Недавно мне довелось впервые побывать на святой Кольской земле, где состоялись очередные Феодоритовские чтения - ежегодно организуемая Мурманской епархией научная конференция. Чтения, уже пятые по счету, проходили 23-26 августа в Мурманске (историческое название Романов-на-Мурмане), Мончегорске и древнем поморском селе Варзуга и были посвящены 400-летию Дома Романовых.
Феодоритовские чтения, имеющие статус Международной историко-краеведческой конференции, проводятся с 2006 года и названы так в память о выдающемся христианском подвижнике, замечательном богослове и историке - преподобном Феодорите Кольском, пришедшем в начале XVI века с проповедью веры Христовой и просветившем Евангельским светом земли Кольского Севера.
Впечатлениями о пребывании на этой благословенной земле мне хотелось бы ими поделиться с читателями.
Прибыли мы, участники конференции, в Мурманск в четверг 23 августа в полдень. На железнодорожном вокзале нас встретил организатор чтений игумен Митрофан (Баданин). Отец Митрофан -человек с очень интересной биографией. Морской офицер, капитан 2-го ранга, - это и сейчас чувствуется по выправке и четкости формулирования мысли, - в 2000 году он принял монашеский постриг. И теперь - настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа, председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых. А кроме того игумен Митрофан - кандидат богословия, автор житий выдающихся подвижников благочестия Кольского края, книг и статей по богословию и истории Крайнего Севера. Есть и еще одна интересная страница в его биографии, которая как раз объясняет его личный интерес к царской теме, - прадед игумена был управляющим дворцом Великого князя Михаила Александровича, брата Царя-Мученика Николая и формально последнего Российского императора. Но об этом ниже.
С вокзала мы отправились в гостиницу, а затем в стоящий рядом храм Спас-на-Водах. Этот храм является уменьшенной копией знаменитого петербургского собора. Памятник погибшим в Цусимском сражении и в других морских сражениях русско-японской войны, храм Спас-на-Водах, был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования. Идею строительства храма поддержал Император Николай II, начертавший на докладе: «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков». В 1918 году безбожные власти содрали доски с именами павших моряков и отправили их на переплавку, а в 1932 году собор был взорван. Попытки восстановить храм-памятник в северной столице пока не увенчались успехом.
А вот в Мурманске храм Спас-на-Водах построили. Он стоит на одной из сопок на берегу Кольского залива, а на соседней сопке высится символ ратного подвига города-героя Мурманска - памятник защитникам Заполярья, знаменитый «Кольский Алеша». Рядом с морским храмом уже готовится площадка для строительства кафедрального Спасо-Преображенского собора, который, по замыслу создателей, должен быть так же хорошо виден при входе в Кольский залив морякам всех кораблей и судов, как и «Алеша». Тут, на кольской земле, как и положено, везде символика православная соседствует с символикой ратной, военно-морской. Иначе и быть не может, ведь именно два служилых сословия - офицерство и духовенство - обеспечивают русское присутствие на Крайнем Севере.
В Спас-на-Водах прибыл архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя), чтобы принять участие во встрече иконы Божией Матери «Казанская-Романовская», которая прибывала в город Мурманск на торжества, посвященные 400-летию Дома Романовых. Икона принадлежала Великому князю Михаилу Александровичу, это - его молельный образ, ныне она находится в Серафимовской церкви Санкт-Петербурга. Перед иконой был совершен молебен при большом стечении верующих. Храм был заполнен буквально до отказа, - я это почувствовал, когда протискивался после молебна из храма. Отрадно, что многие православные мурманчане захотели поклониться образу Божией Матери.
После молебна в Мурманском государственном гуманитарном университете открылась Международная историко-краеведческая конференция, посвященная 400-летию Дома Романовых. Игумен Митрофан (Баданин) во вступительном слове пояснил, что сегодня «самое время воздать должное тем, кто являлся символом страны, олицетворением всего лучшего, что было в нашей истории». Именно поэтому было решено посвятить V Феодоритовские чтения близящемуся юбилею Дома Романовых, чтобы напомнить еще и о вкладе Императорской Фамилии в развитие Кольского Севера. Игумен напомнил о том, что сам преподобный Феодорит стоял у истоков Русского царства. Так что связи этого края с царской темой весьма глубокие.
