itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовно-нравственная экономика: домостройство в контексте стратегирования

Доклад на круглом столе в Госдуме РФ от 20 марта 2014 г. на тему: «Социальная ответственность бизнеса: нравственные нормы в экономике, социальной сфере и праве»

Александр Сергеевич Пушкин  Ювенальная юстиция  Семья 
0
441
Время на чтение 8 минут

Есть чувство правды в сердце человек -

Святое вечности зерно.

М.Ю. Лермонтов

Впервые в условиях глобального всеохватывающего системного, онтологически апокалиптического кризиса, глубоко коснувшегося хозяйства, экономики (на самом деле - хрематистики, финансономики или финансомики), экономической (по сути хрематистической) науки и также общества, далеко не случайно отмечается юбилей, а именно 290-летие, написания «Книги о скудости и богатстве» (24 февраля 1724 г.) Ивана Тихоновича Посошкова (1652 или 1653 - 1726 гг.).

ПОСОШКОВ - это феномен, явление российской и мировой экономической мысли и науки о воспроизводстве в живом хозяйственном организме - домостройстве невещественного богатства - правды, а значит, духовно-нравственного капитала экономики, строительстве справедливой цены.

«Новый Посошков» XIX в. - Василий Александрович Кокорев в своем знаменитом труде «Экономические провалы» главной причиной всех наших хозяйственно-экономических провалов, неустройств вполне справедливо считает духоугашение. Вспомним слова из Дневника ныне Святого Царя-искупителя Николая Александровича Романова от 2 марта 1917 г.: «Кругом измена, и трусость, и обман!». Мы не уберегли царя. Это - результат духоугашения, несмотря на русское социально-экономическое чудо конца XIX - начала ХХ вв.: увеличение народонаселения на 50%, пятое место в мире по промышленному производству, первое место в мире по темпам экономического развития, безпрецедентный ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, огромное количество научных открытий.

Иван Тихонович Посошков - государев человек, верноподданный царю-императору Петру Великому, православный предприниматель, мыслитель, философ хозяйства, самоучка и одновременно - представитель оригинальной российской институционально-экономической мысли и науки с внутренними институтами. Начала отечественной экономической науки первой четверти XVIII в. имеют чрезвычайную актуальность в XXI в.

В рамках отечественной, а по сути вселенской мегашколы экономической (домостроительной) мысли и науки, а также отечественной школы стратегирования - науки побеждать в контексте цивилизационного развития живого социо-культурно - хозяйственного организма, институционализации Закона Божьего, а также как сверхдолгосрочного планирования строительства Дома-Государства как единства Святой Руси, Великой России и России Державной, Посошков создал целостное учение о вещественном богатстве и безпрецедентное учение о невещественном богатстве - ПРАВДЕ и правде.

Автору этой статьи в своих научных трудах удалось доказать, что правда как духовная пища являлась клеточкой конституирующей национальной модели хозяйственной системы Руси-России 862-1917 гг. Из марксистской политической экономии известно, что клеточкой капиталистической системы хозяйства К. Маркс считал товар, а К. Менгер в качестве клеточки рыночной экономической системы позиционировал потребности.

Посошков со своей моделью человека как триединства духа, души и тела; клеточкой - правдой живого духовно-нравственного хозяйственного организма - домостройства, который необходимо укреплять, институционализируя Закон Божий, исправляя неисправы, опередил почти на полвека знаменитого шотландца Адама Смита с его работой «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). А. Смит стоял у истоков теории рыночной экономики - по сути, хрематистики с его моделью homo economicus, а точнее homo chrematisticus (по А.В. Аникину), которым движет эгоизм, а не духовно-нравственные мотивы.

И.Т. Посошков стал фактически первым экономистом в мире в век Просвещения, т.е. в эпоху Модерна - времени, с которого берет начало современная экономическая наука. В последней началось отречение от органической связи науки и религии, от античных понятий Ксенофонта и Аристотеля ойкономикос - домострой и аристотелевской хрематистики. Еще со времен и «благодаря» Ф. Бэкону - родоначальнику английского материализма, провозгласившего в качестве цели науки господство человека над природой, очищение разума от «идолов», т.е. от Бога, - а также Локку и Гоббсу, утверждается материалистическое, атеистическое, так называемое научное мировоззрение.

