Если обрядовая сторона Божественных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста русской традиции немногим, чем отличаются от греческой, то расхождения в литургии Преждеосвященных Даров гораздо значительнее. Постараемся их обозначить для наиболее полного усвоения литургических богослужебных особенностей и полноты духовно-символического понимания главного великопостного богослужения Церкви - Литургии Преждеосвященных Даров. Надеюсь, это будет интересным и полезным не только для священнослужителей и семинаристов, но и вообще для всех, интересующихся православным литургическим богословием и, в частности, сравнительной литургикой.
Как и полная литургия, литургия Преждеосвященных Даров в греческой традиции начинается возгласом «Благословенно Царство» при открытых царских вратах. Перед этим через открытые царские врата совершается каждение алтаря, иконостаса и народа (иконостас кадится с амвона, вдоль солеи священник не ходит, как у нас это принято). Во время чтения 103 псалма священник читает «светильничные» молитвы в алтаре у престола. Великая ектения.
На кафизме (на кафизму царские врата и завеса закрываются) перенос Святого Агнца (Агнец, разумеется, предварительно напояется Кровью так же, как и у нас) происходит в закрытом виде - Агнец под звездицей и покровцом - эта основная греческая особенность. Земных поклонов и распределения священнодействий по статьям кафизмы, как у нас, нет. Всё делается сразу: убирается Евангелие, раскрывается антиминс, ставится дискос. Развёрнутый антиминс перед началом священнодействия спереди кадится. С помощью лжицы и копия вынимается Агнец из Дарохранительницы, полагается на дискос. Агнец кадится спереди (а не окрест престола как у нас) и тут же покрывается без слов предварительно окаждёнными звездицей и покровцом. После покрытия снова кадится спереди. Далее дискос с Агнцем священником переносится через горнее место на жертвенник. На жертвеннике вливаются в потир вино и вода, кадятся покровец чаши и воздух, и покрываются Святые Дары. Предложение кадится, как у нас со словами «Молитвами святых отец наших». Земного поклона нет. По каждой статье кафизмы, как и обычно, малая ектения.
На «Господи возвах» царские врата и завеса открываются - каждение. Малый вход. «Мир всем» с горнего места не произносится, но «Эспэрас прокименон» (вечерний прокимен), после чего поётся сам прокимен со стихом. Обе паремии читаются при открытых царских вратах. «Свет Христов просвещает всех» - как у нас.
На «Да исправится» священник не стоит постоянно у престола с кадилом, но на каждый стих обходит престол окрест, останавливаясь у каждой стороны, при этом в левой руке держит свечу, и, как правило, сам поёт стихи прокимна. После того, как, таким образом, покадит со всех сторон престол, кадит далее жертвенник и весь алтарь, выходит на амвон, кадит местные иконы, хор и народ. Земных поклонов с молитвой Ефрема Сирина и стояния на коленях на последнем стихе нет. Ектения «Рцем вси» и далее по чину.
На великий вход кадится не только один алтарь, как у нас, но всё точно так же, как и на полной литургии: престол, жертвенник, весь алтарь, местные иконы, хор и народ. Каждение происходит после произнесения священником гимна «Ныне силы небесныя» с воздетыми рукам, а не до этого, как у нас. После каждения - целование антиминса и прощение в царских вратах. При переносе Святых Даров священник возлагает воздух не на плечо диакону, а себе на голову (см. картинку в начале статьи), даже в том случае, если служит с диаконом, в знамение того, что на Преждеосвященной литургии Святые Дары уже освящены и пресуществлены в Тело и Кровь Христа, и священник здесь не совершитель таинства, а только служитель. Нести воздух на великом входе полной литургии - прерогатива диакона, то есть, служителя, а не совершителя таинства. А на Преждеосвященной литургии священник является служителем. При этом дискос берётся в правую руку, а чаша в левую, и несутся на одном уровне. Во время великого входа, как и у нас, никаких возгласов не произносится. Дары поставляются на престол, покровцы снимаются, кадится воздух и покрываются им Дары. Предложение кадится. Земных поклонов с молитвой Ефрема Сирина нет. Царские врата затворяются, завеса закрывается полностью, а не до половины. Далее просительная ектения и всё по чину как у нас.
Греческой особенностью является то, что молитвы «Исполнение Духа Святаго» и «Теплота веры» произносятся как на полной литургии. И от чаши вкушают все священнослужители, в том числе и потребляющий диакон, но молча, без слов, только «Молитвами святых отец наших». Далее всё как на полной литургии согласно греческой традиции.
Знание литургической практики братских Православных Греческих Церквей да поможет всем нам наиболее полному и глубокому пониманию, осмыслению и усвоению своей русской богослужебной традиции!