1. Что значит быть русским в XXI веке? Так заявлена одна из проблем, которые обсуждаются на конференции, посвященной памяти К.Н.Леонтьева. Быть русским это не только сохранить некие качества, свойства, характер, менталитет, темперамент, присущие русским изначально и развившимся в течение долгой исторической жизни Народа, о чём писали многие и я, в том числе, в своей книге «Русский человек» (С-Пб, 2008 год). Но это и соответствие тем задачам, которые поставлены перед Русским Народом Творцом. Первым эти задачи пытался понять и сформулировать Вл.Соловьев. Его попытка оказалась неудачной, и после него этот аспект русскости или русской идеи практически не рассматривался, может быть вследствие слабо развитого у нас исторического самосознания, а может быть и по другим причинам. Однако пришла пора вернуться к этому, ибо «статический» подход практически исчерпал себя и мало помогает нам в XXI веке. С этим связана и поставленная Временем (кайросом) проблема национализма чрезвычайно обострившаяся в наше время. Подмена его патриотизмом ничего не решает в понимании проблемы русскости, как и попытка заменить его понятием российскости. Этот термин как раз органически связан с патриотизмом российских народов, но и только. К национализму или задачам Русского Народа он не имеет никакого отношения.
2. Задачи народам заключены в логосе наций, который и призван раскрыть в своей истории каждый народ, ибо история носит богочеловеческий характер. Об этом писал и католический философ Отто Шпан. При этом он выделял изначальное Творчество, когда были созданы логосы наций; далее следует сохраняющее Творчество. Это когда Бог вмешивается в нашу жизнь, спасая или совершенствуя её. Так Константину Великому был явлен крест на небе со словами: «Сим побеждай». И он победил. И третье творчество - производное, когда нация реализует поставленные Творцом народу задачи. О. Шпан даже ввел понятие «реструктуризации», синоним раскрытию логосов.
3. Из Священного Писания следует, что народы (этносы), племена (расы) и языки (культуры) будут существовать до конца света, и более того, на Страшном Суде будут судимы не только все люди, но и все «народы, и племена, и языки» (Откр.17:15). «Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» возглашает тайнозритель (Откр. 15:4). Значит наша принадлежность к тому или иному этносу, племени, культуре есть онтологический факт нашего существования, т.е. национальное начало неотъемлемое основание каждого человека. Вот эти три основы (этническая, племенная и культурная) и составляют Нацию или Народ с большой буквы. До Рождества Христова, т.е. до Боговоплощения мы видим одностороннее проявление национальной жизни. Этническое у иудеев, сущностное (культурное) у эллинов, племенное среди прочих язычников. Только с приходом христианства появилась возможность раскрыть полноту национальных логосов, возникла единая история, которая помещается между первым и вторым Пришествием Иисуса Христа.
4. Каждый народ живет не только ради себя, но и имеет какую-то всемирную задачу, которая определяет его «живучесть» или место в истории. Эти всемирные задачи определены Богом и заложены в логосе нации. Это как талант или таланты, даваемые Богом Отцом каждому человеку и за которые все дадут ответ на Страшном Суде, в том числе и народы. Верность человека этому Божьему предназначению своего Народа являет нам первичный или онтологический национализм, из которого вытекают и другие его проявления. Бог не только создал все народы (нации), но и написал сценарий Драмы Народов, состоящий из нескольких действий, завершающихся Апокалипсисом. В ней есть «массовка» (древнегреческий хор), герои и антигерои. Нам, русским, было определено явиться на Сцену Драмы Истории в конце первого тысячелетия. Знаковым событием, выведшим нас из «массовки» на главную сцену, стало Крещение Руси святым Владимиром. С падением Византии, доигравшей или сорвавшей свою роль в Истории - быть главной хранительницей чистоты Православия, мы стали одним из главных героев исторической Драмы Народов. И если мы будем неукоснительно верно исполнять свою роль, тогда к нам будут применены слова Иисуса Христа о Марии, сказанные Марфе: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё» (Лк.10:41-42). Другими словами, жизнеспособность России как государства зависит, в первую очередь, от того, как мы будем исполнять свою роль, как Мария, как Марфа, или уйдем с брачного пира у Господа. Но уйти в «массовку» уже нельзя, остается путь в антигерои. Такова духовная перспектива нашей истории. Быть в числе главных героев, т.е. оставаться оплотом христианства, или одним из оплотов христианства, или уйти в антигерои, в число гонителей христианства, в армию врага рода человеческого. Попытка такая при коммунистах была и не все еще в нашей стране капитулировали. Правда их все меньше и меньше, но зато они всё злее и бесноватее.
