Чем отличается кино от порно? Содержание первого - сюжет, идеи, люди, их близость (если надо по сюжету, физическая). Порнография - это когда обычно укрытые одеждой и не самые большие части тела берут крупным планом, а все остальное не важно.
Школа в одноименном сериале так и показана. Непростой мир современных детей сведен к плоскому и одновременно гротескному представлению о них (подлые распущенные хамы). Столь избирательно-кривая линза обычно применяется в информационном воздействии по особым поводам.
Конечно, притворяться и делать вид, что современным школьникам не знаком язык грузчиков, алкоголь и плотские утехи глупо. Глупо, значит вредно.
Но осознанно делать нормой, даже самими подростками (при всех их отклонениях) за норму не признаваемое, вреднее во много раз.
После того как модель поведения многократно показана тем каналом, где официально выступают патриарх, президент и премьер-министр она становится нормой.
В первую очередь в подростковой среде, где развита повышенная «усвояемость». Особенно радостно юные усваивают «разрешение» делать открыто и легально все то, что до этого делалось урывками, за углом (пока не видят родители или учителя).
Цинизм, умственная недоразвитость, жестокость, зацикленность на сексе, вульгарный жаргон, панибратство с глуповатыми и жуликоватыми учителями, демонстративное курение, питье алкоголя, - новая норма жизни для молодого человека от Первого канала. Так происходит уже не поверхностное, но самое глубинное растление.
Те же, кто не бывает среди молодежи, посмотрев сериал, и вправду представят все школьное пространство темным и не слишком чистым углом, который в школе всегда был и который, увы, заметно вырос в последние годы.
Так же в перестроечные годы люди смотрели «чернуху» и привыкали думать, что кругом она только и существует. Как и тогда, родителей и учителей нагло «кошмарят», гипертрофируя социальные уродства и приучая к пораженческой мысли о невозможности что-либо изменить.
Проблем сегодня в школе много, но вовсе не в них и уж конечно не в их решении смысл проекта. Похоже, он во все большем низведении публики (и детей, и взрослых) до состояния маргинальных героев ток-шоу Малахова. К слову, малаховская передача о деградантах - «близкая родственница» околошкольной истории - идет по тому же каналу, содержит тот же исходный посыл.
Возможно, до сих пор у кого-то оставались надежды на «исправление» и улучшение отечественного ТВ. «Школа» окончательно вытопчет их пыльными кроссовками «старшеклассника».
Речь идет о мощном разрушительном воздействии. Ежедневный двойной (с поздневечерним повтором) показ, сопутствующая раскрутка. И то, что, не являясь на данный момент активным телезрителем, я не смог избежать знакомства со «школьными» подростками - лишнее тому подтверждение.
Одна из причин, побудивших Эрнста демонстрировать проделки школяров, очевидна. Нынешняя молодежь перестала смотреть телевизор.
Не достаточно отупевший, в силу возраста живой и развивающийся мозг отказывается вкушать перестоянное варево нынешнего эфира. Начальники телевизора с ужасом наблюдают процесс потери самого активного и перспективного потребителя, объекта пропаганды и чего угодно. Как привлечь юных-молодых?
Можно, конечно, создавать качественный продукт. Помнится, у нас на телевидении добротно сработали мини-сериал по роману Достоевского «Идиот». Молодежь вдруг стала массово читать книгу. Но ведь добротно работать - значит приглашать хорошего режиссера, актеров, покупать реальный продукт или тратить деньги на его создание.
Гораздо легче предложить юнцам, а заодно и их родителям дешевку. Такую, на которую они клюнут. Кстати, в школе (про нее вроде бы в фильме идет речь) подобный прием используют негодные учителя. Называется «заигрывание с классом». Когда педагог вместо добросовестного служения начинает потакать бесчинству, а то и участвовать в оном - лишь бы обеспечить комфортное пребывание среди горячих юнцов и девиц.
Вот и Эрнст, чтобы привлечь учеников разнообразных образовательных заведений отказался от остаточных признаков серьезного медиа.
На каждую работу, в том числе и на грязную, нужен свой исполнитель. Ясно, что ни Бортко, снимавший «Идиота», ни даже младший Бондарчук за воспроизведение на экране подростковой попсы не возьмутся.
Порывшись в списках ваятелей молодежного кино, администрация Первого канала отыскала женщину странного поведения двадцати пяти лет от роду. О странности ее поведения достаточно говорит творческий (и не только) псевдоним: Гай Германика. Как говорит она сама, за прозвище (псевдоним) взято имя одного римского тирана. Нам он в свою очередь более известен по прозвищу Калигула.
Молодая режиссер клянется в любви к порнографу для эстетов Тинто Брассу. Как известно, в разгар западной сексуальной революции тот уловил конъюнктуру и подсуетился со своим «Калигулой».
