Перечитывая публикации на РНЛ, можно прийти к определенному выводу, что подавляющее большинство из них это противостояние апостасии во всех ее проявлениях. Противостояние апостасии в мире, например, агрессии Запада против Ливии. Противостояние апостасии в России, например, навязчивой пропаганде тут гомосексуализма и ювенальной юстиции. Противостояние проявлениям апостасии в Церкви, например, обновленческим тенденциям в ней. Наконец, противостояние апостасии в нравственной жизни православного христианина, например, попыткам ослабления или отмены заповедей о воздержании в те или иные посты. Вот на этом-то последнем мне и хотелось бы подробно остановиться, ведь последняя проблема куда шире того, что первым делом бросается нам в глаза.
Давно, очень давно преподобный Антоний видел однажды сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? но услышал глас, говорящий ему: смиренномудрие! С тех пор прошло около 1700 лет, за которые враг нашего спасения диавол, будучи существом умным, весьма усовершенствовал эти сети; и если еще тогда преподобный Антоний Великий вздыхал, видя их, то какой же вопль должны издавать ныне мы (не преподобные и не великие) от действия этих сетей?! И такие вопли и стоны действительно издают верные чада Русской Православной Церкви, в частности на РНЛ, видя действие этой апостасийной сети во всех ее проявлениях - особенно в духовно-аскетической жизни православных христиан.
Вот мне и хотелось бы помочь последним, т.е. моим братьям по вере и самому себе, написав в духе смиренномудрия ряд статей (правда, начав их на РНЛ, не знаю, удастся ли на ней закончить, поскольку это зависит не от меня, а от Подателя мудрости), которые описывают свойства этой диавольской сети, уловляющей души, а также то, как ее худо-бедно избежать. Сразу замечу, что ничего особенного в этом учении нет – святым от него не станешь, но душу спасти можно. Ведь и мне когда-то, будучи юным, начинающим православным христианином, также пришлось начинать с ноля, на собственной шкуре и на собственных ошибках и грехопадениях учиться этой науке – спасения души в современном мире. И милостью Божией кое-чему научился, поэтому могу поделиться этой мудростью с другими, поступая так по заповеди Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Будьте мудры, как змии» (Мф.10,16). Мудрость этого древнего змия, называемого диаволом и сатаною (ср.Откр.12,9), как раз и состоит во всех тех хитростях, особенно современных, с помощью которых он уловляет наши души. И эту-то мудрость Спаситель заповедует нам знать, чтобы мы могли избежать хитростей врага.
Итак, начну с самого первого, с того, что вводит многих православных христиан в уныние и даже отчаяние, т.е. с вопроса: почему в современном мире произошло такое умножение апостасии? Или, говоря другими словами, какое попущение Божие привело к этому чрезвычайному умножению зла?
О причине умножения апостасии в современном мире
Апостол Павел, говоря о будущем пришествии антихриста, замечает, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится (т.е. антихрист не придет) до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес.2,7). По толкованию святых отцов предпоследнее слово означает Римскую державу и римского кесаря – слова «держава» и «удерживающий» имеют один корень, а римский император в качества символа своей власти держит в руках державу и скипетр. Когда я, будучи еще семинаристом, прочитал это толкование святых отцов, то по неграмотности подумал, что здесь какая-то ошибка. Ведь Римское царство уже давным-давно кануло в лету, думал я, а антихриста как не было, так, слава Богу, и нет.
На самом деле это не совсем так, точнее, совсем не так. Действительно, первый, ветхий Рим пал еще в 476 году. Но затем был Второй Рим, Константинополь - Восточная Римская империя (Византия), которая, правда, также пала в 1453 году. Однако был и есть Третий Рим – Москва, Московское царство, Российская империя; а четвертому Риму, как пророчески изрек старец Филофей, не быть. И хотя некоторые в наше время считают иначе, но на самом деле им еще весьма далеко до духовного уровня вышеупомянутого старца, чтобы вот так, от собственного своеумия делать такие далеко идущие «пророчества». Поэтому уверен, что ни из Пекина, ни из какого другого города «четвертый Рим» не получится.