С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратился архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. Он выразил надежду, что конференция послужит прославлению Царственных Страстотерпцев и прп. Феодорита Кольского, которые, по мнению владыки, «до конца не познаны и как святые обществом пока не востребованы». Это особенно важно, поскольку «на нашем городе начертано имя помазанника, а через него и имя самого Господа», подчеркнул владыка. Тема конференции «400-летие Дома Романовых», отметил архиепископ Симон, вызывает интерес, она актуальна, но важно, чтобы у чтений был конкретный, конструктивный и созидательный смысл. Главное, по мнению владыки, «поиск духовного фактора в истории» и «спокойный, мирный, добрый - Божий - лад в дискуссиях».
Затем с основным докладом выступил игумен Митрофан (Баданин), который представил участникам конференции свою новую книгу «Икона Великого Князя. Сказание о Великом князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга». Он напомнил, что город, в котором открылись чтения первоначально назывался Романов-на-Мурмане и был задуман как памятник Династии Романовых. В центре города должен был стоять Никольский собор, а во все концы расходиться улицы, носящие имена Русских государей. Революция разрушила эти планы. Отец Митрофан подробно рассказал историю создания копии Казанской (Площанской) иконы Божией Матери («Казанской-Романовской»), обратив особое внимание на то, что она была написана в 1888 году - году чудесного спасения Царской Семьи во время катастрофы в Борках. Затем эта икона стала молельной иконой Великого князя Михаила Александровича. Он также поведал о том, как его прадед спас икону от поругания. Вся эта история подробно описана в представленной игуменом книге. Главное, на что обратил особое внимание докладчик: сегодня «отношение к подвигу Царственных страстотерпцев - лакмусовая бумажка для выяснения отношения к нашей истории и к нашей жизни».
Затем выступил старейшина исторической науки на кольской земле доктор исторических наук, профессор Алексей Алексеевич Киселев. В свои 86 лет он выглядит весьма бодро. Он напомнил, что в советской историографии мало кто из Русских государей подвергался такому поношению как святой царь Николай II - и как личность, и как государственный деятель. Докладчик отметил связь последнего царя с Мурманским краем, но в городе до сих пор нет улицы, носящей имя императора Николая II! Это надо исправить, подчеркнул ученый.
Выступивший следом настоятель прихода Русской Православной Церкви в Милане в честь святителя Амвросия Медиоланского архимандрит Амвросий (Макар), свой доклад посвятил истории принятия Миланского эдикта равноапостольным императором Константином Великим. Характеризуя непростые порой отношения духовной и светской власти, о. Амвросий рассказал историю отлучения от Церкви свт. Амвросием Медиоланским императора Феодосия Великого.
Насыщенный интересной информацией доклад предложил участникам чтений проректор по научно-исследовательской работе Мурманского университета доктор исторических наук, профессор Павел Федоров. Он рассказал о контактах и связях жителей Кольского севера с представителями Дома Романовых. Ученый проанализировал многие аспекты таких связей от участия представителей Мурманского уезда Архангельской губернии в коронационных торжествах до указов, посвященных обустройству Кольского края. Подробно докладчик остановился на деятельности Трифоно-Печенгского монастыря, получавшего богатые пожертвования от членов Династии, и его настоятеля игумена Ионафана, который построил часовню и школу в память чуда у станции Борки. Профессор Федоров рассказал о важных визитах на кольскую землю Великих князей Владимира и Алексея Александровичей в начале ХХ века, в честь посещения которых мурманский мещанин М.В.Хипагин построил церкви - Алексеевскую и Владимирскую. В заключение ученый напомнил, как под царским скипетром росло чувство Отечества, и нам сегодня нельзя допустить дезориентации национального сознания, чтобы так называемая «баренцева консолидация» не была поставлена выше связи жителей Кольской земли с сердцем своего Отечества.
Гость из Финляндии, доцент университета Хельсинки Элина Кахла свой доклад посвятила преподобномученице Елизавете Федоровне. Она рассказала о почитании русской святой во многих странах, отметив, что и в Вестминстере ее скульптурное изображение находится рядом с изображениями других христиан, принявших мученическую кончину, - пастора Мартина Лютера Кинга, архиепископа Оскаро Ромеро и пастора Дитриха Бонхоффера.
