"Россия для русских": pro et contra

Правые и националисты конца XIX - начала XX вв. о лозунге "русского Возрождения"

"Русской народности подобает всеобъединяющая
и всеподчиняющая сила, но каждой народности
да будет свобода во всем, что этому объединению
и этому подчинению не препятствует".
Император Александр III



Сегодня лозунг "Россия для русских" после долгого небытия вновь становится популярным. Социологические исследования показывают, что его в той или иной степени уже поддерживает каждый второй россиянин [1]. С первого взгляда похожий на аксиому (ну разве придет в голову нормальному человеку сомневаться в том, что Россия не для русских?), лозунг этот зачастую характеризуется как некорректный [2], вызывает аллергическую реакцию во властных структурах, а то и призывы дать ему правовую оценку, на предмет разжигания национальной ненависти (хотя такие предложения имели бы смысл только в том случае, если бы кто-то позволял себе заявлять, что Россия только для русских, или же не для русских).

Государь Александр III АлександровичМежду тем, нельзя не признать, что лозунг этот, действительно, не так однозначен и прост, и заслуживает детального анализа. Однако едва ли стоит заново "изобретать велосипед" - объектом пристального внимания и бурной полемики этот девиз уже был в начале ХХ века, в период своей наибольшей популярности в русских правых кругах. При этом отношение к нему русских консерваторов было вовсе не единодушным, как это нередко полагают.

Традиционно принято считать, что словосочетание "Россия для русских" впервые было озвучено в царствование Императора Александра III [3]. Обычно его приписывают либо самому Государю (как правило при этом приводятся слова: "Россия должна принадлежать русским и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ"), либо легендарному "Белому генералу" М.Д. Скобелеву, якобы озвученным им в такой форме: "Хочу написать на своем знамени: "Россия для Русских и по-русски", и поднять это знамя как можно выше!"

Как бы то ни было, важно учесть, что в своем первоначальном смысле, в эпоху царствования Императора Александра III лозунг этот, как справедливо заметил современный философ М.Ю. Чернавский, означал "не Россия только для русских, но Россия с опорой на русских" [4]. Развивая эту мысль дальше, можно заключить, что в конце XIX века в этот лозунг вкладывали следующий смысл: поскольку русский народ является государствообразующей, титульной нацией Российской империи, то и государство, поэтому, должно строиться по-русски, исходя из нашей национальной идеи, блестяще сформулированной графом С.С. Уваровым: "Православие. Самодержавие. Народность". При этом "по-русски" вовсе не означало "в угоду русским", а напротив, возлагало на наш народ добровольно взятую ответственность за судьбу России и населяющих ее народов.

"Истинный богатырь русской земли, Император Александр III руководящим девизом своего царствования поставил: "Россия для русских". Для достижения такой цели, составлявшей возврат к русской национальной политике XVI, XVII и XVIII веков, Император Александр III, по словам бывшего во время его царствования министра финансов Н. Бунге, признавал необходимым принять следующую программу действий:

1) удовлетворить народному чувству, по которому Россия должна принадлежать русским;
2) освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных держав;
3) упорядочить и скрепить внутренний строй управления;
4) развить духовные и материальные силы русского народа.
Для достижения этих целей в русском государстве должны были господствовать:
а) русская государственность, т. е. русская государственная власть и русские учреждения, примененные, где то требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;
б) русская народность, освобожденная от иноплеменного преобладания;
в) русский язык как общегосударственный;
г) уважение к вере, исповедуемой русским народом и его Государем.

Являясь истолкователем мыслей Государя, Н. Бунге признавал, что, следуя путем, указанным державным вождем русского народа, требовалось добиваться, чтобы иноплеменники стали со временем сынами русской земли, а не оставались вечно ее приемышами", - так в книге "Русская армия", с отсылкой на Н.Х. Бунге, развил понимание Царем-миротворцем лозунга "Россия для русских" А.Н. Куропаткин [5]. "Ныне во всей великой России эти слова раздаются из края в край. Но чтобы постоянно напоминать их русскому народу, необходимо снять с памятника Императору Александру III надпись, гласящую о железнодорожных заслугах русского самодержца, и заменить ее тремя словами: "Россия для русских"", - заключал генерал [6].

