«Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен

Тезисы выступления на Первых научно-практические чтениях, посвящённых казанскому трезвенническому движению (г. Казань, 11 сентября 2010 г.)

            В 2012 г. исполнится сто двадцать лет с момента создания одной из самых известных в дореволюционной России трезвеннических общественных организаций - «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), опыт деятельности которого, не утратив по сей день своей актуальности, вполне может быть принят на вооружение современными борцами с пьянством и алкоголизмом.

КОТ было создано 30 июля (11 августа) 1892 г., по воспоминаниям организаторов, «с 10 членами и с десятью рублями». А уже к началу двадцатого века оно представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 (14) января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи - вплоть до Сибири) и разветвлённую сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе - не имеющих отечественных аналогов).

            Изучение истории становления и развития КОТ показывает, что столь феноменальный успех его деятельности был обусловлен целым рядом важных причин, следи которых необходимо выделить следующие.

            Во-первых, активное и бескорыстное участие в деятельности КОТ представителей различных сословных и профессиональных групп населения. Причём, прежде всего, это касалось представителей научной (главным образом, университетской) интеллигенции, чиновничества и православного духовенства, объединение которых вокруг идеи борьбы за народную трезвость не только сделало возможным самое создание общества, но и изначально предопределило его высокий интеллектуальный, научно-практический, духовно-нравственный и организационный «ценз». Достаточно упомянуть, что в состав Комитета КОТ, помимо его председателя А.Т.Соловьёва, в разное время входили профессора А.И.Александров (в дальнейшем - епископ Анастасий), Л.О.Даркшевич, Н.Ф.Катанов, епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский), архимандрит Гурий (А.И.Степанов), игумен Иоасаф (И.И.Удалов), священники П.А.Рождественский, Н.М.Троицкий, казанский полицмейстер П.Б.Панфилов, член Судебной Палаты Н.Н.Галкин-Врасской, княгиня Е.П.Крапоткина и другие.

            Во-вторых, приоритетная поддержка КОТ со стороны высших представителей светской и духовной властей Казанской и некоторых других губерний, а также сочувствие к его делу известных государственных, общественных и религиозных деятелей. Идейная подготовка А.Т.Соловьёвым почвы для создания КОТ осуществлялась при поддержке Л.Н.Толстого и издателя И.Д.Сытина. Почётными членами КОТ являлись «всероссийский батюшка» протоиерей И.И.Сергиев (Кронштадтский), министр финансов С.Ю.Витте, Казанские губернаторы П.А.Полторацкой, М.В.Стрижевский, П.М.Боярский, Самарский губернатор А.С.Брянчанинов, архиепископы Казанские и Свияжские Владимир (И.П.Петров), Арсений (А.Д.Брянцев), Иаков (И.А.Пятницкий), член Государственного Совета Н.Н.Галкин-Врасской и другие известные лица.

            Конструктивное взаимодействие руководства КОТ с властями стало возможным как благодаря прямым личным контактам, так и непременному участию общества в реализации проводившихся на различных уровнях социально значимых мероприятий, а также активному взаимодействию КОТ с полицией и органами местного самоуправления.

Известно, что А.Т.Соловьёв обладал правом делать личные доклады Казанскому губернатору. А на «регистрацию» отделов КОТ уходили считанные дни. В своём докладе «Всероссийскому съезду по борьбе с пьянством», проходившему в 1912 г. в Москве, А.Т.Соловьёв отмечал, что: «Для открытия отдела в селе требуется только заявление Казанскому Комитету священника, члена Общества о желании открыть отдел. Ходатайство Комитета направляется Г[осподину] Казанскому Губернатору, и на третий день получался ответ о неимении препятствий к открытию отдела в селе таком-то, а потому меня удивляют жалобы на Съезде, что для открытия Общества Трезвости будто бы приходится тратить годы».

Показательными являются практика составления на селе при непосредственном участии отделов КОТ «общественных приговоров» о закрытии питейных заведений, а также прямого административного воздействия на торговцев «зельем» полицейских чинов. Так, например, как сообщалось в том же докладе, в Ягодной слободе Казани, благодаря «энергии помощника пристава», «шинки были прекращены» в течение месяца.

            В-третьих, успеху деятельности КОТ содействовало то, что упор в ней делался на реабилитационно-профилактическую работу духовно-просветительного, образовательного и трудоустроительного характера. Цель общества, в узком смысле, заключалась в том, чтобы «противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор[ода] Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий», в широком, как «отрезвление русского народа, выяснение и указание ему истинного пути жизни».

            КОТ изначально занимало радикальные позиции в трезвенническом движении, пропагандируя полный отказ от употребления алкогольных напитков, признанных им (прежде всего, с медицинской точки зрения) ядом, и требуя от государства введения запрета на их производство и продажу. При этом главную причину самого пьянства большинство активистов КОТ усматривало в растущем отчуждении людей от Бога и их отказе от традиционно-христианских норм жизни. «Пьют люди потому, - указывал А.Т.Соловьёв, - что они не знают цели жизни человека-христианина, предписанной Господом нашим Иисусом Христом: «Ищите прежде всего Царства небесного, и всё остальное приложится вам, будьте совершенны, как и Отец Ваш совершен есть». Человек, поставивший так цель своей жизни, пить не будет, вечный труд над собой и для других будет его наслаждением, и у него не будет времени для увеселений и развлечений».