На этом первый день конференции закончился, и мы были приглашены на ужин в резиденцию Правящего Архиерея, в ходе которого участники конференции имели удовольствие побеседовать в неформальной обстановке с владыкой Симоном.
Второй день конференции, 24 августа, начался с переезда в Мончегорск, где в конференц-зале ДК «Полярис» продолжились чтения.
Первым в Мончегорске выступил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. Его доклад был посвящен теме почитания императором Петром Великим Апостола Андрея Первозванного, которое имело многообразные проявления и формы. В основание Санкт-Петербурга царь Петр заложил частицу мощей Апостола Андрея. Еще до основания города он учредил высшую государственную награду - орден Андрея Первозванного, первым кавалером которого стал генерал-адмирал Головин. Для кавалеров ордена был построен Андреевский собор на Васильевском острове. Потом был построен Андреевский храм в Кронштадте, где служил праведный Иоанн Кронштадтский, но первая Андреевская церковь была построена царем Петром на Соловках. Сейчас, отметил докладчик, возобновилась традиция строительства андреевских храмов. Также он напомнил о том, что, создавая флот, Император в качестве флага избрал в 1699 г. Андреевский крест.
Доктор исторических наук, зав. кафедрой истории 1-го Медицинского института Санкт-Петербурга профессор Игорь Зимин свой доклад посвятил теме «Соборы Зимнего дворца». Используя богатый иллюстративный материал, ученый рассказал, как строились и перестраивались храмы в резиденции Русских государей.
Следом выступил автор этих строк. Мой доклад был посвящен теме деятельности Царя-Мученика Николая II по предотвращению революции в конце 1916 - начале 1917 года. Доклад был основан на моей статье, опубликованной на нашем сайте еще в 2003 году.
Настоятель Всехсвятского прихода Московского патриархата в Лиссабоне игумен Арсений (Соколов) свой доклад посвятил судьбе монархии в Португалии. Сделав исторический экскурс в прошлое португальской монархии, отец игумен подробно описал историю свержения королевской власти в 1910 году. Попытка восстановления монархии, предпринятая через девять лет, оказалась безуспешной. Сегодня в стране легально существует Монархическая партия, но сторонников у нее очень мало, на последних выборах партия набрала меньше одного процента голосов, отметил докладчик.
Кандидат филологических наук, доцент Ирина Багратион-Мухранели свой доклад посвятила теме связей монархических дворов Грузии и России с конца XV до XVIII веков. Первое грузинское посольство к Русскому государю относится к эпохе Ивана III, но самые активные контакты приходятся на Смутное время, отметила докладчица. Некоторые грузинские цари в XVII веке вели двойственную политику, лавируя между Москвой и Тегераном, нередкими были случаи принятия ими мусульманства. Ученая подробно остановилась на истории царевича Александра Арчиловича, который был близок к Петру I, ездил с русским царем в Европу в составе Великого посольства. Петр I специально для него придумал должность генерал-фельдцейхмейстера. Грузинский царевич попал в плен во время войны со Швецией и умер на чужбине, а его друг - русский царь - поддерживал его сестру Дарью (Дариджан). Докладчица рассказала также и о других контактах царских дворов.
Искусствовед, кандидат культурологи Ирина Языкова свой доклад посвятила теме иконографии Царской Семьи. Проиллюстрировав свой доклад различными примерами икон Царя-Мученика Николая, Царской Семьи, в том числе и неканонических изображений, докладчица пришла к выводу, что канон для изображения Царственных Страстотерпцев пока не найден.
С очень содержательным и интересным для меня докладом выступила на конференции кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Елена Козловцева. Она посвятила его непростой теме - попыткам преподобномученицы Елизаветы Федоровны возобновить институт диаконис и реакции Церкви на эту инициативу. Докладчица рассказала, как создавалась Марфо-Мариинская обитель, изначально имевшая статус не монастыря, а общины, ставящей целью помощь ближним. Но такой традиции не было в истории Русской Церкви. Поэтому Елизавета Федоровна изучала немецкий и английский опыт института диаконис. Обитель официально открылась в 1909 г., имея только временный устав, который утвердил Московский митрополит, а не Синод. В 1911 г. устав обители все-таки был утвержден, но без первого пункта о присвоении сестрам наименования диаконис. Члены Синода не рискнули решать столь важный вопрос и предложили перенести его на готовившийся Поместный Собор, а до того снестись с восточными патриархами. Однако Елизавета Федоровна настояла на обсуждении вопроса до Собора. Большинство членов Синода согласились на компромисс - принять имя диаконис для старших сестер, но первенствующий член Синода митрополит Антоний (Вадковский) настаивал на прежней позиции - обсудить вопрос на Поместном Соборе. Император Николай II поддержал мнение митрополита Антония, и сестрам обители официально не присвоили имя диаконис, хотя в обыденной жизни их часто так называли. Поместный Собор 1917-1918 гг. не успел рассмотреть вопрос о восстановлении института диаконис. Эта история весьма поучительна для нас, поскольку вопрос о нововведениях в Церкви и сегодня весьма актуален.
