«Народ умеющий чтить память своих великих предков, имеет право спокойно смотреть в будущее».
Н.В. Склифосовский
В Полтаве давно научились забывать. Забывают великих и великое и напротив, и напротив - вспоминают и восстанавливают убогое и ничтожное. Вот и опять приступы забывчивости одолели местных чиновников и горожан....
6 апреля весь мир вспоминал гений знаменитого врача, 175-лет со дня рождения которого исполнилось в тот день, гений Николая Васильевича Склифосовского. Поводов для памяти о нем предостаточно - заслуженный профессор, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости и военно-санитарному делу, участник 4 войн, главный популяризатор антиспетического метода в медицине, пионер ряда медицинских инноваций, издатель журналов «Русского хирургического архива» и «Летописи Русской Хирургии». Это все Склифосовский. В 1884 году именно он вручал диплом врача молодому Антону Чехову, он, который наряду с Пироговым и Боткиным он входил в тройку самих известных врачей России.
Увы, об этом в современной Полтаве, где больше озабочены мазепами и прочими микробами современной украинской действительности, почему-то не вспоминали. А ведь с Полтавой Склифосовского связала судьба навсегда.
Имперская жизнь имперского человека.
Выпускник одесской гимназии и Московського университета, практикующий врач, Николай Васильевич получили степень доктора уже в Харькове, а после прохождения практики в клиниках Германии, Британии и Франции, был приглашен на кафедру хирургии в Киевский университет.
Склифосовский был одним из первых русских добровольцев, поехавших защищать сербов и черногорцев в сербско-турецкой войне. В 1876 году в Цетинье он был назначен «Главным наблюдателем над всей медицинской частью санитарного отряда Черногории и Герцеговины». А еще был опыт австро-прусской, франко-прусской и русско-турецкой войн, где он приобрел практический опыт, работая в перевязочных пунктах, военно-полевым хирургом, хирургом-консультантом, ведущим хирургом.
В мирной жизни он также не знал покоя - пробивал антисептическую медицину, добился строительства клинического центра в Москве на Девичьем поле. В 1880 году Совет Московского университета единогласно избрал Николая Склифосовского завкафедрой факультетской хирургической клиники. В 1893 году он был назначен директором Клинического института для усовершенствования врачей в Петербурге, много сделал для развития стоматологии и развитие челюстно-лицевой хирургии. Николай Васильевич был председателем I съезда российских хирургов, организатором международного съезда в Москве и его хирургической секции.
Он болел за медицину и ее будущее, ратовал за создание «новых врачебно-образовательных центров». «Давно уже, - говорил он, - сознается настоятельная необходимость усилить практическое преподавание медицины и отвести побольше простора клиническому образованию врача». Его лекции, читанные в Еленинском институте, способствовали распространению практической хирургии среди земских врачей. Зря ли, его именем которого назван Научно-исследовательский институт скорой помощи в Москве?
Полтавский крест.
В полтавское имение, что находилось в селе Яковцы, аккурат рядом с полем Полтавской битвы, семья Склифосовского приезжала ранее исключительно в отпуск. Окончательно они переезжают сюда в 1900 году. Место было знатное - 600 десятин земли, хмельник, пасека, оливковый сад. Имение в семье получило собственное имя «Отрада», хотя некоторые называли его «Полтавской Швейцарией». По началу, все и было отрадно - Николай Васильевич занялся садоводством и скотоводством, занялся так, что его хозяйство стало образцовым, а успехи Склифосовского в хмелеводстве, превратили его в учредителя Первого имперского общества хмелеводов.
