Христианство пришло в Россию из древней Византии. «Византийская империя воспринималась продолжением римской, - вернее это была одна империя, главное государство тогдашнего древнего мира»[2] и в домонгольской Руси пространство Руси и других территорий всего древнего мира были тесно взаимосвязаны. Отсюда проникновение культур между древней Русью и Византийской империей, в частности на выставке экспонируется уникальный экспонат «Наплечник. Византия. 1170-80 годы. 12х14 см», небольшой по размерам христианский символ - воинский наплечник с изображением сцены Воскресения Христова из гроба Господня. Эта византийская святыня принадлежала русскому Владимирскому князю и находилась в Успенском соборе города Владимира. К сожалению, в 1933 году этот древний золоченый наплечник украшенный эмалями был продан за границу и со временем приобретен Обществом друзей Лувра в Париже. В Россию на выставку «Святая Русь» он прибыл уже из Лувра.
До объединения древних русских княжеств вокруг Москвы в XV веке наиболее сильными княжествами древней Руси были Новгородское, Псковское и Московское. Художественная жизнь в этих княжествах, была рассредоточена, и каждый город имел свои традиции и обладал своими привычными распорядками и укладом жизни. Это применимо к Владимиру, Ростову, Твери, Нижнему Новгороду, Ярославлю и к таким менее крупным городам, как Суздаль, Переяславль-Залесский, Углич, Муром, Городец. На различных этапах развития они играли то большую, то меньшую роль, «но никогда не могли соперничать с Новгородом, Псковом и Москвой, не могли они сравняться с тремя городами в области культуры». Удельные княжества воевали меж собой, в частности Ростово-Суздальское с Новгородским княжеством. Одним из самых грандиозных по масштабу эпических произведений выставки «Святая Русь» является фреска «Битва Новгородцев Суздальцами». Это стенное изображение, (214х636) было снято в 1929 году со стены храма Знамения Божией Матери или как ее называли (до разрушения) Варвариной церкви в Ярославле и помещено в массивную деревянную раму. Расписан Ярославский храм Знамения Божией Матери был в 1742-1743 годах «мастером Алексеем Ивановым со сыном Сопляком». Долго можно спорить о роли сохранения церковных древностей в современном мире, но если бы в 1929-30 годах мастера Третьяковской галереи не сняли эти уникальные фрески, со стены Ярославского храма, уникальное произведение было бы полностью утрачено для потомков. Другим, важным экспонатом выставки, считающимся по праву одним из чудес света, занесенных во всемирное наследие ЮНЕСКО, считаются фрески Ферапонтова монастыря собора Рождества Пресвятой Богородицы в Вологодской губернии. Одной из доминант выставки «Святая Русь» является большая по размеру фреска «Покрова Пресвятой Богородицы». Это точная копия стенной росписи Ферапонтова монастыря. Эти фрески с начала XVI столетия поражают всех, увидевших их однажды нежностью цвета и чистотой красок. Расписывал Ферапонтов монастырь знаменитый иконописец Дионисий, «со чадами». Он был знаменит на святой Руси, в Москве царь Василий III пригласил Дионисия расписать знаменитый Успенский собор Московского Кремля. В конце своей жизни, в 1500 году, последователь Андрея Рублева, московский иконописец Дионисий, уехал с сыновьями на север, в Белоозеро, глухой северный край, чтобы сотворить «во славу Господа» одно из лучших своих творений - фрески Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Стенопись этого северного собора грандиозна, - 600 кв. метров, которые были расписаны артелью Дионисия за короткий срок. Согласно тексту летописи, сохранившейся на откосе северной двери собора Белозерья, храм расписал «иконник Дионисий со своими чада» Владимиром и Феодосием с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Продолжателями иконописного дела Дионисия были его сыновья. На выставке представлены редкие рукописные служебные книги и Евангелие. Одно из самых красивых Евангелие, датированное 1507 годом (РНБ) было создано в Москве сыном Дионисия иконника - живописцем Феодосием, совместно с писцом Никоном и златописцем Михаилом Медоварцевым. Рукописные книги из запасников национальных библиотек и монастырских хранилищ, представленных на выставке редки и уникальны, они редко (в таком количестве) покидают места своего обитания.
Большую часть выставки «Святая Русь» занимают православные иконы. Само слово икона - изображение происходит от греческого слова «эйкос». Многие исследователи искусства ищут связи и проникновения культур между итальянским Возрождением XIV-XV веков и русским искусством XV столетия. Но, «если в области архитектуры здесь помогали Аристотель Фиорватти и Алевиз [построившие соборы в Московском Кремле], то при переходе к русской живописи XV века мы такой помощи лишаемся»[3]. Русская иконопись неповторима и уникальна.