Доктор философии, председатель общества российско-американской дружбы «Добрая воля» Владислав Краснов свой доклад посвятил Великому князю Михаилу Александровичу, в пользу которого отрекся от престола Император-Мученик Николай II. Докладчик рассказал о пермском движении за прославление последнего правителя из Дома Романовых, представил свою книгу «Пермский Крест: Михаил Романов». Он подчеркнул, что празднование 400-летия Романовых не может быть полноценным, если не удостоить памяти героя Первой Мировой войны, славного командира легендарной «Дикой дивизии». Напомню, что Великий князь Михаил Александрович прославлен Зарубежной Церковью в чине мученика, но вопрос об общецерковном почитании пока не решен.
Кандидат исторических наук, доцент ПСГТУ Андрей Кострюков свой доклад посвятил интересной теме - дискуссиям о церковном прославлении Царской Семьи в РПЦЗ. Докладчик отметил, что упоминания о святости Императора Николая Александровича встречаются в эмигрантской литературе с 20-х годов, однако прославили Царскую Семью только в 1981 году. Хотя в 30-е годы были построены храм-памятник в Шанхае, храмы в Брисбене, Брюсселе, Никольский храм в Харбине, постоянно раздавались требования скорейшего прославления от организаций и мирян, вопрос долго не решался. Докладчик попытался объяснить, почему это происходило. Главная причина в том, что долго ходили слухи о спасении Царской Семьи. Многие верующие подавали записки о здравии. Авторитетный в зарубежье архиерей Феофан (Быстров) до самой своей смерти был уверен в спасении Царской Семьи и никогда не служил панихиды. Призывал не торопиться с канонизацией и глава Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). В 1938 собор постановил совершить отпевание Царской Семьи, но никто так и не решился это сделать. И только в 1956 году Архиерейский собор РПЦЗ объявил 17 июля днем поста и скорби. А в 1968 17 июля было совершено отпевание Царской Семьи одновременно в нескольких храмах. Вторая причина, по мнению автора, - разделение Русской Церкви, зарубежники не решались на самостоятельные канонизации, поэтому это означало бы признание себя независимой от РПЦ структурой. После Второй мировой войны и после отпевания И.В.Сталина РПЦЗ заявила о невозможности признавать Московскую Патриархию. Однако и второй предстоятель РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) проявлял острожность в этом деликатном вопросе. И только после его ухода на покой новый глава РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) благословил самостоятельные канонизации.
Затем московская писательница Алина Чадаева представила на конференции свою книгу о Великом князе Сергее Михайловиче, много сделавшем для развития русской артиллерии и принявшем мученическую кончину в Алапаевске. А профессор политологии, директор Александровского института Университета Хельсинки (институт занимается изучением России и стран Восточной Европы) Маркку Кивинен предложил участникам конференции свои размышления на тему «Россия в мире».
С интересным докладом на тему «Философско-богословское обоснование самодержавия о.Павлом Флоренским» выступил кандидат богословия из ПСТГУ Николай Павлюченков. Докладчик привел интересные факты из жизни знаменитого священника. Дарья Трофимова, старший научный сотрудник Отдела редкой книги ПСТГУ свой доклад посвятила деятельности Императора Николая II по сохранению культурного наследия России. А ее коллега зав. Отделом редкой книги Мурманской областной библиотеки Ирина Кузнецова рассказала о редких книгах в фонде библиотеки, принадлежавших представителям Династии Романовых.