Не секрет также, что национальный вопрос в русской консервативной концепции всегда (или почти всегда) был тесно связан с вероисповедным вопросом. Поэтому, как справедливо отмечает современный исследователь А.В. Репников, "не случайно у европейских мыслителей, обращавшихся к истории России, порой создавалось впечатление, что понятие "русский" тождественно понятию "православный"" [7]. Всем хорошо известны слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского, что "быть русским, значит быть православным", равно как и его вывод, что "без Христа русский человек - дрянь" [8]. Как бы не резки казались с первого взгляда последние слова писателя, но история ХХ века наглядно показала, что полны они горькой правдой.

Характерно и то, что "православность" в трудах русских консерваторов конца XIX века явно превалировала над "русскостью". Хотя это нисколько не означает, что к национальной принадлежности государствообразующего народа их отношение было неуважительным и тем более пренебрежительным. Просто ради государственного единства - целостности Российской империи - консерваторы конца XIX века были готовы отодвинуть русский национализм на второй план, отдавая (и на наш взгляд, совершенно справедливо) первенство православному вероисповеданию.

Константин Николаевич ЛеонтьевОчень показательны в этом отношении слова выдающегося философа К.Н.Леонтьева: "Русское царство, населенное православными немцами, православными поляками, православными татарами и даже отчасти православными евреями, при численном преобладании православных русских, и русское царство, состоящее сверх коренных русских, из множества обруселых протестантов, обруселых католиков, обруселых татар и евреев. Первое созидание, второе - разрушение" [9]. Разве не актуально звучат сегодня слова великого русского мыслителя: "Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? Но кровь ведь... ни у кого не чиста... И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное!...Любить племя за племя - натяжка и ложь <...> Кто радикал отъявленный, то есть разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею..."! [10] "Православное Самодержавие есть главный отличительный признак русской национальности в ее прошедшем и настоящем, - считал Леонтьев. - Именно Православное Самодержавие, а не просто Самодержавие и не просто Православие" [11].

Однако в начале ХХ века многое поменялось, идеология русского национализма, ранее воспринимавшаяся как чисто западническая, стала уверенно завоевывать симпатии русских правых. И тогда лозунг "Россия для русских" был принят большинством русских консервативных мыслителей и гордо поднят на знамена монархических партий и союзов. ""Россия - для русских", - таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, - то не только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой России", - писал в одной из программных статей видный русский публицист, редактор консервативных "Московских ведомостей" (как принято считать, именно в этом издании, после длительной паузы, летом 1905 года вновь появился этот лозунг) и организатор Русской монархической партии В.А. Грингмут [12].

В.А.ГрингмутРусский народ, отмечал он далее, "по полному праву должен чувствовать себя в России не "в гостях", а "дома"". "В самом деле, кому должна принадлежать Россия, как не тому народу, который ее создал, ее развил и сделал одною из первых мировых держав?", - вопрошал Грингмут [13]. "Все входящие в состав Российской империи иноплеменные народности всеми силами противились созданию и развитию России, а многие из них, как, например, татары, шведы, поляки, кавказцы и среднеазиатские племена, наносили ей в разные времена тяжелые удары; а потому не им быть хозяевами в возникшей несмотря на создаваемые ими препятствия, России, а русскому народу, который один со своими князьями и царями преодолел под сенью Православной Церкви эти препятствия и создал то стройное культурное государство, в состав которого вошли прежние его враги, найдя в нем крепкий оплот своему мирному дальнейшему существованию", - мотивировал свою позицию видный черносотенец [14]. "Не из какого-либо "человеконенавистничества", не из "патриотического фанатизма", не из "пустого властолюбия" Русский народ должен чувствовать себя дома во всех частях созданной им России, - а на основании самых элементарных принципов государственной политики, принятой всеми культурными народами", - заключал он [15].

