Цивилизационная идентичность России - вопрос о нашем праве на существование

О VIII Юбилейных Панаринских чтениях в МГУ

Русская цивилизация 
0
515
Время на чтение 8 минут

25 декабря 2010 года на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялись VIII Панаринские чтения, посвященные 70-летию со дня рождения Александра Сергеевича Панарина (26.12.1940 - 25.09.2003) - выдающегося русского мыслителя, политического философа и культуролога, имя которого широко известно и никогда не будет забыто ни в России, ни за ее пределами.

Валерий Николаевич РасторгуевЧтениям предшествовали два круглых стола (23 и 24 декабря). Первый состоялся в Институте философии РАН, где Александр Сергеевич работал много лет - и до того, как ему разрешили преподавание (негласный двадцатилетний запрет был связан с его нежеланием приспосабливаться к политической конъюнктуре), и после снятия «запрета на профессию», когда он получил возможность публиковать свои книги и основал кафедру теоретической политологии в МГУ. Второй круглый стол «Политические идеи Панарина в контексте современного мирового развития» прошел на факультете политологии МГУ в рамках Совета по политологии, в который входят руководители факультетов и отделений политологии классических университетов России. В эти же дни на Украине также прошли две конференции, посвященные памяти ученого, который родился в городе Горловка Донецкой области и никогда не признавал легитимным противоестественное разделение русского народа.

Панаринским чтениям предшествовала также Международная научно-практическая конференция (7 ноября) «Молодежь - культура - политика: историческая память и цивилизационный выбор», которая организационно и тематически была связана с чтениями. Конференция также состоялась на философском факультете, и в ее работе, как уже отмечалось на РНЛ, участвовал Анатолий Степанов, который был ведущим одной из основных секций и подметил в своем докладе, что тема конференции и чтений почти полностью совпадает с тематикой конкурса историософских и политологических работ, объявленного Фондом свт. Марка Эфесского - «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?»

Такой всплеск интереса и к творчеству философа, и к цивилизационной тематике вполне объясним: наступает время собирать камни и строить сильное государство, для чего нужны и планы, и строители, и общая стратегия долгосрочного развития России как ядра православной цивилизации, которой предстоит в начале третьего тысячелетия вновь доказать свою конкурентоспособность в современном мире. Именно об этом думал Александр Панарин. В одной из его последних книг «Православная цивилизация в глобальном мире» прямо говорится: «вопрос о цивилизационной идентичности России, о ее праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и традицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на существование вообще, о национальном бытии как таковом».

Тема VIII Панаринских юбилейных чтений - «Цивилизационное развитие России: альтернативные сценарии и ценностные ориентиры». Организаторы чтений - кафедра философии политики и права философского факультета МГУ и Государственная академия славянской культуры (ГАСК), созданная при участии А.С. Панарина около 20 лет назад. Вел пленарное заседание профессор МГУ и ГАСК Валерий Расторгуев, который был другом Панарина и является одним из инициаторов ежегодных чтений. Участникам чтений были розданы экземпляры специально выпущенной к юбилею небольшой книги Расторгуева с говорящим названием: «Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина».

На пленарном заседании и на секциях выступили не только крупные ученые - коллеги и друзья Панарина (около 60 специально подготовленных докладов), но и студенты, только открывающие для себя его творческое наследие. Среди первых докладчиков - декан философского факультета член-корр. РАН Владимир Миронов, рассказавший о вкладе Панарина в развитие отечественной философии политики, а также профессор МГИМО Наталия Зарубина, вдова Александра Сергеевича. Она дала глубокий анализ ряда идей Панарина, получивших развитие в его последних работах. Пленарные доклады заведующего кафедрой истории русской философии МГУ Михаила Маслина и историософа Виктора Аксючица вылились на секционном заседании в чрезвычайно интересную и плодотворную дискуссию об оценке евразийских проектов и об отношении Панарина к этим проектам. Особый резонанс вызвал доклад Борислава Милошевича, бывшего посла Югославии в России и автора РНЛ «Развал Югославии: осуществленный политический проект и его последствия для мировой цивилизации». Милошевич дал высокую оценку прогностической аналитике Панарина - одного из немногих ученых, давших объективную и предельно жесткую оценку причин югославской катастрофы. Панарин еще в самом начале распада Югославии назвал тех, кто повинен в агрессии и геноциде, предсказал последствия этого преступления для России и мирового сообщества. Студенты, участвовавшие в чтениях, аплодировали Милошевичу стоя, демонстрирую свою солидарность с его позицией. После пленарного заседания чтения были продолжены в секциях «Цивилизационный аспект современной политики» и «Цивилизационная основа духовного развития общества». По результатам чтений формируется сборник.

