О том, как полтавские власти отнеслись к юбилею своего великого земляка Николая Васильевича Гоголя, что происходил в 2009 году, писалось много. На фоне фактического игнорирования юбилея и замены его на провинциально-колхозное шоу и строительства на улице Гоголя серии цементных мутантов, признанных изображать «героев гоголевских рассказов», самой кощунственной стала идея генерального ремонта полтавского театра им.Гоголя. Точнее кощунственным была не идея, а сроки, когда был начат ремонт - за 4 месяца до юбилея. Разумеется, что стараниями тогда еще «помаранчевой команды» губернатора Асадчева и его куратора по культуре В.Годзенко, бывшего школьного баяниста, родина Гоголя в юбилей писателя осталась без театра.
О самом ремонте периодически всплывали всевозможные полууголовные истории об «осваивании бюджетных средств», но, несмотря на то, что ими бравировали люди официальные, уголовных дел так и не завели. Приход к власти, знатока «украинского писателя Чехова» в лице Виктора Януковича и его полтавских наместников не внес скорости в ремонт театра, который продолжался со скоростью эстонского экспресса. Не сделали театр ни к 2001-ой, ни к 2002-ой годовщине писателя, но зато успели приурочить открытие к празднику, хотя и вовсе не гоголевскому - к 20-летию незалежности Украины.
Событие такой важности, разумеется, собрало массу лиц, именующих себя «политическим бомондом», говорят были даже представители полтавского землячества Санкт-Петербурга, известные своим однозначным национализмом и мазепинством, и как выяснилось конформизмом.
Театр действительно внутри отделали со всем шиком «евроремонта», хотя из здания начисто выветрился дух Мельпомены, напуганный новшествами. К последним, местные остряки уже приписали, пардон, театральный туалет, в которых создали иллюзию простора ликвидировав лишние писсуары и перегородки, скрывающие «место сидения». Писсуар оставили один, а пришедший в туалет по более серьезной нужде будет вынужден находится как на сцене. Что поделаешь, театр...
Открытие отремонтированного театра сопровождали пылкие речи чиновников, радующихся не столько за Гоголя, сколько за сброшенный с плеч груз «духовного долга». Не обошлось на открытии и без «пост-ремонтных курьезов», когда запах от новых прожекторов, еще необожженных временем, затянул зал в туманчик и даже вынудил губернатора Удовиченко снять праздничный пиджак.
И все же, наконец-то театр открыл свои двери вновь, теперь остается надеяться. Что он будет радовать зрителей настоящим Гоголем и иными пьесами, от которых не будет доносится ни запаха прожекторов, ни запаха национальной идентичности, столь характерной для некоторых режиссеров...
Ксения Рябинова, Полтава