Следовательно, если Российская империя это и есть последняя Римская держава, а последний Русский Царь есть последний римский кесарь, то в начале прошлого века произошли эпохальные события человеческой истории, которые предсказал апостол Павел: в феврале 1917 года было «свергнуто» Самодержавие, т.е. внешним образом прекратила свое существование последняя Римская Держава – Третий Рим; а в июле 1918-го вместе со всей своей августейшей Семьей был злодейски убиен последний Римский Император – Царь Николай II. т.е. был взят от среды удерживающий, и была открыта дорога для пришествия антихриста и форсированного конца света
Тогда возникает естественный вопрос: если все это так, то почему же до сих пор, т.е. почти через 100 лет после этих событий еще не пришел, согласно вышеупомянутому пророчеству (2 Фес.2,7), «человек греха, сын погибели» - антихрист и не произошло светопреставление? Православные русские патриоты знают ответ на этот вопрос. Потому что Третий Рим и после этих событий мистически не прекратил свое существование ради молитв и милости Божией Матери, Которая умолила Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа продлить его существование, а вместе с ним и существование всего человечества. А Павлово пророчество разрешается так: Царица Небесная по Своему неизреченному человеколюбию стала Царицей Земли Русской, что ясно видно из явления в день так называемого «отречения» Царя Ее иконы Державная, на которой Богородица изображена с символами царской власти – скипетром и державою. Вот он видимый признак бытия и поныне последней Римской державы, Третьего Рима, удерживающего, который по молитвам и милости Божией Матери, поэтому мистически не прекратил свое существование. В чем, думаю, и состоит основной стержень новейшей истории России.
Однако и пророчество ап.Павла не было полностью по этой причине отменено. Если «тайна беззакония» не исполнилась до конца, и не пришел тот, настоящий антихрист, то, тем не менее, беззаконие на земле весьма усилилось, т.е. и наступила та самая апостасия, о которой говорилось в начале этой статьи. Как сказал по подобному же поводу апостол Иоанн Богослов: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин.2,18). Итак, нынешняя апостасия, все эти нынешние квази- или эрзацантихристы местного, скажем даже, местечкового масштаба, по-преимуществу, ее и генерирующие – это по попущению Божию своего рода «плата» за то, что еще не пришел тот, последний антихрист, и не наступила та «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне» (Мф.24,21), а также конец света.
Евангелие говорит об этом так: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я ее окопаю и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк.13,6-9). Конечно, нынешняя апостасия на наш, православных христиан взгляд, на собственном весьма и весьма печальном опыте ее испытывающих, – это сугубый «навоз», но альтернативой оному является срубленная смоковница; альтернативой нынешнему отступлению от Бога и беззаконию является - ибо только так можно кардинально пресечь умножающееся в мире зло - конец света, который согласно буквальному исполнению пророчеству ап.Павла (2 Фес.2,7) должен был бы наступить вскоре после 17-го года (быстрый приход антихриста, мрачное царство которого продолжается всего лишь 3,5 года, и… конец), но по милости Божией не наступил.
Если мы понимаем это, понимаем, что, если бы не эта милость Божия, то нас, наших родителей, детей, внуков вообще бы не было, тогда и «плата» за это в виде нынешней апостасии нам не покажется слишком уж непосильной и неприемлемой. Современному подвижнику полезно иметь о нынешнем умножении беззакония именно такое представление, поскольку последнее поможет ему вместо ропота на Бога за оное попущение злу благодарить Его за дарованное нам бытие и возможность спасения, а также поможет избежать уныния и отчаяния в духовной брани, которая в противном случае будет казаться ему безнадежной. По учению святых отцов существует еще одно весьма благодетельное для нас следствие из этого попущения Божия, которое можно назвать так:
«Последний лов рыбы»
Святые отцы пророчествовали о нашем времени, говоря, что придет время, когда всякое зло и беззаконие на земле весьма умножится. Примеров греха будет чрезвычайно много, поэтому и следовать ему будет очень легко; а вот примеров добродетели, наоборот, будет очень мало (даже те, кто должны быть этим примеров, - развратятся), из-за чего и следовать ей будет очень трудно. Поэтому те христианские, православные подвижники, которые сохранят веру и будут подвизаться в это время, не смогут стяжать великие добродетели. И, конечно, их малые подвиги и добрые дела не будут идти ни в какое сравнение с подвигами древних святых отцов, но, тем не менее, по причине постигшего этих последних подвижников искушения апостасией их подвиги будут приравнены к подвигам древних святых отцов.
