Сказка о том, как Правда с земли пропала

К 120-летию со дня кончины автора

0
1138
Время на чтение 12 минут

Ко дню памяти (27 июля / 9 августа) выдающегося русского православного мыслителя, литературного и театрального критика, публициста, писателя Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1852-1896) мы помещаем его сказку.

 


 

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (первое издание: Сказка о том, как Правда с земли пропала // Литературный сборник. СПб.: Изд. редакц. журн. «Родник», 1887) подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

 Сказка о том, как Правда с земли пропала

 

 

Сошлись как-то на перекрёстке Правда и Кривда. Кривда и говорит:

-              Что ты, Правда, по земле ходишь, не твоё здесь место, толь­ко мне мешаешь, хлеб у меня отбиваешь; смотри: отощала я совсем, обносилась, лохмотья одни! Совести у тебя нет, а ещё Правда!

Правда и говорит:

-              Ищи себе другого места, коли тебе со мной плохо, а мне с земли уйти нельзя: пропадёт без меня земля.

А Кривда ей:

-              Куда я пойду? У меня одно место, мне уйти некуда, на небо меня не пустят.

И начали тут Правда с Кривдой спорить. Спорили, спорили - вот Кривда и говорит:

-              Что так-то спорить - ты своё, а я своё; вон идут мужики, спросим у них, как скажут, пусть так и будет.

-              Спросим, - говорит Правда, - я не боюсь, знаю, моя правда.

-              Ладно, - говорит Кривда, - только уж кто кого переспо­рит, тот пусть с земли вон идёт; а ещё пусть тому и руки свяжут на веки вечные, чтоб не снимал той повязки, где ни будет.

-              Хорошо, - говорит Правда, - я не боюсь, знаю, что моя правда!

Тут подошли к ним три мужика. Кривда с Правдой к ним.

-              Рассудите нас, как рассудите - так и будет.

-              Хорошо, - говорят мужики, - вы спорьте, а мы слушать станем.

Заспорили опять Кривда с Правдой.

Кривда говорит:

-              У тебя есть место, иди себе на небо, ты и там не пропа­дёшь, а мне с земли идти некуда.

А Правда своё:

-              Я б и ушла, только без меня и земля сгинет.

Спорили, спорили - вот Кривда и говорит мужикам:

-              Что, уж довольно спорили, рассудите нас, мужики.

Мужики думали, думали, а потом сказали:

-              Мудрёное ваше дело: точно, и тебе, Кривда, пропадать нельзя, а идти тебе с земли некуда, да и без Правды опять же какое житье?

А Кривда опять:

-              Не об том речь, мужички почтенные: точно, без Правды жить нельзя, да никто её с земли и не гонит; вы только скажите: кто кого переспорил. Я говорю: ей есть куда с земли идти, а мне некуда. Коли бы вместе жить нельзя стало, кому тогда с земли уходить?

Подумали, подумали мужики, почесали в затылках и говорят:

-              Ты, Кривда, переспорила, потому, если кому и места нигде больше нет, нельзя его гнать, не по-божески: всякой божьей твари место надо найти.

Правда только что хотела слово сказать, а Кривда и заикнуть­ся ей не дала.

-              Спасибо, - говорит, - вам, мужики, рассудили вы нас.

В пояс им поклонилась.

-              Ну, Правда, знаешь пословицу: «Не дал слова - крепись, а дал - уж держись» - уходи себе куда знаешь по добру, по здорову, да ещё наперёд дай я тебе руки свяжу.

-              Что делать, - говорит Правда, - хоть ты и кривдой меня переспорила, а я не в тебя, от слова не отопрусь, на, вяжи руки.

Взяла Кривда, связала Правде руки, да ещё и смеётся:

-              Что, Правда, много своей правдой взяла?

Заплакала тут Правда, жалко ей стало, что сгинет земля без неё - и пошла, куда глаза глядят.