5. Каковы задачи Русского Народа в современности? Русский народ, как показала наша история последних нескольких столетий, предназначен быть стрежневым народом России, а по большому счету Евразии. Стержневой или руководящий народ это народ, который обеспечивает то или иное единство народов Евразии (государственное, политическое, экономическое, торговое и т.д.). А значит мир, порядок, закон, относительное благосостояние как самому стержневому народу, так и другим народам, разделяющим с ним единое «месторазвития». «Вся история Евразии, - писал Г.В.Вернадский, - есть последовательный ряд попыток создания единого евразийского государства. Попытки эти шли с разных сторон - с востока и запада Евразии. К одной цели клонились усилия скифов, гуннов, хазар, турко-монголов и славяно-руссов. Славяно-руссы осилили в этой исторической борьбе...В течение долгого ряда веков Русский народ стремился освоить себе всё пространство Евразии. Это не «империализм» и не следствие мелкого политического честолюбия отдельных русских государственных деятелей. Это - неустранимая внутренняя логика «месторазвития». От Карпатско-Черноморского (крайнего западного) угла Евразии Русский народ стихийно стремился на восток, против солнца. В середине XVII века поток русской колонизации дошел до Тихого океана, а в середине XIX века - до Тянь-Шаня. В этом движении Русский народ обнаружил удивительную настойчивость, упорство и твердость...Русский народ обладал удивительной способностью впитывать в себя чуждые этнические элементы и их усваивать» (Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М.,1992.,с.105,104). Итак, последним стержневым народом Евразии стал Русский народ, а государственным образованием, обеспечивающим мир и благосостояние, а главное христианизацию народов Евразии, Российская империя. Только он способен жертвенно служить Государству, в той форме, в какой оно существует и даже с теми правителями, которых посылает Бог, притом не только за страх, но и за совесть. Может быть, поэтому русский человек был призван Богом к христианизации народов Евразии, что в основном и выполняла историческая Россия, вплоть до образования СССР. Сейчас христианское миссионерство нужнее самой России (Великороссии), чем оправославливание народов вне пределов России- Евразии. Сейчас нам, после 70-летнего атеистического дурмана, нужно духовное сосредоточение, как это раньше сформулировал канцлер Горчаков в политическом смысле после поражения в Крымской войне. И к этому должны быть направлены усилия всех русских людей. И потому русский человек это тот, кто осознает себя причастным к «стержневой» миссии русского народа, кто живет и действует в соответствии с этим национальным долгом - обеспечить мир, порядок, закон, благосостояние народам России и в определенной степени и народам Евразии.
6. Следующая задача русского человека - это окультуривание народов Евразии, то есть приобщение их к высокой русской культуре. Эта задача успешно решалась даже и в период советской России. В наше время только высококультурный человек сможет не только принять Православие всей душой, всем сердцем, всем разумением и всей крепостью своею, но и отстаивать Его перед натиском инославия, иноверия, сектанства. Теперь перед лицом (фактом) деградации культуры в современной России, эта задача опять же актуальнее и для собственно Русского Народа. И каждый деятель культуры должен осознавать чему он служит: красоте или уродству, истине или лжи, подлинности или выдуманости. И это есть второе проявление русскости в XXI веке. Быть православным это не только вести полноценную мистическую и сакральную жизнь в Церкви. Это не только быть христианином в секулярном обществе, не только не церковным, но и нередко антицерковным. Существует и третий аспект православной жизни в наши дни. Надо осмыслить христианство в своей профессии. Пора отказаться от веры в то, что «детей находят в капусте». Многие наивные представления о Творении, устройстве мироздания, эволюции и т.д., которые были сформулированы «для детей и народа», требуют серьезного переосмысления. И вот здесь нужна высокая степень образованности, чтобы найти современное христианское понимание этих явлений и проблем, и что будет способствовать укоренению христианства не только в сердцах, но и в головах православных людей.
7. Выполнение этих актуальнейших для России задач должно быть не только основанием нашей русскости, но и служить «мерилом» истинности или подлинности существующей структуры власти и её выразителей, вплоть до самого верха. Это же будет определять жизнеспособность нашего государства и общества. Отсюда проистекает и важность многих частных задач, таких как широкое внедрение «Основ православной культуры», поддержка полноценного образования, национальной культуры и других конкретных задач, служащих этим главным целям. Ими должно определяться и наше отношение - положительное или негативное - к тем или иным деятелям культуры, представителям властных структур, партий и движений. Это и есть испытание русскостью всех людей России, как и всех её структур (политических, государственных, культурных, экономических и т.д.). А в более общем смысле - это раскрытие Народности в уваровской триаде: Православие, Самодержавие, Народность. Выдержим мы это испытание и перед нами долгий исторический путь, нет - превращение в этнографический материал для других народов, а России в сырьевой придаток других стран. И потому XXI век для России это испытание русскостью. И дай Бог всем нам выдержать его.