О содержании лозунга «Россия для русских» во второй половине XIX века

Новости Москвы 
0
2414
Время на чтение 13 минут
От редакции: В середине августа были опубликованы данные социологического опроса, проведенного агентством «РОМИР-миноторинг», который показал, что лозунг «Россия для русских» поддерживает почти 60% граждан Российской Федерации, а в Москве — 70%.

Комментируя эти данные в интервью изданию Regions.ru, известные православные священнослужители выказали свое отношение к данному лозунгу. Так, ректор Саранского духовного училища протоиерей Александр Пелин отметил, что лозунг «Россия для русских» не до конца понятен, так как возникает вопрос, а кто такие русские? А настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов и вовсе считает, что лозунг «Россия для русских»… «выглядит совершенно фашистским». Напомним также, что не раз предпринимались попытки признать этот лозунг экстремистским и тем самым запретить какое-либо его использование.

В связи с этим мы предлагаем вниманию наших читателей статью доктора исторических наук Андрея Александровича Иванова, в которой прослеживается история зарождения данного лозунга и его изначальное значение, столь далекое от его современных вульгарных трактовок.

***

Лозунг «Россия для русских», пожалуй, можно отнести к числу немногих девизов-долгожителей. Зародившись в XIX в. он провозглашается и разделяется частью нашего общества и сегодня, однако вкладываемое в него в наши дни содержание зачастую заметно отличается от первоначального смысла, которым наделяли его русские консерваторы и националисты второй половины XIX - начала XX в. [1]. В связи с этим, как справедливо отмечает философ С. В. Лебедев, этот краткий лозунг «нуждается в подробном комментарии, иначе его можно свести <...> к требованию исключительных прав для русской нации <...>, что совершенно неверно»[2].

Авторство лозунга часто приписывают либо императору Александру III, либо легендарному русскому генералу М. Д. Скобелеву[3], что, действительно, имеет под собой определенные основания. «При Императоре Александре III по всей стране впервые прозвучали слова: «Россия - для русских»«, - пишет А. Н. Боханов[4]. Впрочем, другой историк царствования Александра III Е. П. Толмачев утверждает, что «приписываемый в ряде публикаций» императору лозунг «Россия для русских» «не соответствует действительности», поскольку «в документах рассматриваемой эпохи такая фраза отсутствует»[5]. Однако, это не совсем так. Бывший начальник штаба М. Д. Скобелева и современник царя-миротворца генерал А. Н. Куропаткин, сам являвшийся приверженцем лозунга «Россия для русских»[6], утверждал: «Истинный богатырь русской земли, император Александр III руководящим девизом своего царствования поставил: «Россия для русских»«[7]. В другом месте книги он утверждал, что путь развития России, указанный Александром III был сформулирован словами: «Россия должна принадлежать русским»[8]. Для достижения такой цели, составлявшей возврат к русской национальной политике XVI, XVII и XVIII веков, император Александр III, по словам бывшего во время его царствования министра финансов Н. Бунге, признавал необходимым принять следующую программу действий:

1) удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;

2) освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;

3) упорядочить и скрепить внутренний строй управления;

4) развить духовные и материальные силы русского народа.

Для достижения этих целей в русском государстве должны были господствовать:

а) русская государственность, т. е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;

б) русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;

в) русский язык как общегосударственный;

г) уважение к вере, исповедуемой русским народом и его государем»[9].

Однако, отмечал А. Н. Куропаткин, «программа русского сердцем и всеми помыслами государя не встретила поддержки во всех чинах высшей бюрократии и интеллигентных слоях русского общества, и поэтому результаты деятельности государя к достижению основного девиза его царствования «Россия для русских» оказались недостаточными и непрочными»[10]. Но, заключал генерал, когда «ныне во всей великой России эти слова раздаются из края в край», чтобы «постоянно напоминать их русскому народу, необходимо снять с памятника Императору Александру III надпись, гласящую о железнодорожных заслугах русского самодержца, и заменить ее тремя словами: «Россия для русских»«[11].

