Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Речь не о производстве велосипедов, не о велоспорте, не о велопрогулках по воскресным паркам, а именно о велотранспорте

Новости Москвы 
0
354
Время на чтение 5 минут

Что мешало развитию велотранспорта в России?

Сразу подчеркну: речь пойдет не о производстве велосипедов, не о велоспорте, не о велопрогулках по воскресным паркам, а именно о велотранспорте. О средстве передвижения, которое должен стать существенным дополнением, а в городах даже и некой альтернативой транспорту автомобильному. Что нужно сделать для того, чтобы велосипед был не просто средством для активного отдыха, как получилось по нынешней концепции его развития в крупных российских городах, а привычным средством передвижения?

Об этом много говорят, но все до недавнего времени ограничивалось прокладками велодорожек в парках. И лишь недавно стали появляться сообщения, что на строящихся и запланированных к постройке пересадочных узлах в Москве появятся и велостоянки.

Велосипед - добрый друг сотен миллионов - завоевал массовое признание более века назад. И именно как удобный массовый вид транспорта, а не прогулочный тренажер для элиты, каковым он изначально делался и проектировался. Массово была признана его полезность, как в городах, так и в сельской местности. Во время Первой мировой войны были даже созданы специальные велосипедные части, показавшие свою эффективность на европейских дорогах, что, кстати, подхлестнуло процесс всемирной велосипедизации.

Но почему ж тогда Россия по степени насыщения национальных дорог велосипедами плетется в хвосте у всего мира! Постараюсь изложить свои соображения по этому поводу.

Давным-давно, когда деревья были большими, мне, вместе с родителями (Московским Виктором Васильевичем и Московской Галиной Ивановной), довелось жить в ГДР, в утопающем в соснах военном городке Мальвинкеле. Память детства хранит многое, но почему-то из множества тамошних «социальных технологий» мне больше всего запомнилась велопарковка возле нашего чепка-военторга. Это простейшее сооружение, состоящее из ячеек для велосипедов, позволяло оставлять своих двухколесных коней у входа в магазин. Опасаешься угона? Пристегни педального коня замком на цепи к стойке. То есть секрет того, что не только жители нашего полусекретного городка, но и всей Германии, а точнее, всей Европы, активно разъезжают на велосипедах по хозяйственным делам, в том, что велосипедистам просто есть где припарковаться, причем с гарантией сохранности.

Схожая ситуация и в Канаде, где мне также довелось побывать, но там вообще подошли к вопросу кардинально, запретив, например, в тамошней столице - Оттаве, ездить по воскресеньям на автомобилях (кроме специальных), полностью отдав дороги велосипедам. И там еще по каналам зимой многие на работу на коньках ездят. Представить, что зимой по замерзшей Москве-реке катятся в МГУ профессора и студенты просто невозможно.

А вот ни в Союзе, ни в современной России нигде и никогда до недавнего времени мне таких велостоек видеть не доводилось. Лишь последние два года они стали внедряться как московской мэрией, так и владельцами супермаркетов, до которых «дошла» необходимость подобных конструкция для привлечения покупателей. Стали появляться подобные парковочки и у небольших магазинчиков. Но всё равно, имеющегося, на мой взгляд, не достаточно. Думается, что в этом и состоит первая причина неразвитости российского велотранспорта.

Вторая причина не менее банальна. Пару лет назад один мой приятель решил проехать на велосипеде по Москве в воскресный день. Ехать довелось километров пятнадцать. Но он проклял все на свете. Крутить педали даже по безлюдным тротуарам у нас в городе было невозможно. Высокие бордюры вынуждали, жалея велосипед, да и собственное седалище, постоянно соскакивать с седла. То есть просто надо сделать бордюры на переходах в городах, да и во всех иных населенных пунктах удобными для спуска и подъема малого колесного транспорта, то есть повсюду перейти к так называемой безбарьерной архитектуре. При этом будет решена и еще одна значимая социальная задача - города окажутся реально доступными для передвижения инвалидов-колясочников, за что Всероссийское общество инвалидов тщетно ратует с момента своего создания. Справедливости ради стоит отметить, что сейчас, при перекладывании тротуаров и замене асфальта на плитку этот факт учитывается. Если такими темпами реконструкция будет идти и дальше, то глядишь, года через два-три эта задача будет всё же решена.

Есть и третья причина неразвитости у нас велотранспорта: негде хранить велосипеды. Площади и планировка квартир большинства россиян не позволяют держать транспорт дома. Лестничные клетки же и домовые подъезды для этого пока не везде приспособлены. Что делать? В Канаде, например, строят специальные велосипедные хранилища, особенно у студенческих общежитий. Видимо, и нам следует идти по этому же пути - предусматривать в новых домах или при модернизации старых специальные помещение для хранения велосипедов. И массово строить велостоянки, где за минимальную цену можно оставить своего двух- (а порою и трехколесного) помощника.

Необходимо повсеместно в качестве велостоянок использовать, как автомобильные стоянки, а также «пересадочные узлы», построенные ныне возле многих станций метро.  Это же, кстати, относится и к мотоциклам, становящимся всё более популярными.

Кроме того, что весьма важно для Москвы и иных городов - надо снять запрет на провоз велосипедов в метро и в другом общественном транспорте. По крайней мере, в выходные дни. Или хотя бы разрешить их провоз в будние дни  в определенное время - хотя бы не в часы пик. И вообще, по моему мнению, надо разрешить их бесплатный провоз.