Одной из первых, встречает зрителей на выставке огромная горизонтальная в плане икона деисусного чина с изображением ликов Богородицы, Спасителя и Иоанна Крестителя, писаных на светлом фоне, в начале XIII столетия мастерами Владимиро-Суздальской школы для Успенского собора Московского Кремля. «Деисус» помещался на южной стене Успенского собора Кремля над гробницей митрополита Московского Филиппа[4]. Созвучной по исполнению с деисусной иконой Успенского собора Московского кремля - является помещенная неподалеку икона Богоматери «Владимирской», написанная иконописцем Андреем Рублевым для Успенского собора в городе Владимире и хранящаяся в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Эта икона является списком «Богоматери Владимирской» исполненной преподобным Андреем Рублевым в начале XV века и хранится эта икона всегда на Владимиро-Суздальской земле. Второй точный список Владимирской иконы Богоматери находился в Успенском соборе Московского Кремля, поскольку Владимирский образ Богоматери слыл чудотворным и почитаемым, но Ростовские князья не хотели разлучаться с ним, не отдавая по праздникам икону в Москву, тогда и был создан второй точный список «Владимирской иконы Богоматери» для Московского Кремля. «Самые «первые сведения о древней чудотворной иконе, именуемой «Владимирская» (Византия, начало XII в., ГТГ), содержатся в летописях XII в., откуда следует, что икона была привезена из Константинополя в Киев. В Киеве икона находилась в женском монастыре в Вышгороде, принадлежавшем князю Андрею Боголюбскому. В 1155 г. князь Андрей перевез икону во Владимир на Клязьме; здесь она прославилась обильными чудотворениями и стала называться «Владимирская»[5]. Надо сказать, что икона князя Андрея Боголюбского сохранилась после монголо-татарского нашествия и с нее были сняты списки, ставшие чудотворными. Иконография Владимирского образа иконы Богоматери относится к так называемому типу «умиления», от греческого слова «элеуса» - «милующая» особенно любимому на Руси и сложившемуся еще в Византии XI века. Празднование Владимирской иконы Божией матери происходит летом трижды в год: 21 мая, 23 июня и 26 августа.
«Трудно переоценить значение реликвий для истории искусства. Однако всю советскую эпоху тема звучала только в связи с драгоценными окладами и ковчегами, которые рассматривались как произведения древних мастеров прикладного искусства. Описывались форма и техника произведения, при этом первоначальная функция реликвария могла даже не упоминаться. Однако сейчас очевидно, что без понимания богослужебного предназначения и символического замысла не может быть правильно понята ни иконография, ни даже художественная форма реликвария. Историко-художественный аспект темы не ограничивается лишь драгоценным обрамлением»[6]. Речь идет о знаменитой иконе преподобного иконописца Андрея Рублева «Троица ветхозаветная», находящейся на своем историческом месте - в Троицком храме Троице-Сергиевой лавры. Богато и нелепо, на выставке «Святая Русь» смотрится, пустой, золоченый оклад для знаменитой иконы Троицы ветхозаветной, письма Рублева с рубинами, сапфирами и изумрудами, без самой иконы святой Троицы. Дорогой оклад иконы - действительно заслуженное произведение декоративно-прикладного искусства, был сделан по заказу Бориса Годунова при русском царе Иване Грозном как вклад в Троице-Сергиев монастырь[7].