            В соответствии с этими принципами, КОТ последовательно проводило линию на постановку во главе своих отделов на местах священников и учителей - в то время самых авторитетных и влиятельных в духовно-нравственном отношении лиц на селе.

             В-четвёртых, КОТ отличало наличие чёткого религиозно-мировоззренческого, а с 1904 - 1905 гг. и политического стержня в его деятельности. На базе общества была создана первая в Казани и Казанской губернии правомонархическая организация - Казанский отдел «Русского Собрания», а затем - на базе его отделов - повсеместно открыты отделы «Союза Русского Народа». При признании известных осложняющих последствий данного выбора (закрытие «несогласных» отделов, отход от общества либерально настроенных деятелей, усиление критики со стороны «прогрессивных сил» и т.д.) и дискуссионного характера его целесообразности и правомерности, необходимо признать, что эволюция КОТ в данном направлении была подготовлена всем предыдущим ходом его развития и носила консолидирующий характер.

            Одновременно, в условиях повсеместного политического расслоения, это позволило КОТ сохранить и укрепить свою внутреннюю структуру и управляемость отделами, а также подтвердить свою лояльность властям, являющуюся одним из важнейших составляющих эффективности его функционирования. В то же время, после ликвидации в России монархического строя, данные обстоятельства послужили главной причиной фактического запрета и последующего уничтожения новыми «демократическими» властями КОТ, созданных им учреждений и, соответственно, прекращения издательской деятельности общества.

            В-пятых, важной составляющей успеха КОТ являлась его активная издательская и популяризаторская деятельность. С 1896 г. по апрель - май 1917 г. КОТ издавало журнал «Деятель» (который в 1900 г. рассылался в Берлин, Лозанну, Нью-Йорк, Париж, Софию, Токио и в другие города, а в 1901 г. в обмен на него получалось 142 «названия журналов и газет», в том числе иностранных), с 1905 по 1916 гг. - газету «Русь Православная и Самодержавная». Огромными тиражами издавалась и переиздавалась трезвенническая, лечебно-профилактическая, религиозно-духовная и популярно-историческая литература.

Неотъемлемой частью деятельности КОТ было также устройство в Казани Праздников трезвости (возрождённых в 1990-е гг. «Международной независимой ассоциацией трезвости») и иных массовых трезвеннических, патриотических и религиозных акций и торжеств.

Всё это, вкупе с иными причинами, и составляло «секрет» деятельности КОТ, опыт которой требует дальнейшего серьёзного изучения и осмысления.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (Казань)

 

Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. «Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен// Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/ Эйфория. - 2010. - № 2 (120). - С.с. 14 - 17.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. губернаторы казани

по некоторым данным мой прадед Алексей Шауман был женат на дочери одного из губернаторов г.Казани.работал он при суде мелким служащим и было это судя по всему в конце века.больше ни каких данных нет!сгинул на стройке беломоро-балтийского канала! нет ли у вас какой нибудь информации по этому поводу. буду оч. признателен за ответ,стыдно не знать о своих предках! мне онем ни чего не рассказывали т.к.он был репрессирован и скорее всего по этой причине предан забытью.заранее благодарен за любой ответ!

вадим / 28.03.2011
Игорь Алексеев:
«Мы не знаем таких дикарей, у которых не было бы своей космологии, философии, религии!»
Археологические изыскания профессора Казанского университета Н.Ф. Высоцкого (1843 – 1922)…
23.03.2020
«Великое горе, постигшее Казань и всю Россию…»
Участие «Казанского Общества Трезвости» и казанских черносотенцев в розыске чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы…
16.02.2020
«Того же лета царь Токтамышь убил сам свою царицу, нарицаему Товлунъбека»
Жена эмира Мамая – золотоордынская «ханша» Тулунбек-ханум: нумизматические свидетельства и исторические версии…
03.01.2020
Под покровом Пресвятой Богородицы
В Казани пройдёт IV Форум православной общественности Республики Татарстан
02.11.2019
«И в этом добром деле в пользу человечества не оставит Общество помощь Божия, которая выше всяких средств...»
Из истории первой в Российской Империи специализированной больницы для алкоголиков при «Казанском Обществе Трезвости»
17.09.2019
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
Все статьи темы
Последние комментарии
Патриарх Кирилл: РНЛ обрела немало читателей
Новый комментарий от Александр Волков
2020-04-08 15:24
Репетиция отступничества?
Новый комментарий от Яков Яковлевич
2020-04-08 15:15
«Пасху праздновали во время чумы, отпразднуем её и сейчас»
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-04-08 15:03
«Вместе мы всё преодолеем»
Новый комментарий от Юрий Светлов
2020-04-08 14:59
Сим победишь!
Новый комментарий от NNNN
2020-04-08 14:57
Письмо к богатым и энергичным
Новый комментарий от электрик
2020-04-08 14:56