Сергей Есенин и Царская семья

Заметки по ходу телесериала «Есенин»

Новости Москвы 
0
4362
Время на чтение 8 минут

В настоящее время по первому каналу ЦТ ведется показ художественного сериала «Есенин». Этот фильм показывается не впервые, однако премьеру в силу сложившихся обстоятельств я смотрел отрывочно, потому мнение о нем у меня не сложилось. Надеюсь в этот раз просмотреть сериал полностью. Сегодня же хочется поделиться впечатлением от первых серий, а конкретнее о сюжете, в котором показана встреча поэта с Царицей Александрой Федоровной и ее дочерями. Скажу сразу - она мне крайне не понравилась. Во-первых, тем, что царевны показаны обыкновенными кокетками, а поэт - хамом. А как иначе можно назвать человека, который навязывает чтение своих стихов, а потом читает их, повернувшись к Царице и царевнам задом?

Но вот свидетельство поэта, которого никак нельзя заподозрить в стремлении навести «хрестоматийный глянец» на образ Есенина, человека, близко его знавшего - Андрея Белого «...меня поразила одна черта, которая проходила потом сквозь все воспоминания и все разговоры. Это необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность». Замечу, что здесь Андрей Белый пишет о Есенине 1916 г. то есть как раз того времени, когда он общался с Царской семьей. Особенно оскорбителен для памяти Сергея Александровича и святой мученицы царевны Анастасии эпизод, где поэт, обладающий чуткостью и повышенной деликатностью, поет ей похабную частушку и она довольно хихикает?!

Однако в сегодняшней статье мне хотелось бы обратить внимание на сам факт встречи Есенина с Царской семьей. А таковая действительно была. Причем Есенин читал свои стихи в присутствии Царицы и Царевен неоднократно. Однако прежде этих встреч Есенин читал свои стихи сестре Царицы преподобномученице Елизавете Федоровне. Какие же обстоятельства способствовали этому?  

В 1915 г. при поддержке Государя Императора Николая II создается «Общество возрождения художественной Руси», которое, согласно принятому Уставу, поставило своей задачей «широкое ознакомление с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное развитие в применении к современным условиям».

Одним из первых шагов «Общества» в возрождении национальных традиций в искусстве стало строительство на территории Царского села Федоровского городка. Его название происходило от уже построенного собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этой иконой в 1612 г. рязанский архиепископ Феодорит благословил на царствование Михаила - первого Царя из рода Романовых.

Из церкви и нескольких построенных в древнерусском стиле зданий и состоял Федоровский городок, обнесенный кремлевской стеной с живописными башнями. Предполагалось, что он станет своеобразным музеем древнерусского искусства, образцом архитектурных и художественных достижений Древней Руси.

В одном из зданий находилась «штаб-квартира» «Общества возрождения художественной Руси». В него входили известные архитекторы, художники, писатели и поэты, в числе которых были В. Васнецов, М. Нестеров, А. Щусев, А. Ремизов, С. Городецкий, И. Билибин. Вступили в «Общество...» и самобытные крестьянские поэты Николай Клюев и Сергей Есенин.

В январе 1916 г. их творчество заметил штаб-офицер для поручений при дворцовом коменданте, полковник Д.Н. Ломан, курировавший строительство Федоровского городка. Он устроил поэтам чтение стихов в Марфо-Мариинской монашеской общине сестер милосердия, основанной Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, которая лично присутствовала на этом выступлении. Творчество Есенина и Клюева ей понравилось, и по окончании вечера она долго беседовала с крестьянскими поэтами.

12 января Великая Княгиня принимала членов «Общества возрождения художественной Руси» Васнецова, Нестерова, Есенина и Клюева в своей московской резиденции. Поэты вновь читали стихи. В благодарность за творчество Елизавета Фёдоровна подарила Есенину и Клюеву «по экземпляру Евангелия и образки с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Марфы и Марии, а Нестеров -  открытку с репродукцией своей картины «Святая Русь» и надписью: «Сердечный привет певцам русской были и небыли от Михаила Нестерова».

Позднее, в день именин Есенина, Елизавета Фёдоровна сделает ему особый подарок - икону преп. Сергия Радонежского, в честь которого он был назван.

Выступал  Сергей Есенин и перед Государыней Императрицей. Вот как об этом вспоминает   Г. Иванов, которому Есенин лично рассказывал об этом случае: «Есенин представлялся Александре Феодоровне в Царскосельском лицее, читал ей стихи, просил и получил от Императрицы разрешение посвятить ей целый цикл в своей новой книге! ...Теперь даже трудно себе представить степень негодования, охватившего тогдашнюю «передовую общественность», когда обнаружилось, что «гнусный поступок» Есенина не выдумка, не навет «черной сотни», а непреложный факт». /В фильме «Есенин» поэт категорически отказывается писать стихи в честь Александры Федоровны/.

 Анна Ахматова, вспоминая о посвящении Есениным сборника стихов Императрице писала: «Он принес сборник, который готовил издать. На этом сборнике он написал посвящение Александре Федоровне (Царице)».