Шла-шла, дошла до того места, где небо с землей сходится, взлезла на небо, села - сидит, руки связаны - так и сидит: развязать нельзя, на веки вечные нельзя - сидит, смотрит на землю, плачет...

А Кривда пошла себе по земле ходить, по-своему судить-рядить: всё, что и духу от Правды оставалось, - дух тот вывела.

Все стали кривдой жить, а кто не приладился, попропадали, как тля травяная. А Кривда раздобрела-распухла, в царских палатах живёт, с золота, с серебра ест, жемчугами одежда унизана; все-то ей подати-дары несут, в ноги кланяются, рады-радехоньки на лицо её белое хоть одним глазком посмотреть, а посмотревши, от радости плачут-разрываются: «Вот она, наша Правда-матуш­ка, жаром горит, на весь мир светит!»

А Правда сидит на небе, всё-то видит, плачет-убивается. Не вытерпела, взмолилась к Богу праведному:

-              Господи, Боже ты мой! Всё-то ты видишь, всё-то ты знаешь, всё-то ты терпишь! Господи! Освободи же ты душу мою от мучения, сними ты с меня слово моё, зарок великий; обманом с меня то слово Кривда взяла - позволь мне хоть с связанными руками на землю слезть, авось я и так Кривду одолею!

А Бог и говорит:

-              Не хорошо тебе, Правда, и слова такие выговаривать; ка­кая же ты и Правда будешь, коли зарок свой нарушила?

Заплакала тут Правда, пуще зарыдала.

-              Господи, - говорит, - прости мне окаянство моё, не я говорила слова те, страдание моё великое говорило!

Вот прошло сколько времени, Кривда на земле живёт, вла­ствует-тешится, все-то ей подражают, все покоряются. Только долго ли, коротко - заскучала Кривда. Думает сама про себя: «Натешилась я довольно, а радости себе не вижу. Правда-то на небе сидит, а я здесь, на земле, маюсь. Дай я её и с неба сгоню, руки-то у неё связаны, нечем оборониться, авось осилю, то-то будет знать, какова я!»

Сказано-сделано. Полезла Кривда на небо, давай Правду гнать вон. Правда упирается, не идёт. Кривда её толкает, пихает, щип­ками щиплет, зубами грызёт. Истомилась Правда, - руки связа­ны, оборониться нечем, чует, уж осиливает Кривда, совсем на край неба загнала, вот-вот ногой спихнёт. Взмолилась тут Прав­да опять к Богу:

-              Господи милостливый! Неужто ж попустишь такое окаян­ство, чтобы Кривда на небе села! Господи, ты всё видишь, ты всё знаешь - докуда терпеть будешь! Сними с меня зарок мой великий, позволь руки развязать.

А Бог опять:

-              Ах, Правда, Правда! Какая же ты и Правда будешь, коли зарок нарушишь? Не сниму с тебя зарока. Терпи до конца...

Услышавши те Божии слова, совсем Правда обезсилила; под­напёрла Кривда, спихнула её с неба, сама на её место села, сидит-величается. Увидели люди Кривду на небе, пали ниц, распростёр­лись, ревут-плачут слезами умильными: «Вот она, наша Правда-то-матушка, на небе как солнышко сияет!»...

А Правда, с неба слетевши, упала в болото при дороге. Изби­тая-искусанная, замаранная-запачканная, изорванная-искомкан­ная, места живого на ней нет; лежит, плачет-стонет... Ехал тут мужик по дороге, увидел её, подошёл.

-              Кто ты такая есть? - спрашивает.

А Правда: «Я, - говорит, - Правда; Кривда меня с неба в болото сюда спихнула, помоги, мужичок, выручи из беды, я тебе отслужу».

Рассердился тут мужик на такие Правдины слова, - распа­лился, ткнул её сапожищем раза два.

-              Ах ты, - говорит, - такая-сякая! Наша матушка Правда словно солнышко на небе сияет, а ты, верно, девка гулящая, спья­ну сюда забрела, спьяну и мелешь! Поговори мне ещё, я тебя!.. Ишь - Правда выискалась!

