25 декабря 2010 года на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялись VIII Панаринские чтения, посвященные 70-летию со дня рождения Александра Сергеевича Панарина (26.12.1940 - 25.09.2003) - выдающегося русского мыслителя, политического философа и культуролога, имя которого широко известно и никогда не будет забыто ни в России, ни за ее пределами.
Чтениям предшествовали два круглых стола (23 и 24 декабря). Первый состоялся в Институте философии РАН, где Александр Сергеевич работал много лет - и до того, как ему разрешили преподавание (негласный двадцатилетний запрет был связан с его нежеланием приспосабливаться к политической конъюнктуре), и после снятия «запрета на профессию», когда он получил возможность публиковать свои книги и основал кафедру теоретической политологии в МГУ. Второй круглый стол «Политические идеи Панарина в контексте современного мирового развития» прошел на факультете политологии МГУ в рамках Совета по политологии, в который входят руководители факультетов и отделений политологии классических университетов России. В эти же дни на Украине также прошли две конференции, посвященные памяти ученого, который родился в городе Горловка Донецкой области и никогда не признавал легитимным противоестественное разделение русского народа.
Панаринским чтениям предшествовала также Международная научно-практическая конференция (7 ноября) «Молодежь - культура - политика: историческая память и цивилизационный выбор», которая организационно и тематически была связана с чтениями. Конференция также состоялась на философском факультете, и в ее работе, как уже отмечалось на РНЛ, участвовал Анатолий Степанов, который был ведущим одной из основных секций и подметил в своем докладе, что тема конференции и чтений почти полностью совпадает с тематикой конкурса историософских и политологических работ, объявленного Фондом свт. Марка Эфесского - «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?»
Такой всплеск интереса и к творчеству философа, и к цивилизационной тематике вполне объясним: наступает время собирать камни и строить сильное государство, для чего нужны и планы, и строители, и общая стратегия долгосрочного развития России как ядра православной цивилизации, которой предстоит в начале третьего тысячелетия вновь доказать свою конкурентоспособность в современном мире. Именно об этом думал Александр Панарин. В одной из его последних книг «Православная цивилизация в глобальном мире» прямо говорится: «вопрос о цивилизационной идентичности России, о ее праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и традицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на существование вообще, о национальном бытии как таковом».
Тема VIII Панаринских юбилейных чтений - «Цивилизационное развитие России: альтернативные сценарии и ценностные ориентиры». Организаторы чтений - кафедра философии политики и права философского факультета МГУ и Государственная академия славянской культуры (ГАСК), созданная при участии А.С. Панарина около 20 лет назад. Вел пленарное заседание профессор МГУ и ГАСК Валерий Расторгуев, который был другом Панарина и является одним из инициаторов ежегодных чтений. Участникам чтений были розданы экземпляры специально выпущенной к юбилею небольшой книги Расторгуева с говорящим названием: «Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина».
На пленарном заседании и на секциях выступили не только крупные ученые - коллеги и друзья Панарина (около 60 специально подготовленных докладов), но и студенты, только открывающие для себя его творческое наследие. Среди первых докладчиков - декан философского факультета член-корр. РАН Владимир Миронов, рассказавший о вкладе Панарина в развитие отечественной философии политики, а также профессор МГИМО Наталия Зарубина, вдова Александра Сергеевича. Она дала глубокий анализ ряда идей Панарина, получивших развитие в его последних работах. Пленарные доклады заведующего кафедрой истории русской философии МГУ Михаила Маслина и историософа Виктора Аксючица вылились на секционном заседании в чрезвычайно интересную и плодотворную дискуссию об оценке евразийских проектов и об отношении Панарина к этим проектам. Особый резонанс вызвал доклад Борислава Милошевича, бывшего посла Югославии в России и автора РНЛ «Развал Югославии: осуществленный политический проект и его последствия для мировой цивилизации». Милошевич дал высокую оценку прогностической аналитике Панарина - одного из немногих ученых, давших объективную и предельно жесткую оценку причин югославской катастрофы. Панарин еще в самом начале распада Югославии назвал тех, кто повинен в агрессии и геноциде, предсказал последствия этого преступления для России и мирового сообщества. Студенты, участвовавшие в чтениях, аплодировали Милошевичу стоя, демонстрирую свою солидарность с его позицией. После пленарного заседания чтения были продолжены в секциях «Цивилизационный аспект современной политики» и «Цивилизационная основа духовного развития общества». По результатам чтений формируется сборник.