А видная московская монархистка, поэтесса Л.А. Кологривова, взяв в качестве эпиграфа слова В.А. Грингмута, сказанные им в 1906 году: "Россия должна быть для Русских. Россия, это - наше добро, которое мы приобрели своими многовековыми трудами, трудами угодников Русских, Русских Царей и Русского народа", развила их в стихотворной форме:

Лидия Александровна Кологривова"Святой молитвой и трудом,
Снося невзгоды и страданья,
Народ свой отчий строил дом,
Слагал Руси державной зданье.
Терпя неволи страшный бич,
В борьбу и мир, без перемены,
За кирпичом он клал кирпич
И возводил все выше стены.
И вот чертог его готов,
Широко дверь раскрыта дома,
И он соседей и рабов
Зовет на пир в свои хоромы.
Хотя страны подвластный сын
Здесь встретил ласку и вниманье,
Народ лишь Русский - господин,
Просторный дом - его созданье.
Хозяин полный он всему,
Своими все создав трудами,
И место первое - ему
В углу палат под образами.
Напрасно праздная молва
Чужим пророчит одоленье,
Он за исконные права
Восстанет в мощном единеньи;
Он все попытки отразит
И волей твердою и стойкий
Свое владенье закрепит
Над дорогой своей постройкой.
Прочь руки! Кровью и трудом
Народ родное строил зданье
И не отдаст свой отчий дом
Он пришлецам на поруганье" [16].

Сходные мысли высказывали и другие черносотенцы. Видный правый деятель Г.Г. Замысловский в одном из интервью в период думских выборов так сформулировал свою политическую программу: "В основу своей программы я кладу национальный вопрос, который для русского населения края имеет решающее значение. Не желая зла полякам и евреям, и не желая притеснить, мы, члены окраинного союза, должны твердо и решительно заявить: "руки прочь, Россия для русских"" [17]. Член старейшей монархической организации - "Русского собрания" - генерал М.М. Бородкин утверждал, лозунг "Россия для русских" должен "служить руководящим началом во всей политике и в нашей повседневной жизни" [18]. Словами "Россия для русских!" заканчивалась и программа самого "Русского собрания". Этот же девиз как основополагающий был заявлен и такими известными правыми газетами как "Русское знамя" и "Двуглавый орел".

Особенно близким лозунг "Россия для русских" стал для русских националистов - членов Всероссийского национального союза (ВНС) и родственных ему структур. "Россия для русских. Политическое господство и наиболее выгодное экономическое положение в России должно принадлежать русским", - писал один из основателей ВНС, член его Совета профессор Н.О. Куплеваский. Правда, при этом он делал важную оговорку, отмечая, что "слово господство должно разуметься не в смысле порабощения <...>, но в смысле политическом и экономическом" [19]. А выдающийся русский публицист и идеолог ВНС М.О. Меньшиков даже окрестил лозунг "Россия для русских", "лозунгом русского Возрождения" [20].

Видный киевский националист, (в прошлом - трудовик) профессор Т.В. Локоть, открыто провозгласив со страниц издаваемой им умеренно-правой газеты "Киев" лозунг "Россия для русских!", недоуменно отвечал своим оппонентам: "Ну, а для кого же Россия?.. Россия для евреев? Россия для немцев? Россия для англичан?.. Удивительная у нас логика! Если бы немцу сказали, что Германия не для немцев, или что позорно говорить - "Германия - для немцев", он бы счел это в лучшем случае - за глупость, за полное отсутствие национального и государственного самосознания. А у нас... считается не только некультурным, а просто даже неприличным думать и говорить "Россия для русских!"" [21]. Но при этом Локоть сразу же оговаривался, что "это совершенно не значит, что мы хотели бы не пускать в Россию немцев, англичан, американцев, китайцев... Это значит лишь одно: всякий русский гражданин должен свято уважать свое государство, как целое, а отдельным народностям, входящим в состав государства отводить то место, какое принадлежит им по справедливости!" [22]

А председательствовавший на учредительном собрании Всероссийского национального клуба (1909 г.) депутат Государственной думы П.Н. Крупенский, в своей приветственной речи заявил: "Слава Богу, мы можем теперь громко говорить "мы - русские", и эти слова наполнят наше сердце гордостью. Россия для русских, или, лучше, русские для России..." [23]