«Иконы дарили в поднос царю и патриарху, приближенным к нм лицам приезжавшие в Москву архиереи и настоятели монастырей, иконописцы. По описям XVII века дворцовые кладовые были полны икон, в знак милости царь жаловал иконы. Икона приобретала на Руси меновую стоимость, ее материальная ценность, зависела не только от дорогих окладов, но прежде всего от ее художественного достоинства»[8]. Огромная по своим размерам (214х163) и выдающаяся по своему художественному достоинству, икона XVI века, изображает «святителя Василия Великого и Великого Князя Василия III в молении Богоматери». Икона имеет красивый зеленый колорит, Царь и Святой изображены стоящими лицом друг к другу и Образу Божией Матери, расположенному между ними. Царь Василий III был одним из сыновей Ивана III, он продолжил процесс централизации русских земель, начатый его отцом, Иваном III, присоединившим к Москве Тверь, Ярославль и Новгород. Исторически икона с изображением святителя Василия Великого и государя Василия III располагалась в Архангельском соборе Московского Кремля над гробом царя Василия III. При сыне Василия III, - Иване IV, впоследствии названным «Грозным», было покончено с раздробленностью русского государства. «Принятие царского титула в корне изменило положение в роду Рюриковичей. Царь был главой всех своих подданных, в том числе и потомков древних князей, а поскольку род московских Рюриковичей почти исчез, власть на Руси олицетворяла только семья самого Ивана Грозного. Опричнина покончила с последними отблесками удельного времени. < > На Земском соборе 11 июля 1613 года на царский титул был избран Михаил Федорович Романов»[9]. Сыном его был государь Алексей Михайлович, рожденный в 1629 году и представленный на выставке Святая Русь своим изображением в виде портрета из фондов Государственного Исторического музея и мерной иконы с изображением «Алексея Божьего человека». Эта икона создана в 1629 году, сразу после рождения царя Алексея Михайловича, сына царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Стрешневой. Мерная икона государя Алексея Михайловича с изображением человека Божьего Алексия происходит из Архангельского собора Московского Кремля и имеет очень красивый и утонченный дорогой золоченый оклад, богато украшенный жемчугом, рубинами, сапфирами и изумрудами. Правил Алексей Михайлович Романов, начиная с 1645 года. В его правление власть была сконцентрирована в его сильных руках, и в 1654 году произошло знаменитое воссоединение Украины с Русским государством. Мерные иконы создавались на Руси, начиная с XVI века, их писали для царских детей. Обычно они были несколько вытянутыми «в рост» т.е. вертикально. Так икона государя Алексея Михайловича 48х14,5 см. Мерные иконы служили оберегом рожденному царевичу или царевне, их даже клали в колыбель к новорожденному чаду. В верхней части иконы обычно изображался образ святой Троицы, служивший оберегом, как на иконе Алексия, человека Божия.
«Портрет царя Алексея Михайловича» (ГИМ), написан уже не на деревянной доске, как все иконы, а на холсте в 1670-1680х годах. Это парадное портретное изображение, созданное в мастерских Московского Кремля предположительно итальянскими художниками, портрет долгое время хранился в усадьбе князя Б.А.Куракина Орловской губернии. Государь Алексей Михайлович изображен на портрете с символами царской власти: со скипетром и державою, в парадном парчовом одеянии с крестом на груди, в царской шапке с меховой опушкой, увенчанной крестом. Надпись на портрете гласит: «Образ Великого Князя Алексея Михайловича Всея Великой и Малой и Белой России Самодержца». Сыном царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской был государь Федор Алексеевич, правивший на святой Руси с 1676 года. Русские мастера, из мастерских Оружейной палаты Кремля: Иван Салтанов, Ерофей Елин и Лука Смолянинов создали в 1686 году «Портрет царя Федора Алексеевича» (ГИМ), в рост; происходящего из Архангельского собора Московского Кремля. В его царствие была присоединена Левобережная Украина, в Москве был разработан проект Славяно-греко-римской академии и отменено местничество. В отличие от предыдущего портрета своего отца, Алексея Михайловича, портрет государя Федора Алексеевича, является парсуной, поскольку портретной живописи, как таковой, в это время в России еще не было, но написан он еще как икона темперой на деревянной доске. Иностранные мастера, в том числе и художники, приглашались для работы в Оружейной палате, с условием обучения своему ремеслу учеников. Государь Федор Алексеевич изображен с символами царской власти в парадном одеянии и шапке-венце с собольей опушкой. Вверху огромного по размерам портрета (244х119) изображена икона Спасителя на белом убрусе (плате), как оберег этого человека, на создаваемых в святой Руси иконах. Впервые убрус (Нерукотворный образ Христа на плате) принес в дар одному из великих князей на Руси византийский император и назывался он «частицей Мандилиона»[10]. Лучшими изображениями Иисуса Христа на плате убрусе по праву считаются иконы, написанные в XVII веке царским изографом и иконописцем Оружейной палаты в Москве Симоном Ушаковым. Такая, небольшая по размерам икона представлена на этой выставке. Она так и называется «Спас Нерукотворный» и написана в 1678 году. Этот царский живописец создал свою неповторимую технику многослойной плави, по словам И. Э. Грабаря «таких ликов на Москве не писал никто, кроме Ушакова, ни при его жизни, ни после его смерти». Оружейная палата в XVII века находилась в Московском Кремле, рядом с царскими палатами. Ею заведовал оружничий боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Он открыл широкий доступ в мастерские (серебряные, иконописные, оружейные) Оружейной палаты талантливым подмастерьям. Иконописными мастерскими Оружейной палаты «руководил на протяжении 22 лет художник Пимен Федоров сын, родившийся в 1626 году по прозванию Симон Ушаков»[11]. Кроме иконного цеха при Оружейной палате Симон Ушаков руководил школой царских изографов в Московском Кремле и по праву считался лучшим ее иконописцем, а также непревзойденным «личником». Лики его святых неповторимы, он писал их в большинстве икон, писанных в это время царскими изографами Московской Оружейной палаты.
