В последнее время можно часто слышать от либеральных богословов некоторые довольно экзотические мнения в области евхаристологии. Оказывается хлеб и вино могут претворяться в Тело иКровь Христовы и вне анафоры(!). Например, во время литургии Преждеосвященных Даров при опускании частицы «ИС» в святой потир. Вино, в результате соединениятаким образом с Телом Христовым, якобы претворяется в Его Кровь... А частички, вынутые на проскомидии на литургии свт.Иоанна Златоуста (или Василия Великого) в память святых, а также живых и усопших, при опускании их в потир, претворяются в Тело Христово... Волшебство,да и только! Однако разберемся, так ли это на самом деле.
Освящение через контакт... Возможно ли такое?Возможно. Но только освящение, ане пресуществление! Например, вливанием святой воды в простую воду, - простая вода при этом освящается, но сущностью ее не изменяется, вода остается водой. Тоже самое с можно проделать с освященным елеем. Пресуществление же или преложение (изменение) сущности хлеба и вина всущность Тела и Крови Христовы - это особое чудо Божие, дарованное нам по обетованию Спасителя (Мф.28,20), которое совершается по молитве Церкви призыванием Святого Духав конце священной анафоры на литургиисвв. Иоанна Златоуста или Василия Великого. Разбавленное водой вино действительно освящается опусканием в потир Частицы Тела Христова, становится освященным вином, но отнюдь не прелагается в Кровь Христову,об этом однозначно утверждается в действующем Служебнике(1). Как и частички, вынутые на проскомидии, по опускании их в потир, освящаются, пропитываясь Кровью Христовою, но в Тело Христово не претворяются(2). Откуда же появились обратные «богословствования»? Как нам представляется, ответа здесь два:
1. Или из-за неверия в само пресуществление (изменения сущности) в Евхаристии, а исповеданиелютеранского «соприсутствия» обеих сущностей - хлеба и вина совместно с Телом и Кровью Христа, или
2. Имеет место магический подход к преложению Даровне словами молитвы, а одним только священнодействием.
Первое нам представляется из того, как некоторые богословы утверждают, что «поскольку всё соединенное с Божеством Христа является Его Плотью,то и хлеб и вино Евхаристии, не изменяясь материально, также становятся Его Плотью (Телом и Кровью)» (3). Итак, имеется контакт вина с Телом Христовым или частичек, вынутых на проскомидии, с Кровью Христовой, которые якобы чрез соединениестановятся самими Кровью и Телом Христовыми соответственно. Но откуда появилось такое утверждение?! Не будем здесь говорить от.н. «воипостазировании» хлеба и вина в Ипостась Христа, об этом было написано немало богословских опровержений (4), а постараемся разобраться с утверждением, что «всё соединенное с Божеством Христа является Его Плотью». Такое можно утверждать не только на основании «догмата» единосущиявсего творения, который никогда Церковь не исповедовала, но и, что более страшно, - субстанционального единства всего бытия! Причем, при желании, даже и вне евхаристического контента. Но это ничто иное как древний платонизм! Когда бытие рассматривается как единое целое, Бог и мiр представляются, хотя и противоположными категориями, но полностью имманентными друг другу. Стирается граница между Творцом и тварью. Вот тут мы видим яркий пример проникновения языческих суеверий в христианство -очередная попытка синтеза Православия с платонизмом. Святая Церковь же учит о трансцендентности Сущности Бога и несводимости к тварному бытию. Даже на вершинах обожения тварь остается тварью, богами по благодати, но не Творцом, который Един есть Бог по существу.