В эпоху Горбачева данную фильму, изобилующую сексом, (в том числе и в извращенных формах) российские подростки разглядывали в платных «видеосалонах». Темную большую комнату оснащали парой плохих видео и стульями в несколько рядов. Комсомольские работники зарабатывали первые капиталистические деньги на нравственности и зрении последних советских девятиклассников.
Времена, конечно же, изменились, но не настолько, чтобы распространителям видеопродукции не требовалась «школьная аудитория». Как и не настолько, чтобы они стали вдруг интересоваться духовным и физическим здоровьем зрителя.
Коррективы эпохи: видеосалон разросся до размеров страны, качество изображения улучшилось, содержание продукта стало лицемернее, пошлее и подлее порнографии Тинто Брасса.
Это не удивительно. Ведь он просто снимал порно в шикарных декорациях, используя древнего Калигулу в качестве брэнда. Но назвать себя именем вождя древнеримского разврата как-то постеснялся. Многие другие далеко не безгрешные «творцы» тоже до подобного не додумались. А вот российская поклонница Брасса взяла да и назвалась. То ли в приступе нимфомании, то ли подростково эпатируя, то ли беснуясь. Так или иначе, отождествление на уровне имени с любимым героем произошло.
Оставалось начать действовать. То есть приступить к съемкам. Здесь самодельная Гай Германика также шагнула дальше былых опусов «про это». Старики довольствовались фиксацией на камеру голых тел и телодвижений. Наша же Германика занялась порнографией души. Причем души детской, подростковой. Да простит меня читатель, получилась эдакая порнографическая духовная педофилия.
Сериал «Школа», заказанный каналом, где главным менеджером работает Эрнст, появился не с бухты-барахты. Ему предшествовал полнометражный фильм Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Фильм вывозили в Канн. Там его привечали, уловив знакомо-искомый вкус русской «чернухи».
Был использован сюжет о девочках-подростках, переживающих гормональный взрыв в условиях морально разложенного и загаженного социума. Три подружки-девятиклассницы из московского Строгино готовятся к дискотеке, склочат с родителями. Говорят друг другу «Ну, чё, овца!». Мат-перемат, выпивка, травка. На «первом балу» одна напивается и засыпает в туалете, вторая обкуривается, третью насилуют.
Живописатель подростковой драмы уверяла, что за фильм ей будут благодарны школьники («Как в жизни!!!») и их родители («Лучше поймем наших детей»).
«Школа» - то же самое, только растянутое во времени, размножившееся на телеэкранах и потому немного смягченное. В зубах у школьников сигареты. Они говорят: «От меня телка залетела».
Наивное восприятие юнатов («фильм про нас») спрогнозировано очень точно. Как и растерянная реакция многих родителей, забывших, что и они когда-то проходили подростковый период. Разумеется, обстоятельства взросления изменились - раньше не было массового раннего секса, не было пива и наркотиков в школах. Нынешние дети развращены в гораздо большей степени, чем советские школьники в темно-синих асексуальных форменных пиджаках.
Однако, жизнь подростка, его становление, как было, так и остается сугубо личным душевно-духовным переживанием. У подростка, стоит заметить, помимо прыщей, повышенного либидо, радикальной оппозиции к старшим и дурацкой тяги к дурманящим веществам - есть у него, глупо ругающегося через слово матом, то, что еще Сократ назвал словом «душа».
Подростковые «муки творчества» сопряжены с «вывертами» и со всем тем, что на первый взгляд выглядит не вполне приглядно в рамках приличий и даже гигиены. Но еще более неприлично из пошлого любопытства подглядывать за молодым человеком. За его становлением. За всеми интимными болезненными процессами и «процедурами», через которые он продирается. Через слизь, кровавые сгустки и острые края скорлупы, успевшей к тому же упасть в грязь больного общества.
По-видимому, конъюнктурной и наглой Гай (или Германике?), как впрочем и менеджменту Первого канала все это кажется излишним и ненужным.
Зачем думать о чем-то, кроме рейтинга (Первый канал), кроме паблисити (Гайгерманика)? Население в подобной концепции - обыкновенная дойная корова, которую следует держать в состоянии постоянного животного отупения.
Другое дело общество. Первые робкие попытки защитить себя оно предприняло. Были заявления московских чиновников и депутата Госдумы. Возникающие обсуждения показали - адекватного понимания происходящего нет. Словно находясь под гипнозом, люди подставляют души своих и без того уже далеко не невинных детей под контрольный выстрел сериала. После его просмотра порок для них станет окончательно утвержденной, одобренной «свыше» (главным телеканалом) нормой. О каком либо воспитании далее будет говорить бесполезно.