На вопросы ответственного секретаря Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве и директора проектов Фонда развитии международных связей «Добрососедство» Юрия Московского отвечает начальник штаба Московского городского штаба народной дружины (НД Москвы) генерал-майор запаса Семерда Владимир Иванович.
Юрий Московский: Уважаемый Владимир Иванович, тема участия граждан в охране общественного порядка всегда актуальна. В Москве эта деятельность дружинников никогда не прерывалась, что не мало способствовало поддержанию порядка в нашем громадном городе. В настоящее время народные дружины созданы и действуют на основе законодательных актов субъектов Российской Федерации более чем в 50 регионах России.
К сожалению, не все знают об этой деятельности, причём не только среди общественности, но и в органах власти, поэтому часто возникает желание «изобрести велосипед».
Расскажите об истории возникновения народной дружины в г. Москве, о том, чем она сейчас занимается?
Семерда В.И.: Участие населения в охране общественного порядка в России имеет большую историю.
Первые в России добровольные дружины были созданы в городе Москве еще в 1881 году и ставили своей задачей оказывать содействие полиции в поддержании порядка «при проездах Высочайших Особ».
В советское время добровольные народные дружины стали самой массовой общественной организацией, участвовавшей в охране общественного порядка и оказывающей содействие правоохранительным органам, но практически прекратили свою деятельность в эпоху перестройки в конце 80-х годов прошлого столетия.
Москва стала одним из инициаторов возрождения народных дружин на постсоветском пространстве в новых социально-экономических условиях. 9 марта 1993 года постановлением Правительства Москвы № 207 было создано государственное учреждение - Московский городской штаб народной дружины - орган управления, которому было поручено в кратчайшие сроки сформировать народные дружины по территориальному принципу во всех территориальных единицах города и организовать их работу по оказанию содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
Вопросы законодательного обеспечения деятельности Московской городской народной дружины в пределах компетенции города Москвы, как субъекта Российской Федерации, урегулированы Законом города Москвы от 26 июня 2002 года «О Московской городской народной дружине».
Законом определены основные задачи и функции Московской городской народной дружины, ее руководство, структура и организация деятельности, финансирование и материально-техническое обеспечение, а также правовой статус народного дружинника, меры его морального и материального стимулирования.
В целях обеспечения правовой защиты народных дружинников в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях введена норма, устанавливающая административную ответственность за неповиновение законному распоряжению народного дружинника.
Сегодня Московская городская народная дружина насчитывает в своих рядах более 19 тысяч человек, народные дружины сформированы и действуют во всех административных округах и районах города. У нас работают настоящие энтузиасты, подвижники, многих из которых вполне можно назвать «фанатами порядка». Именно на этом костяке и держится народная дружина.
Юрий Московский: А каким образом народная дружина г. Москвы содействует подержанию общественного порядка в городе.
Семерда В.И.: Народные дружинники участвуют в обеспечении общественного порядка на массовых и публичных мероприятиях, совместно с сотрудниками полиции патрулируют места массового скопления и отдыха граждан, оказывают помощь участковым уполномоченным полиции в отработке жилого сектора на предмет обеспечения правопорядка и безопасности граждан, предотвращения террористических угроз, вместе с сотрудниками подразделений полиции по делам несовершеннолетних ведут профилактическую работу с «трудными» подростками и неблагополучными семьями.
В составе Московской городской народной дружины сформированы и действуют специализированные народные дружины по охране общественного порядка на объектах Московского метрополитена, по безопасности дорожного движения, а также народная дружина по социальной безопасности, осуществляющая профилактическую работу среди лиц без определенного места жительства. Дружинники участвуют в контрольно-проверочных мероприятиях, проводимых УФСИН по городу Москве по контролю за поведением лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, оказывают содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам оперативных служб полиции, Федеральной службы наркоконтроля, других правоохранительных органов. Для оказания помощи сотрудникам правоохранительных органов ежедневно в целом по городу на дежурство выходят в среднем более 1800 дружинников.
Всего за 8 месяцев 2012 года дружинниками Московской городской народной дружины сделано более 460 тысяч выходов на дежурства, с их участием сотрудниками полиции пресечено свыше 30 тысяч административных правонарушений, 175 человек задержано по подозрению в совершении преступлений.
Однако, роль народной дружины в обеспечении общественного порядка нельзя сводить только к статистическим показателям.
Органы государственной власти и правоохранительные органы постоянно призывают население быть бдительным, не проходить равнодушно мимо подозрительных предметов, обращать внимание на подозрительных лиц, сообщать обо всем этом в правоохранительные органы. Если для обычных граждан - это вопрос мировоззрения, вопрос понимания ими своего гражданского долга, то народных дружинников, постоянно работающих в тесном контакте с правоохранительными органами на дежурствах и различных мероприятиях, в этом убеждать не надо. Они становятся для правоохранительных органов неоценимым источником информации о различных угрозах общественной безопасности, то есть важнейшим звеном системы профилактики правонарушений.