Он активно занимался общественной деятельностью в Полтавском губернском собрании, где работал над проектами всеобщего начального народного образования и развитию сети железных дорог в губернии. Склифосовский избирался губернским гласным, почетным членом Полтавского общества врачей почетным мировым судьей Полтавского уезда, членом Полтавского сельскохозяйственного товарищества. Благодаря Склифосовскому в Миргороде появилась гончарная школа им.Гоголя. Не забывал он и о своей главной миссии - 9 августа 1885 года Николай Васильевич провел в Полтавской губернской больнице первую операцию, а сколько их было потом... Местные крестьяне хозяев любили за добродушный нрав, за то, что обедом непременно накормят и за то, что хозяин Николай Васильевич все годы, что жил здесь, сельских лечил бесплатно, а ведь из-за скромности его, крестьяне и не догадывались, КТО их лечит...
На свои средства Склифосовский возвел госпиталь для инвалидов русско-турецкой войны, в здании которого сегодня находится музей Полтавской битвы. А еще рядом с домом он построил школу для детей.
С Полтавой у великого врача были связаны и самые тяжелые минуты жизни. Первая жена Елизавета Григорьевна умерла от тифа, оставив троих детей - Ольгу, Константина (умер студентом) и Николая, который погиб в русско-японскую. Во втором браке родилось еще четверо детей Владимир, Борис Александр и Тамара. Однако и с ними не складывалось. Владимир и Борис умерли, а Александр по слухам покончил собой (современные сплетни объясняют этот факт членством в революционной террористической организации эсеров, хотя свидетельств не существует). Смерть сыновей подорвала слабое здоровье великого врача, и он запретил называть имение «Отрадой». 30 ноября 1904 года в час ночи Николая Васильевича Склифосовского не стало. Его похоронили рядом с сыном Владимиром.
Его жену Софью Александровну и дочь Тамару зверски убьют большевики из бандформирования Бибика, который шел воевать с деникинцами, но воевать решил с женщинами. Вся вина Софьи Александровны состояла в том, что повенчана она была с потомственным дворянином. Их долго резали и рубили шашками «строители светлого будущего». Изуродованные тела, пролежавшее на цветнике у старого дуба четверо суток, дворовые тайно захоронили. С памятью и благодарностью было покончено...
Преступная забывчивость.
Он нем и о его семье здесь очень быстро забыли, Более 80 лет за местом захоронения великого ученого никто не ухаживал. Для начала разграбили дом и отдали его под общежитие институту свиноводства, который оттяпал под свои владения добрую часть Поля Полтавской битвы. Так все и осталось - свиней нет, зато есть институт свиноводства, и конечно есть свинство. Особенно в отношении памяти о великом враче и благодетеле.
80 лет могила Склифосовского была в запустении, пока ее не отыскала студентка Полтавского медицинского лицея Наталия Синицына. Оказалось, что над усадьбой изрядно постарались. В гостевом домике новые власти устроили «станцию искусственного осеменения свиней», кладбищенскую церковь разобрали, фонтаны, кладбище и парк разорили.
В 1970-х в Полтаве проходил всесоюзный симпозиум хирургов, те узнав о безобразиях, связались с ЦК и на месте могилы положили плиту черного мрамора. На ней написали: «Светя другим, сгораю сам». И все...
Долгое время могила находилась прямо под забором местного хозяйчика, по ней бродили гуси, свиньи, а приезжавшие из Москвы хирурги шалели от увиденного. Даже елки, посаженные к восстановлению могилы, жители села срубили на новогодние праздники.
Подозревая, что на юбилее Полтавской битвы в 2009 году к могиле могут завернуть непрошенные гости из Европы, и реагируя на протестные заявления нескольких врачей и общественных деятелей, городской голова Матковский решил «прибраться» на могиле. Могилы привели в порядок, хотя асфальта к ним так и не проложили, ни власти, ни живущие рядом новоявленные нувориши.
175-годовщина врача прошла в Полтаве, которой он столько отдал, незаметно - врачи продолжали брать взятки, городские власти продолжали раздавать гречку, а областной богдыхан Удовиченко, что олицетворяет здесь «братскую России партию Регионов», наверняка и не вспомнит в архивах своей губернаторской памяти такую фамилию - Склифосовский...
1. Re: Между памятью и забвением