itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В Оптиной пустыне

Ко дню памяти Ивана Васильевича Киреевского

Консервативная классика 
0
263
Время на чтение 10 минут

Ниже ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/ 4 апреля1806 - 12/25 июня 1856) мы впервые переиздаем одну из статей русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813-1879).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. [Подп: Отсталый] В Оптиной пустыне // Домашняя беседа для народного чтения.- 1861.- Вып. 4.- С.61-66) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Примечания в квадратных скобках - составителя.

Оптина Пустынь. открытка

+ + +

Собираясь из златоглавой Москвы в наш Русский Иерусалим, - Киев на поклонение его святыне, я записал в свою памятную книжку - заехать в лежащую по пути пустынную обитель Оптину, где нашли себе место упокоения, два родных брата Иван и Петр Васильевичи Киреевские [1], оба близкие моему, все более и более сиротеющему, под осень жизни, от частых потерь сердцу; оба люди замечательные и приснопамятные по своему уму, качествам сердца, прямодушию и любви к истине, той святой любви, которая готова бывает скорее положить душу свою, нежели отказаться от того, что в глубине ее однажды призвано святым, высоким и достоуважаемым.

Киреевский - фото

На последней станции к Козельскому, кажется в Подборках, я просил станционного смотрителя приказать ямщику завезти меня в Оптину пустынь, которая, как было у меня записано, находится в 4 ½ верстах от Козельска, не доезжая его. Станционный смотритель весьма любезно согласился на сие, взяв с меня весьма любезно же и двойные прогоны; при чем заметил, что из едущих по этому тракту, большая часть берет лошадей прямо в Оптину, а оттуда гостеприимная обитель нередко доставляет проезжих как в Подборки (первая станция к Калуге), так и Слаговицкие постоялые дворы (первая станция к Белеву) на своих лошадях.

Вскоре по оставлении Подборок, мы проехали какое-то бесконечно-длинное селение, которое, помнится, ямщик называл Каменкою, и замечательное также своей убийственно тряской мостовой; насыпь же и мостовая, как пояснил мне ямщик, сделаны от того, что весною разлив текущей слева (в версте или более расстояния) Жиздре, доходит иногда до самой этой деревни. За то, тотчас за задворками, начинаются поемные луга, простирающиеся вплоть до реки, а за нею встает синий бор, вид которого тем приятнее, что леса исчезают у нас ежегодно, как бы по мановению волшебного жезла, и если отстрочится еще на столетие то время, когда водяной пар, будет сведен с престола двигателем, менее алчным к топливу, то нам придется в статистических таблицах прибавить новую графу: замерзших по неимению средств к отоплению своих полу-сквозных (в следствие той же причины) жилищ, столько то, а филантропии прибавится новая забота плясать и задавать обеды в пользу семейств этих несчастных.

Портрет П.В.Киреевского работы Э.А.Дмитриева-Мамонова. 1840-е гг.В этих мыслях о столь немаловажном предмете я с особенною любовью смотрел на лесную полосу, при чем заметил, что местами вынуты из нее уже целые участки, - а если пройдет на Калугу железная дорога, то, уповательно, скоро и ничего не останется; а меж тем лошадки резво бежали по ровной дороге, и я незаметно приближался к ночлегу.

Вот, стали мы спускаться с горы, окаймленной глубоким оврагом; внизу сельская церковь, вправо господская усадьба и село, влево виднелась луговая долина, перерезанная озерками и лесными островками, а у опушки леса неправильно раскинулась, точно небольшой городок, - пустынная иноческая обитель, издали приветствуя путника верхами своих белых стен и храмов...

Проехав село, которое назвал мой возница Прысками и еще какую-то небольшую деревеньку, мы свернули с большака влево по шоссейной дорожке, проведенной чрез луга прямо к монастырю, обсаженной ракитником, а через полчаса времени уже переезжали быструю Жиздру на монастырском пароме, любуясь видом мирной обители, озаряемой последними лучами заходящего солнца.

Принятый весьма радушно, я мирно провел ночь под кровом монастырской гостиницы; на другой день, пробудившись со звуком колокола, отправился к ранней обедне, и по окончании ее просил проводить меня на могилу Киреевских и отслужить по них панихиду.

Меня привели на монастырское кладбище, которое расположено за олтарем двух монастырских церквей. Там прежде всего обратили мое внимание два колоссальных чугунных памятника, местами позолоченные: под одним из них, как видно из надписи, погребен старец сей обители иеросхимонах Леонид [2], о духовной мудрости которого и претерпенных им от неправомыслящих гонениях, я слышал довольно из рассказов покойного И.В. Киреевского. Другой памятник покрывает могилу храмоздателя того придела, близ которого они погребены (во имя Св. Николая) А.И. Желябужского.

