В издательстве «Отчий дом» вышла новая книга - «Мир Креста. Беседы в Годеново». Книга посвящена великой святыне - единственному в мире Кресту, явленному с Неба почти 600 лет назад и находящемуся ныне в храме села Годеново, в Ярославской области. Через эту удивительную святыню, особенно просиявшую в последние годы, Господь уже многих призвал к Себе, многие именно через встречу с Годеновским Крестом открыли путь к храму. Почти все пребывающие у Годеновского Креста говорят об ощущении близости Живого Бога и о духовном пробуждении и преображении души. Что может быть дороже? Может быть, искренние, порой исповедальные, рассказы людей, из бесед с которыми составлена книга, помогут понять, как человек приходит к вере, как в нем зарождается любовь к Богу. Собранные в книге истории жизни русских людей, чьих сердец коснулась благодать Святого Креста, представляют собой живой материал по истории нашего Отечества. Для многих читателей будут откровением услышанные из первых уст рассказы о жизни русской деревни, коллективизации, войне, о лагерях и ссылках, о быте священнослужителей и буднях монастырей, о глубокой неистребимой православной вере на Руси, над которой простер свой покров Животворящий Крест Господень.
Мы предлагаем вниманию читателя беседу составителя книги директора издательства Михаила Евгеньевича Шкатова с известным православным философом, богословом и писателем Виктором Николаевичем Тростниковым.
М.Ш.: В 2013 году исполнилось пятьсот девяносто лет с момента явления Креста Господня на Сахотском болоте близ Ростова Великого. Чудесно обретенный вскоре после этого явления Крест многие годы находился в храме села Никольский Погост (первоначально освященный во имя святителя Николая, с 1776 года - в честь Крестовоздвижения) и всегда благоговейно почитался православным народом. В богоборческие времена Крест промыслительно перешел в храм святителя Иоанна Златоустого в селе Годеново и стал за последние годы поистине всероссийской святыней. Виктор Николаевич, что Вы думаете о месте Годеновского Креста в русской истории? В чем духовный смысл явления Креста Господня на Ростовской земле?
В.Т.: Смысл чудесного явления и последующего бытования Животворящего Креста Господня, пребывающего ныне в селе Годеново, невозможно понять, не сопоставляя его с другими духовными и историческими явлениями того периода. Вот когда мы эти события осмыслим в совокупности, тогда перед нами откроется духовная картина действия Промысла Божия, замечательная в своей простоте и логике. Все события, о которых я сейчас буду говорить, очень важные в духовном отношении, произошли в XV веке.
Итак, 1423 год. Пастухам, которые пасли скот на Сахотском болоте близ Ростова, явился, как говорится в Сказании, «с греческой стороны», то есть с юго-запада, дивный свет от неба до земли. Когда пастухи подошли ближе, то посреди болота увидели пребывающим на воздухе Животворящий Крест Господень, а перед ним святителя Николая. А когда на месте чудесного явления начали строить храм, то там был обретен чудотворный Животворящий Крест и образ святителя Николая.
Через 25 лет, одно за другим, произошли два важнейших события, связанные воедино. Во-первых, подошла к завершению так называемая «Шемякинская междоусобица» - последняя из тех, что сотрясали удельную Русь много веков, и в 1447 году Великий князь Московский Василий Васильевич II становится единовластным правителем всей Средней Руси (за исключением Новгорода и Пскова, которые будут присоединены позже). И, во-вторых, в 1448 году созванный Василием II Собор русских иерархов единодушно избрал на Всероссийскую митрополию святителя Иону († 1461).
Предыстория этого события такова: в 1438-1439 годах на Ферраро-Флорентийском соборе была подписана церковная уния, подчиняющая всю Восточную Греческую Церковь папе Римскому. В числе других участников Собора эту унию подписал печально известный митрополит Киевский и всея Руси Исидор - вопреки обещанию, данному Великому князю Василию II крепко стоять за православную веру.
