Название «черная сотня» стало собирательным для нескольких десятков союзов и организаций, действовавших на политическом поле России с начала XX века и по 1917 год. Наиболее заметным среди них был Союз русского народа, ставший центром притяжения для большинства крайне правых объединений. Некоторые из них объявляли о своей готовности стать отделами СРН (как Русская монархическая партия), другие, напротив, отстаивали свою самостоятельность (Одесский союз русских людей). Значительный вклад в правомонархическое движение внесли Русский народный союз им. Михаила Архангела (далее СМА), Союз русских людей, Общество хоругвеносцев, Общество добровольной народной охраны, Сусанинский кружок, Общество русских патриотов, Кружок русских студентов, Союз законности и порядка и другие.
Существовавшая в советской историографии система типологии политических партий (социальная опора, идеологический облик, принципы организации и др.) наталкивалась на определенные трудности в отношении черносотенных организаций. С марксистской точки зрения их невозможно классифицировать только как организации, представлявшие интересы отдельных классов (например, буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи) или отдельных социальных слоев и групп (например, интеллигенции или мелкой буржуазии), так как черносотенцы имели массовую поддержку во всех классах и социальных группах, что характерно для партий, возникающих на основе национально-освободительных движений.
Не вносит ясности и применение типологии М. Дюверже по принципам организации, т.к. в черносотенном движении выделялись как кадровые союзы (Русское собрание), так и массовые (Союз русского народа). Несмотря на активное участие в выборах в Государственную думу, черносотенные союзы нельзя отнести к прагматическим, или т. н. избирательным партиям, ставящих целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах и выполнение обещаний конкретным социальным группам и классам.
Партийный характер крайне правых организаций не подтверждается в связи с отсутствием у них главной черты политической партии — стремления к завоеванию, удержанию государственной власти и участию в ее осуществлении. Проведенный анализ программных установок черносотенных союзов показал, что их задача состояла в нейтрализации оппозиции, передаче всей полноты функций управления в стране царю, защите принципов, начертанных в основных законах государства. При такой трактовке принадлежность к крайне правым организациям являлась не добровольным выбором, а священной обязанностью каждого верноподданного. Членство же в любой другой политической организации приравнивалось к государственной измене.
Партийность противоречила и базисным консервативным установкам идеологии черной сотни, ставившей целью защиту христианской и национальной традиции, так как: являлась протестной по отношению к религиозной константе (т.к. отрицала Божественный абсолют и означала взятие мятежным человеком своей судьбы из рук Бога в собственные); противоречила консервативным ценностям (примату целого над частным, приоритету общенациональных интересов над классовыми и групповыми, традиционным принципам, интегрировавшимся в такие понятия как родина, община, нация, общее прошлое, общая судьба); противоречила консервативному сознанию (признававшему невозможность достижения идеала в земной жизни и отводившему «народной массе» пассивную роль в качестве объекта воздействия «верхов»); противоречила концепции Русской православной монархии.
Черносотенные организации нельзя в полной мере квалифицировать как ситуативно-консервативные партии, стремившиеся сохранить сложившийся постманифестный строй, легализовавший Госдуму с законодательными прерогативами. В полной мере они не являлись и реакционными партиями, ориентировавшимися на частичный или полный возврат к доманифестному строю, так как абсолютистская монархия была далека от их идеала, несмотря на собственное позиционирование быть «опорой престола». Это не позволяет сделать и наличие серьезных программ по рабочему, крестьянскому и иным социальным вопросам.
Анализ программных установок и практической деятельности показывает, что черная сотня являлась консервативным религиозно-политическим движением, определившим принципы самоорганизации традиционалистской части населения в условиях постепенного разрушения самодержавной монархии, угроз главенствующим позициям РПЦ и целостности страны. Объектом ее защиты выступали основы исторической русской цивилизации. Черносотенная идеология не являлась классовой идеологией, поскольку отражала универсальные христианские мировоззренческие ценности и обширный спектр стереотипов социально-исторического мышления. Широкая социальная база и исключительно быстрая мобилизация, позволившая черной сотне стать серьезной политической силой, позволяют условно ее типологизировать как форму русского национально-освободительного движения, выступавшего против порожденной петровскими реформами антинациональной бюрократии и являвшихся трансляторами различных западных концепций либерального и революционного лагерей.
Черную сотню можно классифицировать как консервативно-реформистское движение, ориентировавшееся на серьезные преобразования в сторону возрождения поврежденных в ходе реформ XVIII – начала XX веков исторических основ русской цивилизации, восстановление принципа допетровского самодержавия «единения царя с народом» и возвращение национальной политической традиции. Крайне правые были вынуждены защищать абсолютистско-бюрократическую систему власти как меньшее зло по сравнению с универсалистскими западными концепциями, игнорировавшими национальные особенности страны. Опора на противоположные по своим классовым устремлениям традиционалистские социальные слои привела к бесконечным расколам в черносотенном движении и затем, по мере дискредитации в общественном сознании православно-монархической идеи, к организационному краху правых.