Церковь ненавистна, потому что
она возвещает закон иной жизни
и воспрещает людям глотать живьем
друг друга. И в этой ненависти -
вся сущность ада, вся его необъятная,
темная бездна.
Е.Трубецкой
Итак, возрадуемся! Но не очень. Этика весьма по-разному, а бывает, что и противоположно, трактуется в «разных конфессиях». В одной нужно ничему не противиться, в другой око за око, в третьей - всех любить... А этика светская гласит, что лучшие люди извращенцы.
Видимо, это завуалированная подготовка религиозных гражданских войн.
И не только гражданских. Возможно, именно это создаст прекрасные предпосылки для политики двойных стандартов и разгула хамства сильного.
Итак, светская этика в одних странах гласит, что уважением к родителям - съесть их останки; где-то считается, что пускать ветры неприлично а где-то - прекрасно; некоторые вообще не считают необходимым использовать занавески, а некоторые запрещают в них сморкаться.
И как же могут выглядеть подобные уроки?
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: ШКОЛЬНЫЙ УРОК
- Здравствуйте, милые дети. Ну-с, начнем знакомство с новым предметом. Называется он этика. На самом деле никто толком не знает что это такое и чем должно быть. Если мы посмотрим в словари, то увидим, что они определяют ее через понятия, также требующие разъяснения. Например - что это раздел философии, ИЗУЧАЮЩИЙ мораль. Гм.. или что это наука о поведении. Или что это наука о добродетелях.
Как мы с вами понимаем, нам это ничего не говорит. Ибо понятие добра также неопределимо. Ладно, пусть ученые развлекаются, а нам нужно понять. Например, Аристотель относил этику к области практической философии, т.е. определяющей, что должен делать человек. А современное понимание уже дает послабление - давайте разделим то, что мы должны, это будет идеальная этика, и то, что мы реально можем, это у нас будет этика практическая.
Например, в идеале мы не должны никого убивать, но если очень нужно, то можно это и сделать. Например - бомбежка Дрездена, где были только раненые и беженцы во время Второй мировой (если вы о такой слышали) или ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки тогда же, или аборты, которые вам рекламируют на других уроках.
Обычно идеальную этику отождествляют с нравственностью. Но и тут есть разница между нравственностью идеальной и юридической. Например, так называемое золотое правило нравственности гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Но, как вы сами понимаете, люди бывают очень разными и современные законы эту разницу признают. Представьте себе, что вы пытаетесь осуществить это правило при общении, например, с представителями, так называемых сексуальных меньшинств... Так что «золотое правило» тоже ушло в область истории философии.
Итак, обратимся к этике практической - в современном толковании. Вот типичное, наугад взятое из пресловутого интернета суждение: «Актуальность этических проблем непреходяща. Они разрабатываются философами на теоретическом уровне, специфическими средствами решаются в произведениях литературы и кино, особенно активно они обсуждаются на уровне обыденного сознания. Добро и зло, справедливость, равенство, свобода, ответственность, судьба, предназначение человека на земле и смысл его земной жизни - вот далеко неполный перечень вопросов, обсуждаемых людьми...»
Мы с вами никак не можем согласиться с таким утверждением. Философы ничего не разрабатывают, это делают идеологи. На уровне обыденного... да, это когда сидят на завалинке, лузгают семечки и рассуждают о том, что считают смыслом жизни... хи-хи, посмеемся ребята.
Нет, философы не решают, что такое свобода, ответственность и проч. Тем более - что такое добро и зло. Во-первых, их никто об этом не спрашивает. Во-вторых, у каждого философа мнение отличается от другого. СВОБОДА... сейчас вам! Не воображайте, пожалуйста, что без религии вы станете свободны! Наоборот.
Вообще, в прежние времена, когда такие понятия как добро и зло имели совершенно конкретный смысл, все люди верили в Бога. Поэтому было очень легко определить, что такое Добро, а что Зло. Теперь никакой точки отсчета у нас нет. Если вам начнут рассказывать о непреходящих ценностях человечества - будьте начеку, вам готовят какую-то пакость. Ибо таковых, непреходящих ценностей, у людей, отделивших себя от Бога, как точки отсчета нет и быть не может. Точка отсчета у них иная - своя выгода. Подумайте - кому и зачем вы можете быть нужны? И сколько вас может быть нужно? Вам могут начать рассказывать, что этика в том, чтобы не жить дольше 30 лет, потому что на Земле тесно и нужно же и другим дать место. А потом примут такой закон. Запомните - этика, не подкрепленная законом - дело почти всегда наказуемое. И наоборот - если даже устаревшая традиционная мораль осуждает тот или иной поступок, но закон оправдывает - смело можете верить закону.
Есть такая Манхэттенская декларация, поддержанная Русской Православной Церковью и несколькими исламскими духовными лицами, которая гласит, что можно оказывать гражданское неповиновение властям в случае, если закон противоречит совести. Ну, нас это не касается, наше дело - быть законопослушными. Ведь мы же не хотим неприятностей, правда, дети? Вот так-то.
Другое дело - этикет. Это производное от этики понятие, как видно из названия, и означает оно хорошее поведение. Мы рассмотрим на следующих уроках основные правила, но пока запомните одно - правила этикета очень переменчивы. Если вы станете пользоваться справочником начала 20 века - вас сочтут идиотами. Если Вы станете толковать о христианской этике - вы нарушите законы и оскорбите многие группы людей. Даже сборник 40-летней давности выглядит устаревшим. Поэтому запомните основное правило: современная этика - это этика целесообразности, а какая у нас цель? Правильно - полноценное материальное существование. Мы будет изучать - как при помощи выполнения простых правил добиться наилучших материальных результатов! Спасибо за внимание! В следующий раз рассмотрим с вами мораль коллективного эгоизма.
Так сказать, смех сквозь слезы.
16. Ответ на 11., М.Яблоков:
15. Ответ на 14., М.Яблоков:
14. Ответ на 13., М.Яблоков:
13. Ответ на 12., Lucia:
12. Ответ на 11., М.Яблоков:
11. Ответ на 10., Lucia:
10. Re: Урок этики: заглянем в завтра
9. Ответ на 8., Lucia, Коротков А.В.
8. Re: Урок этики: заглянем в завтра
7. Ответ на 6., М.Яблоков: