Образ христианской семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

0
5006
Время на чтение 12 минут

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Ефес.5,22-23,25.

Нет уз крепче этих ...

Иоанн Златоуст

«Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов написал в 1837 году на Кавказе. Рукопись была направлена А.А.Краевскому для публикации, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта, и только благодаря хлопотам В.А.Жуковского поэма увидела свет, но без имени автора.

«Песня ...» занимает особое место в творчестве поэта. Она интересна не только своей совершенной художественной формой, гениальной стилизацией, поэтикой фольклора и своеобразными синтаксическими конструкциями. В этом произведении Лермонтов явил свой опыт постижения сути народной жизни, национального идеала, исторически сформированного в глубинах христианского сознания.

С ранней юности творческое воображение Лермонтова волновали образы великого прошлого Отчизны, её защитники, её древние герои. Захваченный русской темой, он обращается к народному творчеству. «Как жаль, - сетует Лермонтов, - что у меня была мамушкой немка, а не русская - я не слыхал сказок народных, - в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской литературе». Будучи необыкновенно музыкальным, поэт приходит к выводу, что народную поэзию нужно искать «нигде, как в русских песнях». Лермонтов тонко чувствует и передает мелодику и образность национальной песни в своих стихотворениях «Русская песня» 1830, «Атаман» 1831, «Песня» 1831 и др.

Образы великой России вновь и вновь возникают в его творчестве. Достаточно вспомнить стихотворения «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), неоконченное историческое полотно «Вадим» (1834-1837гг).

Страницы русской истории, прошедших героических событий явились для Лермонтова предметом пристального внимания и изучения. Возможно, этот взгляд поэта, обращенный назад, искал и находил достойные образцы русского духа, этих чудо-богатырей, каких он не видел среди своих современников. Отсюда и известные всем с детства «горькие» строки из стихотворения «Бородино»: «Богатыри - не вы».

Эта печаль и чувство горечи у Лермонтова кроются в осознании им несоответствия былого величия России картинам современной жизни. Увидеть, пережить это и сказать правду, как бы горька она не была, - вот истинное призвание поэта. И в своем творчестве Лермонтов, как верный сын своего Отечества, продолжает утверждать высокие духовные ценности, воспевать красоту загадочной русской души, сила которой в тех деяниях и подвигах, «которые совершал и еще совершит русский человек, русский народ, как только поймет, ощутит сердцем и поверит в истину и справедливость» [ 9, 220].

Обратившись в поэме к эпохе царствования Иоанна Грозного, автор внимательно всматривается в глубину веков и отмечает исконно присущее русскому человеку правдолюбие и стремление «постоять за Правду до последнева». «Именно эта формула, эта мысль высвечивает смысловое содержание всей поэмы, является её энергетическим узлом», - писал М.М.Дунаев [ 6, 4].

Сюжет поэмы

В основе сюжета поэмы лежит событие, вероятное в 16 веке. Какие-то факты, возможно, подчеркнуты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина (Х том): упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые могли быть источниками «Песни ...», прежде всего - песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова (1818г.). Лермонтов во 2-ой половине 1830-х годов, в период установления дружеских связей со славянофилами ( в том числе с П.В.Киреевским) и собирателем фольклора С.А.Раевским, был, вероятно, знаком и с вариантами песни о Мастрюке, записанными Киреевским, «оттуда он заимствовал имя своего героя (дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы) [7, 410] .

В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями. Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы. «Именно старинные русские песни он и вспоминал, именно они его и вдохновляли, когда он это произведение создавал... Именно так он его и назвал - песня: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», - пишет исследователь лермонтовского творчества С.А.Андреев - Кривич [3,191].

Но поэма далека от буквального воспроизведения исторического эпизода: осмысляя и творчески интерпретируя исторический материал, автор выходит за хронологические рамки повествования, для него была важна идея «Песни...».

О смысле поэмы писал В.Г.Белинский в своем первом печатном отзыве о творчестве Лермонтова: « ... поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи ... и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории» [5 ,23].

Некоторые современники Лермонтова связывали содержание «Песни ...» с реальными событиями тех лет, в частности, со скандальной историей увоза гусаром жены московского купца; видели в «Песне ...» и отражение семейной трагедии Пушкина: поэма была написана вскоре после роковой дуэли на Черной речке.

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

«Песня ...» и сегодня не оставляет равнодушными своих читателей: ощутимо «биение пульса» этой удивительной поэмы, волнительна встреча с её героями, внутренний мир которых свидетельствует, по выражению Белинского, о «сокровеннейших и глубочайших тайниках» народного духа.

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

Сам Степан Парамонович, « молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок : каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью».

Немногочисленные, но характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви.

Велика в этом роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний.

Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего, цена которой , по слову премудрого Соломона, « выше жемчуга» (Притч. 30,10).

Положение жены как любящего и преданного мужу человека назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (5, 22-23). «Поминовение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми», - пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании послания апостола Павла (7,538). А святой Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Сказавши: повинуйтеся, яко Господу - Апостол ... разумеет следующее: ... служите Господу ...» (1,538) .

Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, воплотить в своей жизни истины Евангелия, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене - христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы...

По мнению святых отцов Церкви, внешность человека может одухотворяться внутренним огнем Веры, Надежды, Любви и свидетельствовать о чистоте души, о мирном устроении духа. Алена Дмитриевна, кроткая, целомудренная, благочестивая, действительно, светит людям, « как заря на небе Божием».

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Избалованный царской милостью, не привыкший терпеть поражение ни в битвах, ни в кулачных боях, он был побежден блудной страстью. Как разбойник, преследует опричник поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых:

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать ...

Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в таинстве Венчания данным, и страх Божий, т.е. боязнь греха, который разрывает связь с Богом и лишает человека Его милости.

Иногда Господь попускает врагу рода человеческого - диаволу - испытать человека, подвергнуть его искушению. «Искушением познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры, ... кому угождаем, себе ли в миру или Богу, чью волю более почитаем, свою или Божию ...», - пишет святитель Тихон Задонский [2, с 404-405].

Все действия Алены Дмитриевны направлены на преодоление этого искушения, она, как истинно верующий человек, боясь оскорбить Бога, в буквальном смысле бежит от греха, подобно святым женам, знакомым нам по житийной литературе, которые предпочитали смерть греху прелюбодеяния. Видимо, заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака была записана в их сердцах «золотыми буквами»: «Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины» [2,834-835].

Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке: «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» (Притч.30, 30-31). «Да будет украшением вашим не плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценного пред Богом (1- Петра, 3.3-4).

Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая - Еразма не упоминается о красоте той простой девушки, которая исцелила неизлечимо больного князя и стала его женой. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Русь её ценили намного выше красоты телесной.

«...Муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...».

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё, любящей и преданной жены, весь страх состоял в «немилости» мужа, своего «государя», освящавшего её жизнь, как «красно солнышко». Полная, откровенная, исповедальная искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена - одно целое, «одна плоть» (Быт.2,24). Обидчик, опозорив жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок. Грех всегда попирает правду: от эгоистических желаний избалованного человека колеблется честь и достоинство семьи.

Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа «быть всесторонним попечителем и охранителем жены [1,539], защитником, святыни брака от поругания. «...да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань то научает воина Подвигу и крепчайшим делает...»,- рассуждает святитель Тихон Задонский [2,405].

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду - матушку.

Калашников следует национальным святоотеческим традициям, «заквашенным» на евангельских истинах: «приняв во всей строгости, что жены по образу поминовения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь - в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и « мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию» [1,543].

Это спокойное ощущение силы для битвы с сильным мира сего, эта решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским. В этом дивном образе Лермонтов воплощает лучшие черты национального характера: «Нетрудно увидеть: русский человек ради правды готов пожертвовать самой жизнью, смиренно склоняясь перед Промыслом [6,с.42].

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

В 1841 году Лермонтов писал, что «у России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Такова вера поэта. Таков сам Лермонтов. Он вместе с Россией в ее настоящем и будущем ,как и бессмертные герои, созданные его гением.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

Литература:

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.

4. С.А. Андреев-Кривич. Тарханская пора. - М., 1968.

5. Э.А. Веденятина. Красота. Мешает ли она спасению? - М., 2002

6. В.Г.Белинский. Литературная критика. - М., 2005.

7. М.М.Дунаев. Православие и русская литература М., 1996 ч.II.

8. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения в трех томах.- М., 1996,т.2

9. Лермонтовская энциклопедия. - М.,1981.

10. Семейная жизнь и православное воспитание .- С.-Петербург, 2006.

11. В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. - М.,2000.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Образ христианской семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова

Прекрасная статья. Спаси, Господи.
Александрс. / 14.02.2013, 15:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Щелкунова
Уроки преподобного Сергия
Ко дню памяти печальника Земли Русской
17.07.2013
Проблема счастья, или лишний человек в русской литературе
Заметки учителя литературы после прочтения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
05.06.2013
Весна души
О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе
26.04.2013
«Служение красоте есть нравственное дело и религиозный подвиг»
Н.В.Гоголь об искусстве и художнике в повести «ПОРТРЕТ»
03.04.2013
Все статьи Светлана Щелкунова
Последние комментарии
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:28
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 12:15
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:36
«Она была наследницею его державных прав»
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:22