Впрочем, как видно из приведенных выше примеров, лозунг "Россия для русских" вовсе не был шовинистическим, а предлагаемые его трактовки не ставили своей задачей "разжигание межнациональной ненависти", как это нередко пытаются представить сегодня определенные силы. "Россия для русских и для всех народностей русского государства, которые органически сошлись с русским народом и считают Россию своим отечеством", - именно так раскрывался этот базовый постулат русских националистов начала XX века в программе национальной фракции Государственной думы [24]. Русский народ, отмечал один из создателей партии русских националистов князь А.П. Урусов, должен занимать "место первого среди равных", и "всем - и русским и инородцам - на Руси должно быть безобидное житье" [25]. При этом националисты подчеркивали, что было бы просто несправедливо "давать одни и те же права строителям русского государства и разрушителям его", а потому инородцы должны получать равноправие лишь "по мере слияния с русским племенем", т. е. по мере отказа от самоопределения (М.О. Меньшиков) [26].

Тут стоит отметить, что если для консерваторов-традиционалистов конца XIX в., равно как и для черносотенцев начала ХХ в., понятия "русский" и "православный" были неразрывно связаны между собой, то в среде националистов, балансировавших на грани между консерватизмом и либерализмом, по этому вопросу уже встречалось некоторое разномыслие. Одни из них продолжали придерживаться традиционных взглядов: "...Без Православия нет русского народа в культурном и национальном значении этого слова", - считал член Главного совета ВНС граф В.А. Бобринский; "Русский народ, - высказывал аналогичное мнение один из лидеров Киевского клуба русских националистов А.И. Савенко, - создан так, что если он перестает быть православным, он перестает быть русским". Однако некоторые их однопартийцы допустили в этом вопросе некоторый пересмотр: "Православие есть отличительная черта русского народа, но <...> совпадение понятий "русский" и "православный" является лишь общим правилом, допускающим исключения", - полагал член фракции националистов Д.Н. Чихачев. А В.В. Шульгин и П.А. Кулаковский шли в этом вопросе еще дальше, считая, что вероисповедание вообще "не есть признак национальности", что русские люди не только могут быть православными, старообрядцами и лютеранами, и что даже белорусы-католики "должны быть признаны русскими" [27].

Сергей Федорович ШараповНесмотря на практически общее увлечение лозунгом "Россия для русских" правых деятелей начала XX века (как черносотенцев, так и националистов), отдельные голоса с критикой этого постулата из рядов русских консерваторов все же раздавались и в этот период. Так, видный московский монархист С.Ф. Шарапов, к примеру, писал: "Наш девиз - не "Россия - для русских!", а "Святая Русь!", а "Святою" мы ее имеем право называть только потому, что ее основная идея - осуществление, по мере сил, любви и правды Божьей на земле, смиренное и бескорыстное служение всему человечеству, защита всех угнетенных и слабых, словом, посильное осуществление христианской политики" [28]. А публицист В. Строганов, и вовсе называл лозунг "Россия для русских" нелепым, отмечая что, "либо мы должны отказаться от девиза "Россия для русских", либо от обрусительной политики, так как совместить и то и другое - так же нелепо, как тушить пожар керосином" [29].

Любопытные наблюдения относительно этого лозунга высказывал в 1910 году, частично разделявший некоторые взгляды русских националистов, но стоявший, несомненно, на более либеральных позициях писатель Андрей Белый (Б.Н. Бугаев). "...Желая положительного, трезвого обоснования национализма, приходят к мысли о противопоставлении русской нации всем прочим нациям, обитающим в России: Россия есть Россия русских? Но кто такие русские? Северяне представляют собой смесь с финскими племенами; пожалуй более русские - малороссы. В таком случае, отчего не идти дальше? Тверитянин может объявить Россией лишь тверское княжество, владимирец - суздальское. И далее: понятие "русский" разорвется между вятичем, родимичем, кривичем. Но истинно русские люди не идут так далеко..." [30].

Но наиболее аргументированную критику этому постулату русского национализма давал член Главной палаты Русского народного союза Михаила Архангела, депутат фракции крайне-правых III и IV Государственных дум черносотенец Г.А. Шечков.