И.Т. Посошков и А. Смит: чьи взгляды будет развивать современная экономическая, по сути хрематистическая (от древнегреч. слова хрема, означающего наживу), наука XVIII -XXI вв. как стратегический фактор развития общества, мировоззренческая основа экономического стратегирования? С Богом или без Бога? Какая модель человека будет заложена в парадигму экономической теории рыночной экономики: homo chrematisticus - человека эгоиста или духовно-нравственного человека как единства духа, души и тела? От этого будет зависеть МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ИДЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, а отсюда - и менталитет, и принципы, и экономический образ мышления...и в целом экономическое развитие, либо гармоническое, самодостаточное, либо кризисное, тупиковое.

Как известно всем, просвещенный материализмом и либерализмом мир пошел за А. Смитом, а не за И.Т. Посошковым, и в целом, не за плеядой отечественных мыслителей, философов хозяйства, экономистов - домостроителей. Обладая наукой стратегирования, легко и в XXI в. сценировать социо-культурно-хозяйственное будущее России на основе домостроя, домостройства, домостроительства; нового домостроя и нового домостройства, а не хрематистики.

Еще в античный период, Аристотель Стагирит в своей работе «Политика» (IV в. до н.э.) создал учение об ойкономикос - домострое как общественно полезном хозяйстве, гармоничном, справедливом, самодостаточном, не разрушающем природу на уровне семьи, что мы сегодня называем микроэкономикой, а также - города-государства, т.е. макроэкономики; и учение о хрематистике как науке о делании денег с использованием института ростовщичества как «рода наживы», который по Аристотелю «оказывается по преимуществу противным природе».

Аристотель гениально показал два пути развития хозяйства и экономики: I) ойкономикос - домострой и II) хрематистика. Однако, мир выбрал на несколько тысячелетий второй, антинравственный путь - хрематистику. Аристотель пытался предупредить человечество от угрозы «маммонизма» (термин С.Н. Булгакова). Аристотель Стагирит взывал: «...с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые...утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег». Именно этот древнегреческий мыслитель - Аристотель стоит у истоков и учения о справедливой цене, которую в своей безсмертной «Книге о скудости и богатстве» развивал И.Т. Посошков. Сегодня учение о справедливой цене следует разработать, доказать, что такое справедливая цена так, как теорему Пуанкаре, которая долгое время не была доказана.

Однако, до сих пор оказались невостребованными в глобализирующемся мире аристотелевское учение об ойкономикос - домострое и домостройстве и посошковское целостное учение о вещественном и невещественном богатстве-правде даже в Государстве (из этимологического словаря знаем, что наше слово государство является производным от слова государь) Российском, которое в 2012 г. отметило 1150-летие своего образования, 2013 год провозгласило ГОДОМ ИСТОРИИ, 2014 год - ГОДОМ КУЛЬТУРЫ (известно из этимологии, что слово культура происходит от слова культ).

Откуда берут корни скудость и безнравственность современной хозяйственно-экономической мысли и науки, экономики и хозяйства, препринимательства? Современная экономическая (хрематистическая) наука в контексте мейнстрима по взглядам многих отечественных ученых находится в кризисе. Все три составные части современной экономической теории рыночной экономики, разработанной на основе идеологии либерализма, - англо-саксонского экономикса: методология (концепция рационального эгоиста - хрематиста), общая экономическая теория (например, теория предельной полезности и предельной производительности), а также в целом экономическая политика рыночного фундаментализма - находятся в кризисе.

Экономикс как мейнстрим в лице Лондонской школы экономики в кризисе (об этом заявляла даже королева Великобритании Елизавета). На помощь мейнстриму пришел неоинституционализм. Соотношение неоклассики и неоинституционализма по мнению Ф.Фукуямы - 80:20. Но и этот тандем неоклассики с неоинституционализмом не решил ни одной глобальной проблемы современности. Глобальные проблемы современности: прежде всего, духовно-нравственные, войны и терроризма, голода и недоедания, демографические, экологические, энергетические, информационные и др. со временем только усугубляются, загоняются в тупик.

Не являясь мейнстримом, отечественная, а по сути вселенская, оригинальная, альтернативная хозяйственно-экономическая (домостроительная) мысль и наука, пока еще как дискурс, а не парадигма, в эпоху глобализации становится все более востребованной на уровне наноэкономики (хозяйства человека как единства духа, души и тела), микроэкономики (например, в форме кооперативного движения).

