«Вас дезинформируют, Ваше Святейшество...»

ОТ РЕДАКЦИИ: Мы не могли не опубликовать эту статью, поскольку она фактически является интеллектуальным завещанием автора. Игорь Анатольевич написал ее сразу вскоре после выступления Святейшего Патриарха в МИФИ. Я проявил осторожность, считая, что в условиях, когда материалы нашего портала изучаются чуть ли под лупой нашими недоброжелателями, публикация может повредить нам, - нас наверняка снова представят Патриарху, как «антипатриарший ресурс». Игорь Анатольевич смягчил по моей просьбе тональность статьи, звонил мне, убеждал. Для него публикация этой статьи была важным делом... Но я так и не решился на публикацию. А 8 апреля Игорь Анатольевич Непомнящих преставился. Теперь у меня нет никакого нравственного права не публиковать этот текст. Пусть он будет данью памяти безвременно ушедшему русскому ученому. Анатолий Степанов

 Ваше Святейшество!

4 марта 2010 года, в своем докладе на Ученом совете НИЯУ-МИФИ по поводу единогласного присуждения Вам звания почетного доктора этого университета Вы заявили: «Другая черта окружающего нас мира, помимо красоты и гармонии, - это удивительная упорядоченность мироздания. Как я уже сказал, наш разум потому и способен познавать мир, что есть порядок. Ведь если есть порядок - есть законы; если есть законы, есть возможность изучать мир. Эта гармоничность бытия для меня и является самым сильным доказательством бытия Божия - саморазвивающаяся материя, которая формирует мироздание по удивительным законам бытия».

В подтверждение этих слов Вы, Ваше Святейшество, привели высказывания А.Эйнштейна о его представлениях о науке и религии. Вместе с тем, известно, Эйнштейн высказывался о том, что не верит в Бога как в Личность, а говорил о некоем космическом религиозном чувстве. Говоря о научном труде, Эйнштейн писал: «душевное состояние, способствующее такому труду, подобно религии или влюбленности...» (Эйнштейн А. Принципы научного исследования. // В кн.: Физика и реальность. - М.: Наука, 1965. - с. 10). Как пишет К. Саган, «Под Богом эти мыслители (имеются ввиду А. Эйнштейн и Б. Спиноза - И.Н.) понимали нечто вроде совокупности физических законов, действующих во Вселенной; иначе говоря, Эйнштейн считал Богом гравитацию, квантовую механику, единую теорию поля и некоторые другие вещи» (Саган К. Наука в поисках Бога. - СПб.: Амфора, 2009. - с. 207-208).

Такое представление о гармонии мира и о «законах природы» не были даже присущи западно-христианским создателям науки Нового времени, которые верили в Бога как в Личность, но и в то, что эти «законы» установлены Богом. Но что характерно, так это то, что Ньютон считал свой закон всемирного тяготения только математическим описанием гравитации, в то время, как ее природа остается неизвестной. Именно поэтому он и воскликнул: «Физика, бойся метафизики!». Эти слова и стали методологической основой современной науки, поставившей своей целью не познание сущности вещей (познание которых она относит к метафизике), а «искусственное создание феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе математической теории».

Да и вся современная наука занимается в основном технологиями преобразования природы нуждам современного пораженного грехом человечества, а также нуждами, вызванными тем, что первозданная природа и все мироустройство нарушены в результате грехопадения человека, потеряли гармонию, сотворенную Создателем. Цель такого познания и состоит в том, чтобы узаконить это нарушение как объективно данное, найти законы этого греховного состояния, по крайней мере, попытаться установить закономерности в этом нарушенном состоянии мира (человека и природы). Предпринимаемые же действия по результатам такого познания направлены не на преображение человека, а, наоборот, на создание комфорта в пребывании его в падшем состоянии, преобразовании природы для удовлетворения его потребностей в этом его состоянии.