* * *

Валерий Расторгуев ответил на несколько вопросов РНЛ о степени актуальности для оценки современных политических реалий философского наследия Александра Панарина и той цивилизационной тематики, которой он посвятил многие свои книги.

- Начну с воспоминания о событии, произошедшем лет 15 назад. Оно было воспринято нами как знаковое. Вместе с Александром Сергеевичем и Изольдой Константиновной Кучмаевой - основательницей Государственной академии славянской культуры (тогда был, кажется, первый набор студентов) и большим другом Панарина, подлинным инициатором чтений - мы ехали на автомобиле в Нилово-Столобенскую Пустынь. Этот древний мужской монастырь на Селигере служил едва ли не главным центром паломничества в дореволюционной России, но только в конце 1990-го года, после долгих десятилетий глумления (превращен в застенки) и последующей разрухи, был возвращен Тверской Епархии Русской Православной Церкви. Наша группа по мере своих сил участвовала в этом великом деле возрождения святыни. Восстановление Пустыни было одним из направлений Государственной программы развития Тверской области - территории Великого водораздела Русской равнины (в те годы вокруг программы собирались удивительные люди - ученые, политики и священники, настоящие подвижники и бессребреники). Когда мы подъезжали к Осташкову, произошло невероятное: на небосводе вспыхнуло «второе солнце», которое становилось все ярче и через несколько минут уже не уступало солнечному диску. А когда мы остановились и вышли из машины, чтобы понять, что происходит, это «второе солнце» на наших глазах превратилось в огромный сияющий огненный крест, который висел в небе минут пятнадцать и медленно растворился. Только тогда мы перевели дух и заговорили...

- С тех пор прошли годы, но смысл урока не стерся: без Православия, без Божией помощи нет будущего ни у нас, ни у проектов восстановления русской культуры и цивилизации. Что же касается конфессионально-цивилизационной проблематики в целом (а представление о локальных цивилизациях почти всегда связано с миссией культурообразующих конфессий), то ее прямое отношение к принятию стратегических решений, в том числе и программ по сохранению и восстановлению целостности России, с годами становится все более очевидным. В этом можно было сомневаться лет тридцать назад, когда еще существовала мощная мировая биполярная политическая система, основанная на противостоянии двух лагерей - лагеря «бесклассового социализма», построенного на русских ресурсах, и лагеря капитализма в его «типовой версии» - проамериканской. В те времена «идеологическая волна», накрывшая мир, создавала у многих иллюзию бессмертия «великих учений» - господствующих политических идеологий. Но это величие было мнимым. ХХ век, по словам Панарина, как никакой другой, «подтвердил принципиальную непредсказуемость будущего, и в этом смысле ознаменовался посрамлением всех глобальных рационалистических претензий, всех так называемых "великих учений"». Что они представляют собой? Ответ, по Панарину, прост: это всего лишь «сочетание сциентистского педантизма, ждущего от истории неукоснительного повиновения "только что открытым" всеобщим законам развития, с гедонистической инфантильностью, не способной мужественно встречать удары судьбы» (цитаты из книги «Глобальное политическое прогнозирование».)