Об этом свидетельствуют ренессанс философии хозяйства с категорией трансцендентности, формирование и развитие мегашколы домостроительной (экономической) мысли и науки - основы российского хозяйственного стратегирования; повышенный интерес к ломоносовскому закону «о сохранении и размножении российского народа», учению Посошкова о невещественном богатстве - правде, об институционализации по Посошкову Закона Божьего, десятины как самого правильного государственного налога, справедливой цене.

Вместо заключения - слова Наталии Сергеевны Гончаровой: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, иной путь к первоисточнику всех искусств, к Востоку». Вместо слов Н.С. Гончаровой «к Востоку» правильно сказать - к России, которая сосредотачивается.

Скудость и безнравственность мировой экономической, в смысле хрематистической, науки, хозяйства и экономики должны разрешаться в контексте посошковского невещественного богатства - правды и затем вещественного богатства, а также домостройства - домостроительства (domostroitelstvo), ибо согласно А.С. Пушкину - нашему все - «русский человек должен жить дома». «Новый Посошков» XIX в. - Василий Александрович Кокорев - в своем труде «Экономические провалы» восклицал: «Пора домой!».

Выводы:

1. «Пора домой!» к духовно-нравственной экономике - новому домостройству, к сокровищнице созидательной хозяйственно-экономической, домостроительной мысли. В рамках фундаментальной историко-экономической науки, научного стратегирования разработана концепция домостроительства как экономической системы. В XXI в. четко обозначились две противоположные хозяйственные системы: домостройство и хрематистика - не только в теории, но и на практике, что легко проверяется и научно доказывается. Выбор за нами.

2. Домостройство раскрывается сегодня новыми гранями. Это не целостная система хозяйствования. Новое домостройство хорошо позиционируется на наноуровне - на уровне наноэкономики (хозяйства человека). Домостроительные кооперативные идеи А.В. Чаянова реализуются молодыми предпринимателями. О «Строительстве справедливости» писал В.В. Путин 05 марта 2012 г. в «Комсомольской правде». Домостроительные начала можно проследить в Поднебесной с ее конфуцианской философией хозяйства.

3. Модель экономического (хрематистического) человека - человека-эгоиста должна быть заменена на позиционирование человека как единства духа, души и тела, когда для всех частей нужна пища. «Пищей» для духа является правда как образ Первообраза Правды. Общество потребительства или общество правды? Знаток психологии человека - Ф.М. Достоевский писал, что русский человек своей последней мысли машине не отдаст.

4. Стратегируя, определяя институциональную матрицу, помним слова Д. Норта, что история имеет значение, идеи и идеология имеют значение, институты имеют значение. Есть утверждение, что история ничему не учит, но она наказывает. Действительно, история наказывает правдой.

5. Даже суперправильные законы не работают без духа, питаемого правдой как истиной, справедливостью, духовностью. Закон, чтобы стать институтом, должен быть наполнен силой. Правильные законы работают, институционируются, если их не выдергивают из живой ткани живого социо-культурно-хозяйственного организма.

Тамара Николаевна Юдина, доктор экономических наук, доцент экономического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», действительный член (академик) Академии Философии Хозяйства

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тамара Юдина
Домостроительство графа Аракчеева без
«аракчеевщины»и «домостроевщины»
13.07.2022
О гармонии в экономике-домострое, а не «христианском социализме»...
О гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества, правде как ее клеточке
03.05.2021
Китай: новый мегапроект
Совместное создание сообщества с единой судьбой стран Северо-Восточной Азии (СВА) и некоторые аспекты российско-китайских экономических отношений
08.03.2021
О скудости и богатстве
Первому русскому экономисту И.Т.Посошкову (1652 - 1726)
19.02.2021
Россия как цивилизация и цивилизация как Россия
Домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России. Предисловие к новой монографии
13.02.2021
Все статьи Тамара Юдина
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
Все статьи темы
Ювенальная юстиция
Юлаг в сапогах
Заявление Миронова о создании Министерства демографии может стать ювенальной гильотиной для семьи
22.03.2024
Хвост виляет собакой?
Правовики Госдумы блокируют разумные ограничения на аборты
29.02.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
Все статьи темы
Семья
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности
Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар
26.03.2024
О проблемах многодетности в России
Многодетность — образ жизни?
23.03.2024
Что сказали Путину по госнацполитике и кадровым вопросам
Центральные СМИ не в полной мере информируют о проблемных вопросах
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25