Об этом же писали и другие. Так, будущий лидер Белого движения генерал А. И. Деникин вспоминал, что во время открытия 23 марта 1898 г. офицерского «Собрания гвардии, армии и флота», ординарный профессор Николаевской академии Генерального штаба полковник А. М. Золотарев (позже генерал, один из членов-учредителей «Русского собрания») разбирая в своей речи политику Александра III, поставил в особую заслугу императору установление лозунга «Россия для русских»[12]. И хотя в опубликованном тексте речи данная фраза в устоявшейся форме не встречается, А. М. Золотарев, отмечая, что Александр III «положил начало новой жизни России, России - самобытной, России - истинно русской», констатировал, что этот самодержец «безгранично люб России и русским за то, что освободил нас от ига западной Европы, что рушил ту оскорбительную для нас политику, которой держались его предшественники в течение 150 лет (т. е. со времен Петра Великого. - А. И.); что был первый национальный истинно русский Царь!!»[13]. «Он не только освободил Россию от векового ига. Он положил начало объединению ее: объединению окраин ее с центром - обрусению их, объединению самих русских между собою, - обрусению тех, хотя не многих, но многозначащих, которые не так давно стыдились имени русского», - констатировал докладчик[14]. Другой генерал - М. К. Дитерихс - также обращаясь в своей книге к выступлению А. М. Золотарева, сообщал, что император Николай II, высоко оценивший речь профессора, «унаследовал от отца (выделено мною. - А. И.) в полной мере тезис «Россия для русских»«[15]. При этом, важно отметить, что А. М. Золотарев и М. К. Дитерихс понимали под этим лозунгом, прежде всего, антинемецкую политику Александра III, т. е. делали акцент на стремлении императора освободить Россию от чрезмерного германского (шире - западноевропейского) влияния.

Лидер Русской монархической партии В. А. Грингмут, в свою очередь, утверждал, что именно Александр III «первый из Русских Императоров понял, что Россия должна быть для Русских; что Русский народ сам по себе культурный, а не варварский народ; что он может и должен развиваться по своим собственным самобытным законам, а не по иноземным шаблонам»[16]. А преемник Грингмута на этом посту, протоиерей Иоанн Восторгов, утверждал: «И вот, при Императоре Александре III дано сладкое утешение русским сердцам. <...> Он любил все русское: изучал нашу историю, увлекался русскою музыкою, зодчеством, русскою стариною. На Престоле он был цельным живым воплощением типа Русского Царя <...> Но главнее всего, он был русским в своих деяниях и мероприятиях, всегда и во всем согласных с основными воззрениями и историческими преданиями народа, его заветными стремлениями и чаяниями и коренными жизненными интересами. <...> Общею их основою было стремление Царя к тому, чтобы «Россия» была «для русских»«[17]. И лишь «по мере того, как правительство стало уклоняться с благодатного пути, начертанного незабвенным Царем-Богатырем - Александром III, на Россию посыпались одно за другим тяжкие испытания и несчастия», - отмечал видный правый публицист П. Ф. Булацель[18].

Таким образом, даже если император Александр III этот лозунг в устоявшейся форме и не произносил, то общее направление его политики давало современникам основание ему этот лозунг приписывать.

Впрочем, ни М. Д. Скобелев, ни Александр III авторами фразы «Россия для русских» не являются. Когда и кем впервые были произнесены эти слова - сказать трудно, но фактом является то, что в годы царствования императора Александра II они уже были известны. Так, в передовице петербургской консервативной газеты «Весть», видимо написанной ее издателем-редактором В. Д. Скарятиным, еще в 1867 г. гордо провозглашалось: «Россия - для русских!»[19]. Правда, контекст, в котором эта фраза неоднократно повторялось автором, был несколько иным, чем тот, который стал определять ее значение в начале XX в. «Русские интересы приносить в жертву славянским? - вопрошал автор статьи, полемизируя с панславистами. - Нет, и тысячу раз нет! Россия - для русских! Вот наше знамя. <...> Истинно национальная политика заключается именно в этих трех словах - Россия - для русских»[20]. По словам автора, существует большая разница между естественным сочувствием славянам, угнетаемым Австро-Венгрией и Османской империей и желанием проливать за их свободу кровь русских солдат и тратить средства русской казны. «Думают ли, что казна России так переполнена, а кровь русских людей так дешева, что мы можем тратить то и другое иначе как только для самой России и ни для кого более, как для России. <...> Не нам поддерживать надежды призрачные, и тем самым вовлекать этих несчастных в предприятия для них гибельные, ибо, повторяем, Россия - для русских!» - резюмировала «Весть»[21]. Таким образом, категория «русские» в данном контексте была отнюдь не этнической, а территориальной, тождественной сегодняшним «россиянам».