Если же современная наука и когда пытается познать мир, то это познание выливается в стремление познать высшее на основе низшего при нарушении согласованности между ними, при нарушении гармонии. Современная наука не признает того, что природа «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 22) и что «тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8. 19). Цель современной науки состоит в том, чтобы средствами мышления человека создать метафизическую фикцию «закономерно» устроенного мира, закрепить, оправдать его современное падшее состояние.

Естественно, поэтому современная наука не может найти законов порушенного бытия. Так, законы физики, называемые в современной науке фундаментальными законами природы, являются лишь математическими соотношениями, установленными за очень редкими исключениями в жестких условиях эксперимента.

Как пишет один из создателей современной физики, целью современной науки является «отстраняясь от непосредственного опыта, идеализируя этот опыт... выявлять математические структуры феноменов и тем самым достигать новой простоты, обретая основу для новой ступени понимания... метод стремился не к описанию непосредственно наблюдаемых фактов, а скорее к проектированию экспериментов, к искусственному созданию феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе математической теории... существенны, таким образом, две характерные черты: стремление ставить каждый раз новые и очень точные эксперименты, идеализирующие, изолирующие опыт и тем самым создающие, по существу, новые феномены, и сопоставление этих феноменов с математическими структурами, принимаемыми в качестве законов» (Гейзенберг В. Традиции в науке. // В кн.: Шаги за горизонт. - М., Прогресс, 1987. - c. 232).

Однако в естественных условиях действует почти всегда большая совокупность явлений, которые нельзя редуцировать к выхолощенным процессам, изученными в эксперименте, поскольку целое не сводится к сумме частей. Так, один из основных принципов современного естествознания - принцип дополнительности Н. Бора - постулирует невозможность сведения биологических процессов к действию физических и химических законов: «Собственно биологические закономерности представляют законы природы, дополнительные к тем, которые пригодны для объяснения свойств неодушевленных тел... всякая постановка опыта, которая позволила бы нам изучать поведение атомов, составляющих живой организм, столь же подробно, как мы это можем сделать для единичных атомов в фундаментальных опытах атомной физики, исключает возможность сохранить организм живым. Неотделимый от жизни непрерывный обмен материей делает даже невозможным подход к организму как к точно определенной системе материальных частиц, подобной тем системам, которые рассматриваются во всяком описании обыкновенных физических и химических свойств материальных частиц.» (Бор Н. Биология и атомная физика. // В кн.: Избранные научные труды. - М., Наука, т. 2, 1971. - c. 257).

О таких «законах природы» cв. Николай Сербский писал так: «Народы Востока - китайцы и японцы, тибетцы и малайцы также не верят в законы природы... По их понятиям, Всевышний Господь Бог раздроблен на мириады духовных монад, которые, скрывшись в природных стихиях и элементах, наблюдают за жизнью людей и управляют ею. Разумеется, в основном это заблуждение. Однако и в этом заблуждении кроется зерно истины, которое свидетельствует против самобытности, самодостаточности природы и против существования законов природы... На Страшном Суде Божием те народы скорее будут оправданы, чем принявшие крещение европейцы, которые презрели Бога и, сделав из природы идола вроде тельца, стали поклоняться ему.» (Св. Николай Сербский. Слово о законе. Номология. - М.: Изд-во Братства св. Алексия, Феофания, 2005. - с. 80-81).

Кстати, и НИЯУ-МИФИ познанием природы и мироустройства вообще никогда не занимался. Как известно, этот университет был основан в 1942 г. постановлением Совнаркома СССР как Московский механический институт боеприпасов. В 1951 г. в институте была сосредоточена вся подготовка инженеров-физиков; в него переведены инженерно-физические факультеты других вузов. В 1952 г. созданы отделения и филиалы института в закрытых городах Министерства атомной промышленности. В 1953 г. переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). С 1993 г. - Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет). С 2003 г. - Московский инженерно-физический институт (государственный университет). В настоящее время МИФИ - базовое высшее учебное заведение атомной промышленности России, предназначенное для подготовки инженеров: физиков, математиков, системотехников - инженеров-исследователей, обладающих глубокими знаниями физико-математических дисциплин в сочетании с серьезной инженерной подготовкой.