Одной из вершин творчества Симона Ушакова является его икона «Троица ветхозаветная» 1671 года (ГРМ), представленная на выставке «Святая Русь». Икона красива и торжественна, она является реликвией. При императоре Павле I «святая Троица», письма иконописца Симона Ушакова была главной иконой дворовой церкви Гатчинского дворца, освященной соответственно во имя святой Троицы живоначальной в 1798 году[12].
Другой реликвией рода Романовых, представленных на выставке, является икона XVI века «Благословенное воинство небесного царя». Это чудом сохранившаяся икона из Чудова монастыря в Московском Кремле, взорванного в советские годы, на месте которого был создан концертный зал. Московский Кремль - резиденция духовной и светской власти - на протяжении шести столетий являл собой подлинную сокровищницу святынь. В течении XIV-XVII веков здесь были собраны самые чтимые на Руси иконы. Икона «Благословенное воинство небесного царя» принадлежала Великому князю Сергею Александровичу, губернатору Москвы, родному дяде последнего императора Николая II, погибшему от рук террористов в 1905 году и похороненному в Чудовом монастыре в специально приготовленной усыпальнице. На месте убиения Великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле был воздвигнут В.М.Васнецовым бронзовый крест, который был уничтожен вместе со всеми монастырскими постройками Чудова монастыря по приказу Ленина. Позднее, в 1985 году, прах Великого князя Сергея Александровича перенесен в древнюю усыпальницу Романовых - Новоспасский монастырь. Из Чудова монастыря осталась эта великолепная икона « Благословенное воинство небесного царя».
Среди изображений чтимых святых на выставке Святая Русь, нельзя не обратить внимание, на икону «Огненное восхождение пророка Ильи» XVI столетия Псковской школы живописи (ГИМ). Икона происходит из церкви Ильи Сухого Ильинского монастыря в Пскове, что на Завеличье. Огненная колесница пророка Божьего Ильи, ведомая ангелом на небеса к Господу, запряжена четверкой таких же огненных коней, изящных пропорций. В колеснице сам пророк Илья в красивом одеянии. В верхней части иконы за узцы колесницу Ильи-пророка принимает на небеса рука Господа, вся икона писана на золоте. Кроме того на выставке представлены иконы некоторых особо чтимых на Руси святых: Бориса и Глеба, святителя Николая Мирликийского, святого Сергия Радонежского, святого преподобного Варлама Хутынского, святого Кирилла Белозерского и несколько изображений святого воина Георгия, ставшего символом Московской выставки Святая Русь.
Эмблема выставки - Новгородская икона святого Георгия-Победоносца XV века (ГРМ) из церкви села Монихино Волховского района Ленинградской области. Святой Георгий жил в древнем Риме на рубеже III-IV веков в правление жестокого императора Диоклектиана. Георгий (это же имя Егор, Юрий) принадлежал к богатому и знатному роду, воспитанного в христианской вере. Он поступил на службу в римское войско и быстро прославился небывалой храбростью. Однако Диоклектиан не был христианином и потребовал от воина Георгия отречься от христианской веры. За веру Христову Георгию пришлось претерпеть варварские муки, которые запечатлены древнерусским иконописцем в четырнадцати клеммах иконы Новгородской школы. За все пытки и мучения за Господа нашего Иисуса Христа святой Георгий стал называться великомучеником.