Второе, - это преложение Даров не словами молитвы, а некоторым действием. Однако апостол Павел пишет, что любая трапеза «освящается словом Божиим и молитвою»(5), но тем более евхаристическая Трапеза!В Предании Православной Церкви нет ни одногособорного определения, которое бы утверждало, что вино пресуществляется в Кровь Христову, помимо словэпиклезы «Преложив Духом Твоим Святым», еще и от соприкосновения с Телом Христовы. И Христос на Тайной вечери при установлении таинства Евхаристии такого нам не преподавал. Он не опускал Хлеб в чашу с вином, для того, чтобы вино стало Его Кровью, но претворил то и другое Своим творческим словом. То есть такого евангельского образа мы не имеем. Церковь же из древности освящает Дары молитвами анафоры во время божественной литургии. Никаких других способов освящения (преложения, пресуществления) Даров не существует. Вот как об этом говорят отцы Церкви в полемике с латинянами об освящении Даров молитвами эпиклезы, а не одними установительными словами Христа: «Он (Христос) Сам действует посредством священников, и Сам заповедал, чтобы это было так, т. е. чтобы чрез молитвы совершалось священнодействие. Как написано, Он, взяв хлеб и воззрев на небо, воздал хвалу Богу Отцу, благословил, преломил и дал Своим ученикам, говоря: приимите, ядите и пийте от неявси, и т. д. Таким образом и Сам Он священнодействовал чрез молитвы, хотя как всемогущий Бог и не имел нужды в ней, но показывая нам чрез это, что сила Троицы едина»(6). «Молитва его(священника) имеет совершительную силу божественною благодатию... ибо все это совершается чрез молитвы лиц священных... Преложение хлеба и вина в тело и кровь Христову совершается священническими молитвами, знамением креста и призыванием Святого Духа»(7). «Притом совершение Тайн молитвою предали отцы, принявшие от апостолов и их учеников... и святую Евхаристию»(8). Если одними установительными словами Христа не может совершиться пресуществлениеДаров на литургии, то тем более оно не может совершиться одним лишь священнодействием.
Иначе, получается довольно курьезный момент, когда, например, священник на дому причащает больных и при этом опускает частицу запасных Даров в потир с вином, которое тут же пресуществляется в Кровь Христову, то он, таким образом,получается... тайно совершает литургию Преждеосвященных Даров(!). С этим трудно согласиться. Этим самым вводится некий элемент магизма и суеверия, когда действительность таинства ставится в зависимость не от слов молитвы, а от молчаливого ритуального действия. Священник - не волшебник, а служитель Божий, священнодействующий молитвою по благодати, полученной им в таинстве Священства. Священник вместе со всей Церковью молится, а Господь отвечает на его молитву. «Для того-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, полагаясь на нее не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве.»(9).
Итак, «пресуществление» через один лишь контакт вне анафоры и молитвы призывания вполне может быть обозначено как суеверие. И если в практике где-то такое когда-то имплицитно исповедовалось, то таковое заблуждение было в дальнейшем исправлено Церковью. О чем однозначно отмечено в Служебнике(10).
Примечания:
(1) Служебник, 1995. Изъявление о некиихисправлениих в служении преждеосвященныялитургии, с.262: «Ибо аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресущественно в кровь божественную, понеже над ним словеса священия не чтошасязде».
(2) Пидалион, 1998. с. 243: «Ибо хотя частицы и соединились с Кровию и Телом Господними, они однако не стали собственно Телом Господним».
(3) Осипов А.И. Вера в чудо и неправильное понимание происходящего за литургией. http://www.pravmir.ru/professor-aleksej-osipov-vera-v-chudo-i-nepravilnoe-ponimanie-proisxodyashhego-za-liturgiej/
(4) Прот.В.Леонов. О вере и неверии в таинство Евхаристии; свящ.Д.Сысоев. Евхаристия: человечество Христово или обоженная пища.
(5) 1Тим.4,5.
(6) Архиеп.СимеонСолунский. Цит.поеп.Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями, правило 91-е свт.Василия Великого.
(7) Там же.
(8) Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии.
(9) Там же.
(10) Служебник, 1995. Божественная литургия Златоустаго, с.159: «А от частипресвятыя Богородицы, или девятих чинов святых, или иных, елико во святем дискосе суть, никакоже кого да причастиши». Поэтому и всыпаться в потир эти частицы указывается не перед, а после причащения мирян. «Егда же причастятся вси, тогда прочия части полагаются во святыйпотирь» (Служебник патриарха Иосифа, 1651.Божественная служба Иоанна Златоуста, л.168).»Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана» (Служебник, Известие учительное).
1. Re: Магизм в евхаристологии