ОТ РЕДАКЦИИ: Мы не могли не опубликовать эту статью, поскольку она фактически является интеллектуальным завещанием автора. Игорь Анатольевич написал ее сразу вскоре после выступления Святейшего Патриарха в МИФИ. Я проявил осторожность, считая, что в условиях, когда материалы нашего портала изучаются чуть ли под лупой нашими недоброжелателями, публикация может повредить нам, - нас наверняка снова представят Патриарху, как «антипатриарший ресурс». Игорь Анатольевич смягчил по моей просьбе тональность статьи, звонил мне, убеждал. Для него публикация этой статьи была важным делом... Но я так и не решился на публикацию. А 8 апреля Игорь Анатольевич Непомнящих преставился. Теперь у меня нет никакого нравственного права не публиковать этот текст. Пусть он будет данью памяти безвременно ушедшему русскому ученому. Анатолий Степанов
Ваше Святейшество!
4 марта 2010 года, в своем докладе на Ученом совете НИЯУ-МИФИ по поводу единогласного присуждения Вам звания почетного доктора этого университета Вы заявили: «Другая черта окружающего нас мира, помимо красоты и гармонии, - это удивительная упорядоченность мироздания. Как я уже сказал, наш разум потому и способен познавать мир, что есть порядок. Ведь если есть порядок - есть законы; если есть законы, есть возможность изучать мир. Эта гармоничность бытия для меня и является самым сильным доказательством бытия Божия - саморазвивающаяся материя, которая формирует мироздание по удивительным законам бытия».
В подтверждение этих слов Вы, Ваше Святейшество, привели высказывания А.Эйнштейна о его представлениях о науке и религии. Вместе с тем, известно, Эйнштейн высказывался о том, что не верит в Бога как в Личность, а говорил о некоем космическом религиозном чувстве. Говоря о научном труде, Эйнштейн писал: «душевное состояние, способствующее такому труду, подобно религии или влюбленности...» (Эйнштейн А. Принципы научного исследования. // В кн.: Физика и реальность. - М.: Наука, 1965. - с. 10). Как пишет К. Саган, «Под Богом эти мыслители (имеются ввиду А. Эйнштейн и Б. Спиноза - И.Н.) понимали нечто вроде совокупности физических законов, действующих во Вселенной; иначе говоря, Эйнштейн считал Богом гравитацию, квантовую механику, единую теорию поля и некоторые другие вещи» (Саган К. Наука в поисках Бога. - СПб.: Амфора, 2009. - с. 207-208).
Такое представление о гармонии мира и о «законах природы» не были даже присущи западно-христианским создателям науки Нового времени, которые верили в Бога как в Личность, но и в то, что эти «законы» установлены Богом. Но что характерно, так это то, что Ньютон считал свой закон всемирного тяготения только математическим описанием гравитации, в то время, как ее природа остается неизвестной. Именно поэтому он и воскликнул: «Физика, бойся метафизики!». Эти слова и стали методологической основой современной науки, поставившей своей целью не познание сущности вещей (познание которых она относит к метафизике), а «искусственное создание феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе математической теории».
Да и вся современная наука занимается в основном технологиями преобразования природы нуждам современного пораженного грехом человечества, а также нуждами, вызванными тем, что первозданная природа и все мироустройство нарушены в результате грехопадения человека, потеряли гармонию, сотворенную Создателем. Цель такого познания и состоит в том, чтобы узаконить это нарушение как объективно данное, найти законы этого греховного состояния, по крайней мере, попытаться установить закономерности в этом нарушенном состоянии мира (человека и природы). Предпринимаемые же действия по результатам такого познания направлены не на преображение человека, а, наоборот, на создание комфорта в пребывании его в падшем состоянии, преобразовании природы для удовлетворения его потребностей в этом его состоянии.
Если же современная наука и когда пытается познать мир, то это познание выливается в стремление познать высшее на основе низшего при нарушении согласованности между ними, при нарушении гармонии. Современная наука не признает того, что природа «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 22) и что «тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8. 19). Цель современной науки состоит в том, чтобы средствами мышления человека создать метафизическую фикцию «закономерно» устроенного мира, закрепить, оправдать его современное падшее состояние.