Антипанславистский пафос статьи «Вести» вызвал ответную реакцию издававшейся славянофилом И. С. Аксаковым газеты «Москва», в передовице которой утверждалось, что если трактовать девиз «Россия для русских» в том ключе, как это делает скарятинское издание, то приходится признать, что если Россия - не для славян[22], то поскольку русские - это неотъемлемая часть славянства, то получается, что она и не для русских. Критикуя петербургское издание за отчуждение России от славянства, автор передовицы (И. С. Аксаков) приходил к заключению, что «подлинная изнанка» девиза «Вести» - «это Россия для немцев, Россия для поляков, Россия для тех изуродованных русских, которые идею европеизма поставили выше идеи русской народности и интересы своей космополитической секты «крупных собственников» - выше интересов русского народа»[23]. «...Девиз «Вести» «Россия для русских» значит «Россия не для славян». Славяне сами по себе, русские сами по себе и истинно национальная русская политика, соответствующая русским интересам, не должна соответствовать интересам славянским», - резюмировала аксаковская «Москва»[24].

«Весть» не заставила долго ждать с ответом и на выпад аксаковского издания заявила, что не смешивает русский народ с малыми славянскими народностями: «Мы даже осмеливаемся думать, что русская народность есть народность самостоятельная. Русский народ гордится своим собственным именем (а не тем, что он часть славянства - А. И.) и думает, что он сам по себе есть сила великая, сила самостоятельно существующая, коей не находится в зависимости от кого бы то ни было»[25].

Интересно также, что газета «Москва» иронизируя над «Вестью», отмечала, что петербургское издание, «переворачивая на все лады этот новооткрытый ею для себя (выделено нами - А. И.) политический девиз, <...> видимо радуется такой счастливой находке»[26]. Таким образом, можно предположить, что И. С. Аксакову лозунг «Россия для русских» был известен и до его провозглашения «Вестью». В связи с этим заметим также, что газета «Голос», издававшаяся А. А. Краевским и придерживавшаяся национально-либерального направления, хотя и не провозглашала на своих страницах лозунга «Россия для русских», тем не менее, уже в 1865 г. во многом раскрывала его традиционное для последующих поколений публицистов содержание в одной из своих передовиц. «Мы не требуем, - отмечало издание, - чтоб в России звание русского гражданина было привилегиею, как римское гражданство в древнем Риме <...>, но искренне желаем, чтоб природный русский на всем пространстве русской территории чувствовал себя таким же полноправным гражданином, как англичанин в Ирландии, а француз в Эльзасе». При этом издание подчеркивало, что «культурные инородцы» вполне заслуживают того, «чтобы мы относились к ним как равные к равным», в отличие от тех, что стоят по сравнению с русским народом «на низшей степени развития», среди которых «коренной русский имеет полное право считать себя лицом привилегированным, хотя бы все его привилегии заключались только в полном пользовании правами русского гражданства, что не всегда возможно предоставить полудикому инородцу». Главным же препятствием для полноправия русских в России, говорилось в публикации, являлось крепостное право, «всем бременем падавшее преимущественно на коренное русское народонаселение», и приводившее к тому, что «самый скромный инородец казался русскому крестьянину лицом, несправедливо пользующимся привилегиями»[27].

Таким образом, можно утверждать что лозунг «Россия для русских» был известен еще в царствование императора Александра II и уже тогда вызывал полемику, показавшую, что в отношении к этому девизу, как и к его трактовке, изначально не было единства мнений. Кроме того, первоначальное значение этого девиза было несколько иным, чем оно стало в XX в. и, тем более, оно было крайне далеко от некоторых его современных трактовок, приведших к вульгаризации лозунга и выхолащиванию его первоначального смысла.

