Магизм в евхаристологии

Проблемы церковной жизни 
0
1181
Время на чтение 5 минут

В последнее время можно часто слышать от либеральных богословов некоторые довольно экзотические мнения в области евхаристологии. Оказывается хлеб и вино могут претворяться в Тело иКровь Христовы и вне анафоры(!). Например, во время литургии Преждеосвященных Даров при опускании частицы «ИС» в святой потир. Вино, в результате соединениятаким образом с Телом Христовым, якобы претворяется в Его Кровь... А частички, вынутые на проскомидии на литургии свт.Иоанна Златоуста (или Василия Великого) в память святых, а также живых и усопших, при опускании их в потир, претворяются в Тело Христово... Волшебство,да и только! Однако разберемся, так ли это на самом деле.

Освящение через контакт... Возможно ли такое?Возможно. Но только освящение, ане пресуществление! Например, вливанием святой воды в простую воду, - простая вода при этом освящается, но сущностью ее не изменяется, вода остается водой. Тоже самое с можно проделать с освященным елеем. Пресуществление же или преложение (изменение) сущности хлеба и вина всущность Тела и Крови Христовы - это особое чудо Божие, дарованное нам по обетованию Спасителя (Мф.28,20), которое совершается по молитве Церкви призыванием Святого Духав конце священной анафоры на литургиисвв. Иоанна Златоуста или Василия Великого. Разбавленное водой вино действительно освящается опусканием в потир Частицы Тела Христова, становится освященным вином, но отнюдь не прелагается в Кровь Христову,об этом однозначно утверждается в действующем Служебнике(1). Как и частички, вынутые на проскомидии, по опускании их в потир, освящаются, пропитываясь Кровью Христовою, но в Тело Христово не претворяются(2). Откуда же появились обратные «богословствования»? Как нам представляется, ответа здесь два:

1. Или из-за неверия в само пресуществление (изменения сущности) в Евхаристии, а исповеданиелютеранского «соприсутствия» обеих сущностей - хлеба и вина совместно с Телом и Кровью Христа, или

2. Имеет место магический подход к преложению Даровне словами молитвы, а одним только священнодействием.

Первое нам представляется из того, как некоторые богословы утверждают, что «поскольку всё соединенное с Божеством Христа является Его Плотью,то и хлеб и вино Евхаристии, не изменяясь материально, также становятся Его Плотью (Телом и Кровью)» (3). Итак, имеется контакт вина с Телом Христовым или частичек, вынутых на проскомидии, с Кровью Христовой, которые якобы чрез соединениестановятся самими Кровью и Телом Христовыми соответственно. Но откуда появилось такое утверждение?! Не будем здесь говорить от.н. «воипостазировании» хлеба и вина в Ипостась Христа, об этом было написано немало богословских опровержений (4), а постараемся разобраться с утверждением, что «всё соединенное с Божеством Христа является Его Плотью». Такое можно утверждать не только на основании «догмата» единосущиявсего творения, который никогда Церковь не исповедовала, но и, что более страшно, - субстанционального единства всего бытия! Причем, при желании, даже и вне евхаристического контента. Но это ничто иное как древний платонизм! Когда бытие рассматривается как единое целое, Бог и мiр представляются, хотя и противоположными категориями, но полностью имманентными друг другу. Стирается граница между Творцом и тварью. Вот тут мы видим яркий пример проникновения языческих суеверий в христианство -очередная попытка синтеза Православия с платонизмом. Святая Церковь же учит о трансцендентности Сущности Бога и несводимости к тварному бытию. Даже на вершинах обожения тварь остается тварью, богами по благодати, но не Творцом, который Един есть Бог по существу.

