История первая. Константинопольская
Так было с Андреем, Христа ради юродивым, который сподобился во Влахернском храме Константинополя (также: Царьград, ныне – Стамбул) узреть плачущую Владычицу, Которая, сняв с главы Своей подобно молниям блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стал Ее омофор столь огромным, что стены храма раздвинулись, купол исчез, и под Ее покровом оказался весь православный мир. Это событие и запечатлено в иконографии всеми нами столь любимого образа «Покров Пресвятой Богородицы».
Именно юродивый стал в прямом смысле автором этой иконы. Потому что именно таких перво- и тайнозрителей собственно «предмета» священных изображений и принято отцами VII Вселенского Собора именовать истинными иконописцами. Поправший себя по любви к Распятому и по смирению очищенный Духом Святым, он первым увидел то, что другие потом только отрисуют.
Представляете, сам человек в воззрениях современников грязен и убог, а по его внутренней чистоте в мир является красота Пречистой, Которая будет охранять верующих до скончания века. Владеющие же кистью и мастерством последовательного наложения красок будут всего лишь из века в век воспроизводить откровение, полученное юродивым. Таковых отцы VII Вселенского Собора отнесут к ремесленникам, иконникам, как их называли потом у нас на Руси.
А босой, нагой и грязный Андрей без мольберта, красок и кистей, по роду – славянин, по подвигу – юродивый, по духу – Христов, «по гражданству» или, скорее, по географии бомжевания – константинополец. По призванию – истинный иконописец!
С иконой разобрались. Но откуда у нас взялся праздник Покров? Опять же из Константинополя! Дело в том, что наши предки славяне повадились было грабить приграничные территории Византийской империи – они не просто разоряли города и села, храмы и монастыри, но уничтожали всех и каждого. Не надо питать гуманистических иллюзий насчет того, что до Крещения кто-то из этих вояк-прародителей проявлял чудеса великодушия, совершая мирные туристические вояжи в целях ознакомления с достопримечательностями соседей. После всех этих «политкорректных фраз вместо антиславянских пассажей» и цветут размышления либерального толка: «зачем же Русь приняла Христа?» А в летописных хрониках того времени наших предков прямо называли «злоубийственным народом». И ни один подлинно уверовавший человек – это же применимо и ко всему народу – никогда не отречется признать: чем он был без Христа! В этом тоже есть подвиг исповедания Спасителя. А все эти подхалимские гримирования «собственных мертвецов» подобны сохранению мумии в Мавзолее: если у тебя «живее всех живых» предки дохристианского или богоборчески-коммунистического периода, зачем тебе Христос?
Так вот однажды эти хищники во главе с князьями Аскольдом и Диром учинили осаду Константинополя. Второй Рим был славен и богат. В столице империи явно было чем поживиться. Но вот чего эти князья никак не ожидали, так это всемощных сокровищ благодати! Греки, увидев плывущих на штурм, взмолились Божией Матери.
Кстати, именно во Влахернском храме, где было видение юродивому Андрею, и хранилось облачение Владычицы. В специальном золотом ковчежце пребывали риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Храм был построен императором Львом Великим специально для хранения этих святынь после их обретения в 458 г.
Здесь же совершалось одно уникальное чудо, над смыслом которого думают до сих пор. В каждую пятницу образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его в течение всей недели, на пятничной вечерне вдруг безо всякого содействия, сам собою подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть. В субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы. Удивительно: известный Киккский образ Божией Матери «Елеуса» («Милостивая») по воле Пречистой постоянно скрыт под покровом. А здесь в день воспоминания Страстей Христовых – в пятницу – Божия Матерь отлагает покров. Много чудес было в Константинополе… И вот к этому городу подплывают руссы…
Греки совершают богослужение перед ризой Пречистой и выносят святыню на берег, погружают в воды Босфора… Началась страшная буря! Волны расшвыряли всю эскадру. Большинство кораблей потонуло. Наши предки явно не ожидали такого поворота событий! Уповающие на силу понимают только язык силы. И явленное – их более чем поразило. Оставшиеся в живых князья-предводители, разумеется, захотели креститься. С этим они и отправили в Византию посольство, как только вернулись к родным берегам. Им уже не надо было наживы. Они просили только крещения и наставления в вере Христовой.
В память об избавлении Константинополя и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Парадокс заключается в том, что греки этот праздник собственного избавления практически забыли. (Кстати, по другой версии: Покров был явлен в момент избавления Константинополя от нападения сарацин – мусульман). А мы празднуем! Схиархимандрит Илий (Ноздрин) рассказывал, что в детстве думал так: у русских есть три главных праздника – это Рождество, Пасха и Покров. И годы служения Господу и Его Пресвятой Церкви вовсе не разубедили нынешнего духовника Святейшего Патриарха, что у русских именно эти три праздника являются главными.
Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы.
История вторая. Московская
Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву.
Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой.
Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого.
Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.
В Покровском соборе на Красной площади видение Покрова Божией Матери выражено в духе времени XVI в. – аллегорически: в качестве сада и столпа Давида, на котором висит тысяча щитов, символизирующих молитву Пречистой за опекаемый Ею православный мир. Отсюда и множественность приделов вокруг центрального. Многопрестольный и многокупольный собор знаменует Небесный Иерусалим, с которым соотносится вся верная Богу и живущая под Покровом Божией Матери Святая Русь.
Именно так расширительно (до пределов всей Русской земли, точно произошло еще одно чудо – распространение Покрова Пресвятой Богородицы, как это некогда увиделось и пережилось юродивым Андреем во Влахерне, когда в видении исчезли стены и купол храма) было истолковано в народном русском сознании и обетование Пречистой Своему Радонежскому любимцу быть неотступной от его обители. Русские тут же ходатайствовали о чуде умножения обетования до масштабов всей страны. Оттого-то и Преподобного Сергия почитают Игуменом всея Руси, а не локально основанной им Лавры. Реализуется эта идея Покрова Пресвятой Владычицы над всей Русью в Покровском академическом храме Московской духовной академии через соборное предстояние умножаемых, как птицы в огненном видении Преподобному Сергию, учеников святого – семинаристов и студентов академии, собираемых сюда со всей Руси.
История третья. Фаворская
Какое отношение эти истории имеют к каждому из нас? Русский богослов XX в. отец Сергий Булгаков полагал юродство за необходимый христианину предел пути самоотречения, опытное знание нелюбви к своему «я». «Не юродствуя в сердце своем, нельзя достигнуть христианского отношения к себе и к миру, и в сущности мерою юродства, способностью отрицать мудрость мира сего определяются достижения на христианском пути. Юродство многолико и многообразно, оно не связано с определенными формами, но повелевает не любить в себе своего я, своей самости. Оно требует жертвы сокровенной, но непрерывной и ежечасной». Тогда и только тогда мы можем нелицемерно взывать к Царице Преблагой.
И Божия Матерь слышит Своих. Даже когда они Ей вовсе не жалуются. Это одна из историй одного из самых светлых и по-тихому радостных Светочей России XX в. – священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Он совсем даже не был юродивым в привычном плане поиска любопытной обывателю эксцентрики. Но он безусловно был юродивым в высшем смысле юродства – в отречении от себя.
На исходе 1937 г., 20 декабря, владыку арестовали, заключили в тюрьму. Начальство, просчитывая возможности доставить Высокопреосвященному как можно больше унижений, поместило его в камеру с рецидивистами-уголовниками. Расчет оказался верен, и те, насмехаясь над ним, старались его как можно больнее и изощреннее унизить.