В Москве возмущенный Великий князь приказал низложить Исидора и заключить его в Чудов монастырь, созвал Собор иерархов, на котором Флорентийская уния была признана противной древнему православному учению. Восточные патриархи также высказались против унии, сторонники которой на Иерусалимском Соборе 1443 года были преданы анафеме. Таким образом, Исидор стал последним митрополитом, избранным и поставленным для России в Константинополе. Посвящение святителя Ионы на Всероссийскую митрополию впервые было совершено русскими архиереями в Москве. С этого момента был введен новый порядок избрания Первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия Московского князя, независимо от Константинопольского Патриарха: Русская Церковь обрела автокефалию. Таким образом, в 1448 году зародилось самостоятельное Русское государство (хотя номинально, до 1480 года, еще в составе Орды) и независимая автокефальная Русская Православная Церковь.
Проходит еще пять лет. 1453 год. Падение Константинополя, конец Византии как православной державы. Православная Церковь в Византии порабощена турками и совершенно бесправна, Патриарх находился под жесточайшим контролем мусульман. Константинопольская Церковь практически перестала существовать как самостоятельная духовная сила. Еще через пять лет, в 1458 году, необъяснимым образом некий благочестивый паломник приносит в Спасо-Елеазаровский монастырь под Псковом[1] чудотворный список с Цареградской иконы Божией Матери - величайшей святыни Константинополя. Преподобный Евфросин (Елеазар) Псковский, основатель этого монастыря, выходит с братией навстречу и за несколько верст от обители встречает икону, принимает ее на свои руки и служит молебен [2]. Это именно тот Спасо-Елеазаровский монастырь, где спустя еще лет пятьдесят старец Филофей по внушению Божию сформулировал смысл произошедших за это время событий: первый Рим был разрушен ересями, второй Рим (Константинополь) - нашествием мусульман, они перестали быть центрами христианского мира; на смену им приходит Русское царство - третий Рим: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» [3].
Некоторые светские историки усматривают в этой формуле претензии России на «мировое господство», не понимая, что тут просто фиксируется несомненный исторический факт - Москва становится самой многолюдной, самой могущественной, самой богатой православной кафедрой. Отрицать это невозможно. В то время это все понимали. Многие писали о том, что русский правитель стал единственным независимым православным государем на всем свете. Теперь на нем особые обязанности, особая ответственность, теперь он свет и надежда всего православного мира.
М.Ш.: То есть старец Филофей Псковский никаких открытий не сделал?
В.Т.: Нет. Он четко и ясно сформулировал то, что на тот момент все знали, а нынешние светские историки забыли. Тогда это был общепризнанный факт.
Вот четыре события: сошествие Животворящего Креста - 1423 год, автокефалия Русской Церкви и зарождение самодержавия - 1448 год, падение Константинополя - 1453 год, и явление Цареградской иконы Божией Матери - 1458 год.
Когда сопоставляешь эти четыре события и размышляешь над их духовным смыслом, видишь, как все логично выстраивается Промыслом Божиим. Что вообще произошло в целом? Переход, передача полномочий от Византии, точнее сказать, Ромейской империи, к Руси - полномочий сохранения Христовой истины. Все эти четыре события находятся в одной цепи.
XV век, таким образом, ясно показывает, что смысл предыдущей нашей истории состоял в утверждении на нашей земле Православия, то есть апостольской веры, которая неизменно сохраняется только в Православной Церкви. Господь наш Иисус Христос говорил апостолу Петру: На этом камне веры Я создам Мою Церковь, и врата адовы не одолеют ее (Ср.: Мф. 16, 18). Обратите внимание на слова «Мою Церковь». Господь говорит не о католической церкви, не о протестантской церкви, не о какой-нибудь сектантской церкви, а о Своей. А что значит «Моя Церковь»? - Апостольская. Та, которую Он основал в день Пятидесятницы, сделав апостолов ее первыми епископами. Вот именно об этой Церкви идет речь, и о Православной вере. Именно эту веру при князе Владимире мы переняли у Второго Рима и 500 лет созревали для того, чтобы стать достойными нести эту эстафету дальше. XV век стал поворотным веком. Именно тогда появилось великое знамение на нашей земле - Годеновское Распятие.
