Этот красивый, мирный вид - бывшее село Андреевское, ныне окраина небольшого города в Подмосковье, где расположен один из самых красивых храмов Дмитровского района - Покровский храм города Яхромы. Здесь, в этом храме, больше семидесяти лет назад служили своему Господу два прекрасных русских человека: игумен Варлаам (Никольский) и иерей Василий Крылов. Что мы знаем о них? Один из них родился в семье служащего, другой - церковнослужителя; один из них был уже стар, другой - молод, один монах, другой женатый священник. Оба при крещении получили имя Василий. Оба они стояли у того Престола, где сейчас стою я, недостойный иерей. Оба они были преданы братьями на смерть, и убиты и закопаны в страшном лесу под Москвой. Мы сейчас с увлечением рассуждаем о том, как красиво и мужественно умеют умирать народные вожди: в смерти этих двух человек не было ничего эстетически привлекательного. Перед смертью им не довелось цитировать судьям Евангелие и принимать эффектные позы: вместе со многими другими такими же, им незнакомыми людьми, их, связанных, привезли ночью в подмосковный лес, выстрелили им в затылок и бросили в грязную яму. Это - наши братья по крови, наши отцы по духу, и таких в нашем народе и в нашей Церкви нашлось тогда многие десятки тысяч. Теперь мы зовём их: новомученики. Послушаем о том, как они жили и как умерли - может быть, эти архивные строки расскажут нам что-нибудь и о сегодняшней нашей жизни.
Житие преподобномученика Варлаама (Никольского)
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Михайлович Никольский) родился в 1872 году в городе Люторичи Епифановского уезда Тульской губернии в семье железнодорожного служащего. В 1895 году поступил послушником в Чудов монастырь в Москве и вскоре был пострижен в монашество с именем Варлаам. Около 1909 игода он был рукоположен в сан иеродиакона, а вскоре после этого - в сан иеромонаха.
В 1918 году Чудов монастырь был закрыт, и иеромонах Варлаам был направлен служить в Высоко-Петровский монастырь. В 1923 году отец Варлаам стал служить в храме Спас-Пески на Арбате. В 1929 году он был возведён в сан игумена и сразу же после этого арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Коллегия ОГПУ приговорила игумена Варлаама к трём годам ссылки в Среднюю Азию. После окончания ссылки отец Варлаам был направлен служить в Покровский храм в селе Дьяково Московской области. 20 октября 1936 года игумен Варлаам был назначен служить в Покровскую церковь в село Андреевское Дмитровского района. 5 ноября 1937 года власти арестовали игумена Варлаама, и он был заключён в Таганскую тюрьму в Москве.
Лжесвидетели показывали против него, что игумен Варлаам «за последнее время всячески пытается расширить и укрепить влияние церкви на население. В этих целях он участил службы в церкви; вместо того, чтобы служить только по воскресным дням, ввёл службы и в выходные дни для рабочих Яхромской фабрики, причём сами службы тянутся очень долго. Кроме этого, священник, в целях расширения своего влияния и авторитета, пытается вмешиваться в вопросы воспитания детей в школе и ведёт среди школьников религиозную пропаганду. В мае 1937 года он, проходя мимо школы, говорил школьникам, что в школе неверно преподают о происхождении человека. Когда ребята-школьники сказали ему, что в школе им учитель говорит, что человек произошёл от человекообразного животного, священник им на это ответил: «Ваш учитель врёт, человека сотворил Бог». После этого священник благословил ребят и ушёл. Из указанных фактов явствует, что Никольский к существующему строю настроен враждебно».
Будучи допрошен, отец Варлаам не признал себя виновным. - Вы среди детей-школьников пытались вести религиозную пропаганду? В частности, говорили о том, что в школах неверно объясняют происхождение человека? - В прошлом году я проходил мимо школы и ко мне обратился ученик школы с вопросом, откуда произошёл человек, сказав, что учитель говорил на уроке о том, что человек произошёл от обезьяны, и спросил меня, как я считаю, а я на это ответил ему, что от Бога. Больше я ничего не говорил. - Признаёте ли Вы себя виновным в том, что вели среди населения антисоветскую агитацию? - Виновным себя в этом не признаю.