Второе, - это преложение Даров не словами молитвы, а некоторым действием. Однако апостол Павел пишет, что любая трапеза «освящается словом Божиим и молитвою»(5), но тем более евхаристическая Трапеза!В Предании Православной Церкви нет ни одногособорного определения, которое бы утверждало, что вино пресуществляется в Кровь Христову, помимо словэпиклезы «Преложив Духом Твоим Святым», еще и от соприкосновения с Телом Христовы. И Христос на Тайной вечери при установлении таинства Евхаристии такого нам не преподавал. Он не опускал Хлеб в чашу с вином, для того, чтобы вино стало Его Кровью, но претворил то и другое Своим творческим словом. То есть такого евангельского образа мы не имеем. Церковь же из древности освящает Дары молитвами анафоры во время божественной литургии. Никаких других способов освящения (преложения, пресуществления) Даров не существует. Вот как об этом говорят отцы Церкви в полемике с латинянами об освящении Даров молитвами эпиклезы, а не одними установительными словами Христа: «Он (Христос) Сам действует посредством священников, и Сам заповедал, чтобы это было так, т. е. чтобы чрез молитвы совершалось священнодействие. Как написано, Он, взяв хлеб и воззрев на небо, воздал хвалу Богу Отцу, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: приимите, ядите и пийте от неявси, и т. д. Таким образом и Сам Он священнодействовал чрез молитвы, хотя как всемогущий Бог и не имел нужды в ней, но показывая нам чрез это, что сила Троицы едина»(6). «Молитва его(священника) имеет совершительную силу божественною благодатию... ибо все это совершается чрез молитвы лиц священных... Преложение хлеба и вина в тело и кровь Христову совершается священническими молитвами, знамением креста и призыванием Святого Духа»(7). «Притом совершение Тайн молитвою предали отцы, принявшие от апостолов и их учеников... и святую Евхаристию»(8). Если одними установительными словами Христа не может совершиться пресуществлениеДаров на литургии, то тем более оно не может совершиться одним лишь священнодействием.

Иначе, получается довольно курьезный момент, когда, например, священник на дому причащает больных и при этом опускает частицу запасных Даров в потир с вином, которое тут же пресуществляется в Кровь Христову, то он, таким образом,получается... тайно совершает литургию Преждеосвященных Даров(!). С этим трудно согласиться. Этим самым вводится некий элемент магизма и суеверия, когда действительность таинства ставится в зависимость не от слов молитвы, а от молчаливого ритуального действия. Священник - не волшебник, а служитель Божий, священнодействующий молитвою по благодати, полученной им в таинстве Священства. Священник вместе со всей Церковью молится, а Господь отвечает на его молитву. «Для того-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, полагаясь на нее не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве.»(9).

Итак, «пресуществление» через один лишь контакт вне анафоры и молитвы призывания вполне может быть обозначено как суеверие. И если в практике где-то такое когда-то имплицитно исповедовалось, то таковое заблуждение было в дальнейшем исправлено Церковью. О чем однозначно отмечено в Служебнике(10).

Примечания:

(1) Служебник, 1995. Изъявление о некиихисправлениих в служении преждеосвященныялитургии, с.262: «Ибо аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресущественно в кровь божественную, понеже над ним словеса священия не чтошасязде».

(2) Пидалион, 1998. с. 243: «Ибо хотя частицы и соединились с Кровию и Телом Господними, они однако не стали собственно Телом Господним».

(3) Осипов А.И. Вера в чудо и неправильное понимание происходящего за литургией. http://www.pravmir.ru/professor-aleksej-osipov-vera-v-chudo-i-nepravilnoe-ponimanie-proisxodyashhego-za-liturgiej/

(4) Прот.В.Леонов. О вере и неверии в таинство Евхаристии; свящ.Д.Сысоев. Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища.

(5) 1Тим.4,5.

(6) Архиеп.СимеонСолунский. Цит.поеп.Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями, правило 91-е свт.Василия Великого.

(7) Там же.

(8) Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии.

(9) Там же.

(10) Служебник, 1995. Божественная литургия Златоустаго, с.159: «А от частипресвятыя Богородицы, или девятих чинов святых, или иных, елико во святем дискосе суть, никакоже кого да причастиши». Поэтому и всыпаться в потир эти частицы указывается не перед, а после причащения мирян. «Егда же причастятся вси, тогда прочия части полагаются во святыйпотирь» (Служебник патриарха Иосифа, 1651.Божественная служба Иоанна Златоуста, л.168).»Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана» (Служебник, Известие учительное).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Магизм в евхаристологии

Очень своевременная статья! Вопрос о соотношении русских и греческих традиций (в частиности, в служении литургии Преждеосвященных Даров) будет рассматриваться на будущем Всеправославном соборе.
М.Яблоков / 13.08.2014, 08:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Белов
Вопиющая профанация Евхаристии
Синод Православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
26.02.2018
Все статьи Протоиерей Игорь Белов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06