19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил Указом № 1666 Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. В рамках документа Президент ставит задачи «совершенствования системы управления и координации государственных и муниципальных органов при реализации государственной национальной политики РФ».
В соответствии с этой задачей и начал готовится профессиональный стандарт «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений».
За разработку стандарта отвечают Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ). Профстандарт - заказ Министерства труда и социальной защиты РФ в рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2014 года №487-р. С текстом макета можно ознакомиться на сайте МГППУ. Данный материал также публикует на своем сайте Министерство труда
К слову сказать, полная стандартизация работы сотрудников госсектора (Минтруд уже утвердил 200 профстандартов) должна была начаться с 2014 года, но отложена Госдумой до 2015-го. Всего планируется утвердить более 250 стандартов.
О концепции рассказал заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического института (МГППУ) Олег Хухлаев газете «Поиск». По его словам в целом трудовые функции специалиста, о которых говорится в документе, можно разделить на три основных блока. Первый, как выразились авторы, «позитивный». В него входят планирование и координация работы по формированию и укреплению российской идентичности, а также развитию гражданского патриотизма. Специалисту предстоит планировать, организовывать и контролировать различные мероприятия. Кроме того, он должен обеспечивать государственные гарантии равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и др. Правда, о том, каким образом это будет осуществляться, пока речь не шла.
Второй блок - «негативный». По содержанию он, пожалуй, самый объемный и включает профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, локализацию их последствий и обеспечение межконфессионального согласия.
«Социальный конфликт нельзя разрешить в одиночку. Одна полиция с ним справиться не может, тут нужна комплексная межведомственная работа. Сейчас такой координации между ведомствами нет», - добавил Олег Хухлаев.
Третий блок - деятельность, направленная на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Согласно ему, специалист должен следить за тем, чтобы приезжие приживались в обществе, а также защищать их права и обеспечивать эффективную коммуникацию мигрантов и местного населения.
Требования к специалисту по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений предъявляются серьезные, и даже, по мнению многих экспертов - излишне серьезные. Он должен иметь полное высшее образование и обладать глубоким знанием целого ряда дисциплин. Например, он обязан в идеале знать законодательство РФ, а также международные документы в области противодействия социальной дискриминации. Еще ему придется освоить религиоведение, конфликтологию, этнопсихологию, социологию и психологию расизма, основы юридического консультирования и много чего другого.
«Объем требуемых знаний настолько велик, что человеку жизни не хватит все изучить. Конечно, вопросы права должны быть на первом месте, так же как и знание психологии», - отметила руководитель интеграционного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева.
Стоит отметить, что после обсуждений профстандарт несколько упростился, так среди направлений деятельности чиновников осталась только адаптация мигрантов и укрепление российской гражданской идентичности. К последнему относится и мониторинг межнациональных отношений. Согласно документы, специалисты по национальным отношениям должны общаться с гражданами, правозащитными организациями, обеспечивать участие региона в реализации госпрограмм по профилактике межнациональных конфликтов.
Так что при разработке данного документа мнение общественности и не привлеченных к разработке специалистов учитывается, и, как кажется, в итоге может получиться вполне приемлемый документ, который будет помогать, а не мешать специалистам в работе.
Так после обсуждения с научными и общественными организациями в документе вместо трех направлений деятельности чиновников осталось два: адаптация мигрантов и укрепление российской гражданской идентичности. К последнему теперь относятся мониторинг межнациональных отношений и профилактика конфликтов, которые раньше были выделены в отдельное направление. При этом в документе более четко прописаны функции чиновников. Они должны не только «организовывать» и «консультировать», но и «коммуницировать» с гражданами, «подключать к деятельности институты гражданского общества, правозащитные организации», «взаимодействовать со СМИ». А вместо того чтобы «планировать, организовывать и контролировать работу по профилактике и локализации межнациональных конфликтов», чиновнику предстоит «обеспечить участие региона или муниципалитета в реализации госпрограмм по профилактике конфликтов и обеспечению межнационального согласия». Помимо этнопсихологии, этнополитики, регионо- и религиоведения чиновнику предстоит изучить теологию и этносоциологию. А требование к чиновникам иметь «обязательное профильное образование» в новой редакции заменено на «высшее образование и дополнительное профессиональное образование».
Начальник Управления содействия интеграции ФМС РФ Татьяна Бажан считает, что будущий специалист обязан ориентироваться во всех указанных в документе дисциплинах. «Разработка стандарта - приятная неожиданность. Нам нужны профессионалы, которые могли бы заниматься такой работой, - заявила она. - Но, по идее, мигранты должны отправляться в другую страну подготовленными. По инициативе отдельных ведомств планируется создавать за границей домиграционные структуры, где человек мог бы познакомиться с законами и всеми необходимыми аспектами проживания в РФ».
