- Сергей Васильевич, только что на «Русской линии» закончилась публикация Вашего расследования «Ювеналы в лицах». В нем обнародованы данные, характеризующие источники финансирования ювенальных идей в России со стороны так называемого «международного сообщества», а также названы конкретные исполнители зарубежного «заказа». Данные обескураживающие...
- Открытия я не совершил. Однако, когда свел воедино разрозненные источники и факты, появлявшиеся в СМИ ранее, сам удивился - насколько мощное и продуманное давление в связи с «ювеналкой» идет на общество, на высшие эшелоны власти и прежде всего на Президента России. За Президентом - так уж у нас исторически сложилось - всегда последнее слово. Привел схему (давайте ее повторим - весьма показательно. См. таблицу).
Представляете? Бедный Президент: изо дня в день, методично давит на него и на нас махина - вынь да выложь ювенальную юстицию! «Заявы», подписанные «авторитетами», ток-шоу по телевизору, интернет-порталы, бесчисленные публикации в прессе...
- Каков вывод из Вашего расследования?
- Вывод таков: действие рождает противодействие, которое всегда адекватно. Ребята, вы поняли? Так что с ювеналами в наступающем году, убежден, будет покончено!
- Кого конкретно Вы имеете в виду?
- Прежде всего предводителей - депутата Госдумы Е.Лахову и главу некоммерческой общественной организации «Нет алкоголизму и наркомании» О.Зыкова. Еще те деятели! Одна по образованию и первоначальной деятельности врач-педиатр, другой - врач-нарколог. И предыдущими своими «достижениями», и теперь, с невероятной настойчивостью, чуть ли не лбом пробивая «ювеналку» в России, они окончательно себя дискредитировали. Поверьте: скоро с этими людьми в компании за стол присесть неприлично будет! По сути, это предатели - родной страны, народа, действующие отнюдь не по неведению, но изощренно, сознательно и по западным «лекалам»!
- Сурово Вы...
- А что делать?.. За одно им спасибо: не помышляя, они способствовали дальнейшему сплочению здравомыслящих, патриотических сил. За прошедший год по «ювеналке» высказались множество известных стране священнослужителей, депутатов, педагогов, психологов, юристов, и каждый со своей, порой сугубо профессиональной, точки зрения, от навязываемых Западом идей камня на камне не оставив.
Безусловной удачей, на мой взгляд, явился опыт проведения общественных чтений в престижных московских залах, на которые пришли тысячи москвичей и гостей столицы. Рад, что непосредственное отношение к этим чтениям имеет Движение «Народный Собор», одним из координаторов которого я являюсь.
Дискуссия показала, кто инициатор. Это ООН и ее «дочки», вроде Детского Фонда (ЮНИСЕФ), Программы развития (ПРООН), а также различных правительственных агентств, представляющих ряд не совсем дружественных нам стран, и международных фондов, за которыми торчат уши транснациональных корпораций. А на «баррикадах», при регулярной моральной и финансовой поддержке вражьих сил, - Лахова, Зыков и Ко.. Показала дискуссия, и куда они нас зовут.
- Если коротко - куда?
- Альтернатив российские ювеналы - поборники прав детей нам не оставляют: осваивать «французскую модель»! Она - приоритетная. На худой конец - «шведскую».
Напомню, что в России «трудными» детьми и подростками занимается множество, но разрозненных организаций - инспекторы по делам несовершеннолетних (МВД), аналогичные комиссии, органы опеки и попечительства, социальные службы (уровень муниципалитетов). Во Франции же во главе угла этой работы - судья, который, как известно, «независим», «никому не подчиняется». Он вправе «надзирать» за процессом воспитания в семье, даже тогда, когда не совершено ребенком никаких правонарушений, за деятельностью прокуратуры, органов дознания, если правонарушение налицо. Помощь судье оказывают данные ему в распоряжение социальные работники.
Немалые права имеет и французский ребенок, вплоть до того, что может подать на родителей в суд. И в случае чего «бежит к «своему судье», потому что знает, что только в тесном взаимодействии с ней может быть найдено решение проблемы» (это я привожу цитату из ювенального издания). Добавим к этому, что во Франции практически все судьи по делам несовершеннолетних - женщины. В лице судьи несовершеннолетний находит как бы вторую «маму». А как же мама настоящая? А есть еще и папа! В итоге во Франции идет массовое изъятие детей из семей!
Повторяю - МАССОВОЕ! Причем во многих случаях - из семей, уровень образования и материального достатка которых большинству российских семей и не снился! Основанием может служить, например, «удушающая любовь» матери или отца, то есть - ЛЮБОВЬ (а не в смысле физического удушения)! Что же начнется в России, учитывая наш менталитет, нашу повсеместную нищету и нынешний чиновничий беспредел? Утрем мы нос французам!
- Что же шведы?
- «Шведская модель» - это другая сторона медали.
В Швеции недорослями занимаются социальные работники. И тоже, как и французские судьи, имеют огромные полномочия, никому практически не подчиняясь: дело-то благое - благополучие детей! При этом, представьте себе, ювенальных судов как таковых там нет (хотя нам навязывают!). Подростки до 15 лет не подсудны, а лиц, не достигших 18 лет, нельзя заключать в тюрьму... Крайнее, что грозит оступившемуся подростку, - это помещение в закрытый воспитательный дом, который более походит на санаторий, хотя и под замком. Но по выходным воспитанников отпускают домой... Носятся с «трудными» здесь, как с писаной торбой! Результат?