В заключение чтений прозвучал доклад руководителя епархиальных катехизаторских курсов, кандидата исторических наук Антона Тучкова «Русский север и становление династии Романовых». Докладчик напомнил о роли русского севера в выходе из смуты. По его мнению, первым ополчением правомерно считать северное ополчение Скопина-Шуйского, которое вышло из Новгорода, освободило Троице-Сергиеву лаву, сняло осаду Москвы. Докладчик подчеркнул, что север сыграл огромную роль и в царствование первых Романовых. Здесь смута продолжалась практически до 1618 года.
Подводя первый итог конференции, игумен Митрофан (Баданин) поблагодарил всех участников конференции за участие в дискуссиях, отметив, что тема, поднятая на конференции необъятна и многообразна. Однако, как заметил о.Митрофан, торжества в честь 400-летия Династии Романовых только начинаются, и у нас есть впереди целый год для продолжения обсуждения. Отец игумен выразил надежду, что 6-е Феодоритовские чтения продолжат обсуждение этой темы.
Третий день конференции начался с посещения кафедрального Спасо-Вознесенского собора Мончегорска, где в течение предыдущего дня, пока шла конференция, пребывала Казанская-Романовская икона для поклонения верующих. Тут уместно сказать несколько слов об этом небольшом городе, который входит в титулатуру Мурманского архиерея. Город имеет непростую историю. Сюда, в небольшое село в живописном местечке Кольской земли, в середине 30-х годов выбросили спецпереселенцев и обычных рабочих, которые начали строить «флагман советской индустрии», сейчас известный как комбинат «Северный Никель». Построили. Вокруг комбината вырос город. В советское время никто не думал об экологии. Памятником «советскому хозяйствованию» являются участки выжженной земли вокруг комбината. Как рассказывают, тут в прежние времена земля буквально горела под ногами из-за выбросов серы. Настоящий образ ада.
И вот тут на берегу прекрасного озера стоит величественный Вознесенский собор. Это - настоящее чудо: невдалеке - отравляющие атмосферу трубы комбината, рядом - выжженная земля, а тут замечательный храм Божий. Чудесной была и история его создания. Директор комбината в самый разгар эпохи безвременья - в конце 80-х - начале 90-х гг., когда нерегулярно выплачивались зарплаты, когда народ был буквально пришиблен шоковыми гайдаро-чубайсовскими реформами, решил построить в Мончегорске храм. Построил. Был страшный скандал. Патриарх наградил его церковным орденом, однако это не удержало власти от увольнения с работы этого мужественного человека. Ему остается уповать на небесную награду, которая, несомненно, будет. Владыка Симон - первый архиерей Кольской земли, или, как тут говорят, архиерей Великой Лапландии - прибыл к месту своего служения, когда собор уже был построен, на его освящение приезжал Святейший Патриарх Алексий II. Поэтому и получил он титул Мурманский и Мончегорский, хотя на этой земле есть славные христианской историей места - Терский берег, откуда распространялось православие среди лопарей, Печенга и др.
Город Мончегорск ничем особо не выделяется среди похожих моногородов советской эпохи. Большая площадь посередине городка, на ней, как водится, памятник Ленину и солидное здание, в котором заседали и заседают «слуги народа». Власти пытаются создать городу славу центра Лапландии, видимо, для того, чтобы заманить сюда туристов построена шикарная гостиница в центре города, а на близлежащих горах проложены горнолыжные трассы. Не знаю, сможет ли это перевесить «прелести» смога над городом и мрачно дымящих труб комбината.
Есть в городе два забавных памятника. У въезда в город стоит памятник металлургу, который гордо поднял над головой кирку. Местные острословы прозвали этот монумент памятником Меркадеру, убийце лидера мирового пролетариата Троцкого. Ну и конечно вам покажут памятник Лосю. Игумен Митрофан рассказывал, что во время визита в Мурманскую епархию православных алеутов, те очень обрадовались, увидев этот памятник, поскольку для них лось - священное животное.
Помолившись у Казанского образа и приложившись к иконе, мы следом за ней отправились в дальнейший путь, который лежал на юг полуострова в Кандалакшу.
Кандалакша - старинное поморское поселение. Здесь проповедовал прп. Феодорит. Здесь на Крестовой горе, которая возвышается над Кандалакшей, преподобный установил Крест. Этот памятник православию стоял нетронутым аж до 1916 года, когда неожиданно налетевшей бурей крест был сломан. Страшное предзнаменование, не понятое современниками... Крест Феодорита так и не восстановили, поскольку шла война. И только в 2006 году стараниями организатора нашей конференции игумена Митрофана Крест восстановлен и снова возвышается над Кандалакшей. К сожалению, график нашего движения не позволил подняться на гору, чтобы поклониться этому святому месту.
Мимо живописного Кандалакшского залива с его множеством красивейших островков, которые являются сейчас заповедником, мы двинулись в сторону столицы Терского берега небольшому городку Умба. Этимология всех местных названий доподлинно неизвестна. Современные саамы не могут объяснить их происхождение, из чего ученые делают предположение, что наименования были даны каким-то другим народом, ранее жившим на этих землях. Умба - городок, живший в советское время лесопереработкой, но теперь лес почти весь вырубили, и народу работать негде. Сейчас Умба известна своими фольклорными фестивалями, куда раз в четыре года съезжаются коллективы со всего северо-запада России и окрестных стран. В Умбе у нас запланирована была трапеза, нас встретили настоятель иеромонах Давид и прихожанки местного храма. Мы зашли в храм, который находится в бывшем детском садике. В храме я увидел икону священномученика Илариона (Троицкого) с частицей мощей. Спрашиваю: как связан святитель с этими местами. Оказывается, весьма своеобразно. Умба - родина Александра Николаевича Крутова, гл. редактора журнала «Русский дом» и президента Международного славянского фонда письменности и культуры, с которым я прекрасно знаком. А среди угощавших нас женщин была его сестра. Крутов и передал в дар храму эту святыню. Вот такие неожиданные пересечения.
Следующая остановка на нашем пути - древнее поморское село с чудным названием Кашкаранцы. Оно находится на самом берегу Белого моря и его населяют в основном люди с фамилией Дворников. В этом можно убедиться, взглянув на памятник селянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Сейчас село уже совсем маленькое, всего несколько дворов. Но в нем восстановлен храм во имя Тихвинской иконы Божией матери.
История этого храма и его святынь заслуживает особого рассказа. Храм построил по обету католик, чудом спасшийся во время страшной бури польский купец. Когда местные жители подобрали его, выброшенного без чувств на берег, он узнал, что в селе недавно сгорел храм. И чтобы отблагодарить своих спасителей этот благочестивый человек дал обет построить храм. Для этого храма был им подарен необычный образ Тихвинской иконы, на котором Матерь Божия стоит в полный рост. С этой иконой произошло чудо в год спасения Царской Семьи после катастрофы на станции Борки в 1888 году. Неожиданно на село пошла мощная лавина льда. Ледяные торосы все сметали на своем пути, крушили дома и хозяйственные постройки. Настоятель храм священник Николай взял храмовую Тихвинскую икону и пошел вместе с прихожанами крестным ходом против ледяного вала. И ледяная стихия отступила. Ледовые торосы остановились недалеко от людей, стоявших с иконой и молившихся Пресвятой Богородице. Утром изумленные жители увидели, что высота ледовых торосов была около 12 метров. Шансов уцелеть не было ни у кого.
После революции местные комсомольцы искали икону, чтобы уничтожить, но так и не нашли. Ушла икона, спряталась. А после, уже в конце 60-х годов, маленький мальчик подошел к сельской доске объявлений и стал изучать, что на ней написано. Неожиданно подул сильный вечер, доска упала, задев мальчика. Он заплакал, подбежали взрослые, подняли упавшую доску и увидели, что это и есть та самая икона. Кто-то замазал белилами образ, превратив икону в сельскую доску объявлений и, как это не парадоксально, тем самым спас святыню от уничтожения. Теперь этот мальчик вырос и стал старостой и ключарем этого храма.
Церковь эта знаменита также тем, что она стоит на мощах трех монахов Астерия (Аксия), Авксентия и Тарасия, положивших души свои за други своя. Предание гласит, что в селе бушевала страшная цинга, от которой страдали и умирали люди. Но вот в село пришел монах, который вскоре заболел и умер от цинги, но болезнь прекратилась. Потом эпидемия цинги возобновилась, и тогда в село пришел второй монах. История повторилась. Так было и в третий раз. После чего цинга окончательно отступила. Мощи этих иноков находятся на месте храма под спудом, пока владыка Симон не благословил их обретать.