Сборник стихотворений Есенина «Голубень» вышел уже после Февральской революции. Посвящение цензурой было снято, но, как утверждает Г. Иванов «...Некоторые букинисты в Петербурге и в Москве сумели, однако, раздобыть несколько корректурных оттисков «Голубеня» с роковым: «Благоговейно посвящаю».

В апреле 1916 г. Сергея Александровича призвали на армейскую службу. По ходатайству полковника Д. Н. Ломана его назначили санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд №143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Санитарный поезд, в котором он служил, причислялся к Царскосельскому лазарету, который находился на территории уже знакомого поэту Федоровского городка. Здесь в качестве сестер милосердия трудилась сама Императрица и ее дочери - Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Они перевязывали раненых и ухаживали за ними, а Государыня участвовала даже при оперировании тяжелораненых.

Есенин неоднократно выступал в  лазарете с чтением стихов. На одном из выступлений присутствовала Государыня Императрица с детьми. Стихи рязанского поэта понравились им, а младшая из дочерей Императрицы  Анастасия по воспоминанию Н. Вольпин, опубликованного к книге Н. Сидориной «Златоглавый», соизволила побеседовать с ним, «гуляя по саду».

Образ царевен взволновал поэта. Короткое знакомство с ними вдохновило Есенина написать стихотворение, в котором Царевны привиделись ему березками в венцах:

В багровом зареве закат шипуч и пенен

Березки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И  кротость юную в их ласковых сердцах.

...Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу,

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу.

Трактуя символический смысл этого стихотворения, О. Е. Воронова пишет: «"Багровое зарево заката" в данном случае не есть лишь деталь вечернего пейзажа. С ранних христианских времен багряный (пурпурно-красный) цвет приобрел двойственную семантику: с одной стороны он был символом царской власти, с другой - знаком мученичества...»

Образ  «младых царевен» в виде горящих березок в венцах оказался пророческим.

Стихотворение «В багровом зареве заката...» Есенин прочел царственным особам 22 июня 1916 г. на вечере в честь тезоименитства матери Государя Императора Николая II вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и ее внучки царевны Марии Николаевны.

Надо сказать, что ни поэтический талант, ни выступления со стихами, конечно же, не освобождали Сергея Александровича от обязанностей санитара военного поезда № 143. Есенин участвовал в погрузках и разгрузках раненых, помогал при операциях. В команде санитаров он неоднократно выезжал на линию фронта. По воспоминаниям Ветлугина при выполнении задания на линии фронта он получил контузию.

Последний раз в Царском Селе Есенин выступал 19 февраля 1917 г., во время разгорающейся Февральской революции. Выступление проходило после богослужения в Феодоровском соборе. 24 февраля его послали в Могилев, где находилась Ставка Верховного Главнокомандующего, коим являлся сам Государь, на верность которому Есенин присягал во время призыва в армию.

Сергей Александрович в своей жизни публично не выражал своего личного отношения к Царю Николаю II. Однако  после свершившейся Февральской революции он не нарушил свою клятву, данную по Уставу того времени «на кресте Спасителя и на святом Евангелии».

Есенин отказался присягать Временному правительству Керенского и дезертировал из армии. Мало того, как утверждает известный советский есениновед  П. Ф. Юшин: «Дезертировав из армии... Есенин после Октябрьской революции вновь оказался в Царском селе, когда там не было уже ни Царя, ни Царицы, но группировались и готовили монархический переворот верные Царю слуги. 14 декабря (по старому стилю) поэт принимает в Царском Селе в Федоровском городке клятвенное обещание на верность службы Царю».

 Документ с подтверждением верности Сергея Александровича Престолу был обнаружен в 1966 г., однако советская архивоведческая экспертиза, проведенная по этому делу в 1970 г., признала стоящую на нем дату ошибочной. И, тем не менее, как следует из статьи «Восстанавливаем истину», опубликованной в газете «Литературная Россия» (№ 2, 1971 г.) «П. Ф. Юшин сохранил свою ошибочную точку зрения об отношении С. Есенина к революции, в обосновании которой клятвенное обещание на верность царю играло не последнюю роль».

Не будем забывать, что все это происходило в годы «коммунистического строительства» в нашей стране и потому вопрос о «клятвенном обещании» до конца не прояснен. Однако Есенин не в восторге был от февральского переворота и в одной из своих заметок с сожалением отметил, что на смену Царской власти  «пришло царство хаоса». Как известно на февральские события Есенин откликнулся поэмой  «Товарищ». В этом произведении Сергей Александрович не высказывает  своего отношения к ней, но пророчески говорит о её первых жертвах - рабочем-революционере, Православной Церкви (в образе сражённого пулей младенца  Исуса) и сына погибшего рабочего, для которого Христос был  «товарищем».

В  целом, на  примере  одной  семьи  поэт  показал  трагедию, ставшую впоследствии трагедией всего народа. Впоследствии эмигрантская  критика высоко оценила поэму «Товарищ». В. Левин писал: «Только один  Есенин заметил в февральские дни, что произошла не «великая безкровная революция», а началось время тёмное и трагическое, так как «Пал  сражённый пулей младенец Исус». И эти трагические события развиваясь  дошли до Октября».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 11., РоманС:

Извиняюсь, а что русофобского в фильме "Бригада"? То, что там симпотишно показаны бандюки - это есть, а что там собственно русофобского?