Дежурства дружинников проходит в составе совместных нарядов с сотрудниками полиции. Это позволяет сотрудникам увереннее действовать по пресечению правонарушений, не опасаясь необоснованных обвинений со стороны правонарушителей в нарушении законности и превышении полномочий. С другой стороны, такое совместное патрулирование является своеобразной формой гражданского контроля за действиями правоохранительных органов. Действительно, недобросовестный сотрудник поостережется совершать противоправные действия, превышать свои полномочия, нарушать права граждан, имея рядом с собой дружинника.
Юрий Московский: Тема миграции последние годы стала весьма популярной. Да это и не удивительно. В Москве, по оценкам экспертов, находится до 600 тысяч иностранных граждан, из которых около 400 тысяч официально зарегистрированы, а большая часть оставшихся - граждане Украины, Белоруссии, которые, как и граждане Российской Федерации, могут не регистрироваться в течении трех месяцев. Как народная дружина г. Москвы взаимодействует с Управлением Федеральной миграционной службы по г. Москве?
Семерда В.И.: Одним из важнейших направлений деятельности Московской городской народной дружины стало в последние годы содействие органам и подразделениям УФМС России по городу Москве в борьбе с нарушениями миграционного законодательства. Ведь, как свидетельствует статистика, на долю нелегальных мигрантов приходится значительный процент совершаемых в столице преступлений и правонарушений. Особенно велика их доля в совершении тяжких и особо тяжких правонарушений, чему можно найти сотни объяснений социологического характера, но жителям Москвы от этого не легче. В ходе патрулирования мест массового скопления и отдыха граждан, отработки жилого сектора дружинники участвуют в проведении мониторинга миграционной ситуации, сообщают в органы ФМС о выявленных местах скопления и незаконного проживания мигрантов.
В январе-августе 2012 года сотрудниками УФМС по городу Москве совместно с Московской городской народной дружиной проведено более 1150 оперативно-профилактических мероприятий «Нелегальный мигрант», в которых принимало участие более 7700 народных дружинников. По результатам этих мероприятий выявлено свыше 10700 нарушений миграционного законодательства.
Например, 28 августа дружинники района Южное Тушино Северо-Западного АО совместно с сотрудниками УФМС при проверке продовольственного магазина по ул. Сходненской, 44 выявили 10 нарушителей миграционного законодательства, на которых были составлены административные протоколы. Впоследствии по решению суда пятеро из них - граждане Таджикистана и Узбекистана были выдворены за пределы России.
Деятельность дружинников была отмечена грамотами УФМС России по г. Москве.
Юрий Московский: Что, на Ваш взгляд можно сделать для более эффективного использования возможностей народных дружин для поддержания общественного порядка, в том числе в области борьбы с правонарушениями в области миграционного законодательства, а также по борьбе с правонарушениями, совершаемыми иностранными гражданами?
Семерда В.И.: На заседаниях Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве и его рабочих групп высказывались мнения о том, что при штабе Московской городской народной дружины необходимо создать специально подразделение, которое бы взаимодействовало с Миграционной службой, работая с УФМС Москвы в теснейшем контакте.
Мы тут ничего нового не придумываем. В нашем штабе, как я уже сказал, уже имеются специализированные структуры, действующие по профилю работы: по охране общественного порядка на объектах Московского метрополитена, по безопасности дорожного движения....
Конечно, все специализированные подразделения должны действовать в соответствии с законодательством и подчиняться общей дисциплине. На человеке, обличенном властью, пусть он даже общественник, лежит очень большая ответственность за судьбы людей. В таком важном деле, как охрана общественного порядка никакая партизанщина недопустима, иначе вполне возможно, что вреда от «самодеятельных действий» будет гораздо больше, чем пользы.
Юрий Московский: Насколько своевременно, по Вашему мнению, принятие Федерального Закона о народных дружинах.
Семерда В.И.: Этот вопрос уже давно поднимается, ведь подавляющее большинство вопросов правовой регламентации деятельности народных дружин на самом деле логичнее было бы отнести к исключительной компетенции специального Федерального закона, что позволило бы, кстати, выстроить централизованную стройную структуру под контролем МВД. Первые попытки разработки проекта Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», где, что совершенно естественно, до 80% статей посвящено деятельности народных дружин, начали предприниматься с 1995 года, то есть сразу после вступления в силу Федерального закона «Об общественных объединениях», которым было упразднено законодательство о народных дружинах советского периода.
Последний внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» находится в Государственной Думе с декабря 2008 года, не рассмотрен даже в первом чтении.
Главной задачей Федерального закона должны стать четкая регламентация организационно-правовой формы народных дружин, определение единых в масштабах всей России порядка формирования и организации их деятельности, правового статуса, правовых и социальных гарантий дружинника. Естественно, что в рамках своей компетенции местные законодатели могли бы принимать свои акты, создавая например, материальную базу деятельности народных дружин.
Впервые опубликовано на сайте "Добрососедство"