Давайте посмотрим, как происходит явление Креста и что собою знаменует? Является Николай Угодник, самый любимый у русских святой, которого чтут в России больше, чем в Греции, покровитель России, и как бы с собой приносит вот это дивное Распятие. Не в Москве, не в Кремле появляется Распятие, а в ростовской глубинке. Это событие является знаком освящения самой Русской земли, которое можно сравнить с таким величайшим актом, как освящение Киевских гор апостолом Андреем Первозванным в I веке. Поднявшись по Днепру со своими учениками, апостол Андрей водрузил на Киевском холме тоже Крест. И прорек, что на этом месте будет великий город и множество церквей. Задолго до того, как Киевская Русь приняла Крещение, была освящена сама земля, на которой Промыслом предполагалось появление Киевской Руси. Земля, полная языческой нечисти, могла противиться Крещению. Но она была освящена и таким образом подготовлена к возникновению Православной Киевской Руси. Апостол Андрей шел вдоль Днепра, он освятил Приднепровье до Оковского леса и далее Новгородские места, а Центральная Русь непосредственно не была им освящена. И вот в XV веке в Центральной Руси сходит Животворящий Крест, и земля освящается этим схождением.
М.Ш.: При явлении Креста, как известно из Сказания, пастухам был от Распятия глас Божий: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий...» Можно ли считать, что это пророчество относится не только к месту явления, но и ко всей Русской земле?
В.Т.: Я думаю, что это можно прежде всего отнести к той Центральной Руси, на которой зародилось великое Московское княжество. Явление происходит за 25 лет до того, как Господь дал Руси церковную автокефалию и самодержавную власть. В 1453 году пал Константинополь, а Русь уже готова к преемству: земля освящена, зародилась самодержавная православная государственность и Церковь обрела автокефалию. И еще через пять лет из Константинополя приходит Цареградская икона. Не так легко было добраться из Константинополя до Пскова с большой иконой и по дороге ее не утратить. Конечно, и здесь тоже Божье чудо. Посылая Цареградскую икону, Патриарх Геннадий Константинопольский, уже находившийся под неусыпным надзором мусульман, благословил Русь на дальнейшее хранение Православия. Этим завершается многоступенчатый цикл передачи преемственности от Византии к Руси. Вот видите, в какой связи явление Животворящего Креста получает ясный смысл - с него промыслительно начинается важнейшая цепочка исторических событий.
XV век показал необходимость и своевременность возникновения Третьего Рима. И вот почему. Через 59 лет после того, как Цареградская икона пришла в Спасо-Елеазаровский монастырь, в 1517 году, началось выступление Лютера [4]. А в следующем году, то есть ровно через 60 лет после Псковского чуда, с молниеносной быстротой эпидемии в Европе начал распространяться протестантизм. И стало ясно, что пути христианских Востока и Запада окончательно разошлись, и разошлись в главном: в системах миропонимания и жизнеустроения. Система антропоцентрическая, где в центре мира находится человек, - это западные вероисповедания, и система Теоцентрическая, где в центре мира находится Бог, Христос, - это Православие. Такое разделение существует до сих пор, и, глядя на происходящее, мы должны оценивать его не только как факт нынешнего времени, но и как исторически обусловленное разделение.
Но давайте опять вернемся к XVI веку. Что, среди прочего, произошло в XVI веке? Начало громадного выдвижения России на Восток. Ведь уже при Царе Иване Грозном была экспедиция Ермака [5]. Но это только начало. Весь XVI век казаки двигались все дальше и дальше, строили остроги, с иконами Божией Матери двигались все глубже в тайгу и в Приморье. Словно разворачивалась могучая пружина. И уже в 30-х годах XVII столетия русские вышли к Тихому океану [6]. Меньше чем за 100 лет. Это же Сам Господь дал нам землю! Россия становится основной хранительницей Православия, и ей дается земля, одна шестая часть суши.
М.Ш.: Мало того, что земля. Земля, полная неимоверных богатств. Думается, что Господь нам дал страшный крест, исключительный по тяжести и ответственности крест - хранение веры православной, а к нему - все, что поможет нести его, все необходимые ресурсы. Надо только расходовать их разумно, использовать для насущных нужд. Но при этом хранить веру и жить по ней.
В.Т.: Как цари давали земли помещикам, при условии несения государевой службы. Так что надо помнить, что земля дана не просто так, а ради Православия нашего.