В иконе «Чудо святого Георгия о змие с житием» Новгородской школы XIV века, (также из собрания Русского музея), подробно прослеживается вся история испытаний, выпавших на долю святого Георгия Победоносца. В первой клемме иконы изображено, как святой Георгий раздает свое имущество нищим, посвятив свою жизнь борьбе за Христианскую веру. Далее иконописец изображает, как император Диоклетиан, высоко ценивший воина Георгия, просит отречься его от Христианства и, получив отказ, слуги Диоклетиана ведут в плен связанного воина Георгия. В третьем сюжете иконы плененный воин Георгий стоит, перед восседающим на троне Диоклетианом, убеждающим Георгия добровольно отречься от Христа. Далее в сюжетах иконы новгородской школы изображается, как стражники бросают святого Георгия со связанными руками в темницу и на последующих восьми клеймах прослеживаются нечеловеческие мучения святого Георгия, названного впоследствии Победоносцем. Древнерусский иконописец изображает жестокую пытку нагого святого Георгия на пыточном колесе, после которой только Господь мог помочь мученику. Георгий услышал на площади среди скопления людей «гром среди ясного неба», удар молнии и прикосновение ангела, произнесшего Георгию, что Господь с ним. Так святой Георгий оказался живым и невредимым. После этого чуда удивленный император Диоклетиан решил пойти на мир и предложил воину Георгию стать соправителем Рима, если Георгий откажется от Христа и принесет жертву древнеримским богам. В шестом клейме новгородской иконы святой Георгий в парадном одеянии сокрушает идолов с древнеримского храма. Далее на клеммах иконы следуют сюжеты жестоких мучений Георгия «удицами» - избиение нагого Георгия дубовыми прутьями - придавливание врагами святого Георгия огромным валуном или как его «камением трут» - затем сюжет распиливания святого Георгия начиная с головы пилой - затем сюжет варения святого Георгия в котле с водой, после забивание его камнями - и в последнем, четырнадцатом клейме изображен сюжет усекновения мечом стражника головы святого воина Георгия-Победоносца,- за веру Христову, который дошел с палачами до места своей казни с молитвою на устах был казнен 23 апреля (6 мая) 303 года. Помимо икон Георгия, попирающего копьем дьявола, на выставке необычаен скульптурный резной барельеф «Чуда святого Георгия о змие» XVI века из Вологды.
Среди других скульптурных изображений поражают своей необыкновенной красотой и в то же время непосредственной и наивностью изображения (примитив) два больших по размеру и чудом сохранившихся керамических, глазурованных евангелиста XVII столетия из Церкви святых Отцов Семи Вселенских соборов Данилова монастыря: «Евангелист Лука» и «Евангелист Марк». Они напоминают глазурованные фигурки более поздних, появившихся в России лишь с XVIII столетия фарфоровых статуэток. Теплый цвет глины, синий, зеленый, желтый, черный, ярко бирюзовый поражают своей сочностью и красотой. Рядом с ними, экспонируется созданный в той же технике традиционно-русский орнамент с изображением птицы Сирин и цветами, а также большой глазурованный квадрат керамического изразцового герба XVII века - двуглавого орла в ярком: бирюзовом, черном, красно-коричневом и желто-зеленом исполнении, великолепной сохранности. Сам герб состоит из четырех квадратных в плане майоликовых плиток с изящным рисунком царского двуглавого орла, сделанного (керамика, обжиг, глазуровка, роспись, полив) московскими мастерами в 1689 году.
Выставки древнерусской культуры трудоемки в создании, последний раз в России такая масштабная экспозиции была представлена к 1000-летию крещения Руси «Русские древности» в Государственном Русском музее тогда еще Ленинграда. В Париже выставку «Святая Русь» в 2010 год России - Франции открывал президент Д.А.Медведев. На выставке «Святая Русь» в Москве представлены редкие христианские святыни, рукописные книги, чудотворные иконы, скульптура, стенные росписи. Символом московской выставки стала фигура святого воина Георгия, пришедшего на Русь под именем Победоносца.
[1] Вагнер Г.К. Искусство древней Руси. - М.,1993- 255 с. илл. с.136.
[2] Пчелов Е.В. Рюрик.- М., 2010,-316 с.,илл. с. 8.
[3] Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией.-М.,1969- с.251.
[4] Нерсесян Л.В., Саенкова Е.М. Святая Русь, - М., 2011. 111 с., илл. - с. 28.
[5] Щенникова Л.А. Чудотворные иконы Московского Кремля. В кн.: Христианские реликвии в Московском Кремле. - М., 2000.- 304 с.,илл. с. 249-251.
[6] Лидов А.М. Священное пространство реликвий. В кн. Христианские реликвии в Московском Кремле. - М., 2000.- 304 с.,илл. с. 4.
[7] Нерсесян Л.В., Саенкова Е.М. Святая Русь. -М., 2011. 111 с., илл. - с. 14.
[8] Муратов В.В. Иконопись при первом царе из дома Романовых. – Старые годы. 1913, июль-сентябрь. с. 25-32.
[9] Пчелов Е.В. ук.соч. с. 254-255.
[10] Лидов А.М. ук.соч. с. 5.
[11] Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века – М., 1984. - с 38.
[12] Успенский А.И. Пять вновь открытых икон кисти Симона Ушакова. М.1901. с.28.