Основные отличия греческого богослужения (*) от русского

Сравнительная литургика

0
3336
Время на чтение 8 минут

 

Важно отметить большое количество литургических и обрядовых различий и разночтений современного (1) греческого богослужебного чина в отличие от русского. Среди них есть вполне понятные, объяснимые и допустимые, как исторически сложившиеся и, как отражающие местные богослужебные обычаи и традиции. Но есть так же и такие, которые вызывают, порой, недоумение, вопросы и даже прямоепорицание.

 

Кпоследним относятся, например, совершение проскомидии на одной просфоре, вынимание частицы за Ангелов (2), отсутствие в молитве эпиклезы тропаря 3-го часа и, конечно, новый календарь, разрушающий все Марковы главы Типикона, чтение на литургии не более одного евангельского зачала и некоторое другое (3). Вся литургия, например, в греческих приходских храмах совершается при отверстых царских вратах;все тайные молитвы произносятся вслух. Сразу после чтения Евангелия - возглас «Яко да под державою», и тут же поется Херувимская песнь (сугубая ектения, ектении об оглашенных и две верных не произносятся). Ектения после освящения Даров сокращена до четырёх прошений. Наравне со священником может стоять с Чашей и причащать мирян диакон (4).

 

Однако остановимся только на вызывающих особое внимание спорных литургических моментах.

 

Не раз проходилось наблюдать у греков такую довольно странную практику (5), когда на литургии священник во время причащения мирянв момент, когда Святая Кровь в Чаше заканчивалась, доставал новую бутылку вина и прямо из неё доливал вино в Чашу, и далее, ничтоже сумняся, продолжал причащать... Как известно, подобные действия в русской богослужебной традиции категорически воспрещаются (6), а «Известие учительное» таковых священников даже повергает извержению из сана (7).

 

Так же в Греции в некоторых храмах практикуется ссыпание всех частиц, в том числе и вынимаемых за Богородицу, святых, живых и усопших, в Чашу перед её выносом для причащения, и причащение мирян, таким образом, происходит вообще всеми частицами (8). Такую порочную практику покойный Сербский патриарх Павел называл идолопоклонством (9). И действительно, если вышеуказанные частицы непресуществлены в Тело Христово, хоть и пропитываются Кровью Христовою при погружении в Чашу, то в причащении, оказывая им истинное богопоклонение (λατρεία), как Телу Христову, мы становимся идолопоклонниками. Эти частицы, хотя и освящены, не являются Телом Христовым, и им допустимо только почитательное поклонение (προσκύνησις), а не истинное по вере нашей богопоклонение (λατρεία) (10). Как и святым мы поклоняемся не как Богу, но лишь почитательным поклонением.

 

Дополнительные чаши с вином для причащения большого количества мирян поставляются на святом престоле после причащения духовенства, в каждую из которых из основной Чаши, на которой совершалась литургия, по трижды лжицейсвященник или диакон добавляет Святой Крови и в каждую опускает частицы Святого Тела, и далееиз них причащают мирян... Видимо полагают, что Святая Кровь либо размешивается, таким образом, с вином, растворяясь в нём, либо вино пресуществляется в Кровь от соприкосновения со Святыми Кровью и Телом. Если первое с большой натяжкой можно ещё и допустить (об этом подробный разговор будет ниже), то второе является грубейшим магизмом и профанацией таинства причащения, так как никакого пресуществления вина в Кровь Христову через одно соприкосновение с Телом и (или) Кровью без молитв эпиклезы Святая Церковь никогда не исповедовала, как никогда не исповедовала и пресуществления хлеба в Тело Христово от одного лишь соприкосновения с Кровью. Но так как обряд всегда отражает догматику, то такое практическое или прикладное верование, а, лучше сказать, суеверие - «пресуществление через соприкосновение» - может возникнуть лишь исходя из неверия в само пресуществление Св. Даров;неверие в то, что сама сущность хлеба и вина прелагается (изменяется) в сущность Тела и Крови Христовы. Однако вполне может сочетаться с протестантскими воззрениями на евхаристические Дары, как на взаимное сопребывание или «соприсутствие» (consubstantiatio) сущности хлеба и вина с сущностью Телом и Кровью Христовыми (или же как «вохлебление»(impanatio) - «принятие в ипостась» Бога-Слова хлеба и вина), то есть, исходящими,по сути дела, из возможности смешения или слияния сущностей.В евхаристии же происходит чудо пресуществления (изменение сущности) хлеба и вина с сохранением вида и других свойств для возможности последующего причащения. Только языческийплатонизм верует вединосущие всего бытия (субстанциональное единство) и возможность смешения частных сущностей (природ). Православие же исповедует, что каждое из творений по своему роду былосоздано Богом в отдельной, неслиянной с другими, сущности (11).