Политическое мировоззрение Шечкова напрямую вытекало из православного вероучения: "Мы, признавая кораблем спасения святую Церковь, обязаны прежде всего надеяться на ее ограду, а кони, колесницы и броневые стены - все это приложится нам. И эту истину мы теперь более чем когда либо должны иметь мужество в слове и деле исповедовать пред лицом восставшего на нас языческого мира", - писал он в одной из своих работ [31].

Исходя из этого, Шечков выступал с резкой критикой "секулярного консерватизма" и критиковал взгляды русских националистов, в частности их тезис "Россия для русских": ""Россия для русских" - вот ходячее слово, общее место, готовое, кажется стать девизом наших националистов. Это, якобы очевидное положение все почти склонны принимать нынче за аксиому <...> [Об этом] не стоило бы и говорить, если бы дело ограничивалось кружком сторонников шаблонного европейского национальничанья (! - А.И.), но "Россия для русских" возглашается устами двигателей нашего самосознания. Этот клич националистического сепаратизма (! - А.И.) выкрикивается борцами нашего единства. Тут, очевидно, досадное недоразумение" [32].

Георгий Алексеевич ШечковДалее Шечков отмечал, что, во-первых, этот лозунг не является самобытным, а лишь "рабским осколком" с известных формул: "Англия для англичан", "Германия для германцев" и т.д.; а во-вторых, он таит в себе опасность разрушения Российской империи: "Нет, Россия не для русских (sic), если мы не хотим, чтобы в черте еврейской оседлости она мечталась якобы призванной служить только для евреев, а в черте армянской - для армян и т.д. <...> Россия - для православных! - восклицал он. - Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на первом месте связь духовная. Мы прежде всего православные, а потом уже великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т.д." [33] Лозунг "Россия для православных", полагал Шечков является наиболее точным и не для кого не обидным, поскольку "только тот истинно русский, кто православен" [34]. Развивая эту мысль дальше, он отмечал, что помимо прочего, лозунг "Россия для русских" обиден для многих других верноподданных Белого Царя, не принадлежащих к русскому народу. К тому же, писал он, "кровное родство народностей <...> приводило лишь к делению древне-русскую землю; объединяло же ее иcкони одно только родство духа". "Мы не "язык"; мы - народ крещеный. Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на первом месте связь духовная", - заключал Шечков [35].

Подводя итог этому краткому обзору отношения русских правых к лозунгу "Россия для русских", необходимо сделать ряд важных замечаний. Во-первых, в идеологических построениях черносотенцев, лозунг "Россия для русских" играл несомненно важную, но отнюдь не первенствующую роль, занимая соответствующее ему почетное третье место в триаде: "Православие. Самодержавие. Народность". Принцип крови, как справедливо замечает историк А.В. Репников, значил для русских консерваторов существенно меньше вероисповедного принципа, хотя русскому народу (как носителю Православия), ими справедливо отводилось первенствующее положение в Российской империи.

Несколько по-другому относились к нему русские националисты, нередко искусственно вытаскивавшие народность на первое место в ущерб Православию и самодержавию, которые многими из них (но отнюдь не всеми), понимались лишь как вероисповедание и форма власти, наиболее соответствующие менталитету русского народа [36], а потому и наилучшие для него в данный исторический период. Такая логика, естественно вела к тому, что в другой исторический период русскому народу, к примеру, может оказаться "наиболее подходящей" и другая форма правления, что, естественно, было в корне неприемлемо для черносотенцев [37]. Однако и националисты никогда не придавали лозунгу "Россия для русских" агрессивного, шовинистического звучания. Практически во всех трактовках правыми и националистами этого постулата проводилась мысль, что "Россия для русских" подразумевает вовсе не то, что нерусским в России не должно быть места, а то, что русский народ должен быть в созданном им государстве народом-хозяином, пользоваться в нем особыми правами и следить - во благо всех "жильцов" за порядком в своем "доме".