После краткой остановки мы направились в конечный пункт нашего паломничества - старейшее село Терского берега с дивным именем Варзуга. Село это знаменито своей древней историей, - в исторических источниках оно упоминается в 1619 году, когда подверглось нападению норвегов. Село было уничтожено норвежскими ордами, жители, в том числе и духовенство, были перебиты. Сейчас на территории села археолог из Петрозаводска Марк Шахнович (как шутливо его называет игумен Митрофан, Марк-гробокопатель, по имени тезоименитого святого археолога) проводит раскопки. Сейчас раскопки идут на месте старейшего храма Варзуги Никольской церкви, а ранее было раскопано Варзужское городище, где теперь установлен «Золотой Крест Варзуги» в память о первопроходцах Кольского севера и защитниках крепости.
Но Варзуга, прежде всего, известна своим чудным Успенским храмом XVII века, памятником деревянного зодчества и иконописи. Храм восстановлен трудами игумена Митрофана (Баданина), в него возвращены практически все аутентичные иконы. Вспоминаю в связи с этим посещение Ферапонтова монастыря, расписанного знаменитым изографом Дионисием в самом начале XV века, который по сю пору является музеем. Сотрудники музея буквально прогоняют строем посетителей, - не то, чтобы свечу зажечь, не то, чтобы помолиться, дышать долго нельзя (это при том, что до начала ХХ века храм стоял не только без музейщиков, но и без элементарного ухода, и фрески тем не менее сохранились). И вот приятно видеть иное отношение музейных работников к православным святыням, - в иконостасе почти все древние иконы и прекрасно выглядят.
Но обо всем по порядку. Мы приехали в Варзугу к вечеру. А вслед за нами прибыл сюда архиепископ Симон, который служил в Варзуге всенощное бдение и литургию. Всегда приятно помолиться вместе с архиереем, вдвойне приятно и трогательно, когда молишься в таком месте. Всенощную служили в Афанасьевской церкви, тоже деревянной, но «моложе по возрасту». Церковь эта, освященная в честь святителя Афанасия Великого богата своими святынями, среди которых выделяется список Ахтырской иконы Божией Матери, помогающий от бесплодия. Небольшой образ буквально увешан золотыми и серебряными крестиками и цепочками - следами благодарности получивших помощь людей.
После всенощного бдения владыка Симон произнес проповедь, которую продолжил на следующий день. Проповедует владыка необычно - в форме разговора со своими чадами. Такой неторопливый простой разговор с народом. Но владыка поразительно точно коснулся в этом разговоре-проповеди главного. Обратившись к монархической теме конференции, архиепископ Симон подчеркнул, что не надо уповать на монархию, не надо уповать на форму. Не надо думать, что учреждение монархии решит все проблемы. Главное - нравственное преображение русского народа. А это произойдет тогда, когда в народе утвердятся такие вековые национальные (=христианские) добродетели как правда, любовь, смирение и терпение.
Подумалось, что эта простая мысль ведь отражает суть русской идеи! Именно на этом стояла и стоит Русь. И мы убедились в правоте этой мысли на примере нашей трагической истории ХХ века. В 1917 году легион бесов обрушился на Русскую землю: круша, уничтожая, сметая все на своем пути. Велика была бесовская пассионарная энергия, - уничтожена была монархия, разгромлен офицерский корпус, ликвидированы все основные сословия общества, великому погрому подверглась Православная Церковь. Уничтожая каждый очередной русский бастион, эта бесовская энергия разрушения выдыхалась и остановилась наконец перед неодолимой силой... верующими старушками. Прямо как в мудрейшей сказке про репку. «Белые платочки спасли Русь», - эту великую формулу нашего спасения приписывают то святому Патриарху Тихону, то преподобному Серафиму Вырицкому. Но авторство неважно. Важна сама мысль: именно великим смирением, терпением и любовью смог переломить русский народ бесовскую энергию большевизма. И Господь даровал нашему народу прощение через Великую Победу над фашизмом и возрождение Православия на Руси...
Ночевали мы в лагере, расположенном в нескольких километрах вверх по течению Варзуги, куда добирались на лодках. После отельного комфорта утром приятно было умыться холодной речной водой...