Не стала Правда спорить, истомилась уж очень, только гово­рит:

-              Ради Христа, помоги!

А мужик тем временем к ней присмотрелся; хоть избитая- искусанная, изорванная-запачканная, а видит - девка красивая, здоровая.

-              Сем-ка, - думает, - не ради Христа - давно-то Христа в Кривдином царстве позабыли - а хоть и так возьму я её. Небось, по хозяйству пригодится; девка, верно, смирная, безответная.

Взял он тут Правду, взвалил на воз, поехал своей дорогой. Приехал домой и говорит жене: «Глянь-ка, я тебе работницу привез!» Всё тут как было и рассказал. Спрашивают тут они Правду:

-              Что ты делать умеешь?

А Правда говорит: «Всё».

-              Ладно, - говорит мужик, - поглядим. А почто у тебя руки связаны, как же ты работать будешь, - развяжись.

А Правда ему: «Не могу развязаться, руки у меня по зароку связаны».

Опять тут мужик распалился; раз и два в щёку Правду ударил.

-              Развяжись! - кричит - А то ещё не так покажу тебе, каков есть твой зарок!

-              Не могу, - говорит Правда.

Схватил тут мужик Правду, швырнул оземь, дёрнул с рук повязку - раз дёрнул, два дёрнул - не сдёргивается; потому повязку ту снять только сама Правда с себя могла. Посмот­рел мужик, посмотрел - испугался. Думает: «Может, колдов­ство какое, с нами крестная сила!» Хотел уже Правду за порог в толчки выгнать, да покорыстовался. «Девка, - думает, - здоровая, смирная, безответная, хоть и с связанными руками, всё ж куда-нибудь пригодится». Оставили они у себя Правду, приставили её к люльке дитя качать, да как все уйдут на поле, за домом смотреть.

И полюбила Правда то дитя, как своё родное. Все на поле уйдут, а она сидит, в люльке ребёночка качает, сама плачет- заливается:

-              Ох, дитятко ты моё милое, дитятко моё родимое! Горько мне - тяжко! Несчастным ты зародилось, на горе тебя вспоят-вскор­мят: не видать тебе Правды весь свой век! Наложил на меня Бог в гневе своём зарок вековечный, руки, то у меня связаны, Кривды с неба спихнуть не могу, здесь с людьми сижу - не узнают меня люди!

Плачет это плачет Правда, только и отойдёт у неё сердце немного, как котёночком займётся. Тут же, в избе, котёночек жил - всё по полу бегает-прыгает, с хвостом играется. Малень­кий такой, серенький, то ушки насторожит, то присядет, то лап­кой умывается... Создание Божие! Умилится это Правда, на него глядючи, подзовёт его, приласкает; ластится около неё котёнок, зверёк доверчивый: улыбнётся Правда сквозь слёзы. Вот котё­нок с колен у неё спрыгнул, опять по избе шугать начал. Прыгал, прыгал, да невзначай и впрыгни в ушат с помоями - а назад-то и не выпрыгнет. Подпрыгнет, подпрыгнет, да опять шлёпнется; подпрыгнет, подпрыгнет, да опять шлёпнется. Тонет совсем, зах­лёбывается, жалостно так пищит, знать, изморился, голосу нет, задыхается...

Подступило тут у Правды к сердцу, брызнули слёзы горючие из глаз...

-              Господи, - говорит, - буди вся Твоя воля, - как захочешь, так и казнишь - исстрадалась я вся, измучилась, больше стер­петь не могу!

Нарушила тут Правда зарок свой великий, сорвала повязку с рук, вытащила котёночка, к груди своей белой прижимает, целу­ет, милует, обсушила, обогрела, оправила, а у самой слёзы из глаз так и капают...

