То, что господин В.Н.Тимофеев из Государственного Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга не хочет передавать Благовещенскую церковь Санкт-Петербургской Епархии и Александро-Невской лавре, ничего не значит. Процесс передачи церковных ценностей пошел, ведется он под руководством первых лиц государства и это только дело времени.
Что видят первым наши граждане при входе в Благовещенские ворота Александро-Невской лавры? Вход в музей городской скульптуры, где невозможно без платы почтить память таких выдающихся православных людей, как: А.В. Суворов, подвижников и ближайших родственников Петра I, которые получили упокоение в Благовещенской церкви. Здесь музейные работники возьмут деньги за вход и со школьника, и со студента. Без платы не сможете вы подняться на второй этаж и пройти в храм Святого Благоверного великого князя Александра Невского, где сейчас располагается экспозиция музея.
Интересно, что сказал бы любой из нас, если бы на кладбище, где покоятся наши предки, пускали только за деньги? Вопрос скорее риторический. Были бы возмущены! А мы говорим о национальных героях, на примере которых должно воспитываться будущее поколение.
Несколько слов для справки о Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы - это старейшая сохранившаяся церковь Александро-Невской лавры. Она двухэтажная. Освящение верхней - во имя Святого Благоверного князя Александра Невского - произошло 30 августа 1724 года в присутствии императора. В этот день сам Петр I внес в новый храм мощи Святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке они и покоились до 1790 года, после чего были перенесены в Свято-Троицкий Собор. Сейчас серебряная гробница Александра Невского находится в Государственном Эрмитаже и будет в ближайшее время возвращена на историческое место.
Уместно будет вспомнить о том, что в 1909 году в Александро-Невской лавре был создан церковно-археологический музей - Древлехранилище. Музей состоял из двадцати двух отделов и включал более 1500 экспонатов. Среди них - иконы, картины, шитье, регалии, посвященные Святому Благоверному князю Александру Невскому. Уникальной была коллекция из двух тысяч антиминсов. В 1917 году Древлехранилище для публики было закрыто, а в 1922 году власти изъяли из музея практически все ценности. Интересно, где сейчас они находятся, в каких музеях города? Если кто знает, подскажите!
Сегодня речь может идти скорее не о потере чего-то в связи с возвращением церковных построек и ценностей Александро-Невской лавре, а о существовании юридического лица, в котором уважаемый Тимофеев В.Н. занимает руководящее положение. Его позиция, без всякой иронии, понятна, так как в Музее на исторической территории Александро-Невской лавры работают люди - наши сограждане и их судьба для нас не безразлична. Стоит отметить, что у Музея городской скульптуры есть и другие многочисленные музейные объекты на территории города, и ценные работники, скорее всего, без работы не останутся.
Параллельно важно ставить и решать вопрос о сохранении тех музейных экспонатов и экспозиций, которые по теме не будут передаваться Церкви, но в настоящее время находятся на территории храмов и монастырей. Необходимо найти для них достойное место в других музеях. Ведь если передача церковных ценностей пойдет активно, то будут высвобождаться огромные площади практически во всех музеях города и страны. Освободится место в Государственном Эрмитаже, Русском музее и др. Среди перечисленных выше музеев существует практика передачи музейных экспонатов друг другу, таким образом, и здесь проблемы особой не будет.
Есть мнение, что полезно будет провести полную инвентаризацию в музеях с выявлением церковных ценностей, подлежащих передаче Церкви. Эту работу можно было бы поручить на местах комиссиям, состоящим из представителей церкви, государственных чиновников, музейных работников и общественных организаций.