Повсеместно необходимо  организовывать и прокат велосипедов, а может и подзабытых ныне, но весьма удобных мопедов. Недавно один из московских банков начал такую акцию, и было бы неплохо, что бы у него нашлись подражатели, что весьма важно даже для создания конкурентной среды.

То есть, для того, чтобы велосипед в России стал не только средством времяпровождения, но и помогал нам в хозяйственных делах, необходим целый комплекс мер и прежде всего административного характера

 Да, это потребует определенных материальных затрат. Ведь ликвидация слишком высоких бордюров, строительство дополнительных дорожек, расширение имеющихся тротуаров, возведение около общественных зданий - школ, кинотеатров, стадионов и т.п. - велопарковок (магазины, особенно супермаркеты, наверное, и сами их сделают) потребует денег. Но эти траты очень быстро окупятся для общества сторицей.

И вот что ещё важно: назрел вопрос о принятии специального Закона о велотранспорте, причём, как на местных, так и на федеральном уровнях.

Данное предложение уже обсуждалось в 2008 году в Государственной Думе, но за другими неотложными заботами, было подзабыто. А ведь этот закон,  вкупе с комплексом соответствующих мер, учитывающих опыт других стран, значительно облегчит жизнь граждан России.

И, что немаловажно, развитие велотранспорта будет способствовать развитию массовой физической культуры, которой так у нас пока не хватает.

 

Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. 13. Москвич.

Согласен.
электрик / 08.09.2013, 21:52

13. Электрику, на 11

//Если нефть закончится, значит перестанут жечь, и,стало быть, надо ждать наоборот,похолодания?// Согласен. Я лишь хотел подчеркнуть фантастичность данного сценария в настоящее время. Западу Россия нужна как рынок сбыта, и вовсе не велосипедов, а автомобилей. И Западу все равно, наступит ли у нас транспортный коллапс и как мы из него выберемся. Нас не спасет ни Новая Москва, ни Новый Санкт-Петербург. Боюсь, что только очень серьезные потрясения могут изменить взгляды людей на нынешний технологический уклад, на предметы роскоши и комфорта. Общество потребления доживает свои последние годы.
Москвич / 08.09.2013, 13:37

12. пройденный этап

В теперь уже далекое советское домассовоавтомобильное время в военном городке, в котором жил я с родителями, все так и было: велосипед был массовым транспортным средством, особенно для поездок в продуктовые магазины и на дачи. Но так как наш военный городок находился внутри небольшого города, поездки в него обходились очень дорого: у нас в семье в совокупности было украдено 11 велосипедов, не помогали и замки с цепями.
Наблюдатель. / 08.09.2013, 10:30

11. 7. Москвич :

"Вот когда закончится эра нефти и наступит глобальное потепление..." Если нефть закончится, значит перестанут жечь, и,стало быть, надо ждать наоборот,похолодания?
электрик / 08.09.2013, 10:25

10. Ответ на 8., рудовский:

Почему же? Помнится в года моего детства в Академгородке была чуть ли не единственная виденная мной велодорожка вдоль Морского Проспекта... И какой на ней был траффик? Как в китайских или голландских городах или поменьше?

Тогда было движение и транспорт, а имена писали с большой буквы (вот дикари!).
Иванович Михаил / 08.09.2013, 09:51

9. Re: Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Полагаю. что велосипедная проблема по мере её пратического решения, которое, вдруг- не вдруг, да последует, решит все насущные социальные, политические, гуманитарные и прочие-прочие проблемы...Да здравствует ВЕЛОСИПЕД!

8. Ответ на 6., Анна де Бейль:

Почему же? Помнится в года моего детства в Академгородке была чуть ли не единственная виденная мной велодорожка вдоль Морского Проспекта...

И какой на ней был траффик? Как в китайских или голландских городах или поменьше?
рудовский / 08.09.2013, 07:44

7. Re: Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Вот когда закончится эра нефти и наступит глобальное потепление - тогда все пересядут на велосипеды. А пока вопреки всякой логике будут упрямо цепляться за комфорт автомобилей.
Москвич / 08.09.2013, 06:30

6. Рудовскому

Почему же? Помнится в года моего детства в Академгородке была чуть ли не единственная виденная мной велодорожка вдоль Морского Проспекта... Вело транспорт нужен и будет хорош, но при одном непременном условии - своя полоса и преимущество на всех поворотах, как в Аргентине...
Анна де Бейль / 08.09.2013, 05:41

5. Re: Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Есть сомнения... Погодные условия покруче у нас. Как быть в дождь, в снег, в сугробы? В крупном городе, чтобы доехать, например, до работы, надо преодолеть огромное расстояние. Часто до работы едут 1,5-2 часа в один конец, и это на ж/д, метро и автобусах! Скорость велосипеда - 20 км/ч, если не ошибаюсь. Люди будут падать))) Пришел на работу - и упал))) Груз не перевезешь, даже сумку не очень удобно. С зонтом - тоже. В метро московском - абсолютно нереально. представляю, что будет, если еще с велосипедами! Склифософский будет переполнен))) Возможно, еще экономически не очень выгодно, в целом для страны. Но может быть, я ошибаюсь.
apell / 07.09.2013, 21:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Викторович Московский
Все статьи Юрий Викторович Московский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46