Таким образом, данный университет является центром подготовки специалистов по созданию ядерных технологий, необходимых для поддержания обороноспособности России на современном уровне. Вопросам же познания природы, мироустройства ни сам университет, ни его выпускники, работающие в других учреждениях, не занимаются.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

128. Re: АННА РАЙТ

А многие ли пробовали на практике? Технологический путь всегда был самым быстрым и удобным. Затем стал магистральным. И, наконец, с т.н. Нового времени стал считаться единственным. В этом и проблема. Запад всегда ищет "нового", цепляется за "новую идею", которая тут же ветшает на глазах. И тут же бежит дальше за новым "новым". И т.д. Забывая, что в мире нет ничего нового. Единственное Новое, что было, есть и будет в мире - это Христос. Результат этого процесса - мертвые лоскуты идей... Однако мир = Запад продолжает свой бег по кругу. И старается не допустить "плененных разумом" даже до мысли об альтернативе. Покрикивая на немногих СВОБОДНЫХ: "Мы трудимся, мы ищем, а вы хотите остановить наш творческий процесс догмой". Между тем, ИНОЙ путь всегда возможен. Путь не покорения, а усвоения человеку окружающего мира. Но чтобы идти этим путем, надо иметь свободу и волю идти против мира сего. Пример: почему нынешний Инернет, или Мировая Паутина, получила такой вид, в каком мы ее знаем? Случайно ли это развитие? Случайна ли эта технология "управляемого хаоса"? Нет. Была альтернатива. Можно было создать подобие города с регулируемым уличным движением. Можно было и тут создать нечто целостное и гармоничное. Но диавол и мир не допустили этого развития. А теперь все думают, что иного пути и вовсе не было... Так же и с наукой, и с познанием мира - мы пленены настолько, что даже отвергаем мысль о возможности свободы. Говорим, что только святые, да в исключительно благодатные моменты, ее получают, а остальным и мечтать нечего... Это просто наша запуганность. А святые просто смелее нас и не хотят выбирать "меньшее из двух зол", но сразу - добро.

Natalie / 17.05.2010

127. Natalie

Да, только почему-то на практике это до сих пор ни у кого не получилось, никакие академии не помогли. Может, как раз потому, что об этой высшей планке как-то забывается. Будем посмотреть.

АННА РАЙТ / 17.05.2010

126. Re: АННА РАЙТ

"Для меня было в свое время достаточно прочесть некоторые вещи из книги о.Серафима(Роуза) "Православное понимание книги Бытия"." Вот и я об этом. И я не о высшей планке, а о том, чтобы стать на правильную дорогу. Потому что, по слову того же старца Паисия: "Если не идешь по дороге, никогда не придешь в город".

Natalie / 17.05.2010

125. Громыко К.Н.

Ну, дорогой брат, кто же с такой постановкой впроса спорит. Противоречия начинаются на этапе " как это у Него устроено". Мое убеждение, что, по крайней мере, часть этих противоречий - результат либо заблуждения, либо злого умысла искажающих веру. Вот здесь и поле для поиска.

АННА РАЙТ / 17.05.2010

124. Анне Райт с дружеским согласием

Дорогая Анна! Отвечу пока шуткой, как когда-то старец говорил... Почему не женился? - говорил он, да потому что знал, какая жизнь наша подлая в миру и хотел он в любви ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО. И потом старцы великие послали его в монахи: так как там как раз и есть ВСЕ ВМЕСТО НИЧЕГО. Там душа, жаждущая любви, находит ВСЕ. А кто звезды запустил? Боженька, кончено. Так деткам и говорить. Но вот как это у Боженьки устроено, можно и доискиваться - во всех случаях жизни обнаружим непобедимую красоту. И множество тайн. Думаю, принятие сердцем многая тайны мира - есть великое созидательное для души человека дело. Но вы знаете, дорогая, что я не естественник, не ученый-физик или математик, я только что и могу сказать, что в основу надо класть вещи нравственные: например во всем доверие Богу. Это фундамент. А дальше – знаем: человеку дан был рай, а затем и эта милая земля, чтобы он возделывал и хранил (рай) и здесь тоже трудился в поте лица. Значит, познавать он должен!!! Вот только царственное начало - подлинная горячая и всеобъемлющая любовь к живому Богу. И в этой царственной любви он скорее тайны многие познает. Иначе сказать не умею, простите.