Пошёл котёночек опять по хате прыгать-играться, а Правда всё сидит, глядит, слёз унять не хочет... Вот выплакалась она тут, встряхнулась, усмехнулась, светло так да радостно, пошла к тому месту, где небо с землёй сходится, взлезла на небо, одним махом Кривду с неба спихнула...

Завыла Кривда, побежала по земле, кричит-плачет:

-              Ох, помогите! Меня, Правду вашу, Кривда с неба спихнула!

А Правда стала на небе, над землёй засияла, все её увидели: вот она, настоящая Правда! Никто крику, плачу Кривдиному не верит, в толчки её гонят...

И говорит тут Бог Правде:

-              Правда, Правда! А где зарок твой ненарушимый? Нару­шила ты, обманула, какая же ты Правда!

-              Господи, - отвечает Правда, - вся Твоя воля, как захо­чешь, так и казнишь, - исстрадалась я вся, измучилась, стерпеть больше не могла!

И сказал тут Господь:

-              По любви твоей и страданию твоему великому прощаю тебя, только не видать тебе больше земли, останешься ты на небе на веки вечные, и земля тебя больше не увидит!

И по слову Божию затмилась Правда от земли.

И заплакала тут Правда и взмолилась:

-              Господи, за что караешь непосильно! Сжалься-смилостивься, пропадёт земля без меня, а вся вина на мне будет, за моё ослушание землю караешь!

И смиловался тут Бог над Правдой и сказал:

- Будет, Правда, по молитве твоей! Не вовсе тебя закрою я от земли. И который человек на земле исстрадается по тебе до конца-краю, и исполнится над ним мера страданья его, и поко­рится он страданию тому - тот человек и увидит тебя!

И сбылось всё по слову Божию. Как только затмилась Прав­да от земли, большое смятение в людях стало. И одни гово­рили, что вот она, Правда, по земле ходит, и на Кривду пока­зывали, а что в небе нет Правды и не было, а был один вид обманный. И таких было больше всех, и зажила Кривда опять на всей своей воле, во дворцах, в палатах... А другие в Кривду не поверили, а говорили, что была Правда в небе, да куда-то делась... И искали ту Правду, и плакали, и стонали, и найти не могли... А и такие были, что говорили: «Нет Правды, да и не было никогда...»

И пошли промеж людей ссоры да свары, да смятения.

И надо было сбыться и другому слову Божию, - сбылось и то слово Божие - сбылось на самом том ребёночке, что Правда у мужика в хате в люльке качала, слезами поливала... И прожгли те слёзы душу ребёночка, и подрос он, и вырос, и стал самым несчас­тным человеком на всём свете... Злое что сделает, слёзы Правдины покоя ему не дают, жгут, мучат; доброе что сделает - и от того нет ему радости: сам не знает, зачем сделал. И во всяком человеке всю кривду он сразу видел, до малой порошинки заме­чал, и всё в счёт считал - а где Правда, не знал. И бродил он по свету один-одинёхонек, потому что никогда никого не мог полю­бить. Вот будто и полюбит кого, да увидит в том человеке поро­шинку кривды, и горько ему станет и обидно, - зачем полюбил.

И возненавидит он человека того, а Правдины слёзы опять мучат-терзают, - зачем ненавидит. И долго так бродил он из места на место, и никого у него не было: ни отца, ни матери, ни братьев, ни сестёр, ни друзей. Он никого не любил, и его никто не любил, потому что все видели изъян, он так и днём, и ночью, и дома, и в пути, и везде - потому что нет большей муки на земле, как хотеть любить...

И подумал он: «Уйду лучше в пустыню, буду жить там, чтоб людей не видать, - авось либо там избуду муку свою».

Так и сделал. И тут-то исполнилась мера страданья его, и ушла ненависть из сердца его, потому что исстрадался он до конца-краю и покорился страданью тому...

...И заплакал он горькими слезами, и долго плакал, и когда выплакал все слёзы свои - взглянул вверх на небо...

И видит, небо разверзлось, и стоит в небе Правда, и сияние кругом неё, и смотрит на него таково жалостливо...