17 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Варлаама к расстрелу. Игумен Варлаам был расстрелян 19 ноября 1937 года и погребён в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Житие священномученика Василия (Крылова)
Священномученик Василий родился в 1899 году в селе Ассаурово Дмитровского уезда Московской губернии, в семье псаломщика Александра Крылова. В 1918 году Василий окончил Вифанскую духовную семинарию и был мобилизован в Красную армию в резервный полк города Москвы.В 1922 году Василий Александрович был демобилизован, вернулся домой и сочетался браком с дочерью священника села Спас-Коркодино Клинского района, Натальей Павловной. В 1922 году епископ Клинский Иннокентий (Летяев) рукоположил Василия Александровича в сан диакона к Преображенской церкви села Спас-Коркодино.
В 1925 году епископ Клинский Гавриил (Красновский) рукоположил диакона Василия в сан священника к той же церкви, где он прослужил до закрытия храма в 1930 году. После закрытия храма отец Василий устроился работать сторожем и счетоводом в совхозе «Динамо» Клинского района. Но, поскольку, работая в колхозе он держался как верующий человек и не скрывал, что он священник, руководство совхоза уволило его. В 1933 году епархиальный архиерей направил его служить в храм в селе Покровский погост Константиновского района. Через четыре года храм закрыли и отца Василия перевели в храм в селе Сурмино Дмитровского района, а через полгода, когда и здесь храм был закрыт, в Покровскую церковь села Андреевское Дмитровского района. Прихожане знали отца Василия как доброго, тихого и скромного человека.
13 апреля 1938 года власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Дмитрове. На допросах отец Василий виновным себя не признал. 14 июня 1938 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Крылов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребён в безвестной могиле.
Память преподобномученика Варлаама совершается в день его смерти - 6(19) ноября. Память священномученика Василия совершается в день его смерти - 18 июня(1 июля), а также память их празднуется в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января(7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днём, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января(7 февраля).
Комментарий №1
Это малая часть истории нашей Родины в двадцатом веке. В оценках этого времени существуют диаметрально противоположные мнения. Естественно, я не в состоянии «навязать» кому-либо свою точку зрения, хотя и считаю её правильной. Думаю, что единственная возможность жить в этом мире - по-возможности спокойно выслушивать чужое мнение и по-возможности спокойно и честно излагать своё собственное.
Во-первых, мне хочется обратить Ваше внимание на то, как один за другим в это мирное, вполне, кажется, благополучное время, закрывались храмы, как то и дело арестовывались священники, как неустанно и целенаправленно велась борьба с христианской верой. Никакой ошибки, никаких «перегибов», как сейчас думают некоторые, здесь не видно. Большевистская власть твёрдо и неуклонно во всё время своего существования вела дело к истреблению Православия на всей территории, попавшей под её управление. Если большевикам этого сделать не удалось, то совсем не благодаря их «доброй воле», или «перемене мышления». Ни того, ни другого у большевиков никогда не было. Не произошло это только потому, что Бог не дал осуществиться этому злодейскому плану.
Во-вторых: очень ошибаются те, кто чисто арифметическим способом пытаются доказать, что количество священников, уничтоженных большевистским режимом не может быть «таким» большим. Они почему-то не учитывают того, что, как ни странно, но и при богоборческой власти находились верующие люди, принимавшие на себя священный сан. Это простое соображение по непонятной причине не вмещается в их сознание. Как видим, например, священномученик Василий Крылов не смутился общим умонастроением, не побежал «туда, куда все бегут», но следовал велению сердца и совести. Так поступали в то страшное время и другие, по-настоящему верующие русские люди - и ими пополнилась Торжествующая Церковь.