Руководство страны поддерживает инициативы передачи церковных ценностей из музеев в действующие православные храмы, и это не случайно. Складирование стопками - «мертвым грузом» икон и других предметов культа в музейных запасниках, иногда без надлежащего учета, в то время, когда появляются сотни «живых» православных храмов, которым требуется утварь и иконы, на наш взгляд, выглядит не очень разумным и несправедливым. Да и давайте говорить прямо: способны ли провинциальные музеи в условиях современного дикого капитализма при недофинансировании своей деятельности хранить ценности? Выжить бы музейным работникам! Только одна из громких краж с участием работников Государственного Эрмитажа, когда из самых охраняемых хранилищ пропало более 200 драгоценных предметов, в т.ч. 14 пятикилограммовых потиров, заставляет задуматься не на шутку и о сохранности церковных ценностей в столичных музеях.
Сейчас затронут очень важный вопрос, который касается таких важных понятий как «церковная собственность». Необходимо понимать ее особенности и специфическую природу. Отметим, что затрагивая этот вопрос, мы неизбежно выйдем на понимание важнейшей проблемы - благотворительности в современной России.
Давайте заглянем в энциклопедию «Русь православная» т. «Русское хозяйство» (под редакцией О.А. Платонова). Вот, что там сказано об особой - жертвенной природе церковной собственности. Жертвенное перераспределение богатства добровольно и обусловлено религиозно-нравственным законом и регулируется по совести. Весь культ православной церкви сводится к жертве духовной и материальной. Жертва является святой т.е. в прямом смысле принадлежит Богу, жертвователь подает Богу, а не священнику, это форма отчуждения собственного богатства в пользу Божества в лице культовых учреждений - храма и его священнослужителей, в то же время жертва служит благосостоянию не только священнослужителей, но и всего народа Божия. Жертва как посвященная Богу - неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил. Посягательство на предметы культовой жертвы - это преступление перед людьми и Богом.
Законодатели, вероятно, в ближайшее время увидят и отметят факт назревающих перемен в нашем обществе, в духовно-нравственной и религиозной среде. Эти позитивные усилия наших граждан необходимо вовремя поддержать, чтобы не было конфликта между обществом и государственной властью.
Жизнь меняется, она наполняется духовной составляющей, храмы и православная вера становятся для русского человека и крещеных народов России частью жизни, а не музейным экспонатом и атрибутом или просто культурным памятником.
Чем больше духовная составляющая будет занимать сердца наших сограждан, тем острее будут ставиться вопросы о возврате церковных ценностей, церквей и храмовых комплексов. Этот процесс для современной России необратим. Всему обществу важно признать факт, а законодателям его закрепить, что в происхождении церковного богатства заложено особое экономическое культовое явление, которое должно оформляться как церковная собственность, возникающая не по коммерческим законам: «товар-деньги-товар», а по закону «лепты бедной вдовы». Постыдно брать налоги и поборы с этой лепты, что по сути пока еще практикуется в современной России, и тормозит развитие благотворительности. Постыдно и отнимать у народа Божия то, что ему принадлежит по праву.
Передача церковных объектов и ценностей должна проходить без ссор и конфликтов. В начале 90-х годов прошлого века в Пушкинском заповеднике встал подобный вопрос о передаче Русской Православной Церкви храмового комплекса Святогорского монастыря, где находится могила великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. У входа в монастырь стояли музейные ларьки, в храме располагался музей. Но постепенно полноценная, полнокровная жизнь расставила все на свои места. Святейший Патриарх Алексий II благословил, назначили игумена, появились монахи, стала зарождаться живая монастырская жизнь. И люди сюда приезжают сегодня со всех уголков мира, чтобы помолиться в действующем храме и поклониться на могиле поэта, а о музейных ларьках никто уже и не вспоминает. Да и остались другие не церковные музейные объекты поклонения А.С. Пушкина - Михайловское, Тригорское, Петровское и др. Никакой неразрешимой проблемы, таким образом, на наш взгляд, нет, и все церковные постройки и ценности должны и будут возвращены Александро-Невской лавре и другим монастырям и храмам в нашей стране.
Борис Борисович Сергуненков, член Правления Александро-Невского братства