Андрей Александрович Иванов, доктор исторических наук

Статья впервые опубликована: Иванов А. А. К вопросу о содержании лозунга «Россия для русских» во второй половине XIX века // Герценовские чтения 2012. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2013. С. 57-63.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] О полемике вокруг лозунга «Россия для русских» в начале XX в. см.: Иванов А. А. «Россия для русских»: pro et contra. Правые и националисты конца XIX - начала XX вв. о лозунге «русского Возрождения» // Трибуна русской мысли. Религиозно-философский и научно-публицистический журнал. 2007. № 7. Сентябрь. С. 92-102.

[2] Лебедев С. В. Русские идеи и русское дело. СПб., 2007. С. 138.

[3] «Россия для русских, славянство для славян... Вот что он повторял повсюду», - писал о генерале М. Д. Скобелеве В. И. Немирович-Данченко (Немирович-Данченко В. И. Скобелев. Личные воспоминания и впечатления. Изд. 2-е. СПб., 1884. С. II).

[4] Боханов А. Александр III. Царь-миротворец // Русский общенациональный журнал. 2007. № 4. С. 65.

[5] Толмачев Е. П. Александр III и его время. М., 2007. С. 305

[6] Этот лозунг стоял перед заглавием каждого из трех томов работы А. Н. Куропаткина «Задачи русской армии». (СПб., 1910). При этом, отмечал автор, «я утешаю себе мыслью, что вслед за этим трудом появятся труды других авторов: задачи русского флота, задачи русской школы, задачи русского земледелия, задачи русской обрабатывающей промышленности, задачи русской торговли, задачи русской дипломатии и т.д.», которые «помогут русским людям <...> сознательнее послужить на укрепление во всех отношениях "России для русских"» (Куропаткин А. Н. Задачи русской армии. СПб., 1910. Т. 1. С. III).

[7] Куропаткин А. Н. Задачи русской армии. СПб., 1910. Т. 3. С. 13.

[8] Там же. Т. 1. С. III.

[9] Там же. Т. 3. С. 13.

[10] Там же. Т. 3. С. 14.

[11] Там же. Т. 3. С. 433.

[12] Деникин А. И. Путь русского офицера. М., 1991. С. 68.

[13] Золотарев А. М. Памяти императора Александра III. 23 марта 1898 г. [СПб., 1898]. С. 1, 25.

[14] Там же. С. 25.

[15] Дитерихс М. К. Убийство царской семьи и членов Дома Романовых на Урале. Ч. 1. Владивосток, 1922. С. 348-349.

[16] Грингмут В. А. Русский народ в России // Грингмут В. А. Объединяйтесь, люди русские! / Сост. А. Д. Степанов. М., 2008. С. 393.

[17] Восторгов И. Памяти Императора Александра III-го. Смысл и значение его царствования // Святые черносотенцы. Священный Союз русского народа / Сост. А. Д. Степанов. М., 2011. С. 637.

[18] Булацель П. Ф. День восшествия на Престол // Булацель П. Ф. Борьба за правду / Сост. Д. И. Стогов. М., 2010. С. 159. Как справедливо отмечает М. Н. Лукьянов, после смерти императора Александра III в отношении к лозунгу «Россия для русских» наметился конфликт между правыми консерваторами и правительством. Если первые были убеждены в том, что интересы Российской империи тождественны интересам русских, то в правительственных кругах возобладало направление, что власть должна действовать в интересах не только русских, но и всех других народов империи. (См.: Лукьянов М. Н. «Россия - для русских» или «Россия - для русских поданных»? Консерваторы и национальный вопрос накануне Первой мировой войны // Отечественная история. 2006. № 2. С. 36).

[19] Весть. 1867. 15 ноября.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Москва. 1867. 25 ноября.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] Весть. 1867. 1 декабря.

[26] Москва. 1867. 25 ноября.