Естественно, поэтому современная наука не может найти законов порушенного бытия. Так, законы физики, называемые в современной науке фундаментальными законами природы, являются лишь математическими соотношениями, установленными за очень редкими исключениями в жестких условиях эксперимента.
Как пишет один из создателей современной физики, целью современной науки является «отстраняясь от непосредственного опыта, идеализируя этот опыт... выявлять математические структуры феноменов и тем самым достигать новой простоты, обретая основу для новой ступени понимания... метод стремился не к описанию непосредственно наблюдаемых фактов, а скорее к проектированию экспериментов, к искусственному созданию феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе математической теории... существенны, таким образом, две характерные черты: стремление ставить каждый раз новые и очень точные эксперименты, идеализирующие, изолирующие опыт и тем самым создающие, по существу, новые феномены, и сопоставление этих феноменов с математическими структурами, принимаемыми в качестве законов» (Гейзенберг В. Традиции в науке. // В кн.: Шаги за горизонт. - М., Прогресс, 1987. - c. 232).
Однако в естественных условиях действует почти всегда большая совокупность явлений, которые нельзя редуцировать к выхолощенным процессам, изученными в эксперименте, поскольку целое не сводится к сумме частей. Так, один из основных принципов современного естествознания - принцип дополнительности Н. Бора - постулирует невозможность сведения биологических процессов к действию физических и химических законов: «Собственно биологические закономерности представляют законы природы, дополнительные к тем, которые пригодны для объяснения свойств неодушевленных тел... всякая постановка опыта, которая позволила бы нам изучать поведение атомов, составляющих живой организм, столь же подробно, как мы это можем сделать для единичных атомов в фундаментальных опытах атомной физики, исключает возможность сохранить организм живым. Неотделимый от жизни непрерывный обмен материей делает даже невозможным подход к организму как к точно определенной системе материальных частиц, подобной тем системам, которые рассматриваются во всяком описании обыкновенных физических и химических свойств материальных частиц.» (Бор Н. Биология и атомная физика. // В кн.: Избранные научные труды. - М., Наука, т. 2, 1971. - c. 257).
О таких «законах природы» cв. Николай Сербский писал так: «Народы Востока - китайцы и японцы, тибетцы и малайцы также не верят в законы природы... По их понятиям, Всевышний Господь Бог раздроблен на мириады духовных монад, которые, скрывшись в природных стихиях и элементах, наблюдают за жизнью людей и управляют ею. Разумеется, в основном это заблуждение. Однако и в этом заблуждении кроется зерно истины, которое свидетельствует против самобытности, самодостаточности природы и против существования законов природы... На Страшном Суде Божием те народы скорее будут оправданы, чем принявшие крещение европейцы, которые презрели Бога и, сделав из природы идола вроде тельца, стали поклоняться ему.» (Св. Николай Сербский. Слово о законе. Номология. - М.: Изд-во Братства св. Алексия, Феофания, 2005. - с. 80-81).
Кстати, и НИЯУ-МИФИ познанием природы и мироустройства вообще никогда не занимался. Как известно, этот университет был основан в 1942 г. постановлением Совнаркома СССР как Московский механический институт боеприпасов. В 1951 г. в институте была сосредоточена вся подготовка инженеров-физиков; в него переведены инженерно-физические факультеты других вузов. В 1952 г. созданы отделения и филиалы института в закрытых городах Министерства атомной промышленности. В 1953 г. переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). С 1993 г. - Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет). С 2003 г. - Московский инженерно-физический институт (государственный университет). В настоящее время МИФИ - базовое высшее учебное заведение атомной промышленности России, предназначенное для подготовки инженеров: физиков, математиков, системотехников - инженеров-исследователей, обладающих глубокими знаниями физико-математических дисциплин в сочетании с серьезной инженерной подготовкой.
Таким образом, данный университет является центром подготовки специалистов по созданию ядерных технологий, необходимых для поддержания обороноспособности России на современном уровне. Вопросам же познания природы, мироустройства ни сам университет, ни его выпускники, работающие в других учреждениях, не занимаются.