Чудак-человек. А что русофобского в русофобском штампе "русская мафия"?

11. Ответ на 10., Потомок подданных Императора Николая II:

Удивляюсь, как можно любить и, значит, понимать стихи Есенина и тут же "любить" конъюнктурщика Безрукова, не постеснявшегося сыграть в отвратительном русофобском фильме "Бригада". И то, что Безруков играл бандита, было дополнительным уничижением есенинского образа. Это был очевидный расчёт кинодельцов, ненавидящих Россию и её культуру.

Извиняюсь, а что русофобского в фильме "Бригада"? То, что там симпотишно показаны бандюки - это есть, а что там собственно русофобского?
РоманС / 04.03.2013, 16:39

10. Ответ на 3., татьяна65:

Стихи Есенина любим до слез. -------------- Скорбим <...> о творческой неудаче любимого актера Сергея Безрукова.

Уважаемая Татьяна! Тут нельзя не вспомнить есенинские строчки: Ты такая ж простая как все Как сто тысяч других в России... Удивляюсь, как можно любить и, значит, понимать стихи Есенина и тут же "любить" конъюнктурщика Безрукова, не постеснявшегося сыграть в отвратительном русофобском фильме "Бригада". И то, что Безруков играл бандита, было дополнительным уничижением есенинского образа. Это был очевидный расчёт кинодельцов, ненавидящих Россию и её культуру.

9. Re: Сергей Есенин и Царская семья

Найдите фотографию Сергея Есенина в гробу - это светлое умиленное лицо мученика. А оклеветать и залить грязью русского поэта - это хлебом не корми тех, кого трясет от русского духа.
ната8е / 04.03.2013, 06:19

8. Спасибо за статью!

Я очень люблю поэта, много читала, смотрела, молилась за него. И пришла к убеждению: это очень светлый, добрый, чуткий человек, живший в страшное жестокое время. И, конечно, его нежное сердце не могло не увидеть духовную красоту царской семьи, кротких царевен и не полюбить их. И никаким алкоголиком он не был - посмотрите на его фотографии, загляните честно в глаза - где вы видели таких алкоголиков? А еще найдите фотографию СергеяЕсенина
ната8е / 04.03.2013, 06:11

7. Re: Сергей Есенин и Царская семья

Спасибо автору, что обратил внимание на интересные факты из жизни Царской семьи и поэта Есенина. Безусловно, разоблачение киношных домыслов было необходимо.
Андрей Киселев / 03.03.2013, 17:31

6. Re: Сергей Есенин и Царская семья

А я в этот раз просмотрела все серии и целый день потратила в итоге, чтобы перерыть весь интернет и понять, есть ли в фильме зрелое зерно насчет его УБИЙСТВА. К своему ужасу я пришла к выводу, что Есенина действительно убили, он не был самоубийцей. За это я благодарна этому сериалу, благодаря ему память о нем теперь не будет как о самоубийце.
Наталия Русская / 03.03.2013, 15:16

5. Re: Сергей Есенин и Царская семья

Спасибо за статью. Радостно узнать такую правду, об отношении поэта и Царской Семьи. Единственно, что после слов ===В. Левин писал: «Только один Есенин заметил в февральские дни, что произошла не «великая безкровная революция», а началось время тёмное и трагическое, === хочется привести строки их стихотворения Сергея Бехтеева "Николай Второй", написанные им на третий день после "великой и безкровной". Очень точно прозрел он ситуацию: "...Предатели, рожденные рабами, Свобода лживая не даст покоя вам. Зальете вы страну кровавыми ручьями, И пламя пробежит по вашим городам. Не будет мира вам в блудилище разврата, Не будет клеветам и зависти конца; Восстанет буйный брат на страждущего брата, И мечь поднимет сын на старого отца..."
РоманС / 03.03.2013, 06:51

4. Re: Сергей Есенин и Царская семья

Не понравился мне фильм. Талантливого русского поэта показали каким-то забулдыгой. Однако последняя серия получилась действительно сильной и глубокой: эдакая "ложка меда" в наигустейшем дегте.
Виктор О. / 02.03.2013, 16:28

3. Игорь, большая Вам благодарность!

Стихи Есенина любим до слез. Образ автора необыкновенен. Не смогли преодолеть пошлости в первых сериях фильма. Поэт был эпатажным, но не пошляком.! Св. Царевны, по мнению режиссера, получали воспитание в крестьянской избе. НО ВЕДЬ ПО ПИСЬМАМ ВИДНО - АРИСТОКРАТИЗМ У НИХ В КРОВИ! Скорбим о неудаче режиссера, убогости фильма. И о творческой неудаче любимого актера Сергея Безрукова. Так нельзя ребята. Должно же быть что-то святое в душе, особенно когда имена такие, что только шепотом и с благоговением их можно нам произносить. А то находятся геростраты, желающие хоть через пошлую шутку приблизиться к непостижимой чистоте.
татьяна65 / 02.03.2013, 16:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46