От редакции: Публикация открытого письма семинариста Андрея Серебрича, который обвинил ректорат Парижской семинарии в филокатоличестве, вызвала широкую дискуссию, в том числе и на нашем сайте. Через месяц после публикации письма ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков) в интервью сайту «Благовест-инфо» попытался оправдаться от обвинений, заявив, что он верное чадо Русской Православной Церкви и глазами Церкви смотрит на католиков. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Сергея Серова, посвященную этой проблеме. Статью мы получили по электронной почте, но автор, судя по тексту, в курсе событий, поэтому его взгляд может помочь лучше разобраться в ситуации.
19 февраля 2010 года сайт «Благовест-инфо» опубликовал интервью [1] ректора Парижской семинарии РПЦ иеромонаха Александра (Синякова), в котором он рассказал об этом новом учебном заведении. Было интересно узнать непосредственно из первых уст о таком новаторском и особом проекте Русской Православной Церкви, о целях семинарии, предыстории ее создания, развития и т.д. последовательно и основательно, как и сам грандиозный проект.
Однако с самого начала интервью как-то странно развивается, и о главном говорится лишь после бурного оправдания отца Александра с упоминанием некоего «открытого письма» своего бывшего студента, и горячего исповедания ректором семинарии православной веры, как будто именно это и являлось настоящей целью интервью. И затем уже следует рассказ о семинарии в чрезвычайно положительном ключе. Но эта странность станет понятной позже.
Итак, отец Александр сообщает, что задачи семинарии «сформулированы в послании, которое Святейший Патриарх Кирилл направил по случаю торжественного открытия нашей духовной школы». В послании [2] Святейшего Патриарха говорится не только о подготовке высокообразованных церковных специалистов и священнослужителей, но также о «православном свидетельстве», «взаимодействии с европейской христианской цивилизацией», «выстраивании взаимоотношений с европейскими церквами», что и является причиной присутствия Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей до сих пор. Это отец Александр говорит православному «Благовест-инфо», но католическим СМИ миссию семинарии он объясняет несколько иначе.
В интернет-обсуждении упомянутого отцом Александром «открытого письма» (легко находимого с помощью любого поисковика по фразе, скажем, «открытое письмо студента Парижской семинарии» на Яндексе) есть много ссылок на подобное французское обсуждение, а также на ряд интервью отца Александра католическим СМИ, например, на которое указывает сообщение N 113. Перейдя по указанной ссылке [3] на сайт la-Croix.com (нужно суметь!) узнаем из интервью за 12.11.2009 (переводчик google вам в помощь) о небольшой, но существенной «поправке» отца Александра задачи семинарии из послания Святейшего Патриарха: «Наша цель - формирование будущих деятелей экуменического диалога и единства христиан» [4]. Даже если предположить, что слово «экуменический» во французском языке имеет более широкое значение (как «межхристианский», «межконфессиональный»), чем в русском, задача семинарии сильно расширина. Оставляя в стороне вопрос, возможно ли вообще и как нам добиваться единства внецерковных христиан, можно константировать, что семинария ставит своей целью воспитание кадров для движения, подобного увядающему Всемирному Совету Церквей, источник которого отнюдь нецерковный, или же ордену иезуитов, также находящемся в печальном состоянии, как и Католическая церковь. И в чем тогда миссия семинарии - спасать утопающее западное христианство проповедью Православия, веры Церкви, или же по любви к западному христианству в братских объятьях тонуть вместе с ним?
Такая «экуменическая» открытость отца Александра становится более понятной, если узнать о его духовном становлении и нынешней самоидентификации. Обратимся опять к ссылкам на католические СМИ в русском и французском обсуждениях того «открытого письма». В восьмом номере вестника католической архиепископии Бордо за 17 апреля 2009 года[5] на 13-й странице в заметке об отце Александре указывается, что он три года воспитывался в доминиканской общине в Тулузе (о которой есть замечательный видеоролик на youtube[6]), и что отец Александр в шутку себя называет «полу-доминиканцем, полу-православным». И какова в таком случае будет семинария, если ее шутник-ректор отец Александр «mi-dominicain, mi-othodoxe»? Семинария mi-mi? Примечательно, что об этом важном доминиканском периоде становления отца Александра совершенно не говорится в его биографии (или автобиографии?) в конце упомянутого благостного интервью на «Благовест-инфо», биография отца Александра там полностью «оправославлена».
Понятно, что такая широкая внеконфессиональная позиция молодого ректора семинарии отца Александра не может не вызывать возмущения православных христиан, и возбуждать уже его обеспокоенность, с чем и связано такое мощное оправдывание отца Александра в начале интервью. Что ж, рассказ о семинарии был красивым продолжением по входному монологу отца Александа в его интервью.
Итак, благословение высшего священноначалия Русской Православной Церкви о создании семинарии в Париже формально выполняется, но при этом ускользает из внимания ее нынешняя внеконфессиональная настроенность, и легкое и постепенное «разцерковление» «полу-христианством».
Ссылки:
[1] http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=32681
[2] http://www.patriarchia.ru/db/text/936217.html
[3] http://www.la-croix.com/article/index.jsp?docId=2401301&rubId=4078
[4] «Notre objectif est de former de futurs acteurs du dialogue œcuménique et de l’unité des chrétiens».
[5] http://bordeaux.catholique.fr/aquitaine/2009/AQ200908-bd.pdf
или http://www.calameo.com/books/00016559192f63ac8eceb
или http://bordeaux.catholique.fr/users/site/web/index.php?page=Root&portlet=Document&document_id=98
или http://www.moinillon.net/public/PDF/Aquitaine_Russes-cathos.pdf