На мой взгляд, одной из ключевых причин, отталкивающих значительную часть православного сообщества от сетевого маркетинга является страх. Страх сделать нечто, противоречащее устоям бытового (или внешнего) благочестия, мало что общего имеющего с сакральной стороной Православия. Помните, как совсем еще недавно подобный страх охватил значительную часть верующих в связи с проблемой отношения к ИНН? Страх - пожалуй, это самый тяжелый камень, незримой и толстой веревкой привязанный к ногам человека и мешающий ему исполнить на отмеренном жизненном пути слова Писания: К свободе призваны вы, братия (Гал 5:13). Не сомневаюсь, что многие возразят мне:
- Апостол ведет речь о духовной свободе.
Признаться, мне трудно согласиться исключительно с таковой его интерпретацией по ряду причин. Во-первых, эти слова обращены к живущим на земле людям, для которых, следовательно, и материальные ценности - пускай и не главная, но, тем не менее, неотъемлемая часть их бытия. Но дело даже не в этом: одна из проблем, присущая современной церковной жизни, была весьма точно обозначена протопресвитером Александром Шмеманом. В своей работе «Водою и Духом» он обратил внимание на то, что «наш духовный, религиозный выбор, несмотря на его христианское обличье, которое он так легко принимает, фактически остается дохристианским или нехристианским и весьма часто сводится либо только к эскапизму, либо к чистому активизму».
Это касается и отношения христиан к собственному материальному благосостоянию: с одной стороны, если ты богат, то, значит, избран Богом, в каком-то смысле даже предопределен Им ко спасению (протестантская и чуждая православному менталитету этика); либо, что в большей степени присуще нашим соотечественникам, стремление к финансовому благополучию a priori подразумевает нечто «нечистое». Исходя из второй парадигмы и формируется в отечественном православном сообществе негативное отношение к сетевому маркетингу, ибо занятие им являет собой желание достичь финансовой независимости. При этом критики MLM не заостряют внимания на важной проблеме: а как, собственно, христианин распорядится своим материальным благополучием. Нет, он не должен обладать им по определению, ибо это «плохо» по своей сути. Ну а дальше идут обоснования: почему сетевой маркетинг - это плохо. Совершенно примитивные, они направлены не на разумную сферу человека, а на его эмоции, призваны задействовать одну из самых сильных и уже упомянутых его душевных состояний - страх. Сделать это, в сущности, несложно, ибо как в свое время говорил Геббельс: «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее верит публика».
Еще одним из аргументов противников MLM является его заокеанское происхождение. Строго говоря, это даже не аргумент, а некая идеологема, падающая на «благодатную» почву, поскольку значительной части наших собратьев свойственно самоощущение, определяющееся мыслью об особой богоизбранности России и, следовательно, ее духовном превосходстве над другими народами - американским, прежде всего. Думается, концепция «Москва - Третий Рим» в немалой степени способствовала формированию подобного самовосприятия. Отчасти это связано с относительной слабостью отечественной как богословской, так и философской мысли в допетровский период, что особенно ярко показано в работах протоиереев Георгия Флоровского и Василия Зеньковского «Пути русского богословия» и «История русской философии».
И вот это ощущение некоей избранности, если хотите - духовного аристократизма, особенно по отношению к западной, презрительно именуемой «апостасийной», цивилизации, вкупе с каким-то подсознательным отрицательным отношением к материальному благополучию, неизбежным образом заставляет некоторую часть наших соотечественников мыслить категориями двойных стандартов. В чем это выражается? В качестве ответа приведу пример: как-то мне довелось побывать на одной лекции, в процессе которой женщина рассказывала о враждебном русскому менталитету характере Евро-Атлантической цивилизации. Я же в это время задумчиво смотрел в окно, за стеклом которого стояла принадлежавшая лектору хорошая иномарка. И в этом нет ничего плохого, ибо мы живем в постиндустриальном мире, фактически немыслимом без компьютеров, сотовых телефонов, автомобилей и пр., но почти все они - во всяком случае, их лучшие образцы - созданы на Западе.
Еще один пример: как-то меня подвозил на «Форде» мой знакомый - когда-то мы были прихожанами одного храма - и рассказывал (точнее, повторял известные ему сплетни) про сектантский характер одной крупной сетевой компании. Когда я привел ему достоверный факт того, что Генри Форд был масоном, мой собеседник сменил тему, но... не машину. Давайте задумаемся: не странно ли мы выглядим, обличая и даже презирая западный мир, активно пользуясь созданным им материальными благами. Собственно, когда в разговоре со мной мои православные братья или сестры начинают обличать якобы сектантский характер какой-нибудь сетевой кампании, я неизменно задаю собеседнику стандартный вопрос:
- Простите, а какой модели Ваш сотовый телефон?
И на недоуменный и часто немой вопрос, отвечаю:
- А Вы уверены, что владельцы компании, мобильником (машиной, телевизором, компьютером и пр.) которой Вы пользуетесь, не являются сектантами, не отчисляют часть свой доходов на содержание каких-нибудь деструктивных псевдорелигиозных движений и пр?
Более того, к сожалению люди, обличающие MLM, часто не в состоянии дать определение таких терминов, как «секта» и «финансовая пирамида». Впрочем, незнание предмета разговора редко смущает моих собеседников, отвечающих с неизменной уверенностью в голосе:
- Ну что Вы, в Интернете же была статья о такой-то компании!