Между тем, не все с восторгом относятся к данным инициативам по стандартизации и регламентации, так, например, эксперт по Северному Кавказу Андрей Епифанцев с недоверием относится к самому факту регламентации Минтрудом деятельности специалиста по межнациональным отношениям. «Может быть, стандарт - хорошее дело, но где Минтруд возьмет желаемых профессионалов? Я нигде не видел, чтобы в анкете было написано: специалист по межнациональным отношениям»,- отметил он.
Специалисты отмечают и нехватку имеющихся «мощностей» для подготовки соответствующих квалифицированных специалистов.
Один из авторов данного профстандарта, завкафедрой этнопсихологии МГППУ Олег Хухлаев, пояснил газете «Коммерсантъ», что например, из-за нехватки соответствующих вузов было изменено требование к образованию чиновников по вопросам межнациональных отношений. «Человек может получить дополнительное образование или пройти повышение квалификации - минимум составляет всего 16 часов», - сказал он «Ъ», отметив, что в филологических вузах «можно быстро открыть соответствующие магистратуры - на это уйдет полгода». По словам О. Хухлаева, «профстандарт - рамочный документ, конкретные требования к сотруднику будут определяться должностными инструкциями». Однако «теперь никто не сможет уволить человека из-за незнания языка манси», подчеркивает он.
Между тем специалисты-практики критикуют стандарт как раз за возможность по начальнику по своему произволу увольнять неугодных специалистов как якобы «не соответствующих требованиям»
Предложенные разработчиками стандарты широко обсуждают специалисты и общественники. Так специальные слушания и круглые столы о данном профессиональном стандарта состоялись в Общественной Палате Российской Федерации, в Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, в Еврейском музее и центре толерантности, а также на других площадках.
Свои страницы для публикаций обсуждения предоставил общественно-политический портал «Добрососедство» в рамках собственного проекта «Законодательство для Добрососедства».
По мнению профессора кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина, члена Научно-экспертного совета при УФМС России по г.Москве Морозова Павла Евгеньевича, высказанного на страницах портала «Добрососедство» разработка профессионального стандарта «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений» должна определяться необходимостью объединения методологий различных социальных наук, занимающихся вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках системного подхода и установления интеграционных связей между этими науками. Все эти обстоятельства диктуют потребность в создании особой системы подготовки кадров в данной области.
Профессор П.Е.Морозов заметил, что необходим комплексный подход к подготовке специалистов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. По мнению профессора Павла Морозова «Сущность проблемы состоит в следующем - в настоящее время профессиональное образование представителей различных общественных наук, которые изучают межнациональные и межконфессиональные отношения осуществляется изолированно друг от друга. Оно определяется предметом и объектом той или иной отрасли научных знаний- экономики, права, культурологии, педагогики, психологии, социологии, философии. В результате чего акцент в современной системе образования делается на подготовку узких специалистов, обладающих познаниями в той или иной сфере науки. Все это приводит к тому, что эти специалисты занимаются проблемами межнациональных и межконфессиональных отношений исходя из методологических установок своей отрасли знания. Иными словами, они изучают лишь отдельные аспекты этих отношений - экономический, правовой, педагогический, психологический и социологический, философский. Все это снижает эффективность воздействия на подобные отношения.
Решение этой проблемы состоит, как считает Павел Морозов, в создании системы профессиональной подготовки специалистов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, которые обладали бы познаниями в области экономики, права, педагогики, психологии и социологии, философии и применяли бы их в каждом конкретном случае, не отдельно друг от друга, а комплексно, то есть решали ту или иную проблему с одновременным использованием знаний всех общественных наук.
В практическом аспекте это профессиональное обучение должно проходить форме учебных программ, состоящих из нескольких разделов - «Экономика», «Право», «Педагогика», «Психология», «Социология», «Философия», объединенных единой основой - межнациональные и межконфессиональные».
По мнению, которое высказал профессор Морозов П.Е, «необходимо также применение системного метода. Специалисты в области межнациональных и межконфессиональных отношения отношений должны обладать широкими познаниями во всех социальных науках, касающихся этих отношений».
23 декабря 2014 года в Общественной Палате Российской Федерации под председательством члена Общественной Палаты Российской Федерации протоиерея Александра Пелина состоялись соответствующие слушания «Обсуждение проекта профессионального стандарта: «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений». Этот Круглый стол провела Комиссия по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Общественной палаты РФ. Модератором круглого стола выступил о. Александр Пелин.
Участниками заседания были специалисты профильных комитетов Государственной Думы РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства культуры и туризма РФ, непосредственные разработчики документа (профильная кафедра РАНХиГС при Президенте Российской Федерации), этнологи, религиоведы, представители традиционных религий и национально-культурных автономий, общественные деятели, а также члены Комиссии Общественной Палаты по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Среди них были такие известные специалисты как: Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, доктор политических наук, профессор Зорин Владимир Юрьевич, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России - раввин Зиновий Коган; заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ - Сафаргалиев Ильдар Фааторвич; епископ, первый заместитель Председателя - управляющий делами Российского союза христиан веры евангельской Бендас Константин Владимирович, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве - Московский Юрий Викторович; заместитель директора Российского Института Стратегических Исследований - Юдин Павел Евгеньевич; директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность» - Пахомов Дмитрий Вячеславович, советник Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Ваграм Карапетян, а также многие другие представители экспертного сообщества России.