У Господа всегда просто. Как сказал преподобный Амвросий Оптинский, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного. У Бога нет сложных ходов. Сложность возникает в человеческом материальном мире, и эту сложность Бог преодолевает. А история, которая творится на Небесах, очень проста. Есть Божественное домостроительство. Господь выращивает человечество для какой-то, не до конца понятной нам цели. И зачастую движение к этой цели Он совершает диалектическим путем.
Владимир Соловьев, интереснейший русский религиозный философ, высказал мысль о том, что последовательное отпадение Запада от Божественного начала приведет западный мир к полной несостоятельности; результатом этого великого кризиса станет самоотрицание западной цивилизации, что, в свою очередь, обратит западное человечество к «свободному воссоединению с Божественным началом». Эта мысль Соловьева иллюстрирует действие Промысла Божия в мировой истории. Человек на своем реальном опыте убеждается в несостоятельности собственной воли, отпадшей от Бога, и, как блудный сын, обязательно вернется к своему Небесному Отцу, убедившись, что без Бога жить нельзя.
М.Ш.: Путь к богоотступлению как на Западе, так и у нас зачастую лежит через материализм. В чем заключается ошибочность материализма как мировоззрения?
В.Т.: Если брать в самом общем смысле, я бы определил так. Человек двухприродное существо - это факт. В нем есть материальная составляющая, то есть тело, плоть. И есть дух и душа, это духовная составляющая. Неверно, что христианин, последователь Христа, должен пренебрегать плотью. Эта мысль содержится в творениях многих святых отцов.
Святитель Василий Великий писал, что «тело не заслуживает укоризн в глазах тех, которые хотят судить о нем правильно», а преподобный Серафим Саровский называл плоть человека его другом, который должен быть «верен и способен к творению добродетелей» [7]. В Х веке преподобный Симеон Новый Богослов создал учение, которое обосновывало возможность обожения, то есть одухотворения плоти.
Так вот, не в том заблуждение материализма, что он признает плотское начало в человеке, а в том, что этому началу придает главенствующее, доминирующее, самодостаточное значение. И, соответственно, баланс двух составляющих в человеке нарушается.
Никто не лишен духовной составляющей. Самый ярый материалист и прагматик признает духовные ценности. Нравственность, любовь к близким присущи и идеалисту, и материалисту. Речь идет о пропорции, о соотношении. В христианском, богоподобном человеке, как он задуман Богом, дух доминирует над материей. Об этом сказано в Евангелии, это не просто какие-то человеческие размышления. Сам Господь, Творец человека, говорит: Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6, 63). Вот ключевая фраза, которая отделяет христианина от материалиста. Дух выше плоти. А для материалиста плоть выше духа. Когда материализм становится общественной идеологией, это имеет для общества тяжелые последствия.
Недавно интересную работу опубликовал на своем сайте президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин. В его статье, в частности, говорится о соотношении духовной и материальной компоненты в развитии общества и государства. На начальном этапе, когда формируются новые ценности, преобладает духовная направленность. Однако со временем получает распространение материальное целеполагание, и вскоре оно начинает доминировать над духовным. Когда достигается критический порог разрыва материального и духовного развития в сторону материального, общественная система начинает распадаться. Якунин делает вывод об исторической несостоятельности материального двигателя мирового прогресса, он видит причину современного системного кризиса в том, что в нынешнем обществе разрыв в развитии материальной и духовной составляющих достиг критического максимума.
Материализм не есть отрицание духовности, а есть критическое предпочтение материального духовному. Материализм опасен как идеология.
М.Ш.: То, о чем Вы говорите, очень хорошо видно на примере СССР, страны, где материализм был основой господствующей идеологией. После революции у советских материалистов был свой идеализм. Очень многое делалось «за идею». Знаем мы, к примеру, об энтузиазме первых пятилеток. Однако в восьмидесятых годах вера в коммунизм иссякла окончательно.