И тогда Пресвятая Дева Сама заступилась за Своего праведника. Она не побрезговала явиться в зловонную камеру ночью, в это сборище явно не склонных к благоговению мужчин. Главарю уголовников Она грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете». Вряд ли главарь спал оставшееся время ночи. Наутро в плохо освещенной душной камере он обо всем рассказал сокамерникам. Когда рассказ был закончен, те, решив полюбопытствовать, жив ли еще этот «фаворит», заглянули под нары… Оттуда ударил ослепительный цвета молнии свет. Фаворский светоносный Покров Божией Матери!
Подвижники часто берут на себя проклятия, которым подверглись из-за них нравственно немощные люди. Все эти бывшие заключенные остались живы. Один из них, оказавшись перед финской войной на призывном пункте в Торжке, рассказал об этом случае свидетелю жития Александру Пошехонову, узнав, что тот верующий.
Архиепископ Тверской (Калининский) и Кашинский Фаддей (Иван Успенский) через 10 дней после ареста был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что, «являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек по Карельскому национальному округу через своего посланца Орлова Митрофана, осужденного к расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации». Однако владыку Фаддея не расстреляли… утопили в отхожем месте. 31 декабря 1937 г., в канун Нового года.
Возможно, именно этой жертвой, принятой Богом, ибо незлобиво и смиренно принесенной последователем Христа, и был запечатан самый страшный, 1937 год. За тех, кто до вразумления Божией Матерью не ведал, что творил, священномученик Фаддей умер «лютой смертью», чтобы совоскреснуть в нетленном Свете Христа Спасителя.
Ольга Орлова
Виктор Тростников – о юродстве
Сразу оговорюсь: речь идет не о юродствующих и не о притворяющихся юродивыми, а о настоящих юродивых.
Настоящее юродство – высшая форма святости. Другие категории святых – святители, мученики, преподобные, благоверные князья – в результате длительного самоусовершенствования подготавливают себя к жизни в Царстве Небесном; юродивые – уже живут в нем, не дожидаясь смерти своего тела. Они только кажутся жителями земли, на самом деле они небожители. И приходят к этому состоянию не постепенно, не путем борьбы со своими страстями, путем подвигов и молитв, а сразу.
Как это происходит? Читая их жития, можно составить об этом некое представление.
Какое-то роковое событие неожиданно потрясает душу юродивого, все в ней переворачивает и обесценивает в его глазах все то, что люди считают для себя важным. Вся общепринятая система ценностей мгновенно рушится под ударом судьбы (таким ударом для Ксении Петербургской была смерть любимого мужа). Это случается с тысячами людей. Но только один из десятков, а может быть сотен тысяч таких пострадавших, не впадает в уныние и в суицидальное настроение, а находит новую, совершенно другую, систему ценностей, с которой он уже не сможет никогда расстаться, ибо она делает его счастливым.
Делает ли юродивый собственное волевое усилие, чтобы принять эту необычную для нас шкалу ценностей, или она дается ему даром? Нет, не даром – ему предоставляется сделать свободный выбор, и сделать его правильным способен только человек огромной силы воли и огромной решительности.
Когда-то богатый юноша, выполнявший все заповеди Моисея, захотел большего и спросил Иисуса, что ему надлежит для этого сделать. «…продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», – ответил Иисус. У юноши не хватило решимости откликнуться на этот призыв. Юродивые – это те, кто откликнулись – презрели все земное и стали жить по законам не мира сего, а Царствия Божиего, которое не от мира сего, и обрели великое сокровище. Что же оно собой представляет?
Когда богатый юноша сказал, что хочет большего, чем исполнения десяти заповедей, «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21). Если бы юноша пошел за Ним, он влился бы «в любовь, широкую, как море, что не вместят земные берега» (А.К. Толстой). Но у него не хватило духу расстаться с земными благами. У юродивых хватает. И они погружаются в океан Христовой любви, на фоне которой жизненные удобства и мирские ценности оказываются столь несущественными, что вообще не заслуживают внимания.
Справка
Виктор Николаевич Тростников (1928–2017) – православный русский философ и богослов, доктор философских наук.
Источник: Покров