Присутствовал на заседании и один из разработчиков стандарта Заведующий кафедрой «Этнопсихологии и проблем поликультурного образования» факультета «Социальной психологии» МГППУ, кандидат психологических наук Хухлаев Олег Евгеньевич. Олег Хухлаев, как Один из разработчиков макета, пояснил, что специалист по межнациональным и межконфессиональным отношениям должен иметь высшее образование по профилю профессиональной деятельности, а также дополнительное социологическое или психологическое образование.
Запись трансляции обсуждения есть на сайте Общественной палаты.
В ходе обсуждения о. Александр Пелин объяснил необходимость установления такого стандарта возросшей потребностью в профессионалах, которые бы понимали религиозные и конфессиональные особенности и учитывали их в различных ситуациях. Вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган отметил, что «государство должно взять на себя подготовку специалистов по традиционным религиям».
Эксперты выступили с конструктивной критикой проекта документа, направленного на реализацию поручений Президента в отношении подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Участники предложили внести ряд изменений в предложенный проект, в частности, директор Фонда «МФХС», член Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве Дмитрий Пахомов озвучил на заседании следующие тезисы:
1. «Необходимо подключить к обсуждению стандарта Ассамблею Народов России. В прошлый понедельник, к примеру, в стенах Общественной Палаты проходил большой круглый стол по проблематике межнациональных и межконфессиональных отношений в России, организованный ассамблеей и узбекской диаспорой. На этом круглом столе был принят целый пакет конструктивных предложений, я прошу приобщить данные предложения к основному тексту обсуждаемого сегодня проекта и направить в профильные министерства».
2. «Необходимо учитывать региональную специфику, стандарт должен варьироваться в зависимости от региона. Специалист по межнациональным и межконфессиональным отношениям должен досконально знать культуру, историю и менталитет своего региона».
3. «Необходимо выносить обсуждение стандарта на уровень региональных Общественных Палат, а также на уровень общественных советов при региональных УФМС».
4. «Необходимо учитывать международный опыт межнациональных и межконфессиональных отношений, а также текущую мировую обстановку».
По результатам экспертного обсуждения проекта участники слушаний подготовили ещё целый ряд рекомендаций к основному тексту документа, данные рекомендации адресованы профильным министерствам и ведомствам Российской Федерации.
Стандарты стандартами, а специалистов готовить надо. А между тем с момента принятия Стратегии госнацполитики и Стратегии миграционной политики в 2012 году по-прежнему идет речь о нехватке квалифицированных специалистов в этой области. Кафедры этнополитологии только намечено открыть в Московском и Санкт-Петербургском университетах, а по направлению «Антропология и этнология» в этом году было распределено всего 79 бюджетных мест (см. «Ъ» от 12 декабря).
На основе макета профессионального стандарта будет разработана система компетенций, а в дальнейшем - сформирована саморегулируемая некоммерческая организация, которая смогла бы объективно оценить навыки специалистов по межнациональным отношениям. Основная цель профессиональной деятельности, согласно документу, - укрепления российской идентичности и гражданского единства, развитие гражданского патриотизма и гармонизация этнокультурного многообразия. По результатам работы круглого стола были внесены соответствующие поправки и даны рекомендации, которые будут направлены в Администрацию Президента для дальнейшего рассмотрения.
Специалисты Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве, рассмотрев проект профстандарта, считают, что следует внести в положение «Трудовые функции» следующие формулировки:
«Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) государственных программ, связанных с адаптацией и интеграцией мигрантов» и «Разработка, реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на адаптацию и интеграцию мигрантов (с привлечением представителей экспертного сообщества).
Мне также удалось принять активное участие в этих дискуссиях. И, ряд экспертов и специалистов, зная об этом, попросили меня донести до сведения разработчиков то, что необходимо в частности внести в профстандарт «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений» положение о том, что сотрудники аппаратов религиозных организаций, политических партий и иных некоммерческих организаций, работающие по данному направлению деятельности должны в плане опыта работы иметь такие же права для конкурсных комиссий, как и государственные служащие. К слову сказать, что это может быть использовано не только в этом документе, но и в иных, где есть аналогичные, пересекающиеся темы.
Также целесообразно начать подготовку специалистов не только в области межнациональных и межконфессиональных отношений, но и в области миграционных и адаптационных процессов, что вполне возможно, не занимаясь разработкой специального документа (профстандарта) внести в данный, разрабатываемый профессиональный стандарт. Ведь, как пояснил, например, изданию «Коммерсанъ» источник в Федеральной миграционной службе, «нигде не готовят специалистов и по адаптации мигрантов»: «У нас работают квалифицированные специалисты, но все они самоучки».
Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, член Общественного совета при РОССТАТЕ, (http://dobro-sosedstvo.ru, http://dobrososedstvo.com, http://dobrososedstvo.info)