[27] Голос. 1865. 21 ноября.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. 9. рудовский :

"1. «Россия – для русских и по-русски» Александр III, император. 2. «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить» Менделеев Д. И., русский химик. 3. «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше» Скобелев М. Д., русский генерал, герой русско-турецкой войны. 4. «Мы призваны творить своё и по-своему, русское по-русски» Ильин И. А., русский философ. 5. «Мы русские и потому победим» Суворов А. В., великий русский полководец. 6. «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы» Столыпин П. А., государственный деятель. 7. «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть» Достоевский Ф. М., русский писатель. 8. «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа» Ломоносов М. В., русский учёный-естествоиспытатель. 9. «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.» Сталин И.В., генералиссимус Советского Союза. 10. «Тот кто говорит «Россия для русских» просто придурки или провокаторы». Путин В. В." рудовский - провокатор.
электрик / 27.08.2013, 17:23

13. Re: О содержании лозунга «Россия для русских» во второй половине XIX века

Андрей Иванов, видите ли... это не мои цитаты и не моя подборка. Это то, что называется "пастой" (или "копипастой"), в общем, некий популярный текст, блуждающий по просторам интернета. Люди его копируют, размещают в своих блогах, на своих страницах в соцсетях и пр. Их НЕ интересует контекст (исторический, политический и пр.), их НЕ интересует корректность цитирования, их НЕ интересует смысл.
рудовский / 27.08.2013, 16:01

12. Ответ на 11., Андрей Иванов:

А насчет сталинского тоста "за русский народ", то рекомендую ознакомиться и с очень похожим тостом за великий таджикский народ: http://biblioteka-mi...lin/t18/t18_092.htm

Уважаемый Андрей Иванов ,<<похожесть >> между Сталинскими тостами <<За русский народ>> и за <<Ленина>> точно такая же ,как между тостом за здоровье и тостом за упокой.....В чем Вы нашли схожесть непонятно.
Silvio63 / 27.08.2013, 15:59

11. Ответ на 9., рудовский:

По поводу некоторых цитат. Очень хотелось бы узнать источник этих двух (не у Вас лично, а вообще, вдруг кто знает): 1. «Россия – для русских и по-русски» Александр III, император. - Фраза эта упоминается теперь в сети всюду, но откуда она взята? Где и когда Император Александр III ее произнес или написал? Я именно такой формулы пока нигде обнаружить не смог (о понимании лозунга Александром III см. в этой статье). 2. «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше» М.Д.Скобелев - тот же самый вопрос, что и по Александру III. Где и когда это было сказано? Документальное подтверждение пока только такое: «Россия для русских, славянство для славян... Вот что он повторял повсюду», - писал о генерале М. Д. Скобелеве В. И. Немирович-Данченко (Немирович-Данченко В. И. Скобелев. Личные воспоминания и впечатления. Изд. 2-е. СПб., 1884. С. II). А насчет сталинского тоста "за русский народ", то рекомендую ознакомиться и с очень похожим тостом за великий таджикский народ: http://biblioteka-mihaila.ru/stalin/t18/t18_092.htm
Андрей Иванов / 27.08.2013, 15:22

10. Ответ на 9., рудовский:

1. «Россия – для русских и по-русски»Александр III, император.2. «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить»Менделеев Д. И., русский химик.3. «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше»Скобелев М. Д., русский генерал, герой русско-турецкой войны.4. «Мы призваны творить своё и по-своему, русское по-русски»Ильин И. А., русский философ.5. «Мы русские и потому победим»Суворов А. В., великий русский полководец.6. «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы»Столыпин П. А., государственный деятель.7. «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть»Достоевский Ф. М., русский писатель.8. «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»Ломоносов М. В., русский учёный-естествоиспытатель.9. «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.»Сталин И.В., генералиссимус Советского Союза.10. «Тот кто говорит «Россия для русских» просто придурки или провокаторы».Путин В. В.

Спасибо, рудовский, за ликбез.
Иванович Михаил / 27.08.2013, 10:46

9. Re: О содержании лозунга «Россия для русских» во второй половине XIX века

1. «Россия – для русских и по-русски» Александр III, император. 2. «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить» Менделеев Д. И., русский химик. 3. «Я готов написать на своём знамени — Россия для Русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше» Скобелев М. Д., русский генерал, герой русско-турецкой войны. 4. «Мы призваны творить своё и по-своему, русское по-русски» Ильин И. А., русский философ. 5. «Мы русские и потому победим» Суворов А. В., великий русский полководец. 6. «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы» Столыпин П. А., государственный деятель. 7. «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть» Достоевский Ф. М., русский писатель. 8. «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа» Ломоносов М. В., русский учёный-естествоиспытатель. 9. «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.» Сталин И.В., генералиссимус Советского Союза. 10. «Тот кто говорит «Россия для русских» просто придурки или провокаторы». Путин В. В.
рудовский / 27.08.2013, 08:47

8. Ответ на 7., Андрей Иванов:

Но, к сожалению, отклики Ю.Корхова и Ваш показывают, что далеко не всем важно, как оно БЫЛО, а значительно важнее, как оно ДОЛЖНО БЫТЬ, согласно вашим представлениям.