С другой стороны, к восьмидесятым годам прошлого века воцерковленность стала уделом немногих. Можно уверенно сказать, что максимум безбожной настроенности пришелся на 1988 год, год 1000-летия Крещения Руси. После этого события начался возврат нашего народа в Церковь. Как-то в беседе схиархимандрит Илий (Ноздрин) высказал мысль, что после 1917 года мы жили на волне остаточной благодати, постепенно сходившей на нет. Благодать сохранялась на людях верующих, благочестивых, которые могли передавать высокие моральные и нравственные ценности следующему поколению. И этих людей с каждым поколением становилось все меньше. Советская власть растранжирила самое главное, что ей досталось от дореволюционной России, - часть народа, сохранившую в себе Божественную благодать.
К концу советской власти наш народ стал народом материалистом. И это, как ни парадоксально, явилось одной из главных причин гибели советской власти, основой идеологии которой был именно материализм.
Отчего, на Ваш взгляд, Господь в 1917 году попустил коммунистическое иго, длившееся семьдесят с лишним лет?
В.Т.: Взяв на себя миссию Третьего Рима, сохранения апостольской веры, мы навлекли на себя страшную ненависть врага рода человеческого, которому удалось соблазнить многие народы. И эти народы и государства с тех пор ненавидят Россию. Ненависть к России совершенно мистическая. Мы это видим на примере наших дней. Мы отказались от тоталитарного строя, в течение двадцати пяти лет шли на разоружение, на компромиссы, никому не угрожали, мы вводили либеральные начинания более, чем другие даже страны. А ненависть к нам только росла. И так было всегда.
Но вряд ли внешние силы, ненавидящие нашу страну, смогли бы разрушить Царскую Россию, если бы мы не согрешили страшным грехом - богоотступничеством. Вот сейчас мы иногда идеализируем XIX век и предреволюционное время, а я чем больше в него всматриваюсь, тем меньше чувствую желание туда вернуться. Это было время расцвета фарисейства, когда семинаристы Маркса под подушкой держали. Век, когда ненавидели царя и правительство. Левитан выставил картину «Владимирка». В тогдашнем обществе сенсация была, фурор. Что на картине? Подмосковный пейзаж и дорога, нет ни одного человека. Но намек поняли все: проклятый царизм по этой дороге гонит в Сибирь ни в чем не повинных бандитов. А вот что Чехов писал Дягилеву: «Я с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего» [8]. Семьдесят лет стали для нас временем вразумления через страдание, через пленение иноверцами и безбожниками.
Но, как бы ни было значительно то, что происходило с Россией в прошлом, нам куда важнее, что произойдет с ней в будущем, что нас ожидает. Существуют ли какие-нибудь объективные предпосылки, на основании которых можно сделать прогноз? Думаю, что такие предпосылки есть, и их две. Первое. История имеет смысл, а значит, в ней присутствует определенная логика. Второе. Эту логику проще всего прочесть там, где она зарождалась, то есть в Божьем замысле, а в земной истории он лучше всего прочитывается в ее духовной составляющей. Ибо при реализации Божьего замысла он затушевывается сопротивлением материи и кознями врага рода человеческого. Духовная же составляющая русской истории очень проста и логична. До ХV века - это преодолевающее все препятствия формирование предшественницы Третьего Рима: Киевской Руси. В XIII веке воздвигнутый Богом святой благоверный Великий князь Александр Невский спас ее от окатоличивания. ХV век - Явление Животворящего Креста, после которого Русь чудесным образом обретает самодержавие и церковную автокефалию и таким образом становится Третьим Римом, ибо в этом же столетии гибнет Второй Рим - Константинополь. От ХV века и до наших дней силой Непоругаемого Бога отбиты первое наступление материализма (ересь жидовствующих [9]), вторая попытка окатоличивания (Смутное время), попытка сделать нас протестантами (Императрица Анна Иоанновна) и вторая атака материализма (марксизм). Неужели не очевидна непреоборимость Божиего замысла о Третьем Риме, который, несмотря на временные задержки, явит себя всему миру в лице грядущей Великой России?
Возвращение нашего народа к Богу происходит постепенно, существует инерция поколений. Я думаю, что детям нашим вернуться будет гораздо легче. И это уже происходит. Вот я, например, хожу в храм Троицы в Серебренниках, что у Яузских ворот. Когда выносят Чашу, первыми подходят дети. Они идут, идут, идут. Маленькие, на руках, крохи - уже приучены, даже не кричат. Ну, некоторые кричат, но мало. А которые побольше - сами с увлечением ручки складывают - такие лет пяти-шести. Открываются ротики, произносятся имена... Мне восемьдесят шесть лет, у меня затекают ноги, но я стою и думаю: «Господи, хоть еще час буду стоять и смотреть, ведь это наше будущее».
