Не смотрю никакие программы о Сталине и той эпохе, давно уже перестала читать всё, что пишут на эту тему. И не просто потому что надоело, а потому что родилась и до определенного возраста жила в населенном пункте, который был зоной N-лага (не хочу писать название, это вторично). Понятно, что появились мы (дети) на свет именно в этом городе по вполне определенным для наших родителей причинам. Я хорошо знаю историю своей семьи, очень непростую, как и сама история нашего государства. В ней необъяснимым образом переплелось всё. Коммунисты и белогвардейцы, атеисты и священномученик, герои Советского Союза и предатели, казаки и дворяне... Такая семейная история у огромного числа русских людей.
На Северном Урале был маленький город. Правда, есть он и сейчас, но это уже другой город, умирающий, а тогда население его было больше 100 тысяч человек. Деревянные черные дома. Длинная главная улица - Советская, заканчивалась кладбищем. Большой вызывающий дом с гордым названием «дом специалистов», всё как должно быть в советском городе - Дворец культуры, в котором проходили и все городские праздники и траурные собрания, когда гробы с очередными жертвами обвалов в шахтах, ставили вертикально вдоль сцены. Потом через весь город, под музыку духового оркестра их несли по Советской улице. Тогда ещё не рассказывали на всю страну про это.
В городе всё население делилось на три группы: бывшие ЗЭКи (к ним же относили «вольняшек» и ссыльных), ВОХРа и шахтёры. Шахтёры были самой богатой частью жителей, да многие и приехали туда за «длинным рублём», жили в основном в нескольких пятиэтажках и с остальными почти не общались. Офицеры из охраны тоже жили неплохо, в специальных домах, элита! Мы, дети, завидовали их детям, одетым лучше, имеющим красивые книги и игрушки и живущим в удобных квартирах. Остальные обитали как могли.
Казалось естественным, когда тощий, небритый мужик зайдёт в дом и попросит разрешения заварить «чифирчик». Сварит, выпьет, поблагодарит и пойдёт дальше своей дорогой. Вокруг города тайга и дымящиеся отвалы от шахт; говорят, сейчас их закрыли, а в те времена сколько их было? 20, 30 - не помню, но туберкулёз, астма - это были рядовые болезни практически у всех. И дома были черными от этого дыма, а зимой человека за 10-15 метров уже не видно. Детям в школе и в детском саду постоянно давали сладковатые таблетки - фтивазид - профилактика туберкулёза.
Районы города носили названия шахт или имели окончание -лаг. Даже церковь в городе была. Маленькая, деревянная с голубым куполом и крашеным забором из штакетника, кажется, единственное светлое пятно на горе. Бабушка моя ходила туда, а меня называла «анчихристом», т.к. я некрещеная росла. За городом - тайга и река с красной водой, жертва шахт. В лес ходили все, но осторожно. По незнанию можно было наткнуться на ограждение из колючей проволоки с непредсказуемыми последствиями... Обычным явлением казались и операции по поиску сбежавших из зоны. Кто-то охраняет - кто-то бежит - кто-то ловит, всё нормально.
Воспитатели в детском саду и учителя в школе старались учить красивому, вечному, но дети, лет с трёх, пели блатные песни, сплёвывали сквозь зубы и путались в родной речи, «ботать по фене» мы научались раньше, чем разговаривать обычными словами.
Вокруг города несколько лагерей. Тайга, горы, лютая зима и жуткая экология (мы, правда, такого слова не знали). Но при этом в городе в 60-е годы был драмтеатр с прекрасной труппой (думаю, не надо объяснять почему у нас были столичные актеры), огромный дворец культуры, музыкальная школа, дворец пионеров, бассейн (таких не было и в крупных городах), стадион, два больших кинотеатра, пара техникумов и естественно пед. и мед. училища, большой универмаг, две библиотеки (взрослая и детская), церковь, само собой, больницы, поликлиники, школы, дет.сады и ясли. Культурная и спортивная жизнь в городе была очень активная, не скучал никто. Жили мы среди вчерашних ЗК, тем не менее, преступности в городе не было, разве что драки время от времени, это было.
Про медицину. Загазованность в городе была страшная, поэтому, начиная с детсада, нас всех поголовно обследовали раз в полгода и профилактически лечили, отправляли на отдых два раза в год (бесплатно в основном). Такого впоследствии, когда в 70-е мы уехали из-за папиной астмы, я не видела нигде.
Образование. Просто один факт. У нас в классе было 45 учеников. Из них 25 отличников. С тройками был едва ли десяток. Опять же из личного опыта, знания были заложены такие основательные, что никогда потом мне не приходилось что-то учить дома, просто потому что все было понятно и запоминалось на уроке. И в институт поступила между делом, не открывая ни одного учебника. Прошло много лет, и я так же легко получила второе высшее образование.
Можно много рассказывать о том времени, о стиле жизни, о людях и прочем. Но цель моего повествования в другом. Что бы ни говорили, но все это в отдельно взятом «поселении для спецконтигента» было построено и создано в сталинское время.
И пару строк о тех, кто сидел в лагерях нашей зоны. Власовцы. Бандеровцы. Много уголовников самых разных мастей. Так называемая антисоветская интеллигенция, те, которые были нормальные, жили в городе и работали в больницах, школах, служили в театре и т.д. Кстати, мама одно время работала учителем в детдоме с «детьми бандеровцев». Часть сидела за дело. Нормальное государство должно себя защищать. Есть такой Д.Панин, который, сбежав в Италию, написал о своих «мучениях» в СССР толстую книжку. Как-то довелось прочитать. Была крайне удивлена, что его не расстреляли. Он этого вполне заслуживал. Вот такие сидели.
Конечно, были и те, кто попал по каким-то иным причинам. Моего прадеда дважды раскулачивали и дважды ссылали на Крайний Север, они там город строили, сегодня это большой город. Но он дважды возвращался и дожил до 90 лет. Дед мой тоже отсидел на Колыме 7 лет. Да, всем досталось.
Отнести меня к поклонникам товарища Сталина никак нельзя, но сейчас, вспоминая жизнь в N-лаге, я с полной уверенностью могу сказать, что она была лучше чем то, что творится сегодня в небольших городах, райцентрах, не говорю уже о деревнях России. А если учесть, что все это было сделано за два десятилетия после войны, когда было всё разрушено, (кстати, после «демократического» развала СССР прошло уже столько же лет, что называется, почувствуйте разницу), то уж, простите, но десталинизаторов надо просто гнать из страны, если уж показной гуманизм по отношению к ним не позволяет заставить их физически работать на благо государства (сразу бы и педерастический зуд прошел у некоторых). Гнать за то, что тупые, ненавидящие русский народ, Россию и не понимающие её героическую и великую историю. Сталина нельзя рассматривать вне исторического контекста, а т.к. я уверена, что горлопаны это прекрасно понимают, то все их истошные крики это есть целенаправленные действия против России и её народа. Потрясающего народа!
...Во времена перестройки город умирал, умирала природа, отравленная шахтами, разваливались дома, пропитанные сажей. Но, видимо, ещё не пришло его время, есть сайт в интернете, значит, жив. Только читать о нём я не смогла...
2. Ответ на 1., о. Николай Савченко:
1. Re: «Сталина нельзя рассматривать вне исторического контекста...»