Во-вторых, нельзя не признать, что понятие "русский" трактовалось черносотенцами и националистами довольно широко. Под русскими, кроме великороссов правыми всегда подразумевались белорусы и малороссы; да и обрусевшие инородцы, верные уваровской триаде, несмотря на свои явно нерусские фамилии, воспринимались правыми как "истинно русские люди" [38]. При этом те русские по рождению люди, которые утрачивали базовые, с точки зрения правых, присущие русской народности качества - переставали быть русскими. "[Когда] я говорю, что Милюков еврей, - говорил граф В.А. Бобринский, - я положительно не оговариваюсь. Я считаю, что не было более меткого и сильного слова члена Думы Пуришкевича (одного из лидеров крайне-правых - А.И.), как когда он провозгласил: "Можно быть фон Анрепом и русским, можно быть Милюковым и жидом"". "Фамилия ведь ничего не значит, самое название не есть признак национальности" [39]. Так что едва ли мы ошибемся, если будем утверждать, что для большинства правых и националистов право называться русским обретал православный человек русской культуры, монархист и патриот.

Обвинения же правых и националистов в стремлении насильственно ассимилировать нерусские народы, населявшие империю, также нуждаются в комментарии. Насильно делать из инородцев русских никто из них не собирался. Так, председатель "Русского окраинного общества" профессор Н.Д. Сергеевский писал, что бороться с национальным сепаратизмом внутри империи возможно лишь путем "завоевания сердец покоренных народов", но не уступками, а проявлением разумной твердости. По сему Сергеевский настаивал на "культурном сближении и духовном единении" всех подданных русского Царя на "почве честной преданности единому всероссийскому государству", отмечая, что во всем остальном "пусть поляк остается поляком, финляндец финляндцем и т.д.". А инородцы, не пожелавшие "быть нашими братьями в составе всероссийской семьи, должны считаться нашими врагами, опасными и смертельными, но никого из них насильственно переделывать в русских мы не станем и не должны", - подчеркивал Сергеевский [40].

Петр Николаевич Балашев (Балашов)Характерно в этом отношении высказывание лидера русских националистов П.Н. Балашева: "Нам <...> постоянно кидают упрек в человеконенавистничестве, в желании поглотить, уничтожить нерусские народности <...> Не в этом задача наша и не к этому мы стремимся. Наша обязанность поддержать полезные и обезвредить тлетворные начала на всем протяжении нашего отечества. Наш долг - громко и властно заявить: местные интересы да подчиниться русским, общегосударственным интересам; а нерусским поданным Великого Белого Царя мы говорим: примиритесь, раз и навсегда с тем, что вы составляете неотъемлемую часть неделимой России, подчините ваши мелкие местные вожделения задачам Русского государства, скиньте шапки перед этой святынею, и живите и развивайтесь в мире; не мы вам будем в этом препятствовать: наш прямой расчет, чтобы все части великого целого процветали, чтобы всюду царили мир и согласие. Ну, а если не хотите, - то не взыщите" [41]. При этом, указывал Балашев, национальную идею других народностей следует не подавлять, а "направлять таким образом, чтобы она являлась пособником в деле государственного строительства <...> в деле возвеличивания Русской Империи" [42].

В-третьих, важно отметить, что помимо внутренней направленности, лозунг "Россия для русских" имел еще и другое содержание, "означая еще и то, что русские люди должны развивать свою обширную страну, заселять пустынные земли внутри России и думать о себе самих, а не об освобождении славян от турок и немцев, жертвуя кровь и пот для появления на свет новых маленьких государств, потенциально готовых стать враждебными России" [43].

Так что распространенное мнение о том, что девиз русских правых начала ХХ века (который, как было показано, разделяли далеко не все представители консервативного лагеря), сводился к требованию исключительных прав для русской нации в Российской империи и носил шовинистический характер, совершенно неверно. Как не без юмора замечает С.В. Лебедев, на фоне пышно расцветающих в начале столетия в западных странах воинствующих шовинистических течений типа пангерманизма или англосаксонского джингоизма, русские правые "выглядели просто умеренными пацифистами", поскольку "ничего подобного идеологии "народа-господина", объединения родственных народов, завоевания "жизненного пространства", юридического закрепления дискриминации по этническому признаку и т.п. аксиом западного правого радикализма" [44] в арсенале русских правых начала ХХ века никогда не было.