Как-то я уже описывал случай: шведский 16-летний подросток забавы ради насмерть зарезал случайного прохожего. И что вы думаете? «Отсидел» полгода и в соответствии с законом... вышел на свободу!
- За убийство? Полгода?!
- В санатории! Быть может, в Швеции убийство и редкость, но я, опять же, предлагаю все это экстраполировать на российскую почву...
- И все-таки непонятно - что же ювеналы предлагают? Изымать детей? Либеральничать с ними?
- Им-то понятно! А вот нас намеренно запутали.
Чтобы прояснить ситуацию, я в своем расследовании, подняв документы, обратился к первому «опыту» ювеналов в России - санкт-петербургскому. Ювеналы этот «опыт» не афишируют, поскольку завершился он, по сути, фиаско.
Началось в Санкт-Петербурге в 1999 году, закончилось через пару лет там же. Прививали «французскую модель», для чего в нескольких судах дали судьям, специализирующимся на делах несовершеннолетних, в помощь социальных работников. Как только зарубежное финансирование закончилось, закончился и эксперимент.
Тогда к Санкт-Петербургу подключились шведы - была попытка перевести «стрелку» на городские социальные службы. Тоже не получилось. В первую очередь потому, что, по окончании зарубежного финансирования, все рано «заработная плата данной категории специалистов составляет всего 1500 рублей - и это ставка социального работника самого высокого 14-го разряда!» (вновь цитирую ювеналов).
И - слава Богу! Нам наша бедность в данном случае во благо!
Только вдумайтесь: если бы у нас были средства и внедрили бы мы «ювеналку», десятки, если не сотни тысяч российских детей на странных основаниях были бы изъяты из семей, помещены в приюты, чужие семьи («французская модель»), или же (по «шведской модели») толпы отвязных убийц-малолеток бродили бы по улицам! Нам это надо? Зато финансируется «мировым сообществом»!
- Ювеналы, однако, на каждом шагу буквально кричат, что «опыт» их привился по всей России, называют десятки регионов, дело теперь - за законодательными решениями!
- Ювеналы ссылаются прежде всего на опыт Ростовской области - другого пилотного региона. Это - их «конек». Но если разобраться...
В Ростове, после неудачи в Санкт-Петербурге, в начале 2000-х была развернута вторая «экспериментальная площадка». Завершилось по окончании зарубежного финансирования с тем же успехом.
Но местное судейское начальство изыскало резервы (в собственном штатном расписании) и в ряде районов придало судьям по делам несовершеннолетних социально ориентированных помощников. Что и тиражируется сегодня в России, будто бы, по «французской модели».
Демонстрируется, что «ювенальный» судья, у которого есть этот самый помощник, лучше разбирается в судьбах подопечных, в связи с чем в каких-то процентах меньше выносится приговоров, связанных с лишением свободы, а у малолетних приговоренных меньше рецидива (повторных преступных действий). Так, вероятно, и есть, потому что - просто напросто - детям больше уделялось внимания, поэтому и решения судей более выверены. Следовательно - детям нужно уделять внимание! Но кто же спорит?!
В то же время ростовский опыт так же далек от «французской модели», как гопак от балета, и наоборот!
- Так что же - идет подмена понятий?
- По сути, так! Но очень хитро. Анализируя «эксперимент» в Санкт-Петербурге, ювеналы говорят о неком «гибриде», получившемся на здешней почве, - петербуржско-французско-шведском. Говоря о других регионах, подразумевают «элементы ювенальной юстиции». Но «гибриды», «элементы», полученные в итоге, - разве это основание, чтобы слепо копировать чей-то, к тому же, небезупречный зарубежный опыт?
- Сергей Василевич, каков этот опыт?
- В Шотландии это 8 лет за уголовное преступление для ребенка, в Англии и большинстве штатов Австралии - 10 лет. В Швеции, как уже говорилось, нет судов для несовершеннолетних, они «неподсудны» до 18 лет. В России уголовная ответственность подростку начинается с 14 лет. Все неоднозначно.
В то же время нам навязывается одна и очень жесткая модель - французская. В соответствии с ней родитель уже не родитель, государство, при всех его демократических посылах, присутствует в вашем сознании, на вашей кухне, в вашей постели. Вы - не хозяин в доме. Ваш ребенок, зайдя на сайт ростовского интернет-портала «Права ребенка - твои права!», начитается такого!
- Какого?
- А вы зайдите. И - удивитесь.
Слава Богу, что я в свое время был лишен этой возможности! В этом смысле я - живой пример, то есть бывший «трудный». Рос в интеллегентнейшей семье, но - на рабочей окраине. До 8 класса учился исключительно на «четыре» и «пять», а потом началось... В 13 лет попробовал водки и начал в открытую курить. Отец тогда меня выпорол. В первый раз - папа меня очень любил. За это действие шведы и французы посадили бы папу в тюрьму. Папа, бедный, так бы и сидел, потому что я курю по сей день. Заслуженный изобретатель России, ради спасения сына и Отечества он ничего лучшего не изобрел... Что интересно, его внуки, то есть мои сыновья, тоже отговаривают - папа, ну, бросай курить!
- С Вами, Сергей Васильевич, понятно. Но что Вы предлагаете?
- Я предлагаю уделять детям внимание.
Ювенальные суды в России фактически существуют. Напомню, что специализация судей по делам несовершеннолетних, вне зависимости от зарубежных «вспоможений», введена еще в 2000 году постановлением пленума Верховного Суда.
Что толку?