- После крушения биполярной системы иллюзии развеялись окончательно: начался заметный «идеологический отлив», ослабление безграничного влияния политических доктрин, еще недавно разделявших по живому не только целые народы и страны, но и семьи. Идеологии превращали во врагов даже носителей общего культурного и духовного наследия. После «великого отлива», который мы все наблюдаем, люди с изумлением обнаруживают, что за преходящими ценностями «идеологического разлива» открывается подлинный мир - мир великих цивилизаций, в том числе и русской. Он существовал тысячелетиями и сохранился, ибо цивилизационное многообразие не зависит ни от доктрин, ни от желания нескольких кланов и семей сохранить контроль за мировыми ресурсами, ни от цен на нефть, ни от махинаций - прежде всего, на мировых финансовых рынках, которые выдаются за большую политику. - Мы обращаемся к творческому наследию Панарина, поскольку он - один из немногих, кто не стал адептом какого-нибудь политического «изма» или очередной идеологической версии модернизации России. Он никогда не забывал о скрытых рисках модернизации, прежде всего политической и технологической. В своей книге «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», увидевшей свет еще в 1994 году, Панарин всесторонне рассмотрел риски, связанные с выбором стратегии модернизации, которая может и возвеличить, и изувечить Россию. Все зависит от того, будет ли политика нашего государства достаточно умной и верной той цивилизационной традиции, которая характерна для России, т.е. будет ли стратегия модернизации научно обоснованной и легитимной в культурном плане. Панарин писал, в частности, что модернизацию России следует рассматривать как ответ на вызов со стороны динамичной западной цивилизации. Поэтому, по его словам, нам предстоит «либо достойно ответить на этот вызов, либо капитулировать, превратившись в периферию чужой цивилизации». При этом следует учитывать, что нынешняя модернизация качественно отличается от предыдущих, поскольку протекает в контексте общемирового сдвига, связанного с переходом на новый технологический уклад. И следует помнить еще одно предостережение Панарина: «Наша модернизация - это изживание архаики, то и дело оборачивающейся внутренним варварством - грубо неадекватными реакциями на современный мир». К сожалению, сегодня примеров варварства на уровне подготовки и принятия политических решений более чем достаточно, вспомним хотя бы о тотальной коррупции, на фоне которой начинается очередной виток модернизации страны...

- Мы заговорили о так называемой умной политике. В последнее время этот оборот стал расхожей формулой, прочно вошедшей в политический лексикон. Наверное, не от хорошей жизни об умной политике заговорили лидеры ведущих стран, в том числе и наш президент. И действительно, общий уровень мировой политики, прямо скажем, не отличается ни большим умом, ни высокой ответственностью. Одна из причин - слишком явная и грубая политизация науки, которая обслуживает политику. И все бы ничего, если бы обслуживание не привело к ее низведению на уровень послушной и выдрессированной обслуги, а «слуги народа» не превратились в стаю хищных собственников, которые рассматривают «плебс» как приложение к присвоенным богатствам - в лучшем случае как «человеческий ресурс», в худшем - как потенциальных бунтовщиков и балласт. Наступление на тружеников и «нахлебников-пенсионеров» в условиях кризиса открыто ведется почти во всех странах, но наиболее болезненно проявляется в тех, где зашкаливает социальное расслоение, а нищета стала уделом большей части населения. К сожалению, Россия находится именно в этом списке. Последствия известны: начало третьего тысячелетия - непрерывающаяся череда катастроф, в том числе военных, социальных и экологических. Александр Панарин всегда занимал в этом отношении совершенно четкую позицию: он был на стороне слабых и обездоленных, видя в этом суть православной цивилизации.

- Именно сегодня, когда цена необоснованных и чисто конъюнктурных политических решений переходит границы допустимого, а выбор стратегии долгосрочного развития требует высокого профессионализма и навыков прогностической деятельности, как воздух нужна грамотная философия и методология глобального политического планирования и прогнозирования в условиях стратегической нестабильности. Одним из самых значительных научных прорывов в этом направлении стали, как известно, труды А.С.Панарина и, в частности, его широко известные книги «Глобальное политическое прогнозирование» и «Стратегическая нестабильность XXI века», «Православная цивилизация в глобальном мире» и многие другие. За 20 последних лет свое жизни - с того момента, когда ему разрешили печататься, он издал свыше 20 больших монографических работ и учебников по этой тематике. Можно с полным основанием говорить о научной школе, созданной Панариным на философском факультете МГУ и в Институте философии РАН, а также в Государственной академии славянской культуры, в создании которой он участвовал. О жизнеспособности этой школы свидетельствуют результаты VIII Юбилейных Панаринских чтений.

Валерий Николаевич Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Николаевич Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Николаевич Расторгуев
Русская цивилизация
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
Идея особого служения Руси изначальна
В Москве обсудили актуальность наследия русской мысли Древней Руси
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51