Закончить статью хотелось бы словами профессора Н.Д. Сергеевского: "Говорят: "Россия для русских". Пусть так, не спорю, но думаю, что вместе с тем или даже прежде того надо сказать: "Русские для России". Тогда дело будет крепко <...> Это наша задача: служить русскому делу и вести духовную борьбу с враждебными темными силами. Не Россия для нас, а мы для России - вот наш девиз" [45].

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Согласно опросам общественного мнения, проведенным в 2005 - 2006 гг. аналитическим центром Ю.Левады, 12 - 16% россиян безоговорочно поддерживают лозунг "Россия для русских", "в разумных пределах" (что подразумевает эта формулировка, социологи не уточняют), лозунг поддерживают еще 37 - 40% наших соотечественников, и лишь 23 - 25% относятся к нему отрицательно, полагая (видимо с подачи центра Ю.Левады), что он представляет собой "настоящий фашизм".
[2] Хотя государствообразующий народ, составляющий восемьдесят процентов от всего населения современной России, согласно положениям ООН, совершенно вправе считать свою страну мононациональной.
[3] См., к примеру: Боханов А. Александр III Царь-миротворец // Русский общенациональный журнал. 2007. N 4. С. 65.
[4] Чернавский М. Русский государственнический национализм // Правая.Ру / http://www.pravaya.ru/look/2639
[5] Куропаткин А.Н. Русская армия. СПб., 2003. С. 35-36.
[6] Там же. С. 586.
[7] Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX - начало XX веков): Монография. М., 2006. С. 183-184.
[8] Сходно выразил эту мысль и русский публицист славянофильского направления А.И.Кошелев, писавший, что "без Православия наша народность - дрянь. С Православием наша народность имеет мировое значение".
[9] Цит. по: Репников А.В. Указ. соч. С.148-149.
[10] Там же. С. 184-185.
[11] Там же. С. 186.
[12] Грингмут В.А. Русский народ в России // Собрание статей В.А.Грингмута. Вып. 3. М., 1910. С. 212.
[13] Там же.
[14] Там же. С. 218-219.
[15] Там же. С. 219.
[16] Кологривова Л.А. Россия для русских // Стихотворения. М., 1907. С. 140-141.
[17] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1278. Оп. 9. Д. 280. Л. 2 об.
[18] Цит. по: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901 - 1914). Киев, 2006. С. 407.
[19] Куплеваский Н.О. Всероссийский национальный союз. СПб., 1908. С. 5.
[20] Цит. по: Санькова С.М. Русская партия в России. Образование и деятельность Всероссийского национального союза (1908 - 1917). Орел, 2006. С. 93.
[21] Киев. 1910. 12 января. N1. Почти теми же словами выражал свое недоумение и генерал А.Н.Куропаткин: "Казалось бы, странно даже ставить такой вопрос: кому же, как не русским, должна принадлежать Россия? Разве является сомнение, что Англия принадлежит англичанам, Франция - французам, Германия - немцам, Италия - итальянцам, Япония - японцам?" (См. Куропаткин А.Н. Указ. соч. С. 328).
[22] Там же.
[23] Известия Всероссийского национального клуба. 1911. N1. С. 10.
[24] Цит. по: Санькова С.М. Указ. соч. С. 87.
[25] Там же. С. 90.
[26] Там же. С. 91.
[27] Цит. по: Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале ХХ столетия. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001. С. 103.
[28] Цит. по: Репников А.В. Указ. соч. С. 190.
[29] Там же.
[30] Андрей Белый. Россия // Нация и империя в русской мысли начала ХХ века / сост., вст. ст. и прим. С.М.Сергеева. М., 2003. С. 331-332.
[31] Шечков Г.А. Наше знамя. Харьков, 1905. С. 8.
[32] Там же. С. 4.
[33] Там же. С. 4-5.
[34] Там же. С. 11.
[35] Там же. С. 5-6.