И в ту же минуту вся жизнь его будто осветилась перед ним - и увидел тут он, что всю жизнь кругом дороги по окольным тропинкам путался, а на дорогу выйти не мог...

И стояла перед ним Правда, и сияла во всей красоте своей, да уж не нужна была та Правда ему...

И ударился опять об мать сыру-землю, и взговорил к ней: «Исстрадался я, измучился - нету уж места живого во мне! Вперёд идти - не могу, а назад - нельзя! Прими хоть ты меня, мать сыра-земля!»

И сжалилась мать сыра-земля, распустилась, приняла его, по­тому что исстрадался он до конца-краю и исполнилась мера страданья его...

И видела Правда с неба конец любимого, политого слезами дитяти своего - и горько плакала...

Так наказал Бог Правду и за малое ослушание воли Его...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Не всё однозначно

«Нежная Правда в красивых одеждах ходила, Принарядившись для сирых, блаженных, калек. Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,- Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег. И легковерная Правда спокойно уснула, Слюни пустила и разулыбалась во сне. Хитрая Ложь на себя одеяло стянула, В Правду впилась и осталась довольна вполне. И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,- Баба как баба, и что ее ради радеть? Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, Если, конечно, и ту и другую раздеть. Выплела ловко из кос золотистые ленты И прихватила одежды, примерив на глаз, Деньги взяла, и часы, и еще документы, Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась. Только к утру обнаружила Правда пропажу И подивилась, себя оглядев делово,- Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу, Вымазал чистую Правду, а так — ничего. Правда смеялась, когда в нее камни бросали: — Ложь это все, и на Лжи — одеянье мое!.. Двое блаженных калек протокол составляли И обзывали дурными словами ее. Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой, Мазали глиной, спустили дворового пса: — Духу чтоб не было! На километр сто первый Выселить, выслать за двадцать четыре часа. Тот протокол заключался обидной тирадой, (Кстати, навесили Правде чужие дела): Дескать, какая-то мразь называется Правдой, Ну а сама, вся как есть, пропилась догола. Голая Правда божилась, клялась и рыдала, Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах. Грязная Ложь чистокровную лошадь украла И ускакала на длинных и тонких ногах. ….. Некий чудак и поныне за Правду воюет,- Правда, в речах его — правды на ломаный грош: -Чистая Правда со временем восторжествует, Если проделает то же, что явная Ложь.....» - /В.С. Высоцкий? «Баллада О Правде И Лжи»/ «Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: "Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!" Да, признаться сказать, под шумок и обделывали.  Трудно сказать, с чего у них первоначально распря пошла и кто первый задрал. Кажется, что Добродетели первые начали. Порок-то шустрый был и на выдумки гораздый. Как пошел он, словно конь борзый, пространство ногами забирать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять - Добродетели-то за ним и не поспели. И не поспевши, - огорчились. "Ладно, говорят, щеголяй, нахал, в шелках! Мы и в рубище от всех почтены будем!" А Пороки им в ответ: "И будьте почтены с богом!"  Не стерпели Добродетели насмешки и стали Пороки на всех перекрестках костить. Выйдут в рубищах на распутие и пристают к прохожим: "Не правда ли, господа честные, что мы вам и в рубище милы?" А прохожие в ответ: "Ишь вас, салопниц, сколько развелось! проходите, не задерживайте! бог подаст!"  Пробовали Добродетели и к городовым за содействием обращаться. "Вы чего смотрите? совсем публику распустили! ведь она, того и гляди, по уши в пороках погрязнет!" Но городовые знай себе стоят да Порокам под козырек делают.  Так и остались Добродетели ни при чем, только пригрозили с досады: "Вот погодите! ушлют вас ужо за ваши дела на каторгу!"  