Впереди надгробных памятников старца иеросхимонаха о. Леонида и Желябужского на месте, также обнесенном чугунною решеткою, погребены два родные брата Иван и Петр Васильевич Киреевские. На могиле первого из них усердием его супруги поставлен небольшой четырехсторонний чугунный памятник с таким же крестом; на памятнике надписи[i]:

1) Надворный советник И.В. Киреевский, родился 1806 года марта 22 дня, скончался 1856 года июня 12 дня[ii].

2) Премудрость возлюбих и поисках от юности моея. Познав же, яко не инако одержу, аще не Господь даст придох ко Господу.

3) Узрят кончину праведника и не уразумеют, что усоветова о нем Господь.

4) Господи, приими дух мой!

надгробие могилы Киреевского

Память Ивана Васильевича Киреевского дорога для всех близко знавших его, как человека обладавшего редким сочетанием прекрасных качеств глубокого ума с кротким и любящим сердцем, не смотря на свое научное образование, которое при всей гордости нашего века, может быть признано не за весьма многими из ученых по диплому. И. В. считал это образование недоконченным зданием и спешил увенчать его покровом сердечной веры. Растворенное солию неземной мудрости - слово отеческое, слово глубокое и вместе простое, слово «помазанное» вносящее мир и успокоение во всякую душу, жаждущую и алчущую правды и истины, - это слово удовлетворило вполне его пытливый ум, и с той поры он посвятил себя всецело на то, чтобы отвлечь внимание своих ученых собратий или по крайней мере небольшого кружка своих ученых друзей, от философских умствований Гегеля, Шеллинга и Кº, этих вполне изглубленных им «сокрушенных кладенцев» германской мысли, и обратить их внимание на забытые одними и неведомые другим источники «воды живой» - к писаниям отеческим[iii].

Но И.В. Киреевского постигла та же участь как Н.В. Гоголя: с той минуты, как он заговорил со своими учеными собратиями не прежним языком, высказав им, не обинуясь, что свет и истина не там, где они ее искали доселе, что надобно начать учиться съизнова, и, по знаменитому изречению мудрой жены XVII столетия, «натолетия, "му изречению мудрой жены бно начать учиться сызнова, и, им языком, высказав им, не обинуясь, что свет и истина не там, где они ее искали доселе, что надобно начать учиться сызнова, и, по знаменитому изречению мудрой жены XVIII столетия, «начать с Катихизиса», - друзья И.В. сказав - кто про себя, а кто и громко: «Жестоко слово сие», пошли каждый своею дорогою, до встречи там, где уже не посмеет никто спросить: что такое истина? Ибо «вся будут нага и объявлена»; а он вскоре был отозван отсюда, «зане совершил в пределе земном все земное». Также как и на могиле Гоголя раздались поздние вопли сожаления о рановременной утрате, на обычную тему: как, зачем, отчего так неожиданно, внезапно, нечаянно, что злая судьба постигает наших передовых (а поживи он еще немного, - высказалось бы печатно то, что уже произнесено было в сознании: «жаль, отстал от века!»). Ответом на эти вопрсы немой судьбе служит слово Премудрого, начертанное достойно оценившими благую перемену в образе мыслей покойного: узрят кончину праведнаго и не уразумеют, что усоветова о нем Господь!

Верующие в загробную жизнь и смотрящие на смерть, как на переход в «пакибытие», а не к ничтожеству, или, как недавно выразился один из германских мыслителей «к разрушению уединения человеческого я в чувство общения с целым природы»[iv] знают и веруют, что каждый христианин поемлется отсюда в самое благоприятное время для нашей загробной участи, в ту минуту, которую благость Божья находит самою удобною, для совмещения на нелицеприятном суде своем правды с милостию. Что после сего значат наши языческие сетования на безжалостную судьбу! Если бы преставльшийся мог сам возражать на них, в ответ на сожаление, что он не докончил своего, «полезного труда», - он верно отвечал бы словами Авраама Евангельскому богачу[v], напомнив им притом слово вселенского учителя и отца Церкви Иоанна Златоустого: «кто не имеет матерью своею Церковь, тот не может иметь Отцем Бога»; или наконец указал бы на слова Самого Спасителя дщерям иерусалимским: себе плачите и чад ваших! Вот что, по мнению нашему, отвечал бы покойный ученым друзьям своим, если бы мог беседовать к ним с того берега; а ныне его безмолвная могила не призывает ли их последовать его благому примеру: познать, яко не инако одержится премудрость, аще не даст Господь, и приити ко Господу?