Заказать книгу можно в интернет-магазине издательства «Отчий дом».
Телефоны: +7 495 306-46-67; +7 926 926-04-27
e-mail: zakaz@otchiy.ru
Примечания:
1 История Спасо-Елеазаровского монастыря берет свое начало с 1425 г., когда на берег реки Толбы пришел преподобный Евфросин (в миру Елеазар) Псковский († 1481), постриженик Снетогорского монастыря. Вскоре вокруг старца стала собираться братия и образовываться обитель. В 1458 г. монастырь стал называться Сретенским - в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда из Константинополя (Царьграда). С сер. XVIII в. обитель стала называться Спасо-Елеазаровской. После советской эпохи, в 2000 г. монастырь был передан Церкви и стал возрождаться как женская обитель.
2 Существует и другая версия появления в Спасо-Елеазаровском монастыре списка с чудотворной Цареградской иконы, явившейся в 1071 г. в Константинополе. В 1458 г. список был передан из Константинополя Святейшим Патриархом Геннадием II самому преподобному Евфросину в благословение его новоустроенной обители. В дальнейшем, по преданию, шведы разграбили Елеазаровский монастырь и захватили Цареградскую икону Божией Матери. Они хотели на кораблях выйти в устье реки Толба, но затонули в Псковском озере. Для монастыря был выполнен список с Цареградской иконы Божией Матери, после революции эта икона попала в руки благочестивой семьи, и эти люди передали ее отцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Когда вновь открылся и стал восстанавливаться монастырь, отец Николай передал икону в обитель.
3 «Послание о неблагоприятных днях и часах» старца Филофея, адресованное псковскому дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину. Эта же идея высказывается в Послании Великому князю Василию III - отцу Царя Ивана Грозного («...кто вместо римского и константинопольского владык воссиял... один ты во всей поднебесной христианам царь»). См. в кн.: Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998.
4 Мартин Лютер (1483-1546) - деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства).
5 Сибирский поход казацкого атамана Ермака (1581-1585).
6 В результате экспедиции И.Ю. Москвитина (1639-1641) русские землепроходцы впервые вышли на побережье Тихого океана; было положено начало русскому тихоокеанскому мореходству и освоению дальневосточных земель.
7 См.: Св. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 2. О бдительности над помыслами и о том, что тело не есть зло, как предполагают некоторые; Духовные наставления инокам и мирянам прп. Серафима Саровского (О подвигах) // http:// otechnik.narod.ru/books.html.
8 Письмо Чехова С.П. Дягилеву от 12 июля 1903 г. // Переписка А.П. Чехова:
В 2 т. / сост. М.П. Громов, А.М. Долотова, В.В. Катаев. Т. 2. М., 1984.
9 Ересь жидовствующих - название ереси, которую в 1471 г. начал распространять в Новгороде приехавший из Киева еврей Схарий (Схория). Жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, отвергали Божество Спасителя, не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси, не признавали всеобщего воскресения мертвых, отрицали церковные установления: Таинства, службы, обряды, отвергали поклонение Кресту, иконам и совершали над ними бесчинства; отрицали монашество и духовную иерархию; отвергали святоотеческие писания, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу, праздновать иудейскую пасху. В 1480 г. ересь проникла в Москву и быстро распространилась среди высокого московского духовенства. Против ереси решительно выступили свт. Геннадий Новгородский, прп. Иосиф Волоцкий, прп. Нил Сорский. Собор иерархов в 1490 г. осудил ересь жидовствующих, но окончательное поражение еретики потерпели лишь в 1504 г. после созыва нового Собора.
Фото начала ХХ века
Перед реставрацией. 2002 г.
Крестный ход с копией Годеновского креста. 11 июня 2014 г.
Игумения Евстолия
5. Ответ на 4., иерей Илья Мотыка:
4. Re: «История творится на Небесах...»
3. Ответ на 2., Юрий Серб:
2. Бедный наш великий и могучий!..
1. Однажды у Креста...