Кратко, но очень емко об этом говорится в одном Патерике так: «Некогда святые отцы рассуждали о последнем роде. «Что мы сделали?» - говорили они. Один из них, великий Авва Исхирион, отвечал: «мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «а что сделают те, которые будут после нас?» - «Они, - сказал Авва, - сделают вполовину против нас». Еще спросили его: «а что будут делать те, которые после них будут?» Авва Исхирион отвечал: «Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, - будут выше нас и отцов наших!».
И думаю, что об этом же говорится и в Евангелии от Иоанна, повествующем о последнем лове рыбы апостолами по благословению Господа (Ин.21,6-11), когда было поймано рыб «сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин.21,11). Но это в русском переводе, а в славянском это же число звучит точнее: «сто и пятьдесят и три» (Ин.21,11). Мы знаем из Евангелия (Мк.1,17), что этот лов рыбы символизировал собою будущий улов апостолами людей или душ человеческих.. Каких же людей? Об этом и говорит количество рыб в последнем лове. Как сказал Авва Исхирион, древние святые отцы соблюли заповеди Христовы, т.е. принесли плод во сто крат, чему соответствуют сто рыб (ср.Мф.13,23; Ин.21,11); те святые, которые были после них, «сделали вполовину против них», т.е. принесли плод в пятьдесят или шестьдесят крат, чему соответствуют пятьдесят рыб (ср.Мф.13,23; Ин.21,11). Наконец, люди последнего, нашего времени по словам Аввы Исхириона «ничего не сделают», т.е. их подвиги и добродетели будут весьма малы, по сравнению с подвигами и добродетелями древних отцов, чему соответствуют три рыбы – во много раз меньше ста или даже пятидесяти. Но к этим людям придет искушение в виде нынешней апостасии, поэтому те из них, которые это искушение перенесут, по словам Аввы Исхириона «окажутся добрыми, - будут выше нас и отцов наших», т.е. их малые, ничтожные подвиги будут приравнены к великим подвигам древних святых отцов. Три ведь действительно намного меньше сто и даже пятидесяти, но это число особое, «ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух» (1 Ин.5,7) – Пресвятая Троица.
Исходя из всего вышесказанного, становится понятным, что нынешнее столь угнетающее нас умножение беззакония, эта самая апостасия, в аскетическом плане – всего лишь, если так можно выразиться, «правила игры», которая называется христианское подвижничество в современном мире. Тот, кто «играет» по этим «правилам», т.е. смиренномудренно понимает и принимает, что в этом мире необходимо прийти соблазнам (ср.Мф.18,7), причем соблазнам чрезвычайным, и, по возможности, с этими соблазнами борется, тот не только побеждает, но может получить и почесть вышнего звания, как говорит об этом Авва Исхирион и замечает апостол Павел, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (в церковно-славянском подлиннике опять точнее: «Яко недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас») (Рим.8,18). Тот же, кто эти «правила» по гордости принять не хочет – ропщет на Бога, унывает и отчаивается, тот проигрывает и не получает ничего, даже спасения собственной души. И дай Бог и нам избежать последнего и хотя бы отчасти достигнуть первого!
Но кто-то скажет: о чем вы говорите, о какой «почести вышнего звания», если мы из-за действия оной апостасии, из-за этой диавольской сети не можем совершать даже малые добрые дела?! Так вот именно о том, как совершать эти малые добрые дела, угодные Богу, и хотелось бы поподробнее поговорить в следующих статьях по данной теме.
Продолжение следует
6. всем дирижирует Бог
5. Re: О христианском подвижничестве в современном мире
4. 1.А.В.Шахматову.
3. Re: О христианском подвижничестве в современном мире
2. "три".
1. Re: О христианском подвижничестве в современном мире