* * *
Валерий Расторгуев ответил на несколько вопросов РНЛ о степени актуальности для оценки современных политических реалий философского наследия Александра Панарина и той цивилизационной тематики, которой он посвятил многие свои книги.
- Начну с воспоминания о событии, произошедшем лет 15 назад. Оно было воспринято нами как знаковое. Вместе с Александром Сергеевичем и Изольдой Константиновной Кучмаевой - основательницей Государственной академии славянской культуры (тогда был, кажется, первый набор студентов) и большим другом Панарина, подлинным инициатором чтений - мы ехали на автомобиле в Нилово-Столобенскую Пустынь. Этот древний мужской монастырь на Селигере служил едва ли не главным центром паломничества в дореволюционной России, но только в конце 1990-го года, после долгих десятилетий глумления (превращен в застенки) и последующей разрухи, был возвращен Тверской Епархии Русской Православной Церкви. Наша группа по мере своих сил участвовала в этом великом деле возрождения святыни. Восстановление Пустыни было одним из направлений Государственной программы развития Тверской области - территории Великого водораздела Русской равнины (в те годы вокруг программы собирались удивительные люди - ученые, политики и священники, настоящие подвижники и бессребреники). Когда мы подъезжали к Осташкову, произошло невероятное: на небосводе вспыхнуло «второе солнце», которое становилось все ярче и через несколько минут уже не уступало солнечному диску. А когда мы остановились и вышли из машины, чтобы понять, что происходит, это «второе солнце» на наших глазах превратилось в огромный сияющий огненный крест, который висел в небе минут пятнадцать и медленно растворился. Только тогда мы перевели дух и заговорили...
- С тех пор прошли годы, но смысл урока не стерся: без Православия, без Божией помощи нет будущего ни у нас, ни у проектов восстановления русской культуры и цивилизации. Что же касается конфессионально-цивилизационной проблематики в целом (а представление о локальных цивилизациях почти всегда связано с миссией культурообразующих конфессий), то ее прямое отношение к принятию стратегических решений, в том числе и программ по сохранению и восстановлению целостности России, с годами становится все более очевидным. В этом можно было сомневаться лет тридцать назад, когда еще существовала мощная мировая биполярная политическая система, основанная на противостоянии двух лагерей - лагеря «бесклассового социализма», построенного на русских ресурсах, и лагеря капитализма в его «типовой версии» - проамериканской. В те времена «идеологическая волна», накрывшая мир, создавала у многих иллюзию бессмертия «великих учений» - господствующих политических идеологий. Но это величие было мнимым. ХХ век, по словам Панарина, как никакой другой, «подтвердил принципиальную непредсказуемость будущего, и в этом смысле ознаменовался посрамлением всех глобальных рационалистических претензий, всех так называемых "великих учений"». Что они представляют собой? Ответ, по Панарину, прост: это всего лишь «сочетание сциентистского педантизма, ждущего от истории неукоснительного повиновения "только что открытым" всеобщим законам развития, с гедонистической инфантильностью, не способной мужественно встречать удары судьбы» (цитаты из книги «Глобальное политическое прогнозирование».)