После Божественной Литургии, за которой многие участники конференции причастились Святых Таин, и трапезы мы направились в небольшой поход к «Золотому Кресту Варзуги», установленному на месте древнего городища русских первопроходцев. Переправившись на лодках на другой берег Варзуги, мы сначала послушали рассказ о раскопках археолога Марка Шахновича, а потом отправились по узкой тропинке вдоль реки, по дощатому настилу через болотистую местность к сиявшему в лучах солнца Кресту, действительно, Золотому Кресту. Игумен Митрофан порекомендовал каждому взять у реки камни или камушки (каждому по силам) не только для укрепления основания Креста, но и для того, чтобы каждый хоть немного потрудился. У Креста мы пропели вечную память русским землепроходцам, упокоившимся в этой земле.
А дальше путь наш лежал к чудотворному источнику святого равноапостольного Великого князя Владимира. Источник действительно чудотворный. Об этом свидетельствуют деревянные кресты, установленные рядом с ним в благодарность Господу за исцеление, - такова местная традиция. Впрочем, я и сам имел возможность убедиться в чудесном действии воды этого источника. Источник - мелкий, а потому желающие окунуться становятся на бревенчатый настил, а два человека черпают двумя большими ковшами воду и окатывают трижды «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Первым на настил пошел сопровождавший нас отец Сергий, а потом вдруг появилось желание и у остальных паломников окунуться в святом источнике.
Обратно возвращались группами. Наша группа из пяти-шести человек неторопливо беседуя вошла в село, мы уже собирались спускаться к реке для переправы на другой берег, как на нашем пути возник удивительный человек. Местная достопримечательность - Петр Прокопьевич Заборщиков (Заборщиковы - самая распространенная фамилия в Варзуге). Краевед, хранитель варзужской старины. Настоящий подвижник. Петр Прокопьевич буквально затащил нас в свое детище - местный музей, где он с любовью собирает всякую всячину, рассказывающую о жизни, быте, труде его односельчан. Все мы рано встали, отстояли службу, совершили для горожан довольно долгий поход на источник, - словом, устали. Но несмотря на это с удовольствием выслушали рассказ Петра Прокопьевича и осмотрели музейные экспонаты.
Удивительный это тип русского человека. Такие, немного чудаковатые, поскольку весьма увлечены своим делом, люди чаще всего встречаются в селах или маленьких городках. Хранители национальной памяти. Вот и Петр Прокопьевич, о чем печалится? Не о собственном благосостоянии. Не «денег срубить» хочет. Болит душа у человека за свою малую родину, которая есть часть большой, необъятной страны. Страны, переживающей не лучший период в своей истории, но славной своей историей. Страны, которую населяет все еще великий народ, коли родятся в нем такие подвижники.
Николай Васильевич Гоголь в своей знаменитой книге «Выбранные места из переписки с друзьями» советовал одному государственному деятелю «проездиться по России». Воистину, великая мысль! Это хорошо понимаешь, когда побываешь в таких местах, как Русский Север, Русский Дальний Восток, Русская Сибирь, Русское Нечерноземье... Видишь воочию, что велика и прекрасна наша земля! И пробуждается в ней Русский Дух!
Список иллюстраций:
1 Мурманский Спас-на-Водах
2 Прибытие иконы в Мурманск
3 Поклонение Казанской-Романовской иконе
4 Кольский Алеша - памятник защитникам Заполярья
5 Игумен Митрофан открывает чтения
6 Напутственное слово архиепископа Симона
7 "Памятник Рамону Меркадеру" в Мочегорске
8 Смог над Мончегорском
9 Выжженная земля в окрестностях города
10 Вознесенский собор Мончегорска
11 Кандалакшский залив
12 церковь в селе Умба
13 Тихвинская церковь села Кашкаранцы
14 Успенская церковь Варзуги
15 Успенская и Афанасьевская церкви
16 Село Варзуга Никольская сторона
17 Река Варзуга вечером
18 Вид на Варзугу днем
19 Божественная Литургия
20 Проповедь владыки Симона
21 У Золотого Креста Варзуги
22 Кресты у святого источника в благодарность за исцеление
23 Варзужский подвижник П.П.Заборщиков у своего музея
24 Жительница Варзуги
25 Петропавловская церковь на Никольской стороне ждет реставрации
26 Успенская церковь в лучах солнца
Здесь можно скачать фотографии о мероприятиях Феодоритовских чтений (2гб).
2. Re: Пробуждается Русский Дух...
1. Re: Пробуждается Русский Дух...