Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Речь не о производстве велосипедов, не о велоспорте, не о велопрогулках по воскресным паркам, а именно о велотранспорте

Новости Москвы 
0
356
Время на чтение 5 минут

Что мешало развитию велотранспорта в России?

Сразу подчеркну: речь пойдет не о производстве велосипедов, не о велоспорте, не о велопрогулках по воскресным паркам, а именно о велотранспорте. О средстве передвижения, которое должен стать существенным дополнением, а в городах даже и некой альтернативой транспорту автомобильному. Что нужно сделать для того, чтобы велосипед был не просто средством для активного отдыха, как получилось по нынешней концепции его развития в крупных российских городах, а привычным средством передвижения?

Об этом много говорят, но все до недавнего времени ограничивалось прокладками велодорожек в парках. И лишь недавно стали появляться сообщения, что на строящихся и запланированных к постройке пересадочных узлах в Москве появятся и велостоянки.

Велосипед - добрый друг сотен миллионов - завоевал массовое признание более века назад. И именно как удобный массовый вид транспорта, а не прогулочный тренажер для элиты, каковым он изначально делался и проектировался. Массово была признана его полезность, как в городах, так и в сельской местности. Во время Первой мировой войны были даже созданы специальные велосипедные части, показавшие свою эффективность на европейских дорогах, что, кстати, подхлестнуло процесс всемирной велосипедизации.

Но почему ж тогда Россия по степени насыщения национальных дорог велосипедами плетется в хвосте у всего мира! Постараюсь изложить свои соображения по этому поводу.

Давным-давно, когда деревья были большими, мне, вместе с родителями (Московским Виктором Васильевичем и Московской Галиной Ивановной), довелось жить в ГДР, в утопающем в соснах военном городке Мальвинкеле. Память детства хранит многое, но почему-то из множества тамошних «социальных технологий» мне больше всего запомнилась велопарковка возле нашего чепка-военторга. Это простейшее сооружение, состоящее из ячеек для велосипедов, позволяло оставлять своих двухколесных коней у входа в магазин. Опасаешься угона? Пристегни педального коня замком на цепи к стойке. То есть секрет того, что не только жители нашего полусекретного городка, но и всей Германии, а точнее, всей Европы, активно разъезжают на велосипедах по хозяйственным делам, в том, что велосипедистам просто есть где припарковаться, причем с гарантией сохранности.

Схожая ситуация и в Канаде, где мне также довелось побывать, но там вообще подошли к вопросу кардинально, запретив, например, в тамошней столице - Оттаве, ездить по воскресеньям на автомобилях (кроме специальных), полностью отдав дороги велосипедам. И там еще по каналам зимой многие на работу на коньках ездят. Представить, что зимой по замерзшей Москве-реке катятся в МГУ профессора и студенты просто невозможно.

А вот ни в Союзе, ни в современной России нигде и никогда до недавнего времени мне таких велостоек видеть не доводилось. Лишь последние два года они стали внедряться как московской мэрией, так и владельцами супермаркетов, до которых «дошла» необходимость подобных конструкция для привлечения покупателей. Стали появляться подобные парковочки и у небольших магазинчиков. Но всё равно, имеющегося, на мой взгляд, не достаточно. Думается, что в этом и состоит первая причина неразвитости российского велотранспорта.

Вторая причина не менее банальна. Пару лет назад один мой приятель решил проехать на велосипеде по Москве в воскресный день. Ехать довелось километров пятнадцать. Но он проклял все на свете. Крутить педали даже по безлюдным тротуарам у нас в городе было невозможно. Высокие бордюры вынуждали, жалея велосипед, да и собственное седалище, постоянно соскакивать с седла. То есть просто надо сделать бордюры на переходах в городах, да и во всех иных населенных пунктах удобными для спуска и подъема малого колесного транспорта, то есть повсюду перейти к так называемой безбарьерной архитектуре. При этом будет решена и еще одна значимая социальная задача - города окажутся реально доступными для передвижения инвалидов-колясочников, за что Всероссийское общество инвалидов тщетно ратует с момента своего создания. Справедливости ради стоит отметить, что сейчас, при перекладывании тротуаров и замене асфальта на плитку этот факт учитывается. Если такими темпами реконструкция будет идти и дальше, то глядишь, года через два-три эта задача будет всё же решена.

Есть и третья причина неразвитости у нас велотранспорта: негде хранить велосипеды. Площади и планировка квартир большинства россиян не позволяют держать транспорт дома. Лестничные клетки же и домовые подъезды для этого пока не везде приспособлены. Что делать? В Канаде, например, строят специальные велосипедные хранилища, особенно у студенческих общежитий. Видимо, и нам следует идти по этому же пути - предусматривать в новых домах или при модернизации старых специальные помещение для хранения велосипедов. И массово строить велостоянки, где за минимальную цену можно оставить своего двух- (а порою и трехколесного) помощника.

Необходимо повсеместно в качестве велостоянок использовать, как автомобильные стоянки, а также «пересадочные узлы», построенные ныне возле многих станций метро.  Это же, кстати, относится и к мотоциклам, становящимся всё более популярными.

Кроме того, что весьма важно для Москвы и иных городов - надо снять запрет на провоз велосипедов в метро и в другом общественном транспорте. По крайней мере, в выходные дни. Или хотя бы разрешить их провоз в будние дни  в определенное время - хотя бы не в часы пик. И вообще, по моему мнению, надо разрешить их бесплатный провоз.