[36] Характерны в этом плане такие высказывания таких идеологов русского национализма как П.И.Ковалевский и М.О.Меньшиков. "Его (русского народа - А.И.) вера - вера православная, ибо она в его духе, в его существе, в его славянской природе" (Ковалевский П.И. История России с национальной точки зрения. СПб., 1912. С. 155). "Единая самодержавная власть в России вытекает прямо из характера национальных свойств русского народа. Из органической неспособности славян к объединению самих в себе и самоуправлению"; "Самодержавие в России является органическою национальною потребностью, без которой Россия существовать не может до поры до времени", - так мотивировал Ковалевский приверженность русских националистов к самодержавию (Цит. по: Коцюбинский Д.А. Указ. соч. С. 150, 165). То есть, если развивать эти мысли дальше, то получается, что если Православие и самодержавие не "подходило" бы к славянской природе, то и ценности в них никакой не было.
А вот заслуживающее внимания признание М.О.Меньшикова: "Как потомок православных предков, я не могу иметь иных, более привычных и приятных форм веры, кроме тех, которые вошли в мое сознание, с родным языком и родною мыслью. Тем не менее, мне режет ухо (! - А.И.), когда митинги крайних монархистов начинаются с "Царю Небесный" и оканчиваются "Спаси Господи"" (Меньшиков М.О. Третья культура // Нация и империя... С. 40).
[37] Так, лидер Союза русского народа Н.Е.Марков, характеризовал идеологию русских националистов как "национализм без веры и Царя", обвиняя их в "полном равнодушии" к православной вере и "непризнании царского самодержавия".
[38] Приведем лишь некоторые характерные примеры, поскольку тема эта уже не раз подробно освещалась. Так среди видных членов Союза русского народа и его покровителей встречаются немцы по происхождению - В.А.Грингмут и барон В.Ф.Таубе, поляки В.Ф.Залеский и С.К.Глинка-Янчевский, молдаване П.А.Крушеван и Г.В.Бутми-де-Кацман, грузин И.А.Думбадзе, француз В.Ф.Доррер, голландец граф Н.Ф.Гейден и многие другие. А в руководящем органе партии русских националистов - Всероссийском национальном союзе состояли такие люди как А.А.Потоцкий, Н.К.фон-Гюббенет, Ф.Н.Безак, А.И.Урсати, Н.П.Пештич - все, несмотря на свои нерусские фамилии, убежденные русские патриоты.
[39] Цит. по: Коцюбинский Д.А. Указ. соч. С. 98.
[40] Сергеевский Н.Д. Русское Окраинное Общество. Речь Н.Д.Сергеевского в первом собрании 27 апреля 1908 г. СПб., 1908. С. 14.
[41] Вступительное слово Председателя "Всероссийского национального союза" Петра Николаевича Балашева на первом собрании представителей "Всероссийского национального союза" 19 февраля 1912 г. СПб., 1912. С. 6-7.
[42] Цит. по: Коцюбинский Д.А. Указ. соч. С. 249.
[43] Лебедев С.В. Русские идеи и русское дело. СПб., 2007. (Цит. по электронной версии монографии, любезно предоставленной автору статьи).
[44] Там же.
[45] Сергеевский Н.Д. Указ. соч. С. 26.

Статья впервые опубликована: Трибуна русской мысли. Религиозно-философский и научно-публицистический журнал. 2007. N 7. Сентябрь. С. 92-102.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Иванов
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
На поприще исторической науки…
Авторы «Русской народной линии» протодиакон Владимир Василик и Андрей Александрович Иванов избраны профессорами СПбГУ
08.05.2019
«Пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает»
О «Старом новом годе» и традициях празднования новолетия на Руси
14.01.2019
Все статьи Андрей Иванов
политика
Все статьи темы
Последние комментарии
Тульский Ордена Ленина Императорский оружейный завод
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.01.2021 10:19
99% граждан России плевать на Навального
Новый комментарий от Коротков А. В.
23.01.2021 09:38
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Коротков А. В.
23.01.2021 09:24
Прививка: день второй
Новый комментарий от Наталия 2016
23.01.2021 09:13
Будет атака на левом фланге
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.01.2021 09:58
Две эпидемии: биологическая и информационная
Новый комментарий от NNNN
22.01.2021 09:32
«Навального нужно приголубить и принять в "Единую Россию"»
Новый комментарий от Сергей Абачиев
22.01.2021 09:28