Уважаемый Андрей. Я то как раз русскими считаю русских не только по крови, сколько по вере. Субъективно убежден, что именно вера и её понимание формирует этнос. Но и русские по крови, но при этом не православно верующие, а например считающие себя атеистами или язычниками - хотят они этого или не хотят - в большей или меньшей степени являются носителями русского менталитета - осколков именно православного мировоззрения. Возможно Вы думаете иначе. Но что меняется в принципе от того, что и как конкретно мы с вами думаем? Для одних лозунг "выпукл" по своему, для других - иначе. Внешняя угроза от этого ни как не становится менее значительной.
Алекс / 26.08.2013, 10:29

7. Ответ на 6., Алекс:

Видимо, Вы не совсем поняли, о чем идет речь. Говоря о вульгаризации лозунга я имел в виду то, что сегодня слово "русские" в этом лозунге довольно часто (особенно среди молодежи) трактуется в безбожно-племенном смысле. А это как раз то, против чего всегда выступали русские консерваторы. Такая вульгаризация лозунга, имеющего полуторавековую историю, в итоге приводит к тому, что, с одной стороны, его исконное, историческое содержание оказывается часто недоступным для наших современников, а с другой - дает аргументы противникам, свести данный девиз к примитивной "экстремистской" ("фашистской") речевке. (См., например, у К.Н.Леонтьева: "Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? Но кровь ведь... ни у кого не чиста... И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное!... Любить племя за племя - натяжка и ложь <...> Кто радикал отъявленный, то есть разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею...") Поэтому, как мне кажется, если мы хотим "реабилитировать" данный лозунг, придав ему прежнюю "выпуклость", то важно установить и разъяснить, а что же он собой представлял изначально. Именно этому и посвящены две моих статьи, в которых рассматривается история девиза в XIX и нач. XX века. Но, к сожалению, отклики Ю.Корхова и Ваш показывают, что далеко не всем важно, как оно БЫЛО, а значительно важнее, как оно ДОЛЖНО БЫТЬ, согласно вашим представлениям. Я же, как историк, а не публицист или идеолог, ставил совершенно другую задачу в рамках данной публикации.
Андрей Иванов / 26.08.2013, 05:04

6. автору

"оно было крайне далеко от некоторых его современных трактовок, приведших к вульгаризации лозунга и выхолащиванию его первоначального смысла". Проблема в том, что "с каждого мудреца - довольно простоты". Времена во все времена одинаковы, в смысле - одинаково вульгарны. У кого сильнее армия и флот - того утверждение более авторитетно в "мировой политике" от ДОпотопных времен до нашего XXI века - вот вся дипломатия - на все времена. И "ГОРЕ ПОБЕЖДЕННЫМ"!!!!!!! Потому, если "Россия не для русских", то она для кого то другого... и это будет уже не Россия. Любой народ будет добиваться доминирования именно своего этноса - но только русские способны уважать права других. Если нет - то это будет какая-нибудь ньюХазария или какой-нибудь халифат с невольничьими славянскими рынками как было тысячу лет назад, так есть и "в нашем просвещенном веке" - например в Чечне... или рынками органов для трансплантации - как Косово. Вульгарно и просто - как тысячи лет назад, так и сейчас, так и впредь. Все остальное от лукавого, или мягче: иллюзия образованцев.
Алекс / 25.08.2013, 17:41

5. Ответ на 4., Корхов Юрий:

Юрий, мы говорим с Вами на разных языках и, как я вижу, Вы просто не хотите (или просто не можете?) понять о чем идет речь. Если бы Вы читали мои книги и статьи, то, полагаю, могли бы уяснить и мою позицию. Ну а Ваш довольно хамоватый стиль общения отбивает всякое желание продолжать с Вами диалог.
Андрей Иванов / 24.08.2013, 06:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21