Или порой приходится слышать:
- Вы что, не читали материал Александра Леонидовича Дворкина о том, что такая-то сетевая компания - секта[*]?
Причем, как правило, без ответа остается встречный вопрос:
- Простите, а Вы уверены, что автор размещенного в сети материала имеет экономическое образование и разбирается в данной проблеме, а также строит свои аргументы на достоверных источниках?
Увы, но подобные вопросы не часто трогают моих собеседников и еще реже заставляют их задуматься о качестве где-то прочитанной или от кого-то услышанной информации об MLM. Им проще меня назвать зомбированным человеком с «промытыми мозгами». Почему? В качестве ответа назову еще одну причину негативного отношения к сетевому маркетингу. Она - в психологии толпы, которая всегда - «против». Толпа не живет рассудком и даже не всегда инстинктом, чаще - мнением, которое в России обличено в «классическую» формулу: «ну все же так говорят». И еще толпа неизменно желает, чтобы каждый был как все - вспомним жесткое неприятие крестьянскими общинами столыпинской реформы; прежде всего потому, что она разрушала принцип: «будь как все».
К слову, довольно странно, что мои многие православные братья и сестры, среди которых существует апология Столыпина - глубоко верующего человека и убежденного монархиста - в массе своей так негативно настроены к сетевому маркетингу. И дело здесь не штампах, легко разрушаемых для любого не ленивого умом человека: «это и пирамида, секта и коммерческий культ и пр.».
Ведь Петр Аркадьевич, создавая хутора, закладывал фундамент для воспитания мыслящих людей, опирающихся на свой разум. Столыпин желал, чтобы благодаря его реформам в России появился так называемый средний класс собственников, способных рассуждать самостоятельно, а не мыслить стереотипами. Но та же идея лежит в основе сетевого маркетинга - им занимаются люди, независимые от мнения толпы, способные плыть против течения. И разве такие граждане не нужны современной России и Православной Церкви? Напомню, что любой человек, занимающийся сетевым маркетингом, достигающий в этой области финансового успеха и регистрирующий свое ИП (индивидуальное предпринимательство), платит налоги. Это выгодно его отличает от значительного числа традиционных бизнесменов, в том числе и именующих себя христианами, но не обременяющих себя уплатой налогов, равно как и в полном смысле этого слова эксплуатирующих труд пока еще бесправных гастарбайтеров. Замечу также, что Петр Аркадьевич при проведении свой реформы взял за образец как раз заокеанскую модель фермерских хозяйств.
В завершении хочется сказать о том, что, в сущности, сетевой маркетинг не более чем альтернативная традиционному бизнесу модель экономического развития и потому духовно нейтрален. Каким же содержанием он будет наполнен - зависит от личности каждого человека. И вот еще на что мне бы хотелось обратить внимание читателей. Занятие MLM дает человеку в наше нелегкое время действительную возможность (именно возможность, а не стопроцентную гарантию) если не добиться финансовой независимости, то хотя бы стабилизировать свое материальное положение, почувствовать уверенность в завтрашнем дне, помочь ближним.
Поэтому, уважаемые братья и сестры, убедительная к вам просьбы: если кто-то из ваших близких стал заниматься сетевым маркетингом или рассказал вам об этой возможности, не надо обрушиваться на него с критикой и обличением. Я рекомендую вам сначала разобраться, что за компания, с которой сотрудничает близкий вам человек, почерпнуть информацию о ее деятельности из достоверных источников, а не из уст какого-нибудь анонимного автора, ни на что больше не способного, как только дни и ночи просиживать за монитором компьютера и смешивать все с грязью. И, конечно, не стоит обращаться за консультацией к человеку, который «пробовал, но не получилось», а поговорить на тему MLM с теми, у кого получилось. Уверен, что после этого общения - если оно будет искренним и непредвзятым с вашей стороны - негативное представление о сетевом бизнесе будет разрушено как карточный домик, и вы убедитесь: в своей сути MLM ни коим образом не противоречит ни православной системе ценностей, ни вашей христианской совести.
Игорь Ходаков, кандидат исторических наук
[*]Признаться, для автора этих строк мнение А.Л. Дворкина не имеет никакого веса. Мне вообще не очень понятно, почему на некоторых православных Интернет ресурсах этого человека именуют доктором исторических наук, хотя более правильно его называть – американским доктором истории, что соответствует ученый степени кандидата наук в России. В США Дворкин защитил диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип» под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Довольно странно со стороны Александра Леонидовича было писать работу о столь сложной и противоречивой личности как Грозный в отрыве от основной базы источников, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов, и выбрать себе научным руководителем человека, не то что не специалиста в данной области, но даже не являвшегося профессиональным светским историком вообще. Если же кому-то мое отношение к Дворкину покажется предвзятым, я рекомендую провести небольшое самостоятельное исследование и выяснить: получил ли А.Л. не то что историческое, а просто высшее образование в СССР.
16. Re: О сетевом маркетинге замолвлю я слово...
15. о ужас!
14. Люмпен
13. Поздравляю Дорогую Редакцию РНЛ!
12. Н. Ролле, 11
11. Люмпен
10. А что это такое?
9. 6. И.А. Палатник
8. Re: О сетевом маркетинге замолвлю я слово...
7. Re: О сетевом маркетинге замолвлю я слово...