Повсеместно необходимо  организовывать и прокат велосипедов, а может и подзабытых ныне, но весьма удобных мопедов. Недавно один из московских банков начал такую акцию, и было бы неплохо, что бы у него нашлись подражатели, что весьма важно даже для создания конкурентной среды.

То есть, для того, чтобы велосипед в России стал не только средством времяпровождения, но и помогал нам в хозяйственных делах, необходим целый комплекс мер и прежде всего административного характера

 Да, это потребует определенных материальных затрат. Ведь ликвидация слишком высоких бордюров, строительство дополнительных дорожек, расширение имеющихся тротуаров, возведение около общественных зданий - школ, кинотеатров, стадионов и т.п. - велопарковок (магазины, особенно супермаркеты, наверное, и сами их сделают) потребует денег. Но эти траты очень быстро окупятся для общества сторицей.

И вот что ещё важно: назрел вопрос о принятии специального Закона о велотранспорте, причём, как на местных, так и на федеральном уровнях.

Данное предложение уже обсуждалось в 2008 году в Государственной Думе, но за другими неотложными заботами, было подзабыто. А ведь этот закон,  вкупе с комплексом соответствующих мер, учитывающих опыт других стран, значительно облегчит жизнь граждан России.

И, что немаловажно, развитие велотранспорта будет способствовать развитию массовой физической культуры, которой так у нас пока не хватает.

 

Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. 13. Москвич.

Согласен.
электрик / 08.09.2013, 21:52

13. Электрику, на 11

//Если нефть закончится, значит перестанут жечь, и,стало быть, надо ждать наоборот,похолодания?// Согласен. Я лишь хотел подчеркнуть фантастичность данного сценария в настоящее время. Западу Россия нужна как рынок сбыта, и вовсе не велосипедов, а автомобилей. И Западу все равно, наступит ли у нас транспортный коллапс и как мы из него выберемся. Нас не спасет ни Новая Москва, ни Новый Санкт-Петербург. Боюсь, что только очень серьезные потрясения могут изменить взгляды людей на нынешний технологический уклад, на предметы роскоши и комфорта. Общество потребления доживает свои последние годы.
Москвич / 08.09.2013, 13:37

12. пройденный этап

В теперь уже далекое советское домассовоавтомобильное время в военном городке, в котором жил я с родителями, все так и было: велосипед был массовым транспортным средством, особенно для поездок в продуктовые магазины и на дачи. Но так как наш военный городок находился внутри небольшого города, поездки в него обходились очень дорого: у нас в семье в совокупности было украдено 11 велосипедов, не помогали и замки с цепями.
Наблюдатель. / 08.09.2013, 10:30

11. 7. Москвич :

"Вот когда закончится эра нефти и наступит глобальное потепление..." Если нефть закончится, значит перестанут жечь, и,стало быть, надо ждать наоборот,похолодания?
электрик / 08.09.2013, 10:25

10. Ответ на 8., рудовский:

Почему же? Помнится в года моего детства в Академгородке была чуть ли не единственная виденная мной велодорожка вдоль Морского Проспекта... И какой на ней был траффик? Как в китайских или голландских городах или поменьше?

Тогда было движение и транспорт, а имена писали с большой буквы (вот дикари!).
Иванович Михаил / 08.09.2013, 09:51

9. Re: Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Полагаю. что велосипедная проблема по мере её пратического решения, которое, вдруг- не вдруг, да последует, решит все насущные социальные, политические, гуманитарные и прочие-прочие проблемы...Да здравствует ВЕЛОСИПЕД!

8. Ответ на 6., Анна де Бейль:

Почему же? Помнится в года моего детства в Академгородке была чуть ли не единственная виденная мной велодорожка вдоль Морского Проспекта...

И какой на ней был траффик? Как в китайских или голландских городах или поменьше?
рудовский / 08.09.2013, 07:44

7. Re: Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Вот когда закончится эра нефти и наступит глобальное потепление - тогда все пересядут на велосипеды. А пока вопреки всякой логике будут упрямо цепляться за комфорт автомобилей.
Москвич / 08.09.2013, 06:30

6. Рудовскому

Почему же? Помнится в года моего детства в Академгородке была чуть ли не единственная виденная мной велодорожка вдоль Морского Проспекта... Вело транспорт нужен и будет хорош, но при одном непременном условии - своя полоса и преимущество на всех поворотах, как в Аргентине...
Анна де Бейль / 08.09.2013, 05:41

5. Re: Велосипед в России должен всё-таки стать массовым транспортным средством

Есть сомнения... Погодные условия покруче у нас. Как быть в дождь, в снег, в сугробы? В крупном городе, чтобы доехать, например, до работы, надо преодолеть огромное расстояние. Часто до работы едут 1,5-2 часа в один конец, и это на ж/д, метро и автобусах! Скорость велосипеда - 20 км/ч, если не ошибаюсь. Люди будут падать))) Пришел на работу - и упал))) Груз не перевезешь, даже сумку не очень удобно. С зонтом - тоже. В метро московском - абсолютно нереально. представляю, что будет, если еще с велосипедами! Склифософский будет переполнен))) Возможно, еще экономически не очень выгодно, в целом для страны. Но может быть, я ошибаюсь.
apell / 07.09.2013, 21:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Викторович Московский
Все статьи Юрий Викторович Московский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.01.2025 03:40
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24