Преложение (изменение) через соприкосновение больше напоминает детскую сказку Шарля Перро, в которой добрая Фея одним лишь прикосновением волшебной палочки превращает мышей в коней, а тыкву - в карету для Золушки.У Бога же всё не так, но происходит через молитву с призыванием имени Божьего. Чудо Божие - это не магия, и священник - не волшебник. «Для того-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, полагаясь на неё не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве.» (12).

 

Остаётся надеяться, что всё-таки греки руководствуются в данном случае не подобным суеверием, а возможностью растворения Крови Христовой в вине по всему объёму потира, так как в каждой самой малой частице Святых Даров мистическим образом пребывает весь Христос, как и в самой малой капле Его Крови (13). Рассмотрим это более детально.

 

При добавлении в Чашу теплоты после раздробления Святого Агнца, Кровь Христова растворяется горячей водой. Не будем здесь останавливаться на объяснении символики данного литургического обряда, но обратим внимание на саму возможность растворения Святой Крови водой. Если такое священнодействие предусматривается чинопоследованием литургии и действительно происходит растворение Крови водой, томожет быть греки предполагают возможным и растворениеСвятой Крови вином? И, видимо, считают при этом, что при добавлении в дополнительные чаши(по три лжицы) Крови Христовой, Кровь в малой концентрации распределяется каким-то образом по всем объёмам дополнительных чаш, итогда,получается, что таким «раствором»можно причащать...Если нет разницы: винный раствор или водный...  Тем более, что разбавление вином, в отличие от воды, можно количественно не ограничивать, так как ни вкус, ни цвет от этого никак не изменится (14). Только вот как быть с тем, что из ребра Христова всё же истекли Кровь и вода, а не Кровь и вино?..

 

Подобные рассуждения можно перенести и на литургию Преждеосвященных Даров. Так как частица «IИС», опускаемая в потир, предварительно напояется Кровью Христовой, то возможным становится предположить растворение Крови в вине по всему объёму потира, хотя и в малой концентрации, но малость концентрации здесь не имеет значения. Это означает, что получается вполне возможным причащать младенцев до семи лет без частички на литургии Преждеосвященных Даров. Но насколько такие рассуждения справедливы?! Большой вопрос. Во всяком случае, подвергать сомнению благодатность таинства причащения мирян, думаю, нельзя, если такая практика всё же существует в некоторых братских Поместных Православных Церквах. Но перенимать её нам явно не стоит.

 

*) - За исключениемСвятой горы Афон.

 

Примечания

 

1.      Речь идет о богослужебной реформе 1838 года в Греции и создании нового Устава для соборных и приходских церквей т.н. «Церковного типикона по Уставу Великой церкви».Афон не принял константинопольскую реформу 1838 г. и остался верным древнему Иерусалимскому Типикону. Здесь следует так же отметить, что древний «Устав Великой Церкви» имел отношение только к Храму св. Софии в Константинополе, отражая порядок богослужения в присутствии Византийского Императора, и к приходскому богослужению не имел никакого отношения.  Впоследствии «Устав Великой Церкви» был безвозвратно утрачен.

2.      См. Протоиерей С.Д.Муретов «О поминовении бесплотных сил на проскомидии», М., 1897.

3.      Неблагоговейным отношением к святыне в русском понимании благочестия является и наличие на св. престоле во время богослужения таких посторонних предметов, как очки, расчёска, микрофоны...

4.      Такую практику можно наблюдать в храмах Афин и Салоник.

5.      Такую практику можно наблюдать, например, при служении греками литургии на Гробе Господнем в Иерусалиме.

6.      «Егдажерастворяеши святым укропом божественную кровь владычню, тогда да вливаеши укроп тепл с рассмотрением, и елико быти довольно всем хотящим причаститися. И последи никаконичесоже да вливаеши»(Служебник патриарха Иосифа, 1651.Божественная служба Иоанна Златоуста, л.168).

7.      «Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана» (Служебник, 1995.«Известие учительное», с. 436-437). (Приведено здесь в русском переводе.)

8.      «А от части пресвятыя Богородицы, или девятиих чинов святых, или иных, елико во святем дискосе суть, никакоже кого да причастиши» (Служебник, 1995.Божественная литургия Иоанна Златоустаго, с. 159).