В-третьих, братья и сёстры - обратим внимание на этих «лжесвидетелей», на учителей, которые, очевидно, и донесли на священника, подрывавшего авторитет «объективной» науки и их, как представителей этой науки. Обратим внимание на детей, бдительных юных пионеров, не знавших никакой другой власти, кроме советской - которым, конечно, взрослые давно уже объяснили, чем вреден «опиум для народа». Они выспрашивают у «старорежимного попа» то, о чём они сами прекрасно знают, и после этого идут к учителю и докладывают ему о произошедшем разговоре. Обратим внимание, братья, на то, что, среди других сотрудников и сослуживцев, священник выделялся тем, что «держался как верующий человек»... как же «держался» остальной русский крещёный люд? Говорю это не с осуждением, но со скорбью. Эти простые советские люди после того прожили большую, трудную жизнь, многое пережили, многое поняли, многому научились. Тогда они этой, совсем не маленькой, подлостью - предательством и убийством священников - утверждали свою жизнь и благополучие. Научились ли они не подличать при первой необходимости и научили ли тому же и своих детей? А если нет, то не потому ли их потомки сегодня утверждают своё личное благополучие в том числе и убийством собственных детей - их внуков и правнуков? До сих пор существуют архивы того времени. В архивах - комнаты со стеллажами. На стеллажах - папки. В папках - доносы, допросы и приговоры. А в русских наших лесах - глубокие рвы - мы знаем с чем. Сотни и тысячи прекрасных Божиих храмов - подобные вот этому «памятнику культуры федерального значения» - навсегда стёрты с лица земли. Но - виноватых нет, каяться некому и не в чем, душа спокойна. Эти, неизвестно кем убитые священники - Василий и Варлаам - в Царствии Небесном, а те бедные люди - где они? А ведь это наши отцы и деды. И мы, стоя сегодня посреди нашей разорённой страны, за свою - и их - вечную участь совершенно спокойны? Вот именно это - самое страшное и подлое дело того режима - как его не называй: сталинским, троцкистским, советским, большевистским, или каким ещё (вот здесь мы ещё с вами повоюем!). Убийство души - хуже убийства тела. Эти два простых русских человека, живя среди советского безбожия, не боялись иметь в душе веру, говорить то, что думали, поступать, как говорили, и мужественно отвечать перед Богом и людьми за свои мысли, слова и поступки. Нам этому ещё надо «учиться, учиться и учиться». Помогай нам в этом Господь. Молитвами священномучеников Варлаама и Василия Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
Комментарий №2
Москва-Волга в 1937 году." title="Ежов Н.И., Сталин И.В., Молотов В.М. и Ворошилов К.Е. на Яхромских шлюзах Канала Москва-Волга в 1937 году." width="350" height="223" align="left" />Всё, мною описанное, происходило семьдесят три года назад в селе Андреевском, возле города Яхромы. Шёл двадцать первый год большевистского переворота. В том году Народным комиссаром Внутренних дел СССР был Генеральный комиссар Государственной безопасности Ежов Н.И., Председателем Совета Народных Комиссаров СССР - Молотов В.М., Секретарём Центрального Комитета ВКП(б) - член Исполнительного комитета Коминтерна Сталин И.В.
На снимке: Ежов Н.И., Сталин И.В., Молотов В.М. и Ворошилов К.Е. на Яхромских шлюзах Канала Москва-Волга в 1937 году.
1187. 1196. Артур : 1185. Лебедевъ :
1186. 1185. Лебедевъ :
1185. Из какого сора растут стихи
1184. Дорогая Ева!
1183. 1187. Венцеслав Крыж
1182. 1190 Лебедеву
1181. 1187 Намек поняла. Выше крыжов спецов не бывает.
1180. 1189. Иоанна : 1185 Лебедев
1179. 1185 Лебедев
1178. Да и еще