- После крушения биполярной системы иллюзии развеялись окончательно: начался заметный «идеологический отлив», ослабление безграничного влияния политических доктрин, еще недавно разделявших по живому не только целые народы и страны, но и семьи. Идеологии превращали во врагов даже носителей общего культурного и духовного наследия. После «великого отлива», который мы все наблюдаем, люди с изумлением обнаруживают, что за преходящими ценностями «идеологического разлива» открывается подлинный мир - мир великих цивилизаций, в том числе и русской. Он существовал тысячелетиями и сохранился, ибо цивилизационное многообразие не зависит ни от доктрин, ни от желания нескольких кланов и семей сохранить контроль за мировыми ресурсами, ни от цен на нефть, ни от махинаций - прежде всего, на мировых финансовых рынках, которые выдаются за большую политику. - Мы обращаемся к творческому наследию Панарина, поскольку он - один из немногих, кто не стал адептом какого-нибудь политического «изма» или очередной идеологической версии модернизации России. Он никогда не забывал о скрытых рисках модернизации, прежде всего политической и технологической. В своей книге «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», увидевшей свет еще в 1994 году, Панарин всесторонне рассмотрел риски, связанные с выбором стратегии модернизации, которая может и возвеличить, и изувечить Россию. Все зависит от того, будет ли политика нашего государства достаточно умной и верной той цивилизационной традиции, которая характерна для России, т.е. будет ли стратегия модернизации научно обоснованной и легитимной в культурном плане. Панарин писал, в частности, что модернизацию России следует рассматривать как ответ на вызов со стороны динамичной западной цивилизации. Поэтому, по его словам, нам предстоит «либо достойно ответить на этот вызов, либо капитулировать, превратившись в периферию чужой цивилизации». При этом следует учитывать, что нынешняя модернизация качественно отличается от предыдущих, поскольку протекает в контексте общемирового сдвига, связанного с переходом на новый технологический уклад. И следует помнить еще одно предостережение Панарина: «Наша модернизация - это изживание архаики, то и дело оборачивающейся внутренним варварством - грубо неадекватными реакциями на современный мир». К сожалению, сегодня примеров варварства на уровне подготовки и принятия политических решений более чем достаточно, вспомним хотя бы о тотальной коррупции, на фоне которой начинается очередной виток модернизации страны...
- Мы заговорили о так называемой умной политике. В последнее время этот оборот стал расхожей формулой, прочно вошедшей в политический лексикон. Наверное, не от хорошей жизни об умной политике заговорили лидеры ведущих стран, в том числе и наш президент. И действительно, общий уровень мировой политики, прямо скажем, не отличается ни большим умом, ни высокой ответственностью. Одна из причин - слишком явная и грубая политизация науки, которая обслуживает политику. И все бы ничего, если бы обслуживание не привело к ее низведению на уровень послушной и выдрессированной обслуги, а «слуги народа» не превратились в стаю хищных собственников, которые рассматривают «плебс» как приложение к присвоенным богатствам - в лучшем случае как «человеческий ресурс», в худшем - как потенциальных бунтовщиков и балласт. Наступление на тружеников и «нахлебников-пенсионеров» в условиях кризиса открыто ведется почти во всех странах, но наиболее болезненно проявляется в тех, где зашкаливает социальное расслоение, а нищета стала уделом большей части населения. К сожалению, Россия находится именно в этом списке. Последствия известны: начало третьего тысячелетия - непрерывающаяся череда катастроф, в том числе военных, социальных и экологических. Александр Панарин всегда занимал в этом отношении совершенно четкую позицию: он был на стороне слабых и обездоленных, видя в этом суть православной цивилизации.
- Именно сегодня, когда цена необоснованных и чисто конъюнктурных политических решений переходит границы допустимого, а выбор стратегии долгосрочного развития требует высокого профессионализма и навыков прогностической деятельности, как воздух нужна грамотная философия и методология глобального политического планирования и прогнозирования в условиях стратегической нестабильности. Одним из самых значительных научных прорывов в этом направлении стали, как известно, труды А.С.Панарина и, в частности, его широко известные книги «Глобальное политическое прогнозирование» и «Стратегическая нестабильность XXI века», «Православная цивилизация в глобальном мире» и многие другие. За 20 последних лет свое жизни - с того момента, когда ему разрешили печататься, он издал свыше 20 больших монографических работ и учебников по этой тематике. Можно с полным основанием говорить о научной школе, созданной Панариным на философском факультете МГУ и в Институте философии РАН, а также в Государственной академии славянской культуры, в создании которой он участвовал. О жизнеспособности этой школы свидетельствуют результаты VIII Юбилейных Панаринских чтений.
Валерий Николаевич Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»