Этот документ, конкретизирующий полномочия и права ведущих создателей военной техники, давно ждали в отечественной оборонке. Стоит напомнить, что понятие «генеральный конструктор» было уникальным явлением нашей промышленности. Эта должность появилась в СССР во времена, когда шла активная гонка вооружений с американцами и всем блоком НАТО.
Генеральным конструкторам давали поистине генеральские полномочия. В их руках сосредотачивалась огромная организационная и финансовая власть, что позволяло решать в короткие сроки сложнейшие задачи по созданию новой техники. По ряду направлений Советский Союз даже обошел Соединенные Штаты, хотя технологическая и элементная база у нас была слабее заокеанской. Генеральные имели право не только управлять теми финансами, которые выделялись на реализацию прорывных проектов. Они могли формировать конструкторские коллективы, устанавливать своим работникам индивидуальные заработные платы. А если считали, что для решения задачи не хватает промышленных площадок или полигонов, то по их запросам на самом верху оперативно решали все организационно-финансовые вопросы. И достаточно быстро возводились новые заводы или строились полигоны, причем там, где указывали генконструкторы.
Директоры особо крупных предприятий со временем тоже стали называться генеральными. А порой должность директора и ведущего конструктора сосредотачивалась в одних руках. Так что оборонкой Советского Союза реально руководили, можно сказать, дважды генералы. Если КБ занималось сразу несколькими крупными проектами, то в нем могло одновременно работать несколько генеральных конструкторов, как было, например, в ЦКБМТ «Рубин», где проектировались стратегические и многоцелевые атомные, а также дизельные подводные лодки.
На должность генерального конструктора претендент утверждался специальным постановлением Совета министров СССР по представлению Военно-промышленной комиссии. Авторитет генеральных был непререкаем.
Все изменилось с переходом на рыночные отношения. Большую часть оборонных предприятий акционировали, появились новые холдинги и корпорации. И не всегда конструкторские коллективы, руководимые, как правило, пожилыми людьми, успевали за стремительно идущими реформами. Новые собственники и назначенные ими топ-менеджеры, может быть, и разбирались в финансовых делах, но в конструкторских мало что понимали. Тем не менее, магия слова «генеральный» была столь велика, что новые хозяева отечественной промышленности тоже возжелали быть «генералами». Настоящих конструкторов-профессионалов стали оттеснять от реального управления делами даже в рамках КБ. Зато сплошь и рядом появились генеральные конструкторы с юридическим и финансовым образованием, понятия не имеющие даже об азах проектирования.
По словам генконструктора фирмы «Камов» Сергея Михеева, стало почти невозможно убедить топ-менеджеров, управляющих финансами, в перспективности новых разработок. Они и слышать не хотят о начале работ по действительно революционным проектам.
Зачем им рисковать деньгами, когда есть синица в руках - давно созданные и хорошо себя зарекомендовавшие изделия? Поэтому сплошь и рядом идет лишь модернизация давно отработанной техники, которая нередко выдается за что-то очень даже новое.
Когда появилась возможность вкладывать немалые средства в развитие промышленности, в создание перспективного вооружения, стало очевидно: настоящие генеральные конструкторы лишены тех полномочий, которые и позволяли им оперативно принимать неординарные решения, в кратчайшие сроки добиваться поистине выдающихся результатов. Все полномочия - у «юристов-экономистов».
Теперь все должно стать по-другому. Правда, в условиях существующей экономической формации генеральным конструкторам невозможно вернуть все то, чем они обладали в советские времена. Однако их новый статус позволяет создателям боевой техники разговаривать с владельцами предприятий на равных, а не быть лишь просителями.
Очень важно, что звание генконструктора с соответствующими полномочиями присваивается только по решению ВПК. Претендовать на высокую должность отныне могут лишь настоящие профессионалы, имеющие высшее техническое образование, ученую степень доктора наук и стаж работы в оборонке на инженерно-конструкторских должностях не менее десяти лет.
Генконструктор получает право принятия решений по ресурсному обеспечению проекта, реализуемого под его руководством, в том числе - по финансовым вопросам. То есть, если он обосновывает стоимость предстоящих работ, ему обязаны выделить требуемую сумму. Получил он право реально влиять и на кадровую политику.
Появление указа очень своевременно. В кратчайшие сроки необходимо создать и запустить в серию технику поистине нового века. Еще весной прошлого года Дмитрий Рогозин потребовал от оборонных предприятий и минпромторга повысить статус создателей военной техники. В частности, заместитель председателя правительства, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс страны, подчеркивал, что «крайне важно поднять престиж и репутацию креативного класса нашей российской оборонной промышленности - генеральных конструкторов». По его мнению, генконструктор должен быть системным интегратором прорывных работ.
«Генеральный конструктор это не тот, кто сидит в последнем ряду, а тот, кто обладает не только знаниями, но и толкает предприятие на риск начала новых работ», - сказал тогда Д. Рогозин.
По его инициативе был создан постоянно действующий совет генеральных конструкторов при Военно-промышленной комиссии. На таких советах ведущие конструкторы имеют возможность обмениваться идеями по созданию перспективных образцов, причем - без оглядки на финансы. Сегодня в погоне за оптимизацией денежных расходов и получением прибыли топ-менеджеры даже оборонных предприятий нередко забывают, что помимо корпоративных интересов есть и государственные. И если конструкторам удастся доказать необходимость дополнительного финансирования, им деньги дадут.
Хочется надеяться, что указ снимет многие неясности и действительно развяжет руки тем, кто не управляет финансовыми потоками, а создает настоящий продукт. Они действительно смогут творить, без особой оглядки на своих менеджеров.
«Генералы» оборонки не станут обладать финансовой властью. Но пусть попробуют те, кто этой властью обладает, не посчитаться с точкой зрения профессионала-технаря. С другой стороны, с самих генеральных спрос будет такой, что надо сто раз подумать, прежде чем дать согласие на то, чтобы занять эту должность.
Однако нельзя не сказать вот о чем. О том, что у нас явное перепроизводство ставших пресловутыми «юристов-экономистов», и нехватка хорошо подготовленных технических специалистов, говорится давно и на всех уровнях. Так же как и о том, что престиж инженеров надо повышать. Но как этот престиж повышать, если инженеру, даже в ранге генерального конструктора, отведена роль только наемного специалиста? Руководить предприятиями и целыми промышленными корпорациями до сих пор доверяют только «эффективным» менеджерам. Инженерное образование для этого совсем не требуется.
В порядке вещей, когда экономист, возглавлявший «АвтоВАЗ», сейчас выстраивает космическую промышленность. А юрист, управлявший пригородными электричками, становится чуть ли не главным оружейником страны. И, наконец, последнее назначение. Объединенную авиастроительную корпорацию возглавил опять же юрист, который сразу после окончания МГУ ушел трудиться в шоу-бизнес, пробыв в «звездных потоках» более десяти лет.
Я ни в коей мере не хочу бросить тень на управленческие способности этих людей. Вполне возможно, они просто гениальные менеджеры, которые в короткий срок поднимут на немыслимые высоты и авиационную, и космическую, и оружейную промышленность.
Вот только неужели среди тысяч и тысяч специалистов, имеющих базовое техническое образование, так и не находится «новых Королевых», способных и ракеты строить, и промышленностью эффективно руководить?
Молодые и не очень специалисты оборонки этого не понимают. Но они - люди законопослушные, будут подчиняться тем, кого им назначают в руководители. Властям ведь виднее.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/generaly_oruzhejnoj_karjery_569.htm