9.      «СИТУАЦИЈА У СРПСКОЈ ЦРКВИ ЈЕ ВЕОМА ТЕШКА И У ЊЕНОЈ ИСТОРИЈИ НЕБИВАЛА» http://borbazaveru.info/content/view/5593/1/

10.  См. догмат Седьмого Вселенского Собора. Книга правил. Издание Свято-Троицкой- Сергиевой Лавры 1992.

11.  «И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они - твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в своей сущности, какою сотворена, такою и пребывает»(Свт. Афанасий Великий. На ариан слово второе, 19).

12.  Св. Николай Кавасила. «Изъяснение Божественной Литургии».https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/

13.  «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церквио Православной вере (1723 г.)).http://www.verapravoslavnaya.ru/?Poslanie_vostochnyh_Patriarhov_1723

14.  «Вливать же воду во время проскомидии, или после ее совершения в потир необходимо с тщательным вниманием, чтобы вино, от избытка воды, не изменило своего вкуса, так как Тайна на таком вине, изменившем свой вкус в водный, не совершится, и служащий тяжко и смертно согрешит» (Служебник, 1995.«Известие учительное», с. 406-407).(Приведено здесь в русском переводе.)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 9., Lucia:

А impanatio - это Осипов А.И. исповедует. Т.е. что Бог стал хлебом и вином... Язычники даже до такого не додумывались...
М.Яблоков / 18.01.2017, 18:15

9. Ответ на 8., М.Яблоков:

Никона.В смысле, чтобы перенять у греков? Это да. Но тогда греки были другие...Да и тогда ...А теперь.....Слишком большой прагматизм усматривается в богослужении греков. Хотя на Афоне служат очень хорошо.

Это хорошо.
Lucia / 18.01.2017, 17:02

8. Ответ на 5., Lucia:

Никона.В смысле, чтобы перенять у греков? Это да. Но тогда греки были другие... Да и тогда ...А теперь.....

Слишком большой прагматизм усматривается в богослужении греков. Хотя на Афоне служат очень хорошо.
М.Яблоков / 18.01.2017, 11:33

7. Ответ на 6., Лев Хоружник:

Да уж...Плоды перехода на новый стиль. Как будто специально православный народ в искушение вводят!

В Иерусалиме по старому стилю служат. Если речь идет о Гробе Господнем.
М.Яблоков / 18.01.2017, 11:31

6. Re: Основные отличия греческого богослужения (*) от русского

<i> Не раз проходилось наблюдать у греков такую довольно странную практику (5), когда на литургии священник во время причащения мирянв момент, когда Святая Кровь в Чаше заканчивалась, доставал новую бутылку вина и прямо из неё доливал вино в Чашу, и далее, ничтоже сумняся, продолжал причащать... Как известно, подобные действия в русской богослужебной традиции категорически воспрещаются (6), а «Известие учительное» таковых священников даже повергает извержению из сана (7).</i> Да уж...Плоды перехода на новый стиль. Как будто специально православный народ в искушение вводят!
Лев Хоружник / 18.01.2017, 10:14

5. Ответ на 4., М.Яблоков:

Никона.В смысле, чтобы перенять у греков? Это да. Но тогда греки были другие...

Да и тогда ... А теперь.....
Lucia / 18.01.2017, 10:10

4. Ответ на 3., Lucia:

Никона.

В смысле, чтобы перенять у греков? Это да. Но тогда греки были другие...
М.Яблоков / 18.01.2017, 08:09

3. Ответ на 1., М.Яблоков:

Вообще-то причащение частицами, вынутыми о здравии и о упокоении и в честь святых - это униатская практика. Как она могла оказаться у православных греков?

Никона.
Lucia / 18.01.2017, 05:42

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

Вообще-то причащение частицами, вынутыми о здравии и о упокоении и в честь святых - это униатская практика. Как она могла оказаться у православных греков?

Хорошо, сейчас нет патриарха Никола.
Lucia / 18.01.2017, 05:41

1. Re: Основные отличия греческого богослужения (*) от русского

Вообще-то причащение частицами, вынутыми о здравии и о упокоении и в честь святых - это униатская практика. Как она могла оказаться у православных греков?
М.Яблоков / 18.01.2017, 04:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Белов
Вопиющая профанация Евхаристии
Синод Православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
26.02.2018
Об иконопочитании и почитании святых
7 / 20 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
18.03.2016
Все статьи Протоиерей Игорь Белов
Последние комментарии
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:07
Важные решения Священного Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:04
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:01
Добрый пастырь земли Иркутской
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 15:36
О новой киноверсии великого романа Достоевского
Новый комментарий от Советский недобиток
27.12.2024 15:20
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от РОНОЛ
27.12.2024 15:06