А Пороки между тем всё вперед да вперед бегут, да еще и похваляются. "Нашли, говорят, чем стращать - каторгой! Для нас-то еще либо будет каторга, либо нет, а вы с самого рожденья в ней по уши сидите! Ишь, злецы! кости да кожа, а глаза, посмотри, как горят! Щелкают на пирог зубами, а как к нему приступиться - не знают!"  Словом сказать, разгоралась распря с каждым днем больше и больше. Сколько раз даже до открытого боя дело доходило, но и тут фортуна почти всегда Добродетелям изменяла. Одолеют Пороки и закуют Добродетели в кандалы: "Сидите, злоумышленники, смирно!" И сидят, покуда начальство не вступится да на волю не выпустит.  В одну из таких баталий шел мимо Иванушка-Дурачок, остановился и говорит сражающимся: - Глупые вы, глупые! из-за чего только вы друг друга увечите! ведь первоначально-то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберности да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли. Одни свойства понажали, другим вольный ход дали - колесики-то в машине и поиспортились. И воцарились на свете смута, свара, скорбь... А вы вот что сделайте: обратитесь к первоначальному источнику - может быть, на чем-нибудь и сойдетесь! Сказал это и пошел путем-дорогой в казначейство подать вносить. Подействовали ли на сражающихся Иванушкины слова, или пороху для продолжения битвы недостало, только вложили бойцы мечи в ножны и задумались. Думали, впрочем, больше Добродетели, потому что у них с голоду животы подвело, а Пороки, как протрубили трубы отбой, так сейчас же по своим прежним канальским делам разбрелись и опять на славу зажили!  - Хорошо ему про "свойства" говорить! - первое молвило Смиренномудрие, - мы и сами не плоше его эти "свойства" знаем! Да вот одни свойства в бархате щеголяют и на золоте едят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. Иванушке-то с пола-горя: он набил мамон мякиной - и прав; а нас ведь на мякине не проведешь - мы знаем, где раки зимуют!  - Да и что за "свойства" такие проявились! - встревожилось Благочиние, - нет ли тут порухи какой? Всегда были Добродетели и были Пороки, сотни тысяч лет это дело ведется и сотни тысяч томов об этом написано, а он на-тко, сразу решил: "свойства"! Нет, ты попробуй, приступись-ка к этим сотням тысяч томов, так и увидишь, какая от них пыль столбом полетит!  Судили, рядили и наконец рассудили: Благочиние правду сказало. Сколько тысяч веков Добродетели числились Добродетелями и Пороки - Пороками! Сколько тысяч книг об этом написано, какая масса бумаги и чернил изведена! Добродетели всегда одесную стояли, Пороки - ошуйю; и вдруг, по дурацкому Иванушкину слову, от всего откажись и назовись какими-то "свойствами"! Ведь это почти то же, что от прав состояния отказаться и "человеком" назваться! Просто-то оно, конечно, просто, да ведь иная простота хуже воровства. Поди-тко спроста-то коснись, ан с первого же шага в такое несметное множество капканов попадешь, что и голову там, пожалуй, оставишь!  Нет, о "свойствах" думать нечего, а вот компромисс какой-нибудь сыскать - или, как по-русски зовется, фортель - это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам бы по нраву пришелся. Потому что ведь и Порокам подчас жутко приходится. Вот намеднись Любострастие с поличным в бане поймали, протокол составили, да в ту же ночь Прелюбодеяние в одном белье с лестницы спустили. Вольномыслие-то давно ли пышным цветом цвело, а теперь его с корнем вырвали! Стало быть, и Порокам на фортель пойти небезвыгодно. Милостивые государи! милостивые государыни! не угодно ли кому предложить: у кого на примете "средствице" есть?» -/М.Е. Салтыков-Щедрин, «Добродетели и пороки»/
Лебядкин / 09.08.2016, 12:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок
«Устроиться без Бога...»
Идеалы и европейское разложение
04.12.2015
К. Н. Леонтьев и либерализм
Ко дню памяти великого русского православного мыслителя
24.11.2015
Все статьи Юрий Николаевич Говоруха-Отрок
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59