Нельзя умолчать, что сердечному обращению И.В. Киреевского к вере и учению матери нашей Церкви, много способствовал недавно почивший о Господе старец Оптиной пустыни иеросхимонах Макарий [3], указав ему на неисчерпаемый источник мудрости, заключающийся в учении св. отцов, способной удовлетворить стремлениям самого глубокого ума, но который промыслительно утаивается от премудрых и разумных века сего, ибо таинства открываются лишь смиренномудрым, по слову св. Исаака Сирина.

Супруга И.В. [4], рассказывая мне о благодатных действиях старца на ее семейство, между прочим поведала следующее[vi]: «сама я познакомилась с о. Макарием в 1833 году, через другого приснопамятного старца, его предшественника, о. иеросхимонаха Леонида; тогда же сделалась его духовною дочерью, и с тех пор находилась с ним в постоянном духовном общении. И.В. мало был знаком с ним до 1846 года. В марте сего года старец был у нас в Д...е и И.В. в первый раз исповедывался у него; писал же к батюшке в первый раз из Москвы, в конце октября месяца 1846 года, сказав мне: «я писал к батюшке, сделал ему много вопросов, особенно для меня важных; нарочно не сказал тебе прежде, боясь что по любви твоей к нему, ты как бы нибудь чего не написала ему; мне любопытно будет получить его ответ; сознаюсь, что ему трудно будет отвечать мне». - Я поблагодарила И.В., что он мне не сказал, что решился написать к старцу и уверена была, что будет от старца действие разительное для И.В. Не прошло часа времени, как приносят письма с почты и два надписанные рукою старца - одно на имя мое, - другое на имя И.В. Не распечатывая, он спрашивает: что это значит? О. Макарий ко мне никогда не писал! - Читает письмо, меняясь в лице, и говоря: «удивительно! разительно! Как это? В письме этом все ответы на мои вопросы, сейчас только посланные». С этой минуты заметен стал зародыш духовного доверия в И.В. к старцу, обратившийся впоследствии в усердную и беспредельную любовь к нему и принес плоды в 60 и во 100, ибо познав, яко не инако одержится премудрость, аще не даст Господь, он, при пособии опытного руководителя, шел ко Господу».

Примечания

[1] Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) - великий православный мыслитель, критик, публицист, один из основоположников истинного славянофильства.

Киреевский Петр Васильевич (1808-1856) - славянофил, историк, фольклорист. Собрал свыше 10 тыс. народных песен.

[2] Лев (Наголкин Лев Данилович) (1768-1841) - иеросхимонах, преподобный оптинский старец. Основатель старчества в Оптиной пустыни.

[3] Макарий (Иванов Михаил Николаевич) (1788 -1860) - преподобный оптинский старец.

[4] Киреевская (рожд. Арбенева) Наталья Петровна (1809-1900) - супруга И.В. Киреевского, благотворитель, издатель святоотеческих сочинений.



[i] Надписи из св. Писания избраны, как я слышал в обители, духовным отцом И.В. К-го старцем иеромонахом Макарием.

[ii] Во многих других источниках и литературе датой кончины И.В. Киреевского принято считать 11 июня.- А.К.

[iii] Памятником этого периода его умственной деятельности остаются (кроме ненапечатанных трудов) две замечательные статьи: «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России (Письмо к графу Е. Комаровскому)» и «О необходимости и возможности новых начал для философии». Первая напечатана в Московском Сборнике 1852 года, а вторая в Русской Беседе 1856 года.

[iv] См. Дом. Беседа 1860 г. Вып. 31.

[v] Имут Моисея и Пророки да послушают их, аще же их не послушают, ни аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры. Лука, ст.16, 29, 31.

[vi] Этот рассказ передаю не по одной памяти, а слово в слово, ибо тогда же просил Н.П. К-ую записать мне оный, что ею и было исполнено.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Виктор Аскоченский
«Кого нам хвалит враг, в том верно проку нет!»
О современном просвещении вообще и об университетском образовании в России. Ко дню памяти († 18/31 мая 1879)
29.05.2020
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 5
16.01.2019
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 4
15.01.2019
Все статьи Виктор Аскоченский
Консервативная классика
Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей»
Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода
09.11.2022
«Я знаю, что делать!»
Заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
09.11.2022
«За нами Бог, за нами правота дела»
Взгляд на русское государственное мировоззрение в трудах священномученика Иоанна (Восторгова)
03.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от С. Югов
06.12.2022 21:16
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Stella Lapina
06.12.2022 20:21
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
06.12.2022 17:03
«Нам нужен мир! Желательно весь!»
Новый комментарий от Сант
06.12.2022 16:58
В Литве, Эстонии и Латвии царит животная русофобия
Новый комментарий от Дмитрий К
06.12.2022 15:07
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от Дмитрий К
06.12.2022 14:27