослужения, поставьте их под влияние красоты церковной, в благоговении молящихся, дайте им почувствовать невидимое присутствие Божие и влияние его благодати, и потом уже учите их, и объясняйте им то, что они видели, испытали и уже полюбили».
***
Но... не то время. Мы предпочитаем рассказывать детям всякие глупости по совету разных педагогических книжек, читать им о том, как г. Жюль Верн ездил на луну, нежели о том, как родился Спаситель мира, возить их в оперу, в театр, в оперетку даже, на детские балы и вечера. Нам кажется, что эти впечатления пригодны для детского возраста, что эти впечатления могут просветить ум, образовать сердце...
Предпочтение понятное. Мы ведь готовим детей к той же жизни, какою живем сами - и на детских вечерах и балах приучаем их к тому, что их ожидает в жизни... К тому же лицемерию, к той же условности, к боязни всего оригинального, свежего, не общепринятого... Что всем этим вносится ранний разврат в детскую душу - об этом как-то не думают, этому не верят. Мне уже приходилось об этом говорить на праздниках, снова напоминать о том же. Ведь все эти детские вечера, детские балы - иностранный обычай, перенесённый на русскую почву и, подобно многим иностранным обычаям, совершенно для нас непригодный.
Но что делать? Те основы, на которых должна быть построена русская система воспитания, как-то у нас затерялись, немногими у нас признаются, и мы, вот уже почти двести лет, и в этой области, вместо того, чтобы развивать и усовершенствовать своё, стремимся скопировать чужое и систематически делаем несчастными наших детей прежде «по Руссо и Песталоцци», а в последнее время просто уже по методе любого шарлатана, который сочтёт умственным и выгодным для себя объявиться педагогом и сочинять педагогические книжки. В эту французско-нижегородскую систему воспитания входят и детские вечера. Мне приходилось несколько раз бывать на подобных вечерах и каждый раз, глядя на этих разряженных детей, мне приходили в голову одни и те же мысли, и каждый раз мне становилось жаль этих детей, их «образа ангельского», который попирался, загрязнялся всею этою атмосферою бальной залы, всем этим однообразно-безумным угаром бала. Эта раздражающая атмосфера бала, раздражающие взгляды и улыбки, шуршание шёлка, обнажённые плечи и руки - всё то нечистое, что чуется в этой атмосфере бала - неужели вы думаете, что всё это не действует на детей?
Конечно, действует, конечно, детская душа - душа впечатлительная, тонко отзывчивая на добро, но и на зло; конечно, она, пусть безсознательно, но жадно воспринимает эти впечатления; что-то нечистое на всю жизнь остаётся на дне этой души. Но, Боже мой - ведь в жизни и без того много нечистых впечатлений, от которых трудно оградить детей - зачем же, уже без всякой нужды, прибавлять сюда ещё ряд новых подобных впечатлений и, к тому же, впечатлений ядовитых, тонко-соблазнительных, фальшиво-изящных... И когда подумаешь всё это, ещё более жалко становится этих детишек, часто таких милых, таких наивных, с такими светлыми, как звёздочки небесные, глазками, но уже разряженных по последней моде, в каких-то щеголеватых курточках, в коротеньких юбочках, кокетливо подобранных, с тактированными крошечными ручками, и тоже «на три пуговицы», «на четыре пуговицы», «на шесть пуговиц», как того требует «последний шик», с завитыми головками, с взбитыми волосами... Теперь, пожалуй, и даже наверно, можно будет заметить какую-нибудь крошку в турнюре или на пружинах...
К чему всё это? Разве так должны веселиться дети? Да кто видел настоящую детскую весёлость, кому приходилось испытывать обаяние этой весёлости, такой свободной и радостной, наивно-грациозной и трогательной, тот, конечно, скажет, что ровно никакой весёлости на этих детских вечерах нет и быть не может... Ведь дети - народ ужасно переимчивый и на своих детских вечерах они тотчас же начинают копировать взрослых - копируют во всём: в походке, в жестах, в манере держаться, даже в разговорах; копируют бальный тон, бальные интонации, так сказать. Посмотрите на этих крошечных кавалеров и дам, особливо из приученных к этим «детским вечерам», из выдрессированных и вышколенных, посмотрите, как они ходят, как они держатся, прислушайтесь к их лепету: по тону - это всё ещё детский, милый лепет, но уже с оттенком «бальных разговоров», уже с проскальзывающими не детскими словами и оборотами речи...
Так вот и подумайте, как же тут, среди всей этой атмосферы, среди всей этой дрессировки, как же тут детям сохранить «святую чистоту невинную и гордую стыдливость»... Нельзя её сохранить, и вот почему у нас случается нередко, что тринадцати, четырнадцати, пятнадцатилетние подростки уже успевают разменять сокровища своей души на мелкую монету ходячих мыслей, ходячих чувств - на ту ходячую, стёртую монету, где нельзя уже разобрать штемпеля и изображения...
И ещё о подростках. О мальчиках я уже не говорю. Благодаря нашей утилитарной точке зрения на нравственность у нас мальчики-подростки, в большей или меньшей степени, почти уже неизбежно развращаются. Но о девочках- подростках. Они тоже там, на детских вечерах, четырнадцати, пятнадцати, шестнадцатилетние. И когда детей увозят, - они остаются и танцуют уже вместе с взрослыми. И жаль смотреть на этих девочек-подростков, в коротеньких платьицах, с обнажёнными почти до колен ножками... Сперва, конечно, стыдно, а потом привыкают. А ведь это у девочек самый критический возраст, - возраст, когда складывается в девочке уже вся будущая женщина, возраст блуждающей мечтательности, возраст первого пробуждения чувственности, ещё не сознаваемой, ещё облекающейся в формы мечтательного идеализма, обаятельной грёзы, неясных предчувствий, сладкой тоски... И вот среди перекрещивающихся взглядов, рук и улыбок, среди однообразно раздражающего бального шума, среди того нечистого, что чуется в атмосфере бальной залы - эти подросточки в коротеньких платьицах, с обнажёнными почти до колен ножками, с горящими стыдом и удовольствием личиками, с горящими стыдом и удовольствием глазками...
К чему всё это? И есть ли тут та действительная весёлость, чистая, наивная, которая так благотворно действует на детскую душу?