123. Natalie, Громыко

Друзья, конечно, все правильно вы пишете, но берете по самой высокой планке. А иного пути, говорите, нет. Для того вЕдения,которое имели святые, нет. Но ведь ставится задача гораздо скромнее. Вот вас дети распрашивают, как движутся звезды, что отвечать - что их двигают ангелы, или сила тяготения , или что? Нельзя отказывать людям в желании иметь картину мира, не противоречащую никаким данным - научным ли или данным Откровения. Конечно, после падения человека порча вошла в мир и его способности познавать также подверглись порче. И восстанавливаются они только у редчайших людей, как правильно Громыко К.П. указывает. И для ТАКОГО восстановления другого пути, кроме указанного в отеческих книгах, нет - тоже согласна. Но оставлять людей в полной рсколотости сознания, мне кажется, тоже неправильно. Даже как-то сознательно толкать их на грех. Потому что, если ученый видит перед собой данные своей науки и видит всю жизнь, а Библия (как он думает) говорит другое, то очень трудно предпочесть Библию. А ведь иногда достаточно нескольких пояснений. Для меня было в свое время достаточно прочесть некоторые вещи из книги о.Серафима(Роуза) "Православное понимание книги Бытия". Желание всегда брать по высшей планке равносильно желанию "или все или ничего". Ну и чаще бывает ничего - у разборчивых невест, удел, как известно, в девках сидеть.

АННА РАЙТ / 17.05.2010

122. Вечная память

Сегодня сороковины со дня кончины православного ученого … http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/05/17/pamyati_igorya_nepomnyawih/ Вечная память рабу Божьему Игорю

121. Натали

Речь шла не об обретении начальной, пусть и живой веры, а о подлинном цельном знании очищенного сердца. Я шел от Ваших слов (начал с вашей цитаты) о цельном знании и хотел только показать то, что стоит на самом деле за этими словами. К сожалению православные слишком легко обращаются с православными понятиями, за которыми на самом деле стоит лествица духовного восхождения. А так - слово обесценивается и люди обманываются, думая, что и на первой ступени им можно иметь то, что имеет совершенный. Речь шла, подчеркиваю, о вЕдении.Все свв. отцы подчеркивали важность понимания того, что соответствует той или иной ступени. Посмотрите, все отеческие книги - это вполне четкий ПУТЬ. И ничто обойти или перешагнуть или перепрыгнуть нам невозможно. Богу все возможно - здесь вы несомненно правы. Но если вдруг Господь дает высокую благодать новоначальному - на то есть свои причины. Но это не означает того, что его не ждет прохождение крестного пути лествицы. Пример - жизнь прп. Силуана Афонского. А так, все Вы правильно говорите. Слова правильные, но содержание их часто ускользает, потому что, как в примере с ящерицей мы часто смешивает в кучу коней и людей.Пример прекрасный - но он служит конкретной цели и в конкретном месте. Вот Вы возразили мне:"Иногда не хватает жизни, а иногда достаточно двадцати секунд. Вера обретается в сердце". Из слов Ваших делаю вывод, что текст мой Вы не поняли: жизни нехватает чтобы стяжать совершенство, а не получить Божественный подарок в виде излияния благодати или чуда. Наш путь - Крест. Не забывайте. Чудо с нами бывает только после Креста (хотя Благодать предваряет большие испытания и скорби, укрепляя подвижника на Кресте). Очень советую держаться Креста - это главное в нашей жизни и спасении. А чудесные минуты - Бог дает. Но все не просто так...

120. Re: Громыко К.П.

Однажды к старцу Паисию Святогорцу на Афон приехал один профессор и признался, что не верит в Бога и не может удостовериться, что Бог есть. Они беседовали на горе и в этот момент увидели ящерицу, греющуюся на солнце. "Скажи", - обратился к ней святой старец, "Бог есть?" Она кивнула головой. "Вот видишь", сказал старец ученому, "безсловесная тварь знает, что Бог есть, а ты - ученый, не знаешь". Профессор заплакал... С тех пор он уверовал в Бога. Это не красивые слова, уважаемый К. П. Громыко. Иногда не хватает жизни, а иногда достаточно двадцати секунд. Вера обретается в сердце. А верующему "ВСЯ возможно", в том числе, и цельное знание. Когда природа отвечает святому на его вопрос и слушает его, это свидетельство возвращения им утраченной через грех цельности сердца и ума. А святой, по сути, отличается от нас именно тем, что он обрел горчичное зерно ВЕРЫ, а мы - еще нет. К обретению веры нужно нам обратить свои усилия, и "вся сия приложатся нам". По-вашему, это красивые слова?

Natalie / 17.05.2010

119. Натали

"Только чистое, очищенное Истиной, сердце способно к цельному познанию. Остальное - тщетно". Хорошо, красиво сказано, только делается это не очень красиво и в большой боли - как если бы сказанное относилось к подробностям операционной хирурга. "Даждь кровь и приими Дух" - вот путь к очищению сердца. Крестораспятие, кровавое крестораспятие, и другого пути нет. Только такое сердце способно постепенно восходить в вЕдении Истины в целостном и духовном ее познании. У большинства жизней на то не хватает. Да и понятно: человек трудится, от крестов не улоняется, смиряется, но только Господь может очистить и исцелить его сердце от страстей. Вот из чего надо исходить, строя воздушные замки по возрождению цельного знания. Оно всегда будет уделом редчайших избранных, то есть святых. А мы-то все пишем красивые слова, словно, у нас УЖЕ имеются все предпосылки к такому состоянию, а имеем-то «на бочке» - мизер! Сколько-то маломощной веры и сколько-то жизни церковной. Неужто мы таким образом уже автоматически стали вЕдущими? Никак нет. Сколько кровушки пролили, отрекаясь от самостей своих (Господа ради) - вот только это мерило. А кто ее действительно много и долго проливал, становится вообще другим человеком - новым Адамом. А ветхий в муках в нем умирает или уже умер. И сколько света и любви от такого человека может изойти! Многих ли мы таковых видели?! Так что то и дело хочется сказать(главным образом себе, но и другим изредка тоже): друг Аркадий! Не говори красиво…

Игорь Непомнящих:
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Слышит ли Господь такие молитвы?
Епископ Русской Православной Церкви Амвросий (Мунтяну) молился с папой Римским Франциском и патриархом Варфоломеем
21.10.2020
Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии
21.10.2020
Очковтирательство проникло и в Церковь?
«Горячие линии» ряда епархий по помощи больным коронавирусом оказались скорее «мёртвыми», чем «горячими»
20.10.2020
Закономерный итог
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)
19.10.2020
Как Калаказо рекламирует «Русскую народную линию»
О публикации «писем из Гродненской епархии» и попытках дискредитации РНЛ
19.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Собянинское десятилетие
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-10-21 21:05
Сбербанк забирает всё
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
2020-10-21 21:03
«Осеннее обострение»
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-10-21 20:59
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
2020-10-21 19:41
«Телега» РНЛ оказалась быстроходной
Новый комментарий от электрик
2020-10-21 18:58
«Врага он бил наотмашь!»
Новый комментарий от электрик
2020-10-21 18:48
Не страшись зла в сегодняшнем мире